<<< Назад

Большое путешествие за Уралом

Автопробег Scania в честь 125-летия компании

Даниил Минаев, фото автора

Автопробег Scania в честь 125-летия компании стартовал ещё весной. Я его настиг на 49-й день, когда колонна уже возвращалась с широт Дальнего Востока к уюту европейской части России.

Колонна автомобилей Scania Road Show к началу августа преодолела 21 800 км из 29 тысяч. Загадочная Сибирь привлекала меня своей неизвестностью, поэтому мой отрезок маршрута пролегал через Тюмень, Курган и, обходя Челябинск и Уфу, заканчивался в Оренбурге. Преодолевая эти маршруты я побывал за рулём двух грузовиков и автобуса на шасси Scania K 400 IB4x2MB.

Архитектура малых форм в оформлении придорожного тюменского сервиса

Клиентские дни и снова в путь

Прибытие каравана в очередной региональный дилерский центр сопровождается широким празднованием: шоу-программа, скоморохи, дни скидок и спецпредложений, долгие беседы спецов из отдела продаж с потенциальными клиентами. Потом недолгие сборы, и в окне снова узкая полоса автотрассы, с утра солнце светит в спину, на закате норовит заглянуть в лицо, и лишь на коротком отрезке после Уфы, в степях Оренбуржья, лижет из дымки сначала левый, затем правый борт зерновоза.

А сегодня за рулём годовалого карьерного самосвала Scania P440 8х4 я покидаю Тюмень – первый русский город в Западной Сибири, 430 лет от роду. Впереди 330 километров до Кургана.

Курган встретил нас полупустыми дорогами Директор департамента промышленности, заместитель губернатора Курганской области Александр Константинов с работой шофёра знаком не понаслышке, поскольку сам имеет диплом инженера-механика, полученного в Курганском машиностроительном институте
Приближение к любому крупному городу радует несколькими километрами хорошей дороги в сочетании с неповторимыми пейзажами…
…но гораздо чаще дорога выглядит вот так
Неумелая организация производства дорожных работ в Челябинской области приводит к образованию многокилометровых заторов
В общей сложности наш караван на отрезке от обхода Челябинска до города Сим простоял в пробках около 6 часов!
У рачительного уральца ничто не пропадает – даже гэдээровский купейный вагон
Спуск с перевала к Симу. Отдалённые лесные пожары застилают городок дымной поволокой
Самая сильная женщина России – стронгвумен из Челябинска, Марина «Броня» Кигилева – героиня шоу-программы. Сейчас ей предстоит сдвинуть 20-тонный автопоезд

Самосвал «Бецема-65391» на шасси Scania P440 8х4

Кто эксплуатирует подобные машины в естественной среде обитания, мне посочувствуют и назовут эти пять часов работы – перегон. Всё верно: гружёный тяжёлой породой самосвал должен неспешно катить по грунту технологических дорог карьеров, выработок и буровых кустов. Тогда и обороты двигателя будут в самом начале зоны максимального момента чуть выше 1000 об / мин, и шума лишнего не будет, и расход топлива не зашкалит.

На этом карьерном Scania мне предстояло дойти до Кургана

А сегодня я догоняю пассажирский многоместный лайнер «Круиз» и топовый магистральный автопоезд, «голова» которого флагман модельного ряда Scania R620. Для них трасса – родная стихия, а для меня с этим самосвалом – тяжёлый скоростной перегон. Для того чтобы не отставать, иногда грешным делом приходится перекручивать 440-сильный двигатель до 2300 оборотов, так как механическая КП GRSO925R с системой автоматического переключения Scania Opticruise передаёт крутящий момент ведущим мостам, передаточным отношением 7,18. Добавьте к этому могучие рессоры и «зубастый» рисунок протектора специальных шин, размерностью 13.00R22,5, получится неслабый коктейль для спонтанного теста на выносливость узлов, агрегатов и…спины водителя.

Трансмиссионная перспектива «карьериста». Вид спереди Трансмиссионная перспектива «карьериста». Вид сзади

Там, где можно не спешить, держусь у отметки 65–72 км / ч, и тогда средний расход держится 37 л на «сотню». Но ничего не поделаешь, периодически приходится обгонять сельские тихоходы, бредущие в окрестностях малой родины своих хозяев, тогда разгоняюсь примерно до 85 км / ч. Апельсинового цвета самосвал красив не только внешне, ведь он безропотно наматывает уже третий десяток тысяч километров в несвойственном ему режиме, не позволив себе даже ни разу перегреться, и всё ради того, чтобы покупатели увидели его воочию, а не красивый проспект с занудной спецификацией, и поверили в его надёжность и прочность. Дай бог терпения и мужества Алексею – водителю этого карьерника!

