Подъём спроса на рынке нового коммерческого автотранспорта РФ
Случилось то, чего все давно ждали: на рынке нового коммерческого автотранспорта РФ началась настоящая оттепель. Большинство сегментов не просто нащупали дно, но и, оттолкнувшись от него, пошли в рост. По итоговым показателям минувших 12 месяцев в минусе только иномарки LCV, остальные в плюсе. Начавшийся в середине года подъём спроса на финише 2016 года вылился в рекордные показатели сбыта. Многие даже оказались не готовы к такой ситуации – настолько затяжным было движение по нисходящей.
Лёгкие коммерческие
Подорванная репутация LCV во втором полугодии 2016 года начала восстанавливаться, и лучше всего дела в этом направлении пошли в IV квартале. Декабрь вообще укрепил веру в возрождающийся спрос, несмотря на уход некоторых моделей малотоннажников с российского рынка. Под занавес сезона рост декабря к ноябрю, по данным аналитического агентства «Автостат Инфо», составил 41,2% (годом ранее этот показатель был равен 37,9%). По отношению к декабрю 2015 года продажи новых LCV прибавили 27,3%, заказчикам отгрузили 11 542 ед.транспорта.
Рынок новых пикапов мог быть в плюсе, если бы не иномарки. Российские машины данного класса за год прибавили 11,8%, или 527 ед. (продано 5005 ед.), а вот зарубежные бренды потянули вниз: –22,8%, или –1862 ед. (продано 6304 ед.). Весь рынок пикапов составил 11 309 ед., что на 10,6%, или на 1335 ед., меньше значений 2015 года. Самые популярные модели по итогам 12 месяцев – UAZ 2363 Pick-up, Toyota Hilux, VW Amarok, ВАЗ-2349 ВИС, Mitsubishi L200. По маркам в топ-10 в плюсе все, кроме Mitsubishi на пятом месте (–1687 ед., –50,5%), Dodge на седьмом (–35 ед., –39,3%), Ford на девятом (–89 ед., –89%).
В общей палитре за 12 месяцев 2016 года рынок новых LCV не вышел в плюс, но и не обвалился. Спад составил ничтожные 0,4%, а объём продаж достиг достойные 84 442 ед.
Если рассматривать отдельно российские марки малотоннажников, то здесь есть рост: +3,4%, или 1921 ед. (всего реализовано 58 869 ед.). Не будь проблем со сбытом у УАЗа в Казахстане, вектор роста мог стать более убедительным. В то же время лидирующий ГАЗ отработал «и за себя, и за того парня», выпустив в товаропроводящую сеть ряд новинок семейства NEXT. Поддержали уровень спроса и старые модели, альтернативы которым по цене и функциональности в регионах нет.
Марка нового LCV | Январь–декабрь | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2016 г. | 2015 г. | Ед. | % | |
ГАЗ | 40 955 | 37 599 | 3356 | 8,9 |
УАЗ | 17 889 | 19 312 | –1423 | –7,4 |
Mercedes-Benz | 6552 | 8429 | –1877 | –22,3 |
Volkswagen | 5255 | 3629 | 1626 | 44,8 |
Ford | 4923 | 4754 | 169 | 3,6 |
Fiat | 2010 | 3025 | –1015 | –33,6 |
Peugeot | 1517 | 1684 | –167 | –9,9 |
Hyundai | 1469 | 1177 | 292 | 24,8 |
Citroёn | 1229 | 1448 | –219 | –15,1 |
IVECO | 1186 | 1052 | 134 | 12,7 |
ИТОГО в топ-10 | 82 985 | 82 109 | 876 | 1,1 |
Renault | 591 | 1424 | –833 | –58,5 |
Toyota | 267 | 153 | 114 | 74,5 |
FAW | 103 | 101 | 2 | 2,0 |
KIA | 102 | 236 | –134 | –56,8 |
BAW | 102 | 140 | –38 | –27,1 |
ИТОГО в топ-15 | 84 150 | 84 163 | –13 | –0,02 |
Другие бренды | 292 | 612 | –320 | –52,3 |
ВЕСЬ РЫНОК | 84 442 | 84 775 | –333 | –0,4 |
Всего российских | 58 869 | 56 948 | 1921 | 3,4 |
Всего иномарок | 25 573 | 27 827 | –2254 | –8,1 |
Подборку малотоннажных иномарок весь год лихорадило, и только в IV квартале обозначился стабильный подъём сбыта. LCV зарубежных брендов прочно обосновались в топ-10 с третьего места и далее, но плюсовые результаты здесь отмечены только у Volkswagen (+44,8%), Ford (+3,6%), Hyundai (+24,8%) и IVECO (+12,7%). Вторая половина топа констатировала отток спроса: –22,3% у Mercedes-Benz; –33,6% у Fiat; –9,9% у Peugeot и –15,1% у Citroёn. Однако на финише года эта категория транспортных средств растеряла к 2015 году 8,1%, или 2254 ед. (отгрузки достигли 25 573 ед.). На 2,5% растаяла и доля иномарок класса LCV, снизившись до 30,3%.
