Модели и диорамы в масштабе 1:43 с «эффектом эксплуатации»
Долгое время считалось, что уменьшенная в 43 раза копия автомобиля должна быть словно только сошедшая с конвейера – чистая, блестящая, совсем как настоящая. Иными словами, олицетворять собой состояние автомобиля с иголочки. Так называемый «эффект эксплуатации» (запыление, загрязнение, дополнение различными аксессуарами) на моделях был как-то вне правил. И если зарубежные производители вроде британских Gorgi Toys, Matchbox, Vanguards радовали коллекционеров тематическими виньетками или моделями с фигурками, то на просторах СССР дела с этим обстояли «глухо, как в танке».
Впрочем, отдельные положительные исключения имелись. Например, известный производитель моделей, объединение «Русский вариант» под руководством Юрия Гаврилова, ещё в конце 80-х – начале 90-х годов выпускало бронеавтомобиль «Остин-Путиловец» и фигурки к нему: В.И. Ленина, революционного солдата и матроса, делались фигурки Сталина и др. Не отставали и прочие мастерские, но всё это было, что называется, капля в море…
Изменения грянули в последние несколько лет, произошли одновременно с развитием технологий и выходом на рынок новых модельных фирм. Борясь за своих клиентов, желая разнообразить перечень выпускаемой продукции, а иногда и просто для сохранения конкурентноспособности на рынке модельные мастерские, промышленные производители и мастера-одиночки с энтузиазмом взялись за дело.
Первый дивизион
Среди множества фирм, специализирующихся на имитации следов эксплуатации и создании диорам в масштабе 1:43, наиболее авторитетные и самые популярные имеют российские корни. Справедливости ради нужно отметить, что престижные мастерские работают в Республике Беларусь и на Украине, но российских больше и их ассортимент гораздо богаче. В данном обзоре расскажу о некоторых из них.
ICV. Группа мастеров-энтузиастов из Санкт-Петербурга, предлагающая высококлассные эксклюзивные копии легковых и лёгких коммерческих автомобилей. Первоначально за основу брали модели IST, вносили в них небольшие доработки и изменения, как правило, в виде перекрашивания и нанесения деколей. Впоследствии перешли на полный самостоятельный цикл изготовления моделей с нуля. В производственную программу включили модели с дополнениями в виде фигурок: сначала собственной разработки и изготовления, затем – фирмы North Star Models.
UMI. «Управление механизации Иваново» – группа моделистов из г. Иваново. Объединившись в мастерскую, они предлагают коллекционерам различные модели отечественной строительной и дорожной техники. Как правило, это не выпускаемые никем больше, полностью свои, так и конверсионные версии «стройбата» на базе промышленных моделей. Кроме того, в производственной программе есть всевозможные аксессуары для самостоятельной доработки моделей.
С 2014 года мастерская UMI начала сотрудничество с известным питерским производителем моделей DIP Models. В результате на рынке появились эксклюзивные копии советских грузовиков и их вариаций. Отличительная особенность такого эксклюзива: ограниченный тираж, дополнительная деталировка, нанесение «эффекта эксплуатации», полное соответствие реальному прототипу.
Model Stroy. «Мастер Колесов» представляет собой группу моделистов, работающих для известного интернет-магазина «Мини-Колесо». Первоначально Мodel Stroy заявил о себе как изготовитель различных декоративных элементов для «оживления» коллекции. На рынке появились киоски, газетные щиты, генераторные установки. Позже мастерская взялась за разработку масштабных копий. Особенно известны модели гусеничной техники такие, как трактора «Сталинец», «Фордзон-Путиловец», артиллерийский тягач «Коминтерн».
В настоящее время под брендом «Мастер Колесов» выпускаются диорамы с использованием элементов дружественной фирмы Model Stroy. В продуктовой линейке штучные конверсии и небольшие серии моделей, основанных в том числе на моделях промышленного производства DIP, SSM, «Аист».
Впрочем, есть и более скромные фирмы, и индивидуальные мастера, делающие «состаренные» автомобили и спецтехнику в небольшом количестве. Это нисколько не умаляет их достоинства, даже наоборот, немалая толика таких творений вмиг попадает в разряд шедевров и коллекционных раритетов. И именно такие предметы в конечном итоге выше всего и ценятся.