IAA HANNOVER 2016
Повальное увлечение едиными глобальными платформами, на которых построены семейства автомобилей-близнецов разных марок – первое, что бросилось в глаза на 66-й Международной выставке коммерческого транспорта в Ганновере «IAA-2016». Концерны выводят целые семейства автомобилей на общей компонентной базе, а с учётом специфики разных рынков и желаний почитателей отдельных марок конструкторам лишь остаётся подстроить некоторые мелочи, а дизайнерам придать нотки узнаваемости бренда… и автомобиль готов! Чего стоит только премьера четырёх близнецов: Opel Vivaro, Fiat Talento, Nissan NV300 и Renault Trafic.
Ганноверский автосалон давно вышел из рамок торговой площадки, и сейчас здесь формируется коммерческое наполнение для стран Востока, Азии, Африки, Южной и Северной Америки. Сейчас на этот плацдарм готова выйти и Россия. Третье пришествие соотечественников в Ганновер с начала XXI века (ранее и более десяти лет назад здесь отметились ЗИЛ и КАМАЗ) ознаменовалось громкой для Центральной Европы премьерой «Уралов», «ГАЗонов», «ГАЗелей» и ЛиАЗов на экспозиции «Группы ГАЗ» и стенде МЗ «ТОНАР» из подмосковного Губино.
Выставка изобиловала футуристичными шоу-стопперами и безумным количеством приложений и программ, позволяющим мониторить и оптимизировать практически все процессы и явления, возникающие в процессе даже не эксплуатации, ремонта и обслуживания, нет, узковато сказано, – всего жизненного цикла автотранспорта.
Группа ГАЗ
На фоне сдувшихся площадей Hannovermesse российский холдинг среди экспозиций мировых концернов выглядел впечатляюще. Интерес к машинам «Группы ГАЗ» был высокий и неподдельный, народу пришло очень много и разномастного, и разноязычного.
Компания презентовала набор из уже знакомых нам автомобилей: «ГАЗон», «ГАЗель», «Урал» поколения NEXT и 9,5-метровый городской ликинский ЛиАЗ-429260 – GAZ Kursor 9,5. На галёрке экспозиции демонстрировался двигатель ЯМЗ-536.
До посетителей не сразу даже доходило, что объём производства ГАЗ превышает европейские Tatra или DAF, а URAL NEXT некоторые, сравнивая с Mercedes-Benz Zetros, воспринимали как концепт по неправдоподобно смешной цене.
Немалый интерес вызвала европейская премьера машины с метановой версией силового агрегата. «ГАЗон NEXT CNG» – это среднетоннажный грузовой автомобиль с двигателем, работающим на сжатом природном газе. На автомобиль установлено современное газобаллонное оборудование IV поколения, все компоненты которого сертифицированы по требованиям ЕЭК ООН 110 и обеспечивают выполнение максимальных требований по противопожарной безопасности. Двигатель ЯМЗ-534 CNG имеет мощность 149 л.с. и максимальный крутящий момент 490 Нм. Семь газовых баллонов объёмом 72,8 м3 обеспечивают запас хода не менее 370 км.
Франтоватая выставочная окраска NEXT, джойстики-рычаги КП в мало- и среднетоннажнике свидетельствуют о последних модернизациях, воплощённых в конвейерной жизни довольно свежих автомобилей. Новый 16-местный микроавтобус выполнен на базе 13,5-кубометрового цельнометаллического фургона «ГАЗель NEXT». Как и у его грузового собрата, в конструкции автобуса используются узлы и детали ведущих мировых производителей: турбодизель Cummins ISF 2.8, рулевое управление ZF, амортизаторы Mando, сайлентблоки Anvis, элементы тормозной системы Bosch и Mando, регулируемая рулевая колонка CSA Castellon, сцепление Sachs, ремни безопасности Takata и климатическая система Delphi.
Самосвал с задней разгрузкой «Урал NEXT» (колёсная формула 6х6) с кузовом объёмом 10,5 м3 и грузоподъёмностью 10 т предназначен для перевозки насыпных и навалочных грузов на строительных площадках. «Урал NEXT» оснащён современным экономичным двигателем ЯМЗ-536 мощностью 312 л.с.