Любопытна рокировка самых раскупаемых моделей машин в течение года. Например, лидером в IV квартале по количественным показателям сбыта стала полуторка поколения NEXT, но по итогам 12 месяцев она чуть-чуть уступила «ГАЗели Бизнес»: продано 18 148 ед. «некстов» против 18 243 ед. «бизнесов». Но если за мерило взять динамику роста, то равных «ГАЗель NEXT» нет: +39,9%! Идущий вторым микроавтобус ГАЗ-3221 прибавил 14% (продано 4094 ед.). В тройке остался УАЗ-2206 с ростом в 13,7% (поставлено 2572 ед.).
Модель нового LCV | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | IV квартал |
---|---|---|---|---|
«ГАЗель NEXT» (4х2) | 1806 | 1677 | 2405 | 5888 |
ГАЗ-3302 «ГАЗель Бизнес» (4х2) | 724 | 893 | 1180 | 2797 |
УАЗ-3741 (4х4) | 705 | 865 | 1165 | 2735 |
ГАЗ-3221 «ГАЗель Бизнес» (4х2) | 372 | 649 | 897 | 1918 |
Ford Transit (4х2) | 485 | 565 | 826 | 1876 |
ГАЗ-2705 «ГАЗель Бизнес» (4х2) | 593 | 430 | 642 | 1665 |
Mercedes-Benz Sprinter (4x2) | 423 | 431 | 676 | 1530 |
УАЗ-3909 (4х4) | 350 | 356 | 580 | 1286 |
ГАЗ-2752 «Соболь Бизнес» (4х2) | 292 | 294 | 339 | 925 |
УАЗ-3962 (4х4) | 168 | 267 | 357 | 792 |
ИТОГО в топ-10 | 5918 | 6427 | 9067 | 21 412 |
Volkswagen Caravelle (4x2) | 193 | 205 | 310 | 708 |
УАЗ-2206 (4х4) | 177 | 176 | 331 | 684 |
FIAT Ducato (4x2) | 100 | 117 | 196 | 413 |
ГАЗ-2217 «Соболь Бизнес» (4х2) | 141 | 119 | 133 | 393 |
УАЗ-3303 (4х4) | 141 | 124 | 128 | 393 |
ИТОГО в топ-15 | 6670 | 7168 | 10 165 | 24 003 |
Другие модели | 970 | 1005 | 1377 | 3352 |
ВЕСЬ РЫНОК | 7640 | 8173 | 11 542 | 27 355 |
Всего российских | 5516 | 5893 | 8206 | 19 615 |
Всего иномарок | 2124 | 2280 | 3336 | 7740 |
Годовой рост показали ещё три модели. Ford Transit прибавил 6,9% (отгружено 4915 ед.), УАЗ-3909 набрал 4,9% (4252 ед.), ГАЗ-2752 «Соболь» ускорился на 3,5% (2982 ед.). Но есть и неудачники, чья отрицательная динамика в отдельных случаях стала неожиданностью. Например, фаворит пятнадцатого года фургон УАЗ-3741 возглавил рейтинг спада в 2016-м: продано всего 1165 ед. (–23,7%). Даже идущий третьим по объёмам продаж Mercedes-Benz Sprinter столкнулся с падением объёмов сделок купли-продажи: заказчикам передано 4967 ед., что на 23,4% меньше итогов годичной давности. Всё это говорит о том, насколько непростым был сезон-2016 для LCV.
