Опубликовано:

Где рождаются бессмертные

Продукция «Павловского автобусного завода» в представлении не нуждается. Не исключаю вариант, что кто-то читает эти строки со своего смартфона или планшет именно в салоне одного из маршрутных «ПАЗиков» по дороге домой или на работу. Но тех, кто ждет рассказа о новинках из Павлово, я сегодня разочарую – речь пойдет не о них. Сегодня я покажу вам завод, пусть всего лишь на фотографиях, но, тем не менее, надеюсь, будет интересно…

Кстати, «ПАЗ», пожалуй, самый древний из ныне существующих автобусных заводов. Так что посмотреть, как именно выглядит предприятие, штампующее самые популярные в России автобусы, лично мне было весьма интересно.

Заготовительный участок

Начнем, пожалуй, с заготовительного участка. Здесь изготавливают всякую мелочевку из которой потом и собирают автобусы.

Как видите, возраст цеха выдает только потолок - в остальном все чисто, аккуратно и светло. Станки стоят вполне современные и качество изделий соответствующее.

Механо-гальванический цех

Продолжим механо-гальваническим цехом. Его суть вы можете видеть на фото. Отдельно отмечу, что с 2014 года здесь освоен целый перечень деталей, ранее не производившихся. Да и оборудования современного прибавилось.

Вот так выглядит стенд с номенклатурой того, что делает цехА вот и новые станкиВпрочем, опознать новые станки можно и без моих комментариев - выдает внешний вид и пульт управления

Цех пластмасс

Цех пластмасс, если и не главное, то одно из важных мест на предприятии. Здесь производится весь пластик для внутренней отделки автобуса. Кроме того, цех производит пластик и для завода "ЛиАЗ".

Прессовый цех

Пожалуй, именно с прессового цеха и начинается производство в том понимании, как его представляет большинство. Именно здесь кучи железа приобретают знакомые очертания.

Рулоны металла хранятся прямо в цехуА вот и рама пявиласьА это склад готовых деталей

Цех сварки

А вот мы добрались до цеха, по которому можно безошибочно определить, на какой завод ты попал...

Сварка автобуса начинается с малого - например, с каркаса крыши, к которому затем приваривают листы обшивкиПараллельно идет сварка передней маски для семейства ПАЗ 3205Здесь же сваривают и корму "3205"Окончательную сварку проводят на специальных стендахВпрочем, производство идет достаточно быстро, так что приходится задействовать и более простые стапеляСваренный каркас отправляется на дальнейшую сборкуКузова, кстати, перемещают с помощью кранов и тележекДалее каркасы обрастают обшивкойИ постепенно нагромождение металла обретает знакомые очертания автобусаА вот такими они выходят из цехаКстати, каркасы и кузова для ПАЗ 320412 свариваются отдельноВпрочем, процесс не отличается от такового на параллельной "ленте""Куда идем мы с Пятачком?" - вся информация о том, что и куда везут в белой бумажкеОсновные перемещения деталей по цеху производят погрузчиками

Цех окраски

Первоначально, я хотел расписать весь путь окраски, так сказать "от" и "до". Но, потом вспомнил, что есть прекрасная схема, отображающая весь путь от черных кузовов до полностью окрашенных. Обратите внимание - семейство "Vector" идет отдельной линией.

Впрочем, грядет модернизация цеха, но о ней в другой раз.

 Для полной окраски пластиковых деталей они крепятся отдельноА это та самая отдельная "нитка", на которой окрашиваются все Vector в том числе и Next

Сборочный цех

Ну, вот мы и добрались да самого зрелищного цеха - сборочного. Для начала пробежимся по "нитке", где собирается, пока еще, основная продукция - семейство ПАЗ 3205.

На "старт" приходит "голый" окрашенный кузовОн медленно движется по конвейеру, вокруг которого сложена необходимая начинкаРучного труда достаточно много - внедрять роботов просто неоправданоПосле прохождения первой линии, частично укомплектованный кузов переносится на следующуюПо мере продвижения кузов появляются стекла, салон и т.д.Параллельно с кузовами идет сборка шассиЗдесь тоже все собирается "с ноля". Мосты, диски, шины - все приходит отдельноЛюбимый всеми журналистами процесс "женитьбы", "свадьбы" и т.п. Для рабочих это рядовая операция по установке кузова на шассиДоходит очередь и до "внедрения" мотораКстати, с моторами теперь раздолье...Вот эти, бордовые - CumminsСеребристые V-образники - ЗМЗНу, а это, конечно же ЯМЗЗа двигателем идет установка бампераА потом начинается процесс коммуникации всего и всяОкончательная доводка и проверкаИ, счастливого пути!

Теперь перейдем на элитную ветку, ту, где проходит сборка ГАЗ Vector Next.

