<<< Назад
Предотвращение, спасение, помощь (Часть 2)

Музей пожарной техники Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России

Донат Гришин, фото автора

Прошло более 6 лет после открытия Аллеи Славы перед Ивановским институтом противопожарной службы МЧС, который теперь преобразован в академию.

Инициативная группа продолжила поиск натурных раритетных образцов пожарной техники, которые после реставрации и определения ТТХ выставлялись на свободные площадки аллеи на проспекте Строителей, д. 33, перед музеем пожарной техники.

На вооружении ивановских пожарных находятся весьма уникальные экземпляры пожарно-технического вооружения, которые появляются не только на парадах, но и тушат торфяники. Многофункциональный пожарный микроавтомобиль повышенной проходимости [b](МПМПП) «Доброволец-01»[/b] был разработан Ивановским институтом ГПС после сильных лесных пожаров 2010 г. с подачи Шойгу. Он создан на заднеприводном багги «Кинешма Кросс М-79014» кинешемского завода «Автоагрегат» и оборудован тульским дизелем Т-450/30. В оснащение мотоколяски входят огнетушитель ОП-35, раскладная лестница 5 м, генераторы огнетушащего аэрозоля, диэлектрический комплект, противоожоговая аптечка, средства защиты дыхания, спасательная верёвка, шанцевый инструмент и мотопомпа, которая позволяет подавать воду из водоёма на 160 м

Так как раритетной техники становилось всё больше и больше, возник вопрос: где её разместить? Выход скоро был найден буквально за углом: на боковой улице Шубиных, напротив дома 9 был произведён ремонт теплотрассы, располагающейся под бульваром. Рекультивированную территорию бульвара было решено использовать в качестве экспозиции для тяжёлой раритетной пожарной техники.

Широким мазком в экспозиции под открытым небом выглядит небольшая детская площадка с дворовыми аттракционами (горки, качели, архитектура малых форм) с символикой и окраской МЧС. Некогда запущенный бульвар в спальной новостройке приобрёл неповторимый лоск. Подобного сочетания, где общедоступный в любое время суток музей с живой техникой соседствует с детской игровой зоной прямо на улице, нет нигде в мире! Здесь проводят досуг не только жители и детвора из окрестных домов, но и в уик-энд приезжают гости из других районов города. Поэтому традиционные реквизиты для посещения выглядят до банальности просто.

Пополнение в коллекции Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России

Реплика [b]пожарной кареты-телеги Густава Листа[/b]. Предназначена для доставки к месту пожара личного состава, наружного пожарного насоса и прочего пожарно-технического вооружения. Пожарный 2-цилиндровый насос выпускался в конце XIX века на заводе Густава Листа, расположенном в самом центре Москвы, на Софийской набережной (д. 12/ 14), напротив Кремля. В оборудование кареты входили пожарный 2-цилиндровый насос производительностью 153 л/ мин, гибкий всасывающий рукав с фильтром, пожарный рукав с брандспойтом. Привод насоса от двух пар рук
[b]БРДМ-2 (ГАЗ-41)[/b] разработана в КБ ГАЗ и производилась серийно в 1963–1989 гг. Арзамасским машиностроительным заводом. Главная особенность машины – высокая проходимость, шасси с регулировкой давления в шинах, дополнительно выдвигающиеся под днищем колёса. На машине установлен лафетный ствол ПЛС-60, внутри – ёмкость для огнетушащей жидкости
[b]Пеноподъёмник на шасси АТ-Т (изделие 401)[/b] с заводским № 101052. Грузовая металлическая сварная платформа позволила смонтировать подъёмно-поворотную телескопическую стрелу-лестницу, к вершине которой крепятся средства для подачи воздушно-механической пены. Машина использовалась на опорных пунктах тушения крупных пожаров и предназначалась для доставки к месту пожара пожарного расчёта, оборудования, огнетушащих средств при ликвидации пожара на крупных НПЗ, наземных и подземных резервуаров нефтебаз. Кабина унифицирована по дверям и стёклам с ЗИС-150, но за счёт вставки позволяет разместить уже четыре человека, вместо трёх у ЗИСа