Малотоннажники снова в плюсе!
Случилось невероятное! За первый месяц 2017 года рынок новых малотоннажных автомобилей в России вырос к январю прошлого года более чем на треть: на 38%, или на 1651 ед. Несмотря на затяжные праздники, покупателям было передано 5991 ед. LCV с иголочки (годом ранее – только 4340 ед.). Продажи машин российских марок выросли почти наполовину – на 1440 ед. (+49,4%) и составили 4354 ед., иномарки прибавили 211 ед. (+14,8%), всего их продано 1637.
Лидер среди торговых марок, ПАЗ, укрепил первую строчку ростом январь к январю в 1060 ед. (+62,1%), что при 2768 ед. проданных машин позволило поднять рыночную долю в сегменте LCV с 39,4 до 46,2%. Наконец-то вышел из минуса УАЗ: увеличение объёмов составило 175 ед. (+14,5%), до 1379 автомобилей, правда, доля уменьшилась с 27,7 до 23%. Mercedes-Benz прибавил газ в количестве 238 ед. (+74,6%) и продал 557 малотоннажников, прибавив к рыночному пирогу солидный кусочек: 9,3% в январе 2017-го против 7,4% годом ранее.
Ни одна из моделей даже близко не смогла составить конкуренцию «ГАЗели NEXT»: в январе было продано 1242 ед. (+89,3% к январю прошлого года). Даже другая полуторка из Нижнего Новгорода с индексом ГАЗ-3302 удостоилась только половины продаж лидера и с количеством 642 ед. (+24,7%) заняла второе место. На третьем Mercedes-Benz Sprinter со сбытом 475 ед. (+102%), к которому вплотную подобрался УАЗ-3741, разошедшийся в количестве 460 ед. Самыми успешными продажи были в Северо-Западном ФО (+61,8%, доля на рынке 10,8%), Сибирском ФО (+59,3%, доля 11,4%) и Приволжском ФО (+47,8%, доля 20%).
Средние и тяжёлые
Несмотря на тотальное доминирование и рост продаж, в декабре 2016-го доля КАМАЗа на рынке РФ по отношению к декабрю 2015-го снизилась с 40,6 до 38,1%. ГАЗ потерял больше: 14,6% против 19,4% годом ранее. Замыкающий первую тройку Mercedes-Benz сумел занять 6% рынка против 5,3% за минувший отчётный период.
Декабрь стал жирной точкой возрождения растущих продаж грузовиков полной массой свыше 5 т, причём как среднетоннажных (MCV), так и тяжёлых (HCV). Согласно отчётности «Автостат Инфо», финиш года в сравнении с ноябрём дал рост в 26,6%, а по отношению к ноябрю 2015-го поднял планку на 27,9%. И если к экватору сезона достижение дна падения продаж было ещё сомнительным, то потом всё пошло в духе докризисных времён: вверх и только вверх. Начиная с августа, отмечался поступательный рост сбыта новых иномарок без остановок и откатов назад. А с сентября положительный тренд поддержали грузовики российского производства.
Не секрет, что некоторые аналитики не угадали период роста и уж тем более его масштаб. Если год назад сбыт MCV и HCV провалился на 36,9%, то итоги-2016 превзошли объёмы-2015 на 11,1%. Количество переданных транспортникам новых машин составило 52 518 ед. Весь IV квартал внёс заметное оживление. Например, отечественные грузовики в ноябре прибавили 24,5%, хотя в декабре замедлились до 9%. А вот иномарки под Новый год раздухарились: динамика двух завершающих месяцев составила 77,1 и 75,1%. Показательным стал «сухой остаток»: 2016 год российские марки закончили с показателем 35 088 ед. (+14,8%), а рынок новых иномарок достиг уровня 17 430 ед. (+4,4%). Динамика спроса повлияла и на рыночный статус сегментов: техника РФ прибавила 2,1% и достигла доли в 66,8%, а удельный вес иномарок пропорционально снизился и остановился на 33,2%.
