Тенденции будущего
Презентация нового поколения грузовиков Scania
Российским журналистам новое поколение грузовиков Scania было представлено 31 августа 2016 года близ завода в Сёдертелье (Швеция) в специально построенном для этого выставочном павильоне. Сейчас бумажные издания по оперативности предоставления информации явно уступают Интернет-изданиям. А посему весь мир уже насмотрелся картинок грузовиков Scania, начитался поверхностных подростковых твитов и постов типа «мне это совсем не нравится» или «они лучше всех». Давайте более профессионально, спокойно и детально рассмотрим, что же нового появилось в самых последних версиях грузовиков Scania.
Это поколение грузовиков мы ждали 10 лет. Представленные машины – результат исследований и разработок десятков умнейших специалистов Швеции. Это итог 10 миллионов километров испытательных рейсов. В конце концов – это колоссальные инвестиции в проект (20 миллиардов шведских крон), самые большие за всю 125-летнюю историю компании Scania.
Всё это я говорю к тому, что по понятиям здравого человека, новые грузовики Scania просто не могут быть плохими, а посему заявления типа «мне не нравится дизайн» или «не вижу ничего нового», а тем более «это уже было у других» я считаю крайне некомпетентными.
Элементы прогресса
Технический прогресс в основе своей – это общность идей. Это поступательное движение вперёд и вверх, основанное на улучшении уже имеющегося. Технический прогресс – это желание улучшить завтрашний день уже сегодня. В связи с этим мне вспомнились слова президента и генерального директора Scania Хенрика Хенриксона (Henrik Henriksson), сказанные им 23 августа 2016 г. на презентации нового поколения грузовиков в Париже: «Мои коллеги и я безмерно гордимся тем, что в настоящее время мы представляем продукты и услуги, которые позволят Scania увеличить долю на рынке и обеспечат её успех в течение следующих 10 лет».
Каждая новая модель, а уж тем более поколение моделей должно стремиться опередить своих конкурентов в количестве новых идей, иначе не получится достойной борьбы на рынке. И чтобы получить требуемый результат Scania пришлось создать новый продукт, а именно: новую кабину, новый силовой агрегат, новое шасси. Но согласно современным трендам и этого недостаточно, поэтому компания в комплекте к новинке предложила и совершенно новые сервисные решения для владельцев транспортных средств, для продавцов и для водителей.
Дизайнеры во главе с Кристофером Хансеном довольно основательно поработали над экстерьером. Внешний вид можно назвать кардинально новым, но вполне узнаваемым. Понятие «кардинально новый», конечно, имеет свои границы понимания. При создании нового образа грузовика конструкторы обычно руководствуются мерами безопасности и экономичности, а это – сплошная физика. Поэтому, если поискать, в облике похожие элементы конкурентов, их можно найти, по крайней мере, колёса такие же круглые.
Преследуя выполнение целей по созданию более экономичного грузовика специалисты компании Scania стремились довести расчёты по аэродинамике до достижимого совершенства. И первой мерой была минимизация зазоров в сопряжении элементов. Самый большой зазор – между кабиной и шасси – уменьшен и оптимизирована его форма. Передний бампер выполнен в трёх вариантах высоты, а под днищем установлены аэродинамические щитки. Передние крылья в зависимости от типоразмера шин могут быть трёх вариантов высоты. Новые верхние спойлеры в зависимости от типа кабины могут быть по высоте 5, 25 и 65 см. Все они плавно регулируются по наклону. Новые боковые «юбки» теперь модульные, т. е. это не сплошной лист, а состоящий из частей с аккуратно подогнанными краями. А вообще, под заказ варианты исполнения панели могут быть самыми разными.
Без роскоши, но с изыском
Говоря о новой кабине, я имел в виду не только новый каркас, форму и элементы аэродинамики. Новое поколение грузовых автомобилей Scania получило и новый дизайн интерьера. Но и здесь трудно найти элементы украшательства или роскоши – всё элементарно просчитано и оптимизировано с точки зрения безопасности, эффективности и удобства для водителя. И в этом прослеживается традиционный подход специалистов компании к оформлению интерьера.
Следует обратить внимание, что в новом поколении грузовиков присутствуют автомобили как с индексом R так и S. С новой S-кабиной Scania входит в самый престижный сегмент кабин – с ровным (плоским) полом. Но чтобы влезть в такую кабину, нужно преодолеть четыре ступеньки. В грузовиках с индексом R только три ступеньки, но в полу кабины есть небольшой тоннель. Однако справедливости ради нужно сказать, что высадка и посадка в четырёхступенчатую кабину не вызывает каких-либо неприятных ощущений – всё удобно и привычно. Да и здесь есть из чего выбирать, ведь в рамках новой линейки грузовиков Scania будет представлено не менее 24-х вариантов кабин.