Технические характеристики Scania P440
Модель «Бецема-65391» БЦМ-273 Мод. 689061-А3 + прицеп 83703G
Базовое шасси Scania P 440 8х4EHZ P8X400-type Scania P 440 LB6х2HSA P6X200-type
Колёсная формула 8х4 6х2
Допустимая полная масса, т 50 28
Распределение допустимой нагрузки по осям, т 9/ 9/ 16/ 16 8/ 10/ 10 + 9/ 9/ 9
Снаряжённая масса, кг 19 15 + 8
Допустимая масса автопоезда, кг 78 44
Вместимость кузова геометрическая, м3 20,0 29,7 + 29,7
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, cм3
  • мощность, л.с. (кВт)
  • крутящий момент, Н∙м
Scania DC 13 102
Турбодизель, I-6, Euro 4
12 742
440 при 1900 мин-1
2300 при 1000–1300 мин-1
Scania DC 13 102
Турбодизель, I-6, Euro 4
12 742
440 при 1900 мин-1
2300 при 1000–1300 мин-1
Коробка передач:
  • тип
  • количество ступеней КП вперёд/ назад
  • передаточное число ГП
GRS905R Opticruise
Автоматизированная
12/ 2
7,18
GRSO 905
Механическая
12/ 2
3,27
Тормозная система Пневматическая, барабанные механизмы на всех осях Пневматическая, барабанные механизмы на всех осях
Вместимость топливного бака, л 400 700
Шины 13.00R22,5 385/65 R22,5 и 315/805 R22,5
Подвеска Рессорная на всех осях Спереди на параболических рессорах, задняя – пневматическая
Максимальная скорость, км/ч 85 80

Постолимпийский «Круиз» на шасси Scania K 400

Автобусы я люблю, в принципе! Это у меня с детства. Поэтому как не использовать шанс порулить белым лайнером, имеющим в своём арсенале «табун» из четырёх сотен лошадей и коробку-автомат! Эта модель овеяна неким ореолом славы после обслуживания сочинской Олимпиады-2014.

ЛиАЗ-52911 «Круиз» на шасси Scania K 400 IB4x2MB уже получил эмблему ГАЗ

Сажусь за руль автобуса уже на объездной дороге Челябинска, которая непредсказуема, как и дорожная сеть всей России. Многополосный гладкий асфальт – почти немецкий автобан с аккуратной разметкой – мгновенно сменяет узкая колейная дорожка. Затем она же, но уже свежеотремонтированная, неожиданно переходит в гребёнку разбитого танкодрома, где машину нещадно трясёт. И вот опять колёса бегут по гладкой скатерти четырёхполосной федеральной трассы М5. Лишь недалеко от города, километров за 30, снова возникает традиционная «двухлинейка» с тугим трафиком.

В автобусе «Круиз» в помощь водителю есть небольшой монитор по левую руку, который транслирует изображения с нескольких наружных камер, благодаря ему всегда можно увидеть обгоняющий транспорт, минимизировать слепые зоны и подстраховаться при движении задним ходом

Самоходное автобусное шасси Scania K 400 IB4x2MB, на котором и построен этот ЛиАЗ-52911 «Круиз» терпеливо переносит все невзгоды, лениво покачивая длинными автобусными свесами. Я отметил для себя, что зеркала заднего вида на не очень длинных выносных стойках позволяют не беспокоиться за их сохранность при встречном разъезде и в узких городских коридорах. Ещё в помощь водителю предусмотрен небольшой монитор по левую руку, который транслирует изображения с нескольких наружных камер, благодаря ему всегда можно увидеть обгоняющий транспорт, минимизировать слепые зоны и подстраховаться при движении задним ходом.

Мощный 400-сильный двигатель DC 13 113 в корме пассажирского автобуса никак себя не проявляет в салоне

Дуэт 13-литрового двигателя и КП вообще тише воды и ниже травы. С места водителя всю информацию о работе силового агрегата можно проанализировать только по приборам: ни шума, ни вибраций. Мощности мотора хватает с лихвой для 18 т полной массы, да и пассажиров у меня в салоне далеко не 47 паспортных человек, словом, катился я иногда под сотню километров в час и стоял в реверсивных заторах в местах вечного национального дорожно-мостового ремонта в своё удовольствие. Вот только от регулярной встряски потребовалась небольшая регулировка механизма открывания передней двери, но это совсем мелочь, зато автобус был самым экономичным в нашей колонне – средний расход топлива всего 26 л / 100 км! Но среди подсолнечных полей Уральского предгорья дальше я покатил на ярко-жёлтом автопоезде сельскохозяйственного назначения.

Параметр Значение
Техническая характеристика автобуса ЛиАЗ-52911 «Круиз»
Шасси Scania K 400 IB4x2MB
Колёсная формула 4х2
Снаряжённая масса, кг 12 600
Полная масса, кг 18 000
Распределение полной массы по осям, кг 6500/ 11 500
Пассажировместимость, чел. 47
Вместимость багажных отсеков, м3 9
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-ю оси, кг 6500/ 11 500
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
Scania DC 13 113
Турбодизель, I-6, Euro 5
12 742
400 при 2000 мин-1
2100 при 1000–1300 мин-1
Коробка передач:
  • тип
  • количество ступеней вперёд/ назад
GR875 Opticruise
Автоматизированная
8/ 1
Подвеска Пневматическая
Тормозная система Пневматическая, дисковые механизмы на всех осях, гидравлический ретардер, EBS
Вместимость топливного бака, л 465
Максимальная скорость, км/ч 130

