<<< Назад
Беспроводная среда

«Белкоммунмаш» возвращается на рынок электротранспорта

Андрей Филиппов, фото автора

Буквально 5 лет назад этот завод был одним из мировых лидеров троллейбусостроения. Его электротранспорт считался лучшим практически на всей территории СНГ, сборкой машинокомплектов занимались предприятия сразу нескольких стран. А потом всё в одночасье рухнуло. И территория завода вместе с правами на продукцию были переданы другой компании, и понять, кто же теперь является официальным производителем электротранспорта в Белоруссии, стало весьма сложно. Завод «Белкоммунмаш» на несколько лет буквально выпал из нашего поля зрения, сражаясь с новыми реалиями…

Впрочем, дорогу осилит идущий. Как оказалось, легко перехватить гордо развивающееся знамя, но очень трудно его удержать. И ярким подтверждением тому является факт, что выпуск троллейбусов и трамваев вновь идёт под патронажем завода «Белкоммунмаш». С чем же теперь предприятие возвращается на рынок электротранспорта?

Модель 321000 – первенец в новом образе. Для тех, кому дорогая оптика Hella не нужна, проработан вариант и с нынешними блок-фарами впереди и вертикальными блок-фонарями сзади

Под проводами и без них…

Пожалуй, начать стоит с ребрендинга. Да-да, значок «Мегатрона» на передней панели ярко-жёлтого «321000» – это новый логотип «Белкоммунмаша». Возможно, он не очень хорошо вписывается в старый образ, но в дизайн новой машины логотип вошёл как единое целое.

Салон классический – упор сделан на максимальное количество «социальных» мест без подиумов, их 9 штук. Как демонстрация возможностей – в бортах розетки для зарядки ноутбуков и USB-разъёмы

Кстати, никакой особой причины, кроме как плановое обновление экстерьера троллейбуса, выпускаемого более 10 лет, нет. Как говорят заводчане, – просто пришло время. Что же, возможно, они правы… В любом случае, рестайлинг проведён, и нам остаётся только оценить его результаты. А так как дело это неблагодарное, отмечу только, что новый, «восьмиугольный» формат ветрового стекла не придётся по душе технической службе парков – слишком много вопросов с заменой, а в остальном все «OK».

А вот панель приборов осталась неизменной – аналоговые приборы, стандартные клавиши и кнопки управления. Обратите внимание на вентилятор на левой стойке – первый признак машины без кондиционера

А вот модель 32100D внешне ничем не выделяется – разве что намётанный глаз зацепится за дополнительные люки в свесе и уменьшенное по высоте заднее стекло. Но начинка машины, пожалуй, даже интереснее, чем новый дизайн коллеги по презетации. В последнее время в практику городов входит мода на маршруты, в которых частично отсутствует контактная сеть. Неважно, новый ли это микрорайон открывается или вынужденное недельное изменение маршрута из-за ремонта дороги, факт в том, что пару-тройку километров троллейбусу предстоит проезжать без доступа к внешнему источнику энергии. За смену километраж «автономного плавания» может достигать 10–15 км и без помощи мощных аккумуляторов или дополнительного дизель-генератора тут не обойтись. Вариант от «Белкоммунмаша» – литий-титанатные батареи ёмкостью 35,2 А∙ч в отдельном отсеке в корме. Время полной зарядки – 40 минут (как раз время обеда), срок службы – не менее 20 000 циклов. Реально? Ещё как!

Вся новизна модели 32100D таится за люком в корме – именно там спрятаны литий-титанатные батареи, позволяющие проходить до 15 км без питания от электросети
Плата за автономность – минус четыре места и отсутствие накопительной площадки в заднем свесе. Наличие дополнительного сферического зеркала на задней стенке, осталось для меня загадкой Обслуживать систему легко – большой люк в корме и поднимаемые крышки по бокам открывают неплохой доступ. Огорчило расположение фонарей на крышке – ночью сломавшийся троллейбус «исчезнет»

И конечно же «сладкая парочка» семейства Vitovt – одиночный электробус E420 Vitovt Electro и сочленённый E433 Vitovt Max Electro. Обе машины относятся к 4 поколению минских троллейбусов, на базе которых они и созданы. Выделяясь своим необычным дизайном, они как нельзя лучше подходят для демонстрации новых технологий и привлечения дополнительного внимания к ним.

