![Автобус MAN Lion's City A21 NL273](/article/9725-nizkopolniy-avtobus-man-lion-s-city-a21-nl273-budushchiy-gost-iz-nastoyashchego/Images/00f.jpg)
Низкопольный автобус MAN Lion's City A21 NL273
Производитель: | MAN Nutzfahrzeuge AG (Германия) |
---|---|
Модель: | MAN Lion's City A21 NL273 |
Начало продаж: | 2009 г. |
Цена:
|
250 000 евро 270 000 евро |
2005 год. На напряженном маршруте, насыщенном остановками и с большой ротацией пассажиров, основная часть которых пожилые люди, острая нехватка автобусов. Диспетчер обреченно снимает из резерва мой Ikarus 260. Рейс в одну сторону – 5 минут опоздания. Обратно – уже 10. Еще круг – и к диспечерской станции одновременно со мной с 20-минутным опозданием приходят три автобуса МАЗ-103. По команде с ЦДС меня снимают с линии в резерв. А ведь на маршрутах, где перегоны побольше, а ямы поглубже, я легко мог дать фору любому МАЗ-103. Выходит, что в идеале для каждого маршрута нужен свой автобус?
100-процентный горожанин
Не новость, что основной плюс «низкопольников» – возможность быстро произвести высадку и посадку пассажиров, и в первую очередь это актуально для пассажиров с детскими колясками и инвалидов. Для них обычно предназначен откидной трап и специальное место для крепления детской или инвалидной коляски, но ситуация с пожилыми людьми несколько иная. Старикам и родителям с детьми 2–5 лет приходится пользоваться обычными сиденьями, которые очень часто стоят на подиумах.
![Автобус MAN Lion's City A21 NL273](/article/9725-nizkopolniy-avtobus-man-lion-s-city-a21-nl273-budushchiy-gost-iz-nastoyashchego/Images/01f.jpg)
В MAN Lion's City эта проблема решена оригинально. Часть кресел сделаны полуторными и имеют откидные подлокотники. В них комфортно разместятся полные люди, можно посадить ребенка рядом, чтобы не держать его на руках. При этом проход между рядами на 330 мм шире, чем при стандартной для «низкопольников» компоновке в четыре ряда.
Для молодежи предназначена задняя часть салона. Впрочем, несмотря на подиумы и узость прохода ехать там достаточно комфортно. Косвенно об этом свидетельствует тот факт, что вся съемка салона проводилась в движении, а фото, как видите, получились четкими. Есть, правда, один подвох. Горизонтальных поручней в этой половине нет. Скорее всего, это сделано умышленно, дабы показать, что для перевозки стоящих пассажиров она не предназначена. Вот только в наших реалиях это решение не встретит понимания.
![Все сиденья за 2-й дверью размещены на подиумах и присутствует «ущелье» в проходе](/article/9725-nizkopolniy-avtobus-man-lion-s-city-a21-nl273-budushchiy-gost-iz-nastoyashchego/Images/02f.jpg)
![Сиденья на разном уровне обеспечивают дополнительный комфорт и хороший обзор](/article/9725-nizkopolniy-avtobus-man-lion-s-city-a21-nl273-budushchiy-gost-iz-nastoyashchego/Images/03f.jpg)
![Благодаря светлой окраске, салон кажется просторнее](/article/9725-nizkopolniy-avtobus-man-lion-s-city-a21-nl273-budushchiy-gost-iz-nastoyashchego/Images/04.jpg)
![«Печка» у двери растопит снег на полу](/article/9725-nizkopolniy-avtobus-man-lion-s-city-a21-nl273-budushchiy-gost-iz-nastoyashchego/Images/05f.jpg)
Описывать компоновку задней части салона версии NL273 бессмысленно, лучше взглянуть на фото. Человеку роста чуть ниже среднего (168 см), на галерке даже пригибаться не придется.
Своеобразно решен и вопрос с вентиляцией. Если не использовать кондиционер, то в распоряжении пассажиров четыре форточки и пара управляемых водителем потолочных люков. Если же кондиционер все же включить, то люки задраиваются, а откидные амбразуры просто запираются на ключ, что позволит избежать споров с пассажирами.