В экспозиции на новой площадке на ул. Шубиных разместилась следующая техника

[b]Быстроходная траншейная машина (БТМ)[/b] для устройства траншей в различных грунтах (до III категории) выпускалась с 1957 г. на Дмитровском экскаваторном заводе. Базовый артиллерийский тягач АТ-Т (изделие 409У) создан на харьковском заводе транспортного машиностроения с применением узлов и агрегатов танка Т-54 для обеспечения высокой проходимости. В качестве рабочего оборудования применён ротор с восемью ковшами ёмкостью по 160 л. Максимальная производительность машины при ширине траншеи по верху 1,1 м, по дну – 0,6 м и при глубине 1,5 м – 800 м/ ч. Масса – 26,5 т. Максимальная скорость – 35 км/ ч. Производительность при глубине траншеи 1,5 м – 350 м/ ч. Расчёт – 2 человека
[b]АЛ-30(131)ПМ-506[/b] – автолестница, смонтированная на шасси ЗИЛ-131. Максимальный вылет стрелы от оси вращения основания с нагрузкой на вершине 100/300 кг – 24/18 м. Угол поворота вправо-влево 360°, по вертикали –7°... +73°
Котлованная машина [b]МДК-2М[/b] ижевского завода «Строммашина». Представляет собой землеройную машину на базе артиллерийского тягача АТ-Т (изделие 409У) и предназначена для отрывки котлованов в различных грунтах (до IV категории включительно). Имеющееся на машине бульдозерное оборудование БТУ-55 позволяет проводить планировку площадок. Запас хода 500 км, размер траншеи 3,5х3,5 м. Максимальный угол подъёма – 20°, глубина брода – 1 м
Гусеничная пожарная машина высокой проходимости [b]ГПМ-54[/b] разработана 482-м конструкторско-технологическим центром Министерства обороны СССР в 1978 г. Мелкосерийное производство машин этого типа на базе танков Т-54 и Т-55 с бульдозерным отвалом БТУ-55 освоил 17-й бронетанковый ремонтный завод. ГПМ-54 предназначена для тушения пожаров различных классов при помощи воды, воздушно-механической пены, а также доставки к месту пожара расчёта, пожарно-технического оборудования, огнетушащих средств, для проведения аварийно-спасательных работ на предприятиях, складах взрывчатых веществ и ракетно-артиллерийских боеприпасов, а также в условиях химического заражения. Вместо башни установлена цистерна на 9000 л для воды с баком для пенообразователя. Над силовым отделением расположен откидывающийся кузов с порошковой установкой и пожарно-техническим оборудованием. Масса с полной нагрузкой 43 т, скорость движения по шоссе 20 км/ч. Подача насосом ПН-60б при 2000 об/мин и напоре 100 мм/вод. ст. (1 кгс/м<sup>2</sup> или 980 Па) составляет 60 л/с. Лафетный ствол с дистанционным управлением из кабины – комбинированный, стационарный с расходом воды 40 л/с, дальность подачи сплошной водной струи – 60 м, пенной струи (при кратности 10) – 36 м
Бронетранспортёр колёсный [b]БТР-80[/b]. Плавающая высокозащищённая боевая машина укомплектована противопожарным оборудованием для тушения внутренних пожаров. В МЧС применяется для различных технических целей, возникающих при ЧС. Запас хода – 500 км, экипаж  – 10 человек, масса машины – 13,6 т, колёсная формула – 8х8, скорость по шоссе – 80 км/ч, по воде – 9 км/ч
Бронированная машина радиационной и химической разведки [b]БРДМ-2РХ (ГАЗ-41-05)[/b]. На корме машины на кронштейнах смонтированы магазины, из которых при движении в грунт выстреливаются флажки с надписью «Заражено»
[b]ПМГ-36-АЦ(63)-19[/b] выпускали в 1962–1967 гг. на Варгашинском, Кустанайском и Грабовском заводах. Широко распространённая автоцистерна применялась в небольших городах, сельской местности и в лесопожарных службах. Расчёт – 5 человек, водный бак на 1100 л (на 150 л больше, чем у предыдущей ПМГ-М АЛП-20(63)-19), бак для пены – 50 л. Насос ПМ-20 производительностью 1200 л/мин при 9 атм. Колёсная формула – 4х4, скорость – 70 км/ч, масса машины – 5,4 т
Очень редкий [b]аварийно-спасательный автомобиль на шасси МАЗ-543М[/b] (1974–1978 гг.). был доставлен на Аллею Славы из Ярославля

Адрес музея:

г. Иваново, пр-т Строителей, д. 33; ул. Шубиных, д. 9.

Время работы:

Круглогодично, круглосуточно.

Вход:

Свободный.

Комментировать ... >>
Loading...