Низкопольный автобус GAZ Kursor. Он оснащён 4-цилиндровым турбодизелем двигателем ЯМЗ мощностью 210 л.с. и автоматической трансмиссией. Благодаря длине 9,5 м обеспечивается высокая манёвренность автобуса, при этом сохраняются все характеристики транспорта большого класса: высокая пассажировместимость, низкий уровень пола, функция электронного управления пневматической подвеской. В автобусе 18 посадочных мест, он рассчитан на транспортировку 75 пассажиров. Машины производят в двух модификациях: для городских и пригородных перевозок.
Экстерьер и интерьер автобуса, рабочее место водителя спроектированы в соответствии с требованиями международных стандартов по комфорту и эргономике. Низкий уровень пола обеспечивает удобную посадку и высадку пассажиров, сокращая время прохождения автобуса по маршруту.
Машина адаптирована для обслуживания маломобильных пассажиров: автобус оборудован системой «книлинг» (наклон кузова в сторону дверей на 7°), механической аппарелью. Электронная функция управления пневмоподвеской позволяет приподнять и опустить автобус для преодоления сложных участков маршрута. Автобус оснащён системами видеонаблюдения, пожаротушения, цифровым тахографом. В общем, всё как в Европе.
Daimler AG
Симпатичный автобус фантастического дизайна бесшумно выехал на сцену. Приветливо распахнулись автоматические двери, ожидая пассажиров. Софиты осветили кабину водителя, но внутри никого не было. Тем не менее автобус продолжил движение по заданному маршруту. Затем на фоне объёмной декорации футуристичного мегаполиса проследовал грузовой фургон Mercedes-Benz Vision Van, выполняя серию доставок грузов при помощи взлетающих с крыши дронов, а отделившаяся на ходу панель боковины, несущая поклажу в своём чреве, без остановки сменилась другой – порожней на очередной точке приёмки товара. И человек никак не вмешивался в этот процесс выполнения транспортной работы…
Этот фрагмент необычной инсталляции концерна Daimler AG наглядно демонстрирует видение развития коммерческого транспорта в недалёкой перспективе не только знаменитым немецким автомобилестроителем, но и большинством его самых продвинутых конкурентов и поставщиков компонентов. Будущее беспилотное, безуглеводородное, цифровое в немыслимом разрешении – основной мотив IAA-2016. Чисто технически уже многое и многие почти готовы к воплощению такого сценария. Вопрос только законодательный и… человеческий. В самом деле, чем себя тогда тешить простым смертным?
В огромных 14 и 15 павильонах разместилось «полное собрание сочинений» всех марок концерна, как непосредственного подчинения типа Setra, так и братских подразделений: Fuso, BharatBenz, Foton. И конечно же не обошлось без американских полстелларов Western Star и Freightliner в роскошном обвесе нарядного белого и красного цвета.
Хайко Шульце – генеральный директор
ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС»:
«Сроки и перспективы появления наших разработок в сфере беспилотного транспорта в России – это сложный вопрос. Но наши клиенты очень взыскательные и требовательные, и мы должны соответствовать такому уровню, чтобы быть готовыми предложить им и такие решения в любой момент, когда они этого пожелают».
Ожидание ярких премьер и новинок с трёхлучёвой звездой упиралось в вопрос, что считать новинкой? Принципиально новых кабин, кузовов и форм в глаза не бросилось, но транспортных решений великое множество для всех континентов и рынков сбыта, и за привычным обликом «Актроса» или «Спринтера» могут скрываться сотни комбинаций агрегатов и узлов. Сетевые возможности и новая электронная архитектура не всегда бросается в глаза, а дроны имеют свойство взлетать внезапно. Кстати, об этом мы уже рассказывали. Но запомнился куда более приземлённый, выставленный в составе основной экспозиции бразильский аналог Atego 815 – Mercedes-Benz Accelo 815 – скромная, но интересная премьера выставки. Дёшево и не сердито, потому что качественно, аккуратно и надёжно, но не так роскошно и навороченно, как у европейцев. В Россию эту машину вряд ли повезут: извоз влетит в копеечку, да и климатическая доводка недешёвая.