В деловых кругах позитивно восприняли новости с торговых площадок G7 или Большой семёрки (DAF, IVECO, MAN, Mercedes-Benz, Renault Trucks, Scania, Volvo Trucks). Откровенно говоря, заждались! В ноябре 2016-го объёмы продаж выросли в 2,3 раза, а в декабре – в 2,1 раза. Годовой прибыток составил 24,8%, хотя даже в самых смелых прогнозах выше 10% никто не предрекал. Суммарные продажи составили 8150 ед. Конечно, это «не убедительный» показатель на фоне значений до 2008 года, но в нынешних условиях – настоящий прорыв! Кстати, именно бурный рост спроса на новых «европейцев» существенно улучшил картину сбыта всех грузовиков.
Марка нового грузового а/м | Январь–декабрь | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2016 г. | 2015 г. | Ед. | % | |
КАМАЗ | 21 357 | 17 384 | 3973 | 22,9 |
ГАЗ | 8810 | 8154 | 656 | 8,0 |
Isuzu | 2586 | 2398 | 188 | 7,8 |
МАЗ | 2553 | 2618 | –65 | –2,5 |
Scania | 2510 | 2450 | 60 | 2,4 |
MAN | 2184 | 1787 | 397 | 22,2 |
«Урал» | 2075 | 2049 | 26 | 1,3 |
Mercedes-Benz | 2057 | 1720 | 337 | 19,6 |
Volvo Trucks | 1672 | 1026 | 646 | 63,0 |
Hyundai | 1403 | 2044 | –641 | –31,4 |
ИТОГО в топ-10 | 47 207 | 41 630 | 5577 | 13,4 |
DAF Trucks | 938 | 597 | 341 | 57,1 |
МАЗ-MAN | 756 | 807 | –51 | –6,3 |
Hino | 752 | 1430 | –678 | –47,4 |
IVECO | 745 | 425 | 320 | 75,3 |
Fuso | 618 | 661 | –43 | –6,5 |
ИТОГО в топ-15 | 51 016 | 45 550 | 5466 | 12,0 |
Другие бренды | 1502 | 1714 | –212 | –12,4 |
ВЕСЬ РЫНОК | 52 518 | 47 264 | 5254 | 11,1 |
Всего российских | 35 088 | 30 570 | 4518 | 14,8 |
Всего иномарок | 17 430 | 16 694 | 736 | 4,4 |
Отрицательная динамика спроса (–57,2%) позволила продать только 62 новых Renault Trucks. Вынужден констатировать, что последнее поколение «французов» в России пока не полюбили. Но это не значит, что так будет всегда: российское представительство прилагает усилия и на текущий год разработало новую стратегию продвижения. Результаты увидим по ходу квартальных отчётов, а выводы и обобщения отложим до разбора итогов 2017 года.
У остальных членов клуба G7 мажорное настроение: все одолели чёрную полосу и вошли в белую. Выскочками по динамике роста в процентах стали «итальянцы»: IVECO повысила обороты на 75,3% и передала новым владельцам 745 ед. техники. Справедливости ради отметим: среди них не только импортированные, но и произведённые в России грузовики от IVECO-AMT. Наконец-то рванули вверх обладатели эмблемы Iron Mark: отгрузки Volvo Trucks приплюсовали 63% и составили 1672 ед. При сохранении тренда есть основания рассчитывать, что оживится производственная деятельность на заводе в Калуге.
Более чем наполовину (+57,1%) улучшил статистику продаж DAF Trucks: перевозчики выкупили 938 ед., преимущественно в виде магистральных тягачей с колёсной формулой 4х2. Нетрудно догадаться, что в планах компании на 2017 год – преодолеть тысячную отметку и выйти на более значимый рубеж. Прибавка в 22,2% заслуженно привязана к бренду MAN, чьи количественные итоги зафиксированы в 2184 ед. При таких объёмах важнее не столько процентный, сколько численный рост и лояльность клиентов, а у немецкого бренда и то и другое налицо. За год реализация грузовых «Мерседесов» выросла до 2057 ед. (+19,6%), и это не предел. Многие перевозчики не скрывают, что ждут доступности флагманской модели новейшего поколения с двигателями Euro 5, тогда и скажут своё слово. Убедительные успехи Scania (2510 ед., +2,4%) были ожидаемы: как-никак, один из стабильных фаворитов с огромной армией преданных перевозчиков во всех регионах.
