Опубликовано: ГП 02-2012

Необычная русско-балтийская эмблема

До сих пор была известна одна-единственная сохранившаяся до наших дней эмблема автомобиля «Руссо-Балт». Её можно увидеть на радиаторе экспоната Политехнического музея в Москве – легковой машины «Русско-Балтийский» модели «K 12/20  P» с кузовом торпедо. Шасси № 73 серии V изготовлены в Риге в октябре 1910 года, кузов смонтирован в сентябре 1911 года. Это единственный полностью сохранившийся «Руссо-Балт», на его радиаторе единственная известная нам ранее, эмблема заводской выработки с надписью «Русско-Балтийский вагонный завод. Отдел автомобилей» и двуглавым орлом – стилизованным гербом Российской империи со всеми атрибутами императорской власти, под которым написано «Рига»…

[b]1[/b]
[b]3[/b]
[b]2[/b]
Обычная символика автомобилей «Руссо-Балт»:
1 – Эмблема машины из Политехнического музея;
2 – увеличенный фрагмент исторической фотографии;
3 – рисунок фигурки орла из фирменного каталога

Казалось бы, что уже не осталось никакой надежды на появление новых «Русско-Балтийских» автомобильных артефактов. Однако совсем недавно коллекция Яна Якушкина пополнилась уникальной реликвией. На одном из аукционов московский коллекционер приобрёл необычную и крайне любопытную бронзовую эмблему. В ней удивляет многое! Диаметр эмблемы всего лишь 26 мм, толщина основания 1 мм, по внешнему кругу основания нанесён ранее никем невиданный текст «Автомобиль Русско-Балтийского зав.[ода]». Орёл объёмный, цельнолитой толщиной 2,5 мм приклёпан к подложке и выполнен в стиле фигурок с крышек радиаторов автомобилей этой марки – с опущенными вниз крыльями, и, вероятно, буквами «РБ» на нагрудном щите. Он тоже бронзовый с сохранившейся местами позолотой, головы и корона орла частично закрывают фирменную надпись на основании. На тыльной стороне эмблемы видны следы пайки. По словам продавца, она была найдена во время раскопок.

Неожиданное появление этой необычной эмблемы вызвало среди автомобильных историков и коллекционеров бурные дебаты. Никто пока не может сделать полные выводы о её назначении – ни специалисты, ни любители. Выдвигаются разные версии, подкрепяемые различными аргументами, пересматриваются старые фотографии рижских автомобилей в надежде увидеть нечто подобное... Всё тщетно, определить с точностью сенсационную находку пока невозможно. Послушаем мнения людей, которые довольно долго и глубоко изучают историю автомобилей «Руссо-Балт».

Дмитрий Дашко

Русско-Балтийский вагонный завод, к сожалению, не оставил для потомков чёткого изображения автомобильной эмблемы в своих многочисленных каталогах, рекламных проспектах и фотографиях, однако мы имеем для сравнения подлинную эмблему на сохранившемся экземпляре модели «К 12» и огромное количество фотографий автомобилей с такой же эмблемой.

Я с самого начала скептически отнёсся к найденному раритету. Во-первых, он был обнаружен в земле, а внешний вид его говорит о полном отсутствии коррозии. Во-вторых, на всех автомобилях «Руссо-Балт» с 1909 по 1915 год устанавливался совсем другой логотип, судя по всему отчеканенный (как монета), в два раза больше размером, чем найденная. На автомобилях всех моделей РБВЗ всегда неизменно присутствовала одна и та же эмблема. Можно предположить, что она образца 1916–1918 годов, когда автомобили собирали не в Риге (надпись «Рига» внизу отсутствует). Но на фотографиях с автомобилями этого периода мы вообще не находим никакой заводской символики, кроме диагональной надписи на радиаторе – «Русско-Балтийский». Возможно, новую эмблему в то время не могли изготовлять, а старую, с символом царского двуглавого орла, нельзя было ставить по политическим мотивам. Это же и относится к автомобилям завода «2-й «Руссо-Балт» в Москве, который до революции ещё только строился и никакие автомобильные заготовки производить сам не мог. На автомобилях «Руссо-Балт» 1923 года объединения «Промбронь» стояла уже совсем другая эмблема.

Теперь рассмотрим находку. Меня смущает грубая отливка орла. Птица изображена совсем в нетипичном стиле – крыльями вниз, хотя на всех печатных орлах РБВЗ крылья были раскрыты в обратную сторону.

Если посмотреть на эмблему с художественной точки зрения то, кажется, что она сделана нелепо и безвкусно (для автомобилей старались так не делать). Орла при изготовлении явно подгоняли по ширине центрального круга, ибо по высоте он закрыл часть надписи, чего, согласитесь, быть никак не должно. На то она и надпись, чтобы читаться. Размер эмблемы такой же, как 10-рублевая монета, слишком мелкая, чтобы можно было ее разобрать на передке автомобиля. Получается полный «винегрет», не имеющий логической последовательности.

Что касается самой надписи – она полностью отличается от стандарта РБВЗ, да и вообще нелогична. Задача автомобильной эмблемы нести наименование товарного знака или название производителя. В нашем случае на эмблеме надпись начинается со слова «Автомобиль». Вы видели когда-нибудь эмблему с надписью «Автомобиль «Форд» или «Автомобиль ВАЗ»? Это просто абсурд, так как автомобильный логотип уже своим нахождением априори указывает свою принадлежность к автомобилю. Даже если учесть то, что РБВЗ выпускал совершенно другую продукцию, то этот факт всё равно удивляет. На других табличках РБВЗ не указывал – вагоны это или самолёты, а рекламировал свою продукцию под единой торговой маркой, это принятый закон для всех предприятий.