Volkswagen
Павильон № 12 поделили между собой родственные компании Volkswagen Nutzfahrzeuge и MAN.
VW стремился продемонстрировать весь свой модельный ряд, но нельзя объять необъятное. Всего было показано более 100 автомобилей, без сомнения, это самый массовый бренд выставки. Volkswagen Crafter был представлен на площадке в павильоне. Здесь же блистали обновлённые T6, Amarok и Caddy. Об этих автомобилях уже всё известно, а вот о проекте e-Crafter многие посетители узнали только здесь и были искренне удивлены.
Прототип Volkswagen e-Crafter – это концепт с нулевым уровнем выбросов, т.е. на электротяге. Как заверил всех присутствующих председатель правления марки Volkswagen Коммерческие автомобили д-р Экхард Шольц (Eckhard Scholz): «Первые e-Crafter будут переданы покупателям уже в 2017 году», т.е. уже через несколько месяцев, а это значит мы имеем дело не с концептом.
Электрофургон сохранил все достоинства исходной модели: вместительный грузовой отсек 11,3 м3 с максимальной высотой погрузки 1961 мм. Погрузочная ширина между колёсными арками составляет 1380 мм, а максимальная длина грузового отсека – 4855 мм, при этом габариты автомобиля остались неизменными.
При разрешённой полной массе 4,25 т достаточно электродвигателя мощностью 100 кВт, который разгоняет Volkswagen e-Crafter до скорости 80 км / ч. Крутящий момент 290 Н∙м, с первых секунд движения показывает высокое ускорение даже при полной загрузке 1709 кг. Зарядки АКБ хватает на 200 км пробега, но при установке более ёмких батарей пробег увеличивается до 400 км.
Изобилие представленных машин заставляло метаться от одной модели к другой. Казалось, что компания продумала все варианты использования своих машин: туризм, пожарная служба, полиция, медицина, логистика, курьерская доставка, маршрутные и пассажирские перевозки, автосервис или передвижные мастерские, строительство или лесное хозяйство.
К концу первого дня выставки IAA стало известно, что международное жюри – журналисты из 24 европейских стран, пишущие о коммерческих автомобилях – назвали новый Volkswagen Crafter лучшим фургоном 2017 года. Чего и требовалось ожидать!
MAN
Гибриды, концепты, богатство грузовиков для рынков латиноамериканских стран и мировая премьера MAN TGE – таков мюнхенский задел. В начале 2017 года концерн планирует начать продажи TGE: два варианта колёсной базы, три высоты крыши и три длины шасси. Конфигурации кузова включают закрытый, открытый и кузов с окнами, а кабина доступна в стандартном и двухрядном исполнении.
Параллельно с несколькими типами шасси и стандартных кузовов на стенде MAN представлена программа Vans-to-Go, позволяющая оборудовать автомобили в заводской комплектации различными фитингами для точной настройки автомобиля под специфические задачи клиента. Концепция подразумевает работу с готовыми транспортными средствами и их дооборудование непосредственно в точках продаж. Фургоны оснащают сертифицированными деталями, и заказ исполняется в кратчайшие сроки: 48 часов с момента получения информации до отгрузки автомобиля.
Большой интерес вызвал тягач MAN TGX 18.580 D58 Connectivity для вождения автоматизированных автопоездов с одним ведущим тягачом в составе конвоя.
На своём стенде MAN также показал интересную надстройку – самосвальный кузов с трёхсторонней разгрузкой от компании Scattolini, оборудованный подающим лотком и каркасом из высокопрочной стали (high strength steel – HSS).
SCANIA
Долгожданная мировая премьера новой генерации и заслуженные почести грузовика года. Долго, очень долго мы ждали нового поколения шведских грузовиков из Сёдертелье и угадывали по всплывающим в паутине эскизам его новый образ.