Картина по динамике сбыта грузовиков в 2016-м получилась пёстрой, как лоскутное одеяло, хотя местами без изменений. На первой строчке остался Volvo Trucks (+63%), на второй – КАМАЗ (+22,9%), на третьей – MAN (+22,2%). Следом идут Mercedes-Benz (+19,6%), ГАЗ (+8%) и сохранивший шестую строчку Isuzu (+7,8%). Ещё два участника топ-10 в плюсе: Scania (+2,5%) и «Урал» (+1,3%). И у двух марок падение продаж: МАЗ (–2,5%) и Hyundai (–31,4%). Но в целом первая десятка показала +13,4% (продано на 5577 ед. больше, чем годом ранее).
Модель нового грузового а/м | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | IV квартал |
---|---|---|---|---|
«ГАЗон NEXT» (4х2) | 458 | 525 | 618 | 1601 |
КАМАЗ-43118 (6х6) | 412 | 471 | 635 | 1518 |
КАМАЗ-65115 (6х4) | 301 | 370 | 567 | 1238 |
КАМАЗ-6520 (6х4) | 255 | 218 | 389 | 862 |
КАМАЗ-5490 (4х2) | 317 | 313 | 140 | 770 |
Mercedes-Benz Actros (4x2) | 194 | 211 | 363 | 768 |
Volvo FH-Series (4x2) | 118 | 247 | 215 | 580 |
ГАЗ-3308 «Садко» (4х4) | 98 | 125 | 196 | 419 |
DAF XF105 FT (4x2) | 87 | 144 | 166 | 397 |
ГАЗ-3309 (4х2) | 88 | 108 | 169 | 365 |
ИТОГО в топ-10 | 2328 | 2732 | 3458 | 8518 |
Scania G-Serie (4x2) | 146 | 134 | 82 | 362 |
«Урал-4320» (6х6) | 95 | 108 | 158 | 361 |
КАМАЗ-43253 (4х2) | 57 | 92 | 182 | 331 |
Isuzu NPR (4x2) | 78 | 109 | 127 | 314 |
Isuzu NQR (4x2) | 112 | 86 | 116 | 314 |
ИТОГО в топ-15 | 2816 | 3261 | 4123 | 10 200 |
Другие модели | 2100 | 2189 | 2777 | 7066 |
ВЕСЬ РЫНОК | 4916 | 5450 | 6900 | 17 266 |
Всего российских | 2943 | 3161 | 4203 | 10 307 |
Всего иномарок | 1973 | 2289 | 2697 | 6959 |
Топ-10 по динамике спроса на модели и в IV квартале, и в целом за 2016 год не показал ни одного минуса! На то они и лидеры, чтобы не терять своих позиций. Безоговорочный «царь горы», Volvo FH 4x2, остался на вершине – его сбыт вырос в 4,1 раза (продано 1067 ед.). Солидно прибавил седельный тягач КАМАЗ-5490 4х2, спрос на который увеличился в 2,6 раза (отгружено 2257 ед.). В тройку вошёл «ГАЗон NEXT» 4х2 с реализацией 5269 ед. (+63,5%). В дальнейшем эта модель имеет все шансы подняться выше: на рынок выведено несколько модификаций, которые оценили коммунальщики, производители сельхозпродукции и дистрибьюторы городской и региональной доставки. Несколько десятков машин с длинной колёсной базой и тентованной надстройкой уже окрашены в чёрный колер «Деловых линий» и другие фирменные цвета транспортных компаний.
Следующую тройку в годовом топ-10 составили КАМАЗ-6520 6х4 с реализацией 3236 ед. (+55,5%), Mercedes-Benz Actros 4х2 и 6х4 с 1741 ед. (+45%), КАМАЗ-65115 с 4846 ед. (+16,9%). Среди самых востребованных машин уверенно удержался КАМАЗ-43118 в объёме 4662 ед. (+16,4%). Набрал сторонников «Урал-4320» с отгрузкой 1087 ед. (+5,8%). Здесь сказался выход новых версий поколения NEXT, в том числе с бортовой платформой и КМУ. В позитиве среднетоннажный ГАЗ-3308 «Садко» с результатом 1410 ед. (+2,1%). Удивительно, но в топ-10 удержался ГАЗ-3309, чьи продажи упали до 1630 ед. (–23,5%). Не исключено, что в следующей годовой отчётности эта модель ещё больше сдаст свои позиции под натиском новинок, ведь рынок предпочитает лучшее.
