Hino S'elega – японская поэзия
Во время всемирной выставки World Expo 2005, проходившей в Японии, фирма Hino провела презентацию нового поколения роскошных автобусов S'elega. Оно продолжает род лайнеров, выпускаемых уже много лет. Предыдущая S'elega – японское произведение автомобильного искусства, создатели которого не планировали покорять сердца и кошельки европейцев. Новый автомобиль ближе к своим аналогам из Старого Cвета не только по дизайну, но и по технике.
Новая S’elega будет выпускаться в трех различных версиях: две под общим названием High Decker («высокопалубник»), третья – Super High Decker («сверхвысокопалубник»). База у всех вариантов одинаковая – 6080 мм. Полный вес новинки составляет около 15,5 т. Все модификации имеют одинаковые длину (11 990 мм) и ширину (2490 мм). А вот «по вертикали» автомобили различаются, о чем можно догадаться из названия. Крыша первых двух достигает отметки 3500 мм, при этом высота от пола до потолка в салоне различается (1970 и 1795 мм), а у Super High Decker при 4000 мм высота в салоне тоже 1970 мм.
Самый высокий «полутора-этажник» и тот, что пониже, но с высоким потолком, руководство Hino собирается отправлять на экспорт, а модификацию с низким потолком будут продавать только на внутреннем рынке. И дело здесь не только в небольшом росте среднего японца. По нормам, предъявляемым к экспортным машинам (требования ЕЭК ООН), высота от пола до потолка в салоне должна составлять не менее 190 см.
S’elega имеет совсем «неяпонский» силуэт, переднюю часть, сечение борта и стилистическое решение задней части. Глядя на обновленную модель, можно подумать, что над внешним видом и интерьером работали не только потомки самураев.
Интерьер Hino S'elega |
В последнее время во многих странах были введены требования о нанесении на переднюю часть, борта и заднюю часть автобуса, полуприцепа или длинной платформы грузовика полосы из световозвращающей пленки, чтобы повысить пассивную безопасность транспортного средства в темное время суток. Японцы эту задачу решили иначе. Под подоконным брусом ветрового стекла проложены газосветные трубки, включаемые с места водителя и неназойливо обозначающие габариты автомобиля по ширине.
Головные фары автобуса имеют пять уровней яркости свечения, в них же спрятаны указатели поворотов. Говоря о световом оборудовании, хочется отметить, что у S’elega есть не только противотуманнные, но и «фары-радары», не позволяющие автобусу приближаться к впереди идущему автомобилю на опасную дистанцию. Когда это расстояние становится критическим, а водитель не предпринимает никаких действий, центральный компьютер подает команду «притормозить». Особенно полезна такая система при «подрезании» автобуса лихачами, когда водитель просто не успевает отреагировать.
Борта автобуса довольно сложного сечения с подштамповкой, которая начинается перед передним крылом, идет вдоль всего борта и заканчивается на блоках задних фонарей. В базе расположены багажные отделения объемом от 8,6 до 10,2 м3 – в зависимости от модификации эти отсеки принудительно вентилируются свежим воздухом. Пассажирская дверь сдвигается в сторону и имеет оригинальное дополнительное нижнее окошечко, есть два варианта боковых стекол – вклеенные и опускающиеся, вставленные в рамы. А климатическая установка, спрятанная в приподнятой крыше передней части автобуса, входит в стандартную комплектацию. Другая приятная мелочь – зеркала заднего вида, помимо обогрева и электрорегулировок, снабжены омывателями.
Двигатель расположен в задней части кузова, поэтому решетка забора охлаждающего воздуха находится слева на заднем свесе. Задняя панель кузова решена в том же стиле, что и весь кузов. Весьма оригинально выглядит заднее стекло и маленький подъем на крыше, выполняющий роль антикрыла, защищающего заднее стекло направленным потоком воздуха от капель дождя.
От дорожного полотна до первой ступеньки S’elega всего 100 мм, эта высота обеспечивается пневматической подвеской, пневмоцилиндры которой находятся под контролем электроники во время движения и на стоянке.
А теперь поговорим об интерь-ере нового автобуса. При входе в S’elega у человека создается впечатление, что он попал в салон космического корабля из фантастического фильма. Чего стоит один потолок, декорированный газосветными трубками. Салон освещается лампами дневного света, встроенными в верхние багажные полки, регулируется освещение с места водителя. Кроме того, над каждой парой сидений есть индивидуальный пульт, с которого пассажир регулирует освещенность своего места, громкость трансляции и климатические параметры. На пульте есть кнопка экстренной связи с водителем и гнездо для наушников. Несколько микрофонов для связи с водителем или для любимого всеми японцами караоке закреплены и на стойках салона. А распевать любимые песни смогут 40, 44 или 49 пассажиров, в зависимости от исполнения автобуса.
На спинках комфортабельных сидений (на выбор предлагается 10 вариантов обивки) с тыльной стороны есть багажная сетка для журналов, пепельница и откидной столик. Интересно решена компоновка задней части салона в дорогих версиях автобуса. Пары сидений двух последних рядов поворачиваются на 90°. Благодаря такой трансформации организуется небольшой салон, где пассажиры сидят лицом к лицу и во время движения могут общаться друг с другом. При необходимости они смогут воспользоваться маленькой стиральной машиной, копировальным аппаратом и другой бытовой и оргтехникой, которая может быть установлена за дополнительную плату. Из специальных ниш на потолке выдвигаются плоские жидко-кристаллические мониторы, а с водительского места можно управлять аудио- и видеоцентром с CD-чейнджером и DVD-проигрывателем.
Место водителя больше похоже на кокпит реактивного самолета. Особенно это касается исполнения Super High Decker, где очень много всевозможных клавиш и кнопок. Панель приборов и ее окружение спроектированы и изготовлены по последнему слову техники, а приборы и органы управления расположены с учетом самых строгих требований эргономики.
Пассажиры сидят на полметра выше водителя (недаром это «полутораэтажник»). По правой стороне у предпоследнего ряда сидений предусмотрен аварийный выход – небольшая дверца, открывающаяся и снаружи, и из пассажирского салона. Одним словом, предусмотрено все, но как-то уж очень оригинально и нестандартно.
И в заключение несколько слов о технике. По желанию покупателя автобус может быть оснащен одним из двух двигателей объемом 12,9 л. При 2000 об/мин первый развивает 460 л.с., а второй – 380 л.с. Оба мотора дизельные с турбонаддувом и системой дожига выхлопных газов. Кроме того, на силовых агрегатах предусмотрена установка катализатора оригинальной конструкции с электронным управлением, сильно снижающим токсичность выхлопа, так что уровень загрязнения удовлетворяет нормам Euro 3 и приближается к Euro 4. Двигатели агрегатируют с механическими коробками передач. Японцы почему-то не любят ставить на автобусы «автоматы».
Новый автобус Hino S’elega весьма и весьма конкурентоспособен практически на всех основных автобусных рынках. Одним из решающих факторов в судьбе новинки станет ценовая политика компании-производителя. А последнее слово, как всегда, остается за покупателем...