Как пассажир, часто пользующийся общественным транспортом для поездок с маленьким ребенком, детским велосипедом или просто с большим чемоданом, я считаю MAN Lion's City одним из немногих образцов полностью низкопольных автобусов, действительно удобных в эксплуатации…
![Трап для инвалидов откидывается вручную](/article/9725-nizkopolniy-avtobus-man-lion-s-city-a21-nl273-budushchiy-gost-iz-nastoyashchego/Images/06.jpg)
![Передняя площадка обогревается дефлектором](/article/9725-nizkopolniy-avtobus-man-lion-s-city-a21-nl273-budushchiy-gost-iz-nastoyashchego/Images/07.jpg)
![Напротив 2-й двери большая накопительная площадка](/article/9725-nizkopolniy-avtobus-man-lion-s-city-a21-nl273-budushchiy-gost-iz-nastoyashchego/Images/08.jpg)
![Полностью избавиться от ступенек не удалось](/article/9725-nizkopolniy-avtobus-man-lion-s-city-a21-nl273-budushchiy-gost-iz-nastoyashchego/Images/09.jpg)
![Стеклянные перегородки до пола не лучшее решение для российского пассажира](/article/9725-nizkopolniy-avtobus-man-lion-s-city-a21-nl273-budushchiy-gost-iz-nastoyashchego/Images/10f.jpg)
Лицом к водителю
Сев за руль, первым делом хочется осмотреться, разобраться, и желательно без подсказок. Если удалось – значит, машина понятна и эргономисты не перемудрили в своих изысканиях. На автобусе MAN все клавиши и приборы понятны, а алгоритмы их включения ясны. Даже регулировку руля, как в MAN Lion's Coach R07, искать не пришлось. Но как включить передачу, если ни рычага, ни кнопок нет? Обращаюсь за помощью к инструктору. М-да, никогда бы не подумал, что «барашек», аналогичный переключателю света, отвечает за выбор режимов ГМП. Хотя мог бы и догадаться – подписано же. Пользоваться оказалось очень удобно.
Сюрпризы на этом не закончились. Автобус настолько прост и послушен в управлении, что пару раз за первый пяток километров цеплял обочину. Посадка водителя здесь ниже, чем в микроавтобусе, и возникают ощущения, аналогичные при управлении легковой машиной, вот и забываешь о ширине. Как только понял эту особенность, все проблемы исчезли.
![Рабочее место водителя близко к идеалу. Как вам дефлекторы вентиляции?](/article/9725-nizkopolniy-avtobus-man-lion-s-city-a21-nl273-budushchiy-gost-iz-nastoyashchego/Images/13f.jpg)
В стандартном режиме движения по городу и на трассе к машине нет никаких претензий. Главное, научиться правильно использовать весь потенциал. По привычке полагая, что все варианты торможения сконцентрированы на педали, я сначала использовал ее для торможения. Мол, нажал чуть-чуть – тормозишь двигателем, а придавил сильнее – подключаются основные тормоза. Но по совету инструктора MAN попробовал использовать рычажок моторного тормоза. Коллеги, вот это вещь!!! Автобус замедляется двигателем практически до полной остановки. А главное, абсолютно не важно, какова была начальная скорость. Более того, усилие, развиваемое этим «ретардером», можно регулировать.
Автобус оказался очень маневренным. Для съемки запихнули MAN в такой закуток, куда и на более компактном автобусе не полезешь, но справились, даже наружу для корректировки выходить не пришлось. Важную роль в этом сыграли угол поворота колес, большая площадь остекления и прекрасные зеркала.
![Ремень отсутствует. Неподвижное большое стекло слева от водителя обогревается полностью](/article/9725-nizkopolniy-avtobus-man-lion-s-city-a21-nl273-budushchiy-gost-iz-nastoyashchego/Images/14.jpg)
![Круговой переключатель справа – рычаг АКП. Номер передачи – на панели](/article/9725-nizkopolniy-avtobus-man-lion-s-city-a21-nl273-budushchiy-gost-iz-nastoyashchego/Images/15f.jpg)
Очень понравилось внутрисалонное двухсекционное зеркало. Оно взаимозаменяемое с левым наружным зеркалом заднего вида. В результате в салоне не осталось укромного местечка, где «особо одаренная» недоросль могла бы незаметно от водителя сделать заметку, что он здесь был, а его колледж – сила. Но вот реальной пользы сферы у 2-й двери я не ощутил. Контролировать процесс посадки-высадки гораздо удобнее в обычную правую линзу, а пандус в наших реалиях, кроме водителя, никто откидывать не будет.
Есть и еще один нюанс, который меня насторожил. Открыванием и закрыванием двери ведают одни и те же кнопки, и определить положение двери можно только по загоревшейся при открытии лампочке. Пока все новое, проблем не вижу. Но когда привод поизносится, контакты окислятся, а дверь начнет зимой подмерзать, как определить – привод работает на открытие или на закрытие? То же самое и в час пик – пока дверь открыта, лампочка горит, а куда работает привод, непонятно.