Грузовой всплеск 2017-го
Пока готовился обзор, из «Автостат Инфо» пришли сведения о российском рынке новых грузовиков за январь 2017 года. Общий объём продаж коммерческих автомобилей полной массой более 5 тонн по отношению к январю 2016-го увеличился на 27,2%: продано 3496 ед. с нулевым пробегом, что на 748 ед. больше января 2016-го. Драйвером роста стали иномарки, чей сбыт поднялся на 42,2%, до 1155 ед. (+343 ед.). Вдвое меньшая динамика у машин российских торговых марок, чьи отгрузки прибавили 21% и достигли 2341 ед. (+405 ед.). Доля техники зарубежных брендов выросла до 33% (годом ранее было 27,2%), а доля отечественных автомобилей сократилась до 67% против 70,5% в январе прошлого года.
Лидером рынка новых грузовиков остаётся КАМАЗ с реализацией в январе 2017-го 1558 ед., что на 354 ед., или на 29,4%, больше годичных значений. Доля фаворита выросла до 44,6% против 43,8% годом ранее. На второй строчке ГАЗ с продажей 445 ед. (+5 ед., или +1,1%). При этом рыночная доля грузовиков из Нижнего Новгорода в первый месяц нового года сократилась до 12,7% (годом ранее – 16%). Замкнула топ-3 Scania с отгрузкой 200 ед. (+140, или +233,3%), что сразу сказалось на увеличении удельного веса с 2,2% в январе 2016-го до 5,7% в январе 2017-го. Самыми популярными моделями января-2017 стали КАМАЗ-6520 6х4 (451 ед. против 105 ед. годом ранее), КАМАЗ-43118 6х6 (356 ед. против 315 ед.), «ГАЗон NEXT» 4х2 (239 ед. против 204 ед.). Таким образом, тезис на преодоление дна верный: рынок растёт!
Автобусный микст
Сегмент пассажирского транспорта удивлял весь год. Это кажется немыслимым, но в декабре 2016-го прирост к декабрю 2015-го составил фантастические 91,2%. Только за один месяц было реализовано 1728 ед. новых автобусов – лучший результат за весь сезон. В декабре 2016-го отгружено 1677 ед. (+91%) новых российских автобусов и 51 ед. (+96,2%) иностранных производителей. Как сказал бы известный политик: «Процесс пошёл!».
Порадовал и IV квартал, и совокупные продажи 2016-го. По данным «Автостат Инфо», весь рынок составил 10 782 ед., что на 1901 ед. или на 21,4% выше значений 2015 года. Из этого количества 10 499 ед. составили российские лайнеры, что означает прирост в 2018 ед. (+23,8%). А вот автобусным иномаркам не повезло: платежеспособный спрос составил 283 ед., что на 117 ед. (–29,3%) ниже базы предыдущего года. Удельный вес техники отечественных брендов по итогам 2016-го составил 97,4% против скромных 2,6% у иномарок. Кстати, число торговых марок зарубежного происхождения за год уменьшилось с 16 до 14, что в очередной раз подчёркивает наличие проблем у импортёров.
В 2016 году производство автобусной техники в РФ выросло до 41,5 тыс. ед. (+14%), из которых 32,1 тыс. ед. (77,3%) составили российские машины и 9,4 тыс. (22,7%) – пассажирские лайнеры зарубежных марок. На этом фоне структура предпочтений заказчиков менялась из месяца в месяц, наглядным подтверждением чему является сопоставление итогов декабря и всего года. Скажем, на финише сезона королём процентного скачка стал Volgabus с приростом в 9,5 раз, до 38 ед., а за 12 месяцев лучшую динамику в 6,3 раза показал Yutong, поставивший 57 ед. По итогам 2016 года Volgabus довольствовался плюсом в 0,7% (продано 275 ед.) и занял седьмое место, а Yutong расположился на восьмом. Между тем в декабре по динамике китайский бренд был пятым с ростом в 2,8 раза, до 11 ед.