Обзорность – первый атрибут безопасности – стала лучше. Дело в том, что конструкторы нашли возможность сдвинуть место водителя вперед на 65 мм. Водительское кресло подвинуто к боковой стенке на 20 мм. Все эти незначительные подвижки значительно улучшили обзор. На замечания скептиков сразу отвечу: на рабочем месте сидеть приятно, а машиной управлять удобно – сидел и ездил. А если уж говорить о комфорте, то в новых машинах расширен диапазон регулировок руля (по высоте и наклону) и сиденья. В своих расчётах конструкторы исходили из роста водителей от 150 до 200 см, но по моим ощущениям там есть лёгкий запас, ведь скандинавы – люди выше среднего.
Новая передняя панель soft-feel получила и совершенно новую комбинацию приборов. Комбинация кнопок оптимизирована, учтено не только расположение, но и размеры кнопок. Интересным является решение разместить на подлокотнике водительской двери кнопки управления световыми приборами.
Помимо информационно насыщенной комбинации приборов есть так называемая infotament система с семидюймовым экраном, это тоже новинка. Исходя из требований шведского законодательства каждая машина оснащена Bluetooth для двух телефонов. Есть и другие коммуникационные удобства: USB-розетки, AUX-входы. В общем, всё современно.
Справа под рулём расположен привычный всем рычаг, на котором разместились переключатель селектора АКП и Opticruise.
В грузовиках нового поколения в крыше есть люк увеличенного размера, теперь его можно использовать и как аварийный выход. Причём снаружи люк выровнен с общей поверхностью, опять же с целью улучшения аэродинамики автомобиля. Говорят, что такая мелочь может экономить 0,3 % топлива.
Оптимизированная сила
О силовом агрегате говорилось очень много и подробно. Разумеется, вся линейка представленных двигателей была в экологическом стандарте Euro 6. О Euro 5 не было сказано ни слова – это вчерашний день, хотя в линейке они есть, похоже, держат специально для России. Все двигатели Scania оснащены новыми системами управления, а установки полностью модернизированы. Отмечалось, что только благодаря выполненной оптимизации работы двигателя удалось добиться экономии топлива в среднем на 3 %. Поверьте, сегодня это отличный показатель. Ну, разумеется, помимо этого есть и другие факторы и возможности сокращения расхода топлива, такие как аэродинамические усовершенствования, о которых я уже говорил, возможность выбора оси с ещё более «длинным» передаточным числом 2,35 в ситуациях с правильными условиями эксплуатации и точно настроенной конфигурацией для каждой конкретной задачи. И, пожалуй, ещё пару процентов экономии вполне может добавить интеллектуальная система управления грузовиком.
Однако вернёмся к мотору. Все хорошо знают 16-литровый двигатель Scania V8. Уж куда лучше, и казалось ближайшая перспектива шведской компании связана именно с этим силовым агрегатом. И здесь нас тоже ожидал сюрприз: Scania представила новую версию своего рядного 13-литрового двигателя мощностью 500 л. с. И возле него сразу собралась толпа, по крайней мере толпа из российских журналистов. Среди изменений, которые нам озвучил один из разработчиков, следует отметить модернизированные камеры сгорания и новые форсунки, которые, кстати, обеспечивают экономию до 0,2–0,5 % топлива. И многие другие изменения тоже были так или иначе связаны с экономией. Например, в новых двигателях повышенная рабочая температура и термостат маслоохладителя способствуют дополнительной экономии, с учётом того, что охлаждающие вентиляторы (которые в некоторых случаях имеют бóльший диаметр) теперь работают с прямым приводом без энергоёмкой передачи. Это может дополнительно сэкономить топливо до 1 %, так как поддерживается оптимальная температура масла, даже при частичной нагрузке и при низких температурах наружного воздуха.
В общем, как ни крути даже с двигателем Euro 6 экономия может составить около 5 %. Для типичного магистрального грузовика, который проезжает 150 000 км в год, это означает сохранение более 2000 л дизельного топлива. Думаю, что с Euro 5 этот показатель может быть ещё интереснее.
Scania хорошо известна своей стойкой экологической позицией. Поэтому в дополнение к огромному ряду традиционных высокоэкономичных дизельных двигателей она готова представить самый широкий ассортимент двигателей для нынешнего поколения грузовиков, работающих на альтернативных видах топлива, таких как биодизель, FAME и RME, природный газ или биогаз, ED95 и биодизельное HVO.
Все четыре 13-литровых двигателя Scania во главе с новой моделью мощностью 500 л. с. теперь оснащены только системой селективного каталитического восстановления (SCR) для очистки отработавших газов. EGR и VGT здесь больше не применяются.