В качестве источника энергии применяются суперконденсаторы: на «короткой» машине их ёмкость 20 А∙ч при весе 700 кг, на «длинной» – 34 А∙ч при весе 1350 кг. Запас хода невелик – чуть больше 10 км. Однако в отличие от литий-титанатных батарей на модели 32100D электробусы способны заряжаться с 30 до 100 % всего за 6 минут. Теоретически, создав инфраструктуру с зарядными станциями на плече в 5 км, можно обеспечить обслуживание маршрутов любой длины – главное, чтобы денег хватило, ибо удовольствие это весьма и весьма дорогое. Впрочем, это уже совсем другая тема…

Электробус E420 Vitovt Electro – единственный, демонстрировавшийся широкой публике. Тем не менее это самый наглядный вариант, как будет проходить процесс подзарядки в конце маршрута
Даже спустя столько лет после премьеры салон Vitovt не перестает удивлять своей компоновкой – как ни крути, но простора в самой «рабочей» части салона намного больше, чем при классической планировке Рядом с аналоговым спидометром ЖК-дисплей с набором информации о показателях работы основных систем от давления в пневматических контурах до температуры в салоне

Дела насущные

Если журналистов в основном интересовали технические новинки, то полсотни представителей транспортных предприятий, приехавших на «Белкоммунмаш» со всего СНГ, больше волновал вопрос реального применения того, что демонстрировалось на площадке. Я посетил итоговую конференцию и не пожалел об этом.

Для понимания уровня общения. Кроме генерального директор «Белкоммунмаша» Владимира Короля в президиуме сидели министр транспорта и коммуникаций РБ Анатолий Сивак и зампред Мингорисполкома Жанна Бирич. По сложившейся в Белоруссии традиции хвалебных од принимающей стороне от исполнительной власти никогда не слышно, в то же время данные с её стороны обещания стараются сдержать. Касательно прошедшей презентации, заводу, а значит, и транспортникам была обещана поддержка государства в развитии электробусов при условии чёткой программы, демонстрирующей экономический эффект от их внедрения хотя бы в долгосрочной перспективе – задача трудная, но ради покровительства государства почему бы и не попробовать.

Самая яркая и самая фантастическая модель показа – сочленённый электробус E433 Vitovt Max Electro. Поверить в то, что это предсерийный образец, сложно, и тем не менее это именно так

К тому же анонсированная на выставке «Белагро-2016» поставка 20 ед. электробусов E433 Vitovt Max Electro для работы на улицах столицы Беларуcсии, запланированная на конец текущего года, похоже, вполне реальна. Для начала это будут троллейбусные маршруты № 43 (10 км) и № 59 (12 км) с планируемой установкой зарядных станций на конечных остановках. Время зарядки не будет превышать 6 минут, что вполне достаточно для поддержания нормального графика работы. К тому же мэрия Минска таким образом пытается убить сразу двух зайцев: если проект пойдет успешно, то это подтвердит не только жизнеспособность электробусов, но и позволит сэкономить внушительные суммы на реконструкции контактной сети – на данных маршрутах её просто-напросто демонтируют. Выходит, вскоре мы увидим прорыв не только в системе «Минсктранса», но и в плане работы общественного транспорта в СНГ в целом. Так что ждём с нетерпением!

Нет – это не электричка, хотя салон сочленённика, действительно, чем-то похож на вагон. Виной тому длинная колёсная база, из-за которой площадь пола зрительно кажется больше До сих пор это самая просторная и самая светлая кабина в классе. Обратите внимание на «универсальную» панель, применяемую и на 300-м семействе, а вот дисплей приборов совершенно новый Панель приборов

Из более приземлённых проектов я бы отметил три подписанных договора по опытной эксплуатации представленных новинок:

  • в Москву должен отправиться один из электробусов (судя по состоянию готовности и тестируемому в 8-м московском парке по маршруту «Б» 43303А Vitovt Max Duo, это будет E433 Vitovt Max Electro);
  • в Санкт-Петербург уйдет модель 321000D с увеличенным автономным ходом;
  • в Чернигов поступит первый образец рестайлинговой модели 321000.

Напомню, и в России, и на Украине есть и свои производители троллейбусов, и программы типа «покупай своё». Так что устойчивый интерес к технике «Белкоммунмаша» говорит о многом.

И напоследок буквально одной строкой об узкопрофессиональном – белорусский Банк развития предлагает ВСЕМ транспортникам вне зависимости от государственной принадлежности кредиты на закупку белорусской техники от $ 1 000 000 на 5 лет (по договорённости 10 лет) под 1,79 % годовых в долларах США; 0,35 % годовых в евро и 7 % годовых в российских рублях. Это в два раза выгоднее, чем предложения российских банков! Неудивительно, что глава ГУП «МосГорТранса» Евгений Михайлов прямо на конференции изъявил желание подробнее ознакомиться с нюансами подобного кредитования. Похоже, внешние рынки у белорусов по-прежнему в приоритете, и борьба за них выходит на новый уровень по всем направлениям…

Технические характеристики транспорта, представленного на презентации
Модель
321000 32100D E420 E433
Полная масса, кг 18 000 18 000 18 000 28 000
Снаряжённая масса, кг 11 100 11 900 11 900 17 600
Пассажировместимость, чел
  • в т.ч. сидя
102
26+1
89
22+1
104
29+1
191
38+1
Двигатель:

  • мощность, кВт
Электродвигатель асинхронный
160
Электродвигатель переменного тока
140
Электродвигатель переменного тока
140
Электродвигатель переменного тока
180
Колёсная формула 4х2 4х2 4х2 6х2
Время заряда, мин Н.д. 40 6–9 6–9
Запас автономного хода, км Н.д. 15 15 12,5
Комментировать ... >>
Loading...