Опубликовано: ГП 02-2017
Электробус E433 Vitovt Max Electro
«Рога» – пережиток прошлого
Электробус E433 Vitovt Max Electro
Андрей Филиппов, фото автора

Слово «электробус» в последнее время звучит в среде пассажирских перевозок столь часто, что порой кажется будто вот-вот наши города наполнятся этими «экобусами», и через пару-тройку лет понятие «автобус» или «троллейбус» можно будет упоминать с приставкой «ретро». На самом деле, всё конечно же не так радужно, а появляющиеся на выставках новые модели электробусов – не более чем демонстрация возможностей производителей, хоть и с прицелом на ближайшее будущее.

Пожалуй, ближе всех к «электрификации» автобусов подошёл белорусский «Белкоммунмаш», озвучивший заключение договора с основным перевозчиком Минска – ГУП «Минсктранс» на поставку 20 (двадцати!) электробусов E433 Vitovt Max Electro уже в 2016–2017 годах. На тот момент прозвучало это довольно амбициозно и… чего греха таить, фантастически. Тем не менее 26 декабря 2016 года состоялась первая демонстрационная поездка на первом из собранных электробусов по улицам Минска!

Прагматизм в чистом виде

На самом деле это третий по счёту самостоятельный выезд E433 Vitovt Max Electro за ворота предприятия. До этого электобус уже совершил два технологических пробега по минским улицам и намотал на одометр первые 52 км, дабы не ударить в грязь лицом в ответственный момент. В третью поездку были приглашены самые заинтересованные лица: представители Мингорисполкома, потенциальные эксплуатационники, дилеры завода и журналисты, разумеется.

Красивый дисплей приборов на опытном образце так и остался «демонстрационным» – на серийных машинах комбинация приборов будет более приземлённой

Стоит отметить, что Мингорисполком на презентации традиционно представляла заместитель председателя Бирич Жанна Эдуардовна, а это уже статус. Сложилось впечатление, что кроме «внешнего эффекта» от запуска на маршруты города электробусов, Мингорисполком лелеет надежду исправить с помощью новинки и нынешнюю плачевную ситуацию со средней скоростью движения общественного транспорта по маршрутам – по крайней мере, с неприемлемых 12 до 20 км / ч. Вроде тоже не быстро, но уже что-то. Надежды эти не беспочвенны, обладая «троллейбусной» динамикой разгона, электробус избавлен от необходимости сбрасывать скорость на «стрелках» и перекрестках, а также не имеет ограничений в виде длины токоприёмников при объезде внезапно возникших препятствий. Кроме того, оригинальная компоновка семейства Vitovt с расположением дверей в пределах колёсной базы и пассажировместимость, превышающая без малого на 30 человек таковую у сочленённых автобусов, работающих на маршрутах Минска, позволят сократить время простоя на остановочных пунктах. Здесь чуть-чуть, там немного, и вот уже средняя скорость выросла.

«Шофёрский трон» – мало того, что сама кабина возвышается над уровнем пола в салоне, так и само рабочее место расположено на подиуме, являющемся по совместительству колёсной аркой

Интерес транспортников был более преземлённым: где расположены АКБ, каков доступ к ним для обслуживания, насколько функциональны те или иные решения в реальных условиях, каковы возможные модификации. Словом, никакого праздного любопытства – прагматизм деловых людей в чистом виде.

Первый пассажир

Залезать в «железные дебри» электробуса мы сегодня не будем – машина проходит отладку в реальных дорожных условиях нашей непредсказуемой зимы, и к моменту передачи заказчику в начинке электробуса могут произойти изменения. А вот об итоговой компоновке салона и его комфорте уже можно сделать определённые выводы.