Строгие формы и шикарный интерьер, достойный легкового бизнес-класса. Место водителя сдвинуто на 65 мм ближе к ветровому стеклу и на 20 мм ближе к боковой стенке по сравнению с кабинами предыдущего поколения. Аэродинамические щитки, бамперы и передняя панель кабины раскрываются, словно тюльпан, обеспечивая прекрасный доступ для ежедневных проверок, обслуживания и ремонта. А ещё просто море электронных сервисов и изобилие опций, и кабина сама теперь поднимается, электропривод, мать честная! Если же говорить серьёзно, то, продолжая свою политику, Scania рассматривает каждый грузовой автомобиль в качестве производственной единицы: чем лучше он подходит для конкретных задач и чем более качественное техническое обслуживание для него доступно, тем больше будет прибыль от инвестиций компании-грузоперевозчика.
На результаты работы грузоперевозчика влияет целый ряд факторов. Некоторые из них довольно просто выявить и предусмотреть. Другие зависят от обстоятельств вне сферы контроля компании или кажутся на первый взгляд незначительными, хотя со временем могут оказать существенное влияние на экономические затраты и прибыль. В эту философию входит и создание взаимосвязанных и беспилотных автомобилей – основной тренд, звучащий на выставке рефреном и обо всём этом мы уже писали.
Renault
Renault и подразделение грузовых автомобилей Renault Trucks отработали выставку по максимуму, представив весь модельный ряд начиная с крохотных Kangoo и заканчивая флагманским магистральным тягачом Renault Trucks T MaxiSpace High Edition. Впечатляет своевременный вывод на рынок лёгких грузовых автомобилей и спецтехники на базе пикапа Alaskan, из чего можно сделать вывод, что Renault серьёзно пересмотрело перспективы для нового сегмента рынка.
Строительный сектор был представлен грузовыми автомобилями К-серии, характерными в основном для немецкого рынка: самосвал Renault Trucks K480 Skorpion. Renault Trucks K520 голландской команды MKR Technology только вернулся из ралли «Дакар» и «Шелковый путь».
Volvo
Производители качественных машин из Гётеборга были в своём обычном репертуаре: флит-системы, мониторинг парка, цифровые технологии, природный газ, снижение выбросов и повышение эффективности, но главное – безопасность и законопослушие. Пример тому – сверхлёгкий седельный тягач Volvo FM 4х2 с низкой кабиной, имеющий собственную массу менее 6 т, точнее – 5930 кг, чтобы не было превышения допустимой полной массы автопоезда. Ещё здесь привлекали внимание посетителей компактной полноприводной пожарной машиной на шасси FL 280 4х4 и холодильным фургоном Volvo FЕ 350 с приводом компрессора от карданного вала.
DAF
Нидерланды показали все свои достижения: LF для региональных перевозок, CF для широчайшего спектра областей применения и флагманские тягачи XF для тяжёлых условий эксплуатации, причём один из них с гибридной силовой установкой. Сейчас голландцы продолжают продвигать свой грузовой автомобиль пониженной шумности CF Silent и XF Silent для городской и пригородной развозки грузов в вечернее и ночное время. На форуме IAA-2014 эта машина была, что называется, за год до конвейера, но сейчас уже доступна у дилеров. На уличной экспозиции под крылом голландского завода скромно притаился полноприводный «Феникс» Tatra c 440-сильным турбодизелем PACCAR MX11.
IVECO
На стенде площадью более 2500 м2 итальянский концерн расставил свой актуальный модельный ряд техники – от лёгких грузовиков и магистральных тягачей до внедорожных самосвалов и автобусов. В центре внимания футуристичный, естественно, и концептуальный шоу-стоппер Z Truck, как это видят они! Данная разработка защищена более чем 25 патентами, работает на биометане, ездит автономно и не выбрасывает CO2 в атмосферу совершенно…
Однако центральным экспонатом из настоящего и сегодняшнего на стенде IVECO стал в очередной раз обновлённый Stralis, получивший приставку XP. Со слов производителя, именно новинка обеспечивает лучшую в классе совокупную стоимость владения и снижение выбросов CO2, он обладает уникальным преимуществом благодаря эксклюзивной системе очистки отработавших газов HI-SCR. Гамма, состоящая из трёх моделей, была разработана с учётом особенностей эксплуатации автомобиля клиентами. Новый Stralis XP создан с учётом требований к международным дальнемагистральным перевозкам. Заявленная экономия топлива до 11 %, а новые сервисы позволяют дополнительно снизить расход топлива ещё на 3 %. Всё это приводит к снижению совокупной стоимости владения на 5,6 % при поездках на дальние расстояния.
