«ЭкспоСитиТранс-2016»
Отшумела, отгремела в Москве IV Международная конференция и выставка общественного транспорта «ЭкспоСитиТранс-2016», проходившая с 29 ноября по 1 декабря в одном из павильонов ВДНХ. В этот раз экспозицию посетило более 2000 человек, а в конференции участвовали представители 29 стран мира – неплохие цифры для профильного мероприятия, которых в последнее время проходит достаточно много. Даже Министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов выступил на пленарной дискуссии «Инновационная мобильность. Как вывести её оптимальную формулу» и 7-м Международном конгрессе ROAD TRAFFIC RUSSIA.
Впрочем, мы оставим в стороне отчёты и реляции об успехах общественного транспорта в перевозке пассажиров, ибо работы здесь непочатый край, и это понимают даже те, кто далёк от сферы, и просто пользуется городским транспортом. Намного актуальнее взглянуть на новинки, тем более, что для компактной выставки, их оказалось немало…
Разряд, ещё разряд!
Главное место в экспозиции всей выставки заняли… правильно, электробусы. Похоже, тема с беспроводными аналогами троллейбусов набирает в нашей столице нешуточные обороты. Если в прошлом году о себе заявил лишь НЕФАЗ, причём довольно скромно, то год 2016 принёс и новую модель от НЕФАЗа, и новинку из Ликино, и целое семейство «Белкоммунмаш». Впрочем, на «ЭкспоСитиТранс-2016» присутствовали лишь две из названных моделей, так что о них и поговорим.
Лидером по привлечению внимания посетителей стал электорбус ЛиАЗ-627400. Машина разрабатывалась при участии МГТУ им. Баумана и компании Siemens и базируется в кузове ЛиАЗ-5292 «олимпийской» комплектации.
В отличие от коллег по цеху «Группа «ГАЗ» не стала делать ставку на быстрозарядные литий-титанатные АКБ (LTO), а установила на свою новинку литий-марганцевые АКБ (NMC). Их особенность в том, что быстрая зарядка длится 30 минут, а медленная 4 часа. Кроме того, аккумуляторы способны выдерживать до 5000 циклов зарядки / разрядки и при этом они дешевле, чем LTO. Преимущества такого подхода – нет необходимости строить дополнительные зарядные станции на маршруте, достаточно только розеток на конечных остановках. С другой стороны, 30-минутный простой на ДС – непозволительная роскошь для общественного транспорта.
Мы уже рассказывали о сочленённом E433 «Vitovt Max Electro», поэтому отметим, что для России это премьерная демонстрация машины. К слову, белорусы подтвердили контракт с «Минсктрансом» на поставку в столицу Белоруссии 20 электробусов и заверили, что до конца 2016 года две единицы гарантированно будут отгружены.
Если же говорить о будущем электробусов в Москве, то по итогам выставки были подписаны соглашения о сотрудничестве и передаче электробусов ЛиАЗ-627400 и E433 «Vitovt Max Electro» для проведения эксплуатационных испытаний на маршрутах наземного городского пассажирского транспорта. Ждём…
Кроме того, на выставке демонстрировалась ещё одна тематическая новинка – электромобиль «ГАЗель NEXT Electro». Взяв за основу набирающий популярность ЦМФ в версии «комби», компания «СпецАвтоИнжиниринг», сохранив практически всю техническую начинку исходника, заменила «дизель» на электромотор с продолжительной мощностью 63 кВт и максимальной мощностью 98 кВт при пиковом крутящем моменте 300 Нм. Причём даже трансмиссия осталась неизменной – тяговый двигатель соединён с ней через понижающий редуктор с фиксированным передаточным отношением 2,3:1. Разумеется, переключать передачи теперь не нужно.
Запаса хода «ЭлектроГАЗели» хватает на 130 км – это немного. Но бортовое зарядное устройство позволяет пополнить запас энергии всего за 3 часа. Литиевые аккумуляторы расположены в герметичных контейнерах с подогревом под полом электромобиля, а заявленная температура эксплуатации от –25 °C до +40 °C.