За полный календарный год «серебро» по динамике у ЛиАЗа (+76,6%, продано 1845 ед.), «бронза» у King Long (+73,3%, поставлено 52 ед.). Четвёртое место по темпам прироста у МАЗа с итогом в 812 ед. (+55,6%), пятое занял «Урал» с 306 ед. (+34,8%), на шестом обосновался КАвЗ с 366 ед. (+24,9%). ПАЗ продал 5836 ед. (+18,3%) и закрыл список топ-10 марок с положительной динамикой сбыта. Тандем производителей с минусовой статистикой год к году составили НефАЗ (1057 ед., –6,5%) и Irisbus (51 ед., –12,1%).
Марка нового автобуса | Январь–декабрь | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2016 г. | 2015 г. | Ед. | % | |
ПАЗ | 5836 | 4935 | 901 | 18,3 |
ЛиАЗ | 1845 | 1045 | 800 | 76,6 |
НефАЗ | 1057 | 1130 | –73 | –6,5 |
МАЗ | 812 | 522 | 290 | 55,6 |
КАвЗ | 366 | 293 | 73 | 24,9 |
«Урал» | 306 | 227 | 79 | 34,8 |
«Волжанин» | 275 | 273 | 2 | 0,7 |
Yutong | 57 | 9 | 48 | 533,3 |
King Long (KLM) | 52 | 30 | 22 | 73,3 |
Irisbus | 51 | 58 | –7 | –12,1 |
ИТОГО в топ-10 | 10 657 | 8522 | 2135 | 25,1 |
MAN | 34 | 27 | 7 | 25,9 |
Higer | 25 | 76 | –51 | –67,1 |
Golden Dragon | 17 | 31 | –14 | –45,2 |
Mercedes-Benz | 15 | 19 | –4 | –21,1 |
Zhongtong | 4 | 9 | –5 | –55,6 |
ИТОГО в топ-15 | 10 752 | 8684 | 2068 | 23,8 |
Другие бренды | 30 | 197 | –167 | –84,8 |
ВЕСЬ РЫНОК | 10 782 | 8881 | 1901 | 21,4 |
Всего российских | 10 499 | 8481 | 2018 | 23,8 |
Всего иномарок | 283 | 400 | –117 | –29,3 |
Ситуация по модельным предпочтениям российских заказчиков в чём-то повторила схему предпочтений брендов. Например, в декабре лучшую динамику в 56,5 раз (!) демонстрировал низкопольный ЛиАЗ-5292 (продано 113 ед.), а по итогам года первенствовал городской МАЗ-103 с ростом в 2,8 раза (174 ед.). Кстати, этот «белорус» в декабре был вторым с ростом в 26,5 раз, до 53 ед. Но не всем так фартило. В последний месяц года на фоне всеобщего подъёма на 1,4%, до 73 ед., снизились поставки ПАЗ-4234, а последний в топ-10 вахтовый НефАЗ-4208 на шасси КАМАЗ растерял 40% и продан в количестве только 30 ед. Эти же модели в минусе и по итогам 12 месяцев: –13,2% у «служебки» Павловского автобусного (реализовано 540 ед.) и –13,7% у «вахтовки» из Нефтекамска (продано 295 ед.).
Зато по остальным участникам топ-10 полный ажур. Второй по темпам роста ПАЗ-3204 с итогом +48,1% (отгружено 306 ед.), третьим стал ПАЗ-3203 с +44,8%, 562 ед. Следом идёт «Урал-3255» с +34,8% (961 ед.), который в IV квартале был на 11-м месте, причём в отчётности его считают вместе с вахтовыми автобусами на шасси «Урал-4320». Годовым ростом порадовал и ЛиАЗ-5292, чьё прибавление достигло 768 ед. (+31,7%). Шестым по динамике (+16,2%), но лидером по количеству продаж (3691 ед.) стал ПАЗ-3205. На седьмой строчке, сразу за ним идёт НефАЗ-5299 со скромным ростом в 0,7%, зато четвёртым по объёмам сбыта (603 ед.).