Другой интересный экземпляр – Stralis NP (Natural Power), работающий на природном газе. Новый двигатель, работающий в паре с автоматической трансмиссией, выдает 400 л.с. мощности и 1700 Нм крутящего момента – показатели, сравнимые с характеристиками дизельных силовых агрегатов. На стенде также тусовались специальные автомобили: особые версии нового Stralis XP, посвящённые Ferrari дакаровской команде Team Petronas De Rooy IVECO и команде Schwabentruck в качестве особой дани отличным партнёрским отношениям IVECO с известными брендами из мира автоспорта.
Пополнение в модельном ряду IVECO Daily произведено за счёт двух силовых агрегатов уровня Euro-6LD. Модели Hi Matic E6 комплектуют 136-сильным двигателем F1A (2287 cм3) и 205-сильным F1C (2998 cм3).
Ford
На Международной выставке коммерческого транспорта Ford представил линейку Transit и претендента на звание International Van of the Year 2017 – Transit Custom с новым дизельным двигателем Ford EcoBlue. У этого агрегата улучшенные динамические характеристики, увеличенный на 20 % крутящий момент при низких оборотах и просто замечательные показатели по экономии топлива. По сравнению с 2,2-литровым двигателем TDCi этот силовой агрегат расходует на 13 % меньше дизтоплива. Новый дизельный двигатель Ford EcoBlue установлен на всех моделях, представленных в этом году на стенде в Ганновере. В рамках шоу демонстрировалась новая шестиступенчатая автоматическая транссмиссия для Transit и Transit Custom, а также усовершенствованная интеллектуальная система полного привода и мультимедийная система SYNC 3 для Transit.
FIAT
Итальянский концерн шумно въехал в залы Международного форума на одном из четырёх ранее упомянутых близнецов и целой гамме малотоннажников, некоторые популярны и у нас (Ducato), но большинство моделей актуальны лишь в Европе…
Nissan
Ещё одно очередное воплощение семейства фургонов и микроавтобусов «четвёрки близнецов», но уже под маркой Nissan, который на сей раз именуется NV300 – основа экспозиции Nissan. Интрига в цене, качестве и имидже японского производителя. Посмотрим, кто его выберет, и не прогадает…
Opel
«Четвёрка близнецов» – Renault Trafic, Opel Vivaro, Fiat Talento и Nissan NV300 – новое изобретение маркетологов и пример чуда согласия наций. Общая не только платформа и агрегатная база, но и кузов, включая оперение и оптику. Однако немец строг, аккуратен, подтянут и практичен, итальянец свеж яркими нотками дизайна, француз распластанно романтичен, а японец в кузове цвета сакуры напоминает о своём высоком качестве. Вот и попробуй тут выбери, тем более, что каждая марка готова буквально засыпать каждого клиента лавиной спецификаций и лизинговых схем, согласно которым это и будет самое оптимальное транспортное решение. Выбор – дело сложное, но эксплуатантам будет удобно пользоваться глобальной платформой, ведь проблем с запчастями при таком подходе не должно возникнуть ни в одном из уголков планеты. Сейчас в концерне GM Opel Vivaro также будет представлен под марками Vauxhall (Великобритания и Ирландия) и Holden (Австралия, Тасмания и Новая Зеландия).
Интересно, а наши бизнесмены не хотят попробовать производить этот компактный фургончик в России, перспективы в этом сегменте должны быть неплохие, да и конкурентов прямых немного?..