Принцип сборки здесь практически такой жеТакая же "нитка", те же комплектующие по сторонамЕдинственным серьезным отличием является то, что шасси пока пригоняют с ГАЗа уже в собранном виде"Раз, два, три - поворот" - и автобус движется в обратную сторонуВклейка стекол, досборка кузова..."Бип-бип", и еще один ГАЗ Vector Next отправляется на склад

Цех опытно-промышленных партий

Думали все? Как бы не так, движемся дальше! По программе у нас цех опытно-промышленных партий. Несмотря на свое интригующее название, секретных разработок там нет. Зато есть сборка автобусов с двигателями работающими на газовом топливе. 

Производство здесь невелико, так что комментарии, полагаю, будут излишни.

Цех инновационных машин

Ну, и в завершении нашей затянувшейся "прогулки" - цех инновационных машин. Когда-то здесь собирали автобусы проекта Marco. С его завершением, тут обосновалось производство ПАЗ 3237, а потом и семейства Vector.

На всякий случай уточню, завод к моему приезду не "причесывали", так что общий антураж здесь такой же как и в любой другой рабочий день. Это касается всех цехов без исключения, так что выводы можете сделать сами...

На самом деле, производство здесь не особо отличается от основного конвейераТочно так же сначала сваривают каркас......затем из него создается кузов, который отвозят в окрасочный цехПо возвращении, начинается основная сборкаПравда линия здесь всего однаПоследние штрихи здесь наносят непосредственно на яме ОТКМне кажется, Vector это любимое детище завода. Про него даже рассказывают как-то иначе...Кто сказал, что ПАЗ Vector 3 - вымысел? Партия машин не только была собрана, но и давным-давно отправилась к заказчику. Этот просто затерялся

Машинки, которых нет

Рассказ о заводе будет неполным, если не рассказать о внутризаводском транспорте. ВЗТ-шки неотъемлемая часть любого крупного предприятия. При всей своей неказистости, они незаменимы, и завод без них точно не обойдется.

Интересно, что при всей схожести больших заводов и условий работы на них, универсального транспорта для них так никто и не выпускает. И приходится предприятиям самим создавать уникальную технику схожую по концепции, но совершенно разную по внешнему виду.

«Коротышка» с кабиной «ГАЗели» - один из трех компактных тягачей «ПАЗа»Во время работы они обычно таскают за собой вот такие одноосные "шаланды"Офигеннейший эксклюзив – шасси TATA, кузов местный, кабина самодельная. Несколько лет назад планировалось создать на этом шасси автобус малого класса, но не срослось и шасси переделали в ВЗТГотовые кузова при необходимости транспортирует этот агрегат. Интересно, что, не смотря на длиннющую базу привод здесь ЗАДНИЙ, а карданные валы, их, кстати, четыре штуки, идут вдоль правого борта и последний входит в задний мост под угломНовые маски не обошли стороной и ВЗТ, теперь многие из них щеголяют линзовой передней оптикойКстати, номера на машинах остались прежними, а значит это не расширение внутреннего парка, а его обновлениеВпрочем, ВЗТшки со старыми масками никуда не исчезли и, как и прежде активно эксплуатируютсяВЗТ в работе – машины не простаивают и встретить их в состоянии пока довольно сложноСамая банальная ВЗТ – обыкновенный «грузпасс» на базе стандартного автобусаА этот «ГАЗик» был сфотографирован в одно из прошлых посещений завода – в данный приезд не видел егоДлинномер на базе Volkswagenа – тоже не встретил его нынче

А что там у нас по выпуску?..

Впрочем, рассказать о заводе и ни слова не сказать о его продукции – просто несерьезно. Так что, вот вам немого актуальной заводской текучки…

Основная продукция завода на данный момент – «школьники» ПАЗ 32053-70. Она везде – на территории, за ее пределами и на дорогах района тожеКроме «школьников» в текущем выпуске замечены и ПАЗ 32053 в «полицейской» комплектации. Как ни крути – самые универсальные автобусы для МВДА вот длиннобазных ПАЗ 3234 совсем мало – крупные заказы теперь в приоритете не только на «ПАЗе»Упс, «секретный» ГАЗ Vector Next – официально не продается, на тест-драйвы не предоставляется. Подзадержалась новинка за воротами «Павловского автобусного завода»

Вот такой он, "Павловский автобусный завод" осени 2016 года. Да, внешне это не супернавороченное производство европейского фасона. Но, и на 84-летнего старика "ПАЗ" никак не тянет. Вполне современное предприятие, выпускающее продукцию, которая востребована в регионах по всей России. Да и в соседних странах спрос на ПАЗики стабильный.

Так что - ждите репортаж с юбилея, который будет в следующем году!

Комментировать ... >>
Loading...