Важный момент – полная масса «ГАЗель NEXT Electro» достигает 4200 кг при грузоподъёмности 1140 кг, так что для управления ею необходима категория «С» в водительском удостоверении. В настоящий момент электромобили анонсируются только на базе грузовых и грузопассажирских версий, но ведь по начинке и микроавтобус от них недалеко ушёл, так что возможны варианты.
Рельсы, рельсы…
Рельсовый городской транспорт традиционно отстаивала ПК «Транспортные системы». В этот раз она представила модернизированную версию своей флагманской модели 71-931M «Витязь М». По сравнению со своим предшественником трамвай получил новый дизайн кузова и новый интерьер кабины. А ещё в соответствии с новыми тенденциями «Витязь М» получил возможность двигаться 1,5 км автономным ходом без подсоединения к контактной сети за счёт собственных аккумуляторов, коих у него 8 штук.
Общая пассажировместимость 6-осного 3-секционного трамвая – 185 человек. Столь небольшая цифра для состава длиной 27 500 мм объясняется большим количеством сидений – 90! Впрочем, при иной планировке салона всего с 60 креслами и расчётной плотности 8 чел. / м2, пассажировместимость увеличивается до 260 человек. Страшно представить, сколько народа войдет в эту «электричку» в реальный час пик.
Кроме того, на стенде присутствовала и головная секция другой новинки предприятия – 4-осная модель 71-922 «Варяг». Характерная деталь данной машины – в 3-секционной версии, средняя не имеет колёсной опоры и держится навесу за счёт крепления к головной и хвостовой части. «В сборе» этот трёхсекционный трамвай длиной 21 420 мм рассчитан на перевозку 196 пассажиров при 38 посадочных местах.
Euroгаз
Как ни странно, но автобусная новинка была всего одна, зато какая – компания Mercedes-Benz представила в Москве свой новенький Citaro NGT!
12-метровый автобус был представлен не совсем в привычной для нас комплектации – с формулой дверей 2–2–0, характерной для пригородных перевозок, но с салоном, рассчитанным на перевозку 30 сидящих пассажиров и 58 стоящих. Кроме того, предусмотрены два места для инвалидов-колясочников. Кстати, на накопительных площадках установлены страпонтены – два одноместных и два полуторных. Последнее решение показалось весьма оригинальным, но не лишённым смысла – пассажирам с детьми на них точно будет удобно.
Впрочем, основная фишка машины – 7,7-литровый двигатель ОM 936 G мощностью 322 л.с. Рассчитанный на работу на сжатом природном газе он позволит сэкономить не только на разнице в стоимости метана и дизтоплива, но и на обслуживании – межсервисный интервал составляет 60 000 км.
Да, автобус пока не сертифицирован в России и перспективы его у нас весьма туманны, но… в поставку в 2014-м «синей сотни» Mercedes-Benz Turk O345 Conecto LF в парки Москвы тоже не очень-то верилось, однако сейчас автобусы исправно возят пассажиров. Так что поживем – увидим.
А ещё на одном из стендов красовался вполне рабочий ЛиАЗ-529222-01 аж 2012 года выпуска. Разделённый на две части яркой полосой, он был призван продемонстрировать технологии косметического ремонта эксплуатируемой техники. Честно говоря, получилось не очень, никакой особой разницы в визуальном (и тактильном) восприятии отремонтированного и исходного салона я не почувствовал, а вот что входить в автобус, у которого вышел весь воздух из пневморессор левого борта, очень неудобно, я заметил. Может, лучше вкладывать деньги в то, что действительно нуждается в ремонте?
Впрочем, для тех, кто просто любит автобусы, свою экспозицию традиционно представил музей «Мосгортранса». Отреставрированная техника, расположенная у входа, привлекала внимание всех без исключения посетителей. Тем более, что «ЭкспоСитиТранс» давно стала местом наглядного изучения современных тенденций для учеников и студентов различных транспортных учебных заведений. А желающих прикоснуться к истории было предостаточно…