![Салонное зеркало можно перемещать вдоль всей панели](/article/9725-nizkopolniy-avtobus-man-lion-s-city-a21-nl273-budushchiy-gost-iz-nastoyashchego/Images/12.jpg)
Самообслуживание для автобуса
Автобус статен. В нем нет особых дизайнерских изысков, и это добавляет удобств в эксплуатацию, поскольку в российских АТП основные средства вкладываются в подвижной состав, а не в оснащение вспомогательных служб. Например, применяемые автоматические мойки просто не в состоянии смыть грязь со всех труднодоступных впадин и выступов, рожденных творческой фантазией автомобильных модельеров.
Красота красотой, а сервисмену главное начинка. Что касается обслуживания, то и здесь все в порядке. Доступ к моторному отсеку открывается через кормовой капот и пару боковых люков. Сзади возможна замена ремней и различных фильтров, а сбоку очень удобно ремонтировать глушитель или снять головку блока цилиндров. Если же этого недостаточно, в салоне есть еще пара люков, через которые можно подобраться к горизонтально расположенному силовому агрегату. Кстати, своеобразное крепление сидений над моторным пандусом – следствие заботы об их использовании.
![Доступ к горизонтальному D2066LUH21 достаточно удобен](/article/9725-nizkopolniy-avtobus-man-lion-s-city-a21-nl273-budushchiy-gost-iz-nastoyashchego/Images/19f.jpg)
![Размещение АКБ продиктовано компоновкой салона](/article/9725-nizkopolniy-avtobus-man-lion-s-city-a21-nl273-budushchiy-gost-iz-nastoyashchego/Images/16f.jpg)
![Банка глушителя закреплена через резиновые шайбы](/article/9725-nizkopolniy-avtobus-man-lion-s-city-a21-nl273-budushchiy-gost-iz-nastoyashchego/Images/17f.jpg)
![Блок реле компактно спрятан в стенке кабины](/article/9725-nizkopolniy-avtobus-man-lion-s-city-a21-nl273-budushchiy-gost-iz-nastoyashchego/Images/18f.jpg)
Оригинально решена проблема с размещением АКБ. Боксы для них расположены под полуторными сиденьями по правому борту и занимают неиспользуемое пространство в салоне, а доступ к ним открывается через наружный люк.
Не забыли конструкторы и о необходимости контролировать пневмосистему. Контрольные элементы выведены под наружную крышку слева от кабины водителя, и каждый аккуратно подписан для облегчения работы.
Полная масса, кг | 18 000 |
Снаряженная масса, кг | 10 500 |
Пассажировместимость, чел количество посадочных мест |
109 27 |
Допустимая нагрузка, кг: 1-й оси 2-й оси | 6930 11 500 |
Двигатель:
|
MAN D2066LUH21, турбодизель I-6, Euro4 10 518 270 при 1900 мин-1 1250 при 1000–1400 мин-1 |
Коробка передач количество ступеней вперед/ назад |
ZF6 HP504, автоматическая 6/ 1 |
Подвеска | Пневматическая |
Тормозная система | Пневматическая, двухконтурная, дисковые с EBS, ABS, TCS |
Шины передние | 275/70 R22.5 |
Габаритный радиус поворота, м | 11,09 |
Вместимость топливного бака, л | 280 |
![Автобус MAN Lion's City A21 NL273](/article/9725-nizkopolniy-avtobus-man-lion-s-city-a21-nl273-budushchiy-gost-iz-nastoyashchego/Images/11f.jpg)
Универсал для улиц
Отечественным автобусостроителям есть чему поучиться у немецких коллег. По крайней мере, при проектировании автобусов, нацеленных на Европу. Ведь смогли же конструкторы MAN создать автобус, где забота об инвалидах продекларирована не словами, а делами. Да и водитель не будет чувствовать себя бесплатным довеском к железу. MAN показался мне очень гармоничным автобусом, в котором функциональность ни в чем не была принесена в жертву дизайну, а забота об одной категории пассажиров никак не сказалась на комфорте другой.
MAN Lion's City A21 – универсальная машина. Он легко сможет лавировать в узких улочках старых застроек и не спасует на широких проспектах новостроек. Мощный двигатель позволит без проблем преодолевать крутые подъемы, а моторный замедлитель – не перегревать тормоза на спуске. В общем, это замечательная городская машина, позволяющая без ущерба для перевозок перебрасывать подвижной состав, игнорируя в разумных пределах особенности того или иного маршрута. Но при этом она прекрасно знает себе цену, к сожалению, весьма немалую.
![](/article/9725-nizkopolniy-avtobus-man-lion-s-city-a21-nl273-budushchiy-gost-iz-nastoyashchego/Images/000-logo.jpg)
![Автобус MAN Lion's City A21 NL273](/article/9725-nizkopolniy-avtobus-man-lion-s-city-a21-nl273-budushchiy-gost-iz-nastoyashchego/Images/20f.jpg)