Справедливости ради нужно сказать, что погоду в отчётности традиционно сделали городские модели, поставляемые в рамках тендеров и муниципальных программ обновления парка подвижного состава. На втором месте по спросу пригородные и междугородные машины, и только следом идут «туристы». На рынке вырос интерес к модификациям «Школьник» и компактным городским автобусам российского производства. Спрос на лайнеры существенно оживился в мегаполисах и прежде всего в Москве, где за 12 месяцев продано 1524 ед. новых автобусов – почти в пять раз больше, чем годом ранее. Львиную долю в 97,8% в этом автопарке составила отечественная техника и только 2,2% – импортная.
Эксперты заявляют о дальнейшем укрупнении автобусного пирога. Только по производству на 12 месяцев наступившего года прогнозируют рост на 4%, до 43 тыс. ед. Из них ожидается около 33 тыс. лайнеров российских брендов и 10 тыс. – иностранных. Единого мнения по автобусам зарубежного производства нет, но все в ожидании стабилизации и даже небольшого роста. Предполагается, что сбыт новых автобусов в 2017 году способен показать рост в 9,8%. Минорных прогнозов на таком фоне никто не делает. Что это – эйфория или трезвый расчёт? Поживём – увидим.
Модель нового автобуса | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | IV квартал |
---|---|---|---|---|
ПАЗ-3205 (4х2) | 278 | 348 | 527 | 1153 |
ПАЗ-3204 (4х2) | 64 | 136 | 178 | 378 |
ЛиАЗ-4292 (4х2) | 110 | 72 | 135 | 317 |
ЛиАЗ-5292 (4х2) | 20 | 142 | 113 | 275 |
ПАЗ-3203 (4х2) | 37 | 61 | 160 | 258 |
НефАЗ-5299, КАМАЗ-5297 (4х2) | 17 | 28 | 142 | 187 |
ПАЗ-4234 (4х2) | 28 | 76 | 73 | 177 |
КАвЗ-4238 (4х2) | 14 | 31 | 87 | 132 |
МАЗ-203 (4x2) | 37 | 49 | 21 | 107 |
НефАЗ-4208, КАМАЗ-4310 (6х6) | 26 | 21 | 30 | 77 |
ИТОГО в топ-10 | 631 | 964 | 1466 | 3061 |
«Урал-3255, -4320» (6х6) | 21 | 23 | 19 | 63 |
МАЗ-103 (4х2) | 2 | 4 | 53 | 59 |
МАЗ-206, -226 (4х2) | 25 | 2 | 15 | 42 |
ПАЗ-3206 (4х2) | 1 | 11 | 28 | 40 |
КАвЗ-4235 (4х2) | 4 | 6 | 16 | 26 |
ИТОГО в топ-15 | 684 | 1010 | 1597 | 3291 |
Другие модели | 203 | 65 | 131 | 399 |
ВЕСЬ РЫНОК | 887 | 1075 | 1728 | 3690 |
Всего российских | 855 | 1061 | 1677 | 3593 |
Всего иномарок | 32 | 14 | 51 | 97 |
Возрождение автобусного сегмента
В январе 2017 года продано 1026 новых автобусов, что означает рост рынка в годовом выражении 70,7%. Потребителям передано 1005 пассажирских машин российских марок (+414 ед., или +70,1%) и 21 иномарка (+11 ед., или +110%). Доля отечественной техники составила 98% (в январе 2016 – 98,3%), а лайнеров зарубежных брендов – 2% против 1,7%. Первое место с приростом 68,7% и отгрузкой 533 ед. (+217 ед.) удержал ПАЗ. На втором – ЛиАЗ с продажей 209 ед. (+138 ед., или +194,4%). До 132 ед. (+57 ед., или +76%) вырос сбыт автобусов МАЗ. Тройку самых востребованных моделей составили ПАЗ-3205 (278 ед. против 199 ед. годом ранее), ПАЗ-3204 (202 ед. против 42 ед.) и ЛиАЗ-4292 (173 ед. против 20 ед.). Трио самых успешных регионов по продажам новых автобусов в январе: Центральный ФО (+263%, доля 42,1%), Уральский ФО (+200%, доля 7,6%) и Южный ФО (+185%, доля 5,6%). Положительные прогнозы не только сбываются, но и перевыполняются!