Зерновоз 689061-А3 на шасси Scania Р440 6х2

Из-за низкой кабины, как бы нарощенных бортов надстройки для перевозки зерна и других сельскохозяйственных сыпучих грузов и ярко-солнечного окраса автопоезд-зерновоз визуально кажется очень длинным. Когда я оказался за рулём, орудуя рычагом механической 12-ступенчатой КП, подумал, какую серьёзную работу пришлось проделать конструкторам и маркетологам, чтобы предложить труженикам села такое транспортное решение. Как проработать такую спецификацию, от чего отказаться, что упростить, а что наоборот дооборудовать, чтобы надёжный и прочный шведский грузовик стал относительно доступным.

Кузов зерновоза «Штурман Кредо+» на шасси Scania P 440 LB6х2HSA заметно отличается от прошлогоднего числом вертикальных стоек и панелями бортов

Сейчас много говорят об импортозамещении, но у основных «импортозаместителей» до сих пор нет серийных 12-тонных ведущих мостов собственного производства. А здесь полноценная машина со всем необходимым для работы арсеналом. Такие зерновозные сцепки с надстройками строит предприятие «Штурман Кредо+» в Набережных Челнах. Наши перевозчики хотят иметь большую кубатуру полезного объёма при соблюдении общих требований к габаритам автопоезда и одинаковую длину надстройки на прицепе и грузовике, бортовые или самосвальные варианты кузовов.

Панель приборов зерновоза

Изучив этот ряд пожеланий, специалисты Scania совместно с кузовщиками компании «Штурман Кредо+» предложили своё видение решения подобных транспортных задач. Вместимость кузовов автомобиля и прицепа одинаковые – по 30 м2, длина кузова прицепа и тягача – 7,2 м. Кузов сельскохозяйственного автопоезда не имеет ни подогрева, ни теплоизоляции. Все запоры бортов механические, открываются вручную. Но именно такое неоднозначное сочетание бюджетных решений на добротном шасси, проверенных агрегатах и исполненное из качественных материалов позволяет вписаться в рыночную нишу сегодняшних российских реалий. В отличие от прошлогоднего зерновоза, новый автопоезд оборудован кузовами со сглаженным рельефом бортов вместо П-образного профиля.

Команда мужественных водителей каравана. 21 800 км – это не шутка!

Чем ещё может приглянуться эта сцепка?

Здесь можно наглядно убедиться в том, что некоторые экономические преимущества транспортного средства, пусть и не самого бюджетного, раскрываются уже после покупки, в процессе владения. Настройки трансмиссии у тягача Scania Р440 6х2 таковы, что при переходе на высшие передачи стрелка тахометра всегда не выше самого начала оптимальной зелёной зоны, при этом момента всегда достаточно, а делитель позволяет держать широчайший диапазон режимов движения без лишних переключений рычага КП, прерывая поток мощности буквально на мгновения. В совокупности с простой схемой «на три хода» это позволяет реально экономить топливо и не испытывать дискомфорта даже в городском потоке. Средний расход порожнего автопоезда при переходе через Уральский перевал и в оренбургских степях не превышал 27 литров на 100 км.

На трак-стопах всё чаще встречаются бани и душ

Постскриптум

Вот и пролетела незаметно неделя моей очередной встречи с таинственной и загадочной Восточной Сибирью и Зауральем, а вопросов всё равно больше, чем ответов. Поэтому когда-нибудь я вновь отправлюсь сюда…

В пробеге принимали участие не только машины, о которых речь идёт в статье. В колонне ехал сортиментовоз Scania G480 CB6х6EHZ; мусоровоз Scania P360 LR6х2 с кузовом Zoeller Medium XXL и флагман модельного ряда Scania R620.

Если мусоровоз Scania P360 LR6х2 (на переднем плане) не совсем годился для магистрального теста, то сортиментовоз и седельные тягачи, напротив, были обкатаны мной в прошлом и позапрошлом году

Внедорожные олдтаймеры Кургана

Курганская область встретила целым парком автомобильных раритетов. Если с ГАЗ-63А ещё более-менее ясно (хотя удивление вызвало внешне хорошее состояние), то наличие в эксплуатации европейских олдтаймеров 30-летней давности совершенно обескураживало, как и история их появления в Зауралье. Редкий MAN KAT I A1 с пружинной подвеской и турбодизелем Deutz, судя по цвету, взят не с конверсионной площадки НАТО, а действительно мог трудиться на одной из строек ФРГ. Аналогично можно сказать и о яично-жёлтом Unimog, который мог работать как в коммунальной, так и в аграрной сфере от Дании до Австрии. Сложнее что-либо сказать о прошлом Volvo C 303 Tgb 11 – этот потомок «Лапландеров» состоял на вооружении Швеции, Новегии, Эстонии, Латвии, хотя широко продавался и в частные руки.

ГАЗ-63А
MAN KAT I A1 8x8
Unimog U65 406
Volvo C 303 Tgb 11
Комментировать ... >>
Loading...