Создается такое ощущение, что нам специально хотели указать на то, что «это» относится к автомобилю. Поскольку по всем признакам эта эмблема не могла стоять на радиаторе спереди, то скорее всего это атрибут какого-нибудь заводского ящика с частями автомобиля или с чемодана с инструментами, который прилагался покупателю автомобиля. Допускаю, что такой знак приваривали к двигателю «Руссо-Балта», но зачем тогда отливать фигурку орла для этого? Я также не исключаю, что это просто грубая подделка и мошенники даже не знали, где взять настоящий образец для подражания.

Мой вердикт такой: возможно, это подлинная эмблема дореволюционного периода, никак не относящаяся к автомобилю, а является в лучшем случае частью заводского инвентаря, либо это обычная подделка под старину.

Станислав Кирилец

К концу первого десятилетия ХХ века у производителей автомобилей практически всех стран мира уже сложились общепринятые традиции. Одна из них – установка фирменных эмблем и табличек на определённых узлах машин, в первую очередь – на верхнем резервуаре радиатора. Но и на других частях ставились эмблемы, таблички и логотипы: на шасси, на защитных крышках ступиц колёс, на блоке цилиндров (у «Руссо-Балтов» на двигателе обычно была надпись Р.Б.В.З., отлитая в одной форме с блоком), на крышке коробки передач, на боковых панелях кузова и некоторых других узлах. Внимательно расматривая сотни фотографий автомобилей «Руссо-Балт» разных годов выпуска, я увидел практически везде одинаковую эмблему, похожую на логотип машины из Политехнического музея. Пожалуй, единственное отличие заключается в том, что площадка под орлом обычно темная, а под круговой надписью светлая. На московском «Руссо-Балте» – с точностью наоборот. Возможно, мы имеем дело с ошибкой реставраторов, в данном случае это не столь важно. Важно то, что, несмотря на разные размеры эмблем, все они по стилю идентичны. Любопытно и то, что даже на самом первом шасси «Руссо-Балт» стояла такая же эмблема на боковой части рамы, хотя доподлинно известно, что два первых шасси РБВЗ импортировал из Бельгии. Эмблемы на рамах были самые крупные, на ступицах колёс и радиаторах первых моделей значительно меньших размеров. В 1913 году РБВЗ выпустил новый радиатор овальной формы, на котором заводской знак увеличили. В 1914–1915 годах появился радиатор с выпуклым и немного заострённым верхним бачком, на нём ставили эмблему уменьшенного размера, а вскоре она и вовсе исчезла. В военные годы исчезли знаки и со ступиц колёс. Однако все известные заводские эмблемы автомобилей РБВЗ значительно крупнее, чем артефакт из коллекции Я. Якушкина, что заставляет задуматься о назначении и подлинности предмета...

Действительно, новый артефакт выглядит крайне необычно. Возникает ряд вопросов, на которые трудно найти логический ответ. Маленький размер эмблемы и позолота орла говорят о том, что она не могла служить элементом внешней декорации машины. Невозможно себе представить позолоченных рельефных орлов на ступицах колёс, где они постоянно подвергались бы воздействию грязи. Хотя на кузовах автомобилей из императорского гаража устанавливались позолоченные короны, кстати, тоже весьма маленькие. Эмблемы с орлами могли крепиться на внутренних элементах автомобиля. Например, на центральной гайке рулевого колеса; на ручном масляном насосе, прикреплённом у «Руссо-Балтов» к рулевой колонке; на приборном щитке или отдельных приборах… Или же на ручках выдвижных ящичков, интегрированных в салоне – такие ящички РБВЗ заказал в Бельгии ещё в 1908 году вместе с большим числом дверных замков, на которых я тоже могу себе представить подобную эмблему. Именно её мелкий размер наводит меня на мысль об элементе декорации автомобиля в качестве дополнительной комплектации.

Смущает то, что орёл закрывает частично надпись на подставке. Но предположим, что этот предмет в стандартном виде был полностью штампованным, а с приклёпанным орлом употреблялся исключительно для дорогих модификаций «Руссо-Балта». Внешний вид орла не похож на стандартный логотип РБВЗ, но соответствует фигурке с радиатора. Можно объяснить и несколько грубоватое литьё орла – в те годы это было не исключением, орлы на пробках радиаторов «Руссо-Балтов» и фигурки с радиаторов иностранных машин тогда редко отличались тщательной отделкой. Нелепую надпись «Автомобиль» на эмблеме автомобиля тоже можно объяснить. Известно, что РБВЗ заказывал в Бельгии таблички с надписью «Помпа», устанавливаемые на водяной насос. Аналог: на заводских кузовах немецких автомобилей «Мерседес» ставились таблички с надписью Original Daimler-Karosserie («Настоящий кузов «Даймлер»). На заказных кароссери производства сторонних фирм крепились подобные таблички с именем кузовного ателье. К тому же мы не знаем, что точно было написано на других эмблемах «Руссо-Балтов», кроме сохранившегося в Москве «К 12». Даже при сканировании исторических фотографий в самом крупном разрешении текст на знаке прочитать невозможно.

Следы припоя на эмблеме свидетельствуют, что она крепилась к металлической детали. Категорически исключить версию, что данный артефакт являлся украшением не автомобиля, а, например инструмента, я не могу. Однако представить себе его на гаечном ключе мне очень трудно. Полагаю, этот знак относится к ранним сериям дорогих заказных «Руссо-Балтов» 1911–1913 годов.

По поводу подлинности эмблемы у меня нет никаких сомнений. Слишком уж она необычна. Мастера подделок берут, как правило, в качестве эталона всем известные образцы. А такое выдумать трудно, практически невозможно – для этого нужна очень богатая фантазия!

Комментировать ... >>