К сожалению, тумбы под сиденьями левого борта никуда не исчезли, а значит, под ними будет скапливаться грязь в углах. «Социальные» места оборудованы подлокотниками Дабы сгладить эффект «глухой стены», торец салона сделан из матового стекла. На прозрачные перегородки возле дверей нанесён рисунок, дабы никто не проверил их головой на прочность Самые узкие места в проходе в районе колёсных арок – жёсткая плата за 100% низкопольность сохранилась и в электробусе. Сиденья теперь более простые, но на комфорте это не сказалось

Внутренняя планировка серийных машин не отличается от опытного образца – вход / выход через четыре двустворчатые двери с приводом прислонно-сдвижного типа (откидной пандус для колясок в проеме 3-й двери), напротив 2-й и 3-й дверей – большие накопительные площадки, расстановка сидений 4-рядная. Приятный момент – предусмотрены места под установку телемониторов в головной и хвостовой частях электробуса. Сохранилось несколько розеток и USB-разъёмов, а значит, можно будет реально подзарядить телефон во время поездки, для нашего общественного транспорта – это пока экзотика.

На ходу электробус по ощущениям напоминает троллейбус – характерное подвывание электротрансмиссии при разгоне и торможении и тишина во время остановки. Звуковой комфорт на вполне приемлемом уровне, да и общая плавность хода, я специально сел «в хвост» пустого прицепа, на твердую «4+». Очень хорошее освещение – встроенные в скаты крыши лампы дают ровный свет и имеют возможность частичного отключения.

Как и положено современной технике – диагностика систем может проводиться с обычного ноутбука всего за несколько минут, что и было продемонстрировано

Из непризнанного заводчанами, хотелось бы отметить скорость движения электробуса. Несмотря на заявленную цифру «максималки» в 60 км / ч, во время презентации Vitovt Max Electro смог легко разогнаться до более высоких цифр. Так что, вероятнее всего, «официальные цифры» – это не предел возможностей машины, а лишь принудительное ограничение, установленное для достижения озвученных цифр запаса хода в 12,5 км без подзарядки.

Кстати, при загрузке салона на 25 % электробус сумел пробежать около 18 км при этом остаток энергии батареи составил 36 %. С учётом того, что я не видел, насколько была заряжена батарея перед «стартом» (будем считать, что на 100 %), похоже, представители «Белкоммунмаша» не лукавят в заявленных данных о предполагаемом пробеге, а значит, даже при полной загрузке и стоянии в заторах, запаса хода хватит на весь путь от конечной до конечной.

Ждём конца февраля

Итак, вопрос: «Когда дело дойдёт до ходовых образцов?», – теперь неактуален. Электробус E433 Vitovt Max Electro перешёл из стадии демомобиля в разряд серийной продукции и теперь, полагаю, вам хотелось бы узнать, а готовы ли транспортники к приходу высокотехнологичной новинки? Официальный ответ в ходе презентации от работников «Минсктранса» пока не прозвучал.

Электробус E433 Vitovt Max Electro

Однако в кулуарных разговорах представители «электрохозяйства» заверили Жанну Бирич, что подводка электросетей закончена на 90 % – осталось только установить и подключить зарядные станции и можно начинать работу. Кроме того, «Троллейбусный парк № 2», куда собственно и будут поставлены электробусы E433, определился с маршрутами, подготовил техническую базу и выбрал водителей, которым можно будет доверить новинку. Да-да, за руль Vitovt Max Electro сядут водители троллейбусов, как более подготовленные к работе с электротехникой.

В настоящий момент к электробусу, кроме Минска, проявили интерес Москва, Санкт-Петербург и неозвученный заказчик из-за рубежа. Похоже, ставка на итоги эксплуатации в белорусской столице будет очень высока. Официальная передача городу первых электробусов запланирована на конец февраля, следовательно, ждать остаётся совсем немного…

Большие серые «шкафы» слева – новые зарядные станции для электробусов. Справа виден каркас головной секции ещё одного электробуса – досборка будет производиться в основном цехе
Техническая характеристика электробуса E433 Vitovt Max Electro
Параметр Значение
Полная масса, кг 28 000
Снаряжённая масса, кг 17 600
Пассажировместимость, чел.
  • в т.ч. сидя
191
38+1
Формула дверей 0–2–2–2–2
Двигатель:
  • тип
  • мощность, кВт

Электродвигатель переменного тока
180
Эффективный запас энергии, кВт∙ч 34
Стандартный зарядный ток, А 400
Максимальный зарядный ток (20 с), А 800
Время заряда, мин
  • при остатке 30%
6–9
5
Запас автономного хода, км 12,5
Колёсная формула 6х2
Электробус E433 Vitovt Max Electro
Комментировать ... >>
Loading...