Ноги отдыхают!
Ещё одной новинкой, заслуживающей внимания, стал тормоз промежуточного вала. Он теперь в качестве стандартной комплектации в автоматизированных коробках передач Scania Opticruise. Тормоз промежуточного вала уменьшает скорость вращения промежуточного вала при переключении вверх. Переключение передач происходит быстрее и с меньшим износом синхронизаторов по сравнению с коробками передач без тормоза промежуточного вала. Это стало возможным благодаря использованию Scania полностью интегрированных силовых агрегатов: валы синхронизируются друг с другом значительно быстрее, и следующие шестерни, т. е. передачи, включаются практически сразу. Благодаря тормозу промежуточного вала АКП GRS905 для магистральных грузовиков включает следующую передачу за 0,4 секунды, а это значит, что время переключения передач сокращено почти в два раза. Это очень быстро!
Использование тормоза промежуточного вала вместо обычного синхронизатора не только сокращает фактическое время переключения передач, но и обеспечивает более стабильное давление турбонаддува. Таким образом, транспортное средство будет переключаться на следующую передачу с большей мощностью, хотя переключение будет более плавным, чем раньше. Эта функция позволит улучшить и управляемость при вождении в жёстких условиях, и производительность при всех типах вождения, включая момент трогания с места.
Была модернизирована даже система адаптивного круиз-контроля Scania: мало того, что она очень точно настраивается в транспортном потоке по расстоянию до ближайшей машины, теперь она может работать при любых скоростях вплоть до остановки. Разумеется, это существенная помощь для водителей, находящихся в пробке или очереди.
Мне очень понравилась работа автоматического ретардера, включающегося после нажатия педали тормоза. Ретардер строго выдерживает остаточную скорость уже без нажатия педали тормоза, а клавишами на руле можно корректировать нужную скорость при спуске, плавно уменьшая её или увеличивая. Очень удобно. При этом традиционный ретардер на подрулевом рычаге сохранился.
К чести компании Scania, нам не только дали посмотреть на новую линейку, но и позволили протестировать её в работе. Поэтому даже сейчас можно давать абсолютно полную оценку новому поколению грузовиков. Приятно, что дизайнеры не сделали внешний облик машины слишком футуристичным, я бы сказал, он совсем не футуристичный. Разработчики умудрились найти разумный баланс между моделями премиум-класса и рабочими лошадками, каковыми они собственно и являются. Другими словами, машины настолько оптимизированы и просчитаны для экономических и практических целей, что это повлияло на их внешний облик. Но никто из журналистов не сказал, что новое поколение менее эстетичное, чем прежнее. Более того, подходя к определённой части или узлу автомобиля, сразу понимаешь, почему он расположен именно здесь и это порождает чувство согласия и удовлетворения.
Приятные ощущения от общения с машиной возникают и в кабине, особенно во время езды. Все рычаги, переключатели, тумблеры, кнопки находятся на нужных местах. Никаких революционных изменений – всё учтено и доработано. И этот порядок создаёт некую невольную красоту, которая всегда будет радовать взгляд водителя, потому что любая красота получается из гармонии.
Мощность двигателя | Тип двигателя | Максимальная мощность | Максимальный крутящий момент |
---|---|---|---|
13-литровый: 370 л. с. 410 л. с. 450 л. с. 500 л. с. |
Будут выпущены позднее DC13 141 410 DC13 148 450 DC13 155 500 |
302 кВт при 1900 мин-1 331 кВт при 1900 мин-1 373 кВт при 1900 мин-1 |
2150 Н∙м при 1000–1300 мин-1 2350 Н∙м при 1000–1300 мин-1 2550 Н∙м при 1000–1300 мин-1 |
16-литровый: 520 л. с. 580 л. с. 730 л. с. |
DC16 105 520 DC16 106 580 DC16 107 730 |
382 кВт при 1900 мин-1 427 кВт при 1900 мин-1 537 кВт при 1900 мин-1 |
2550 Н∙м при 1000–1300 мин-1 2950 Н∙м при 1000–1350 мин-1 3500 Н∙м при 1000–1400 мин-1 |
13-литровый, дизельный, SCR | 16-литровый, дизельный, EGR + SCR | |
---|---|---|
Принцип действия | С охлаждением воздуха наддува | С охлаждением воздуха наддува |
Рабочий объём, cм3 | 12 742 | 16 353 |
Порядок работы цилиндров | 1–5–3–6–2–4 | 1–5–4–2–6–3–7–8 |
Тип | Рядный, 6-цилиндровый | 90° V8 |
Головки цилиндров | 6 | 8 |
Количество клапанов на цилиндр | 4 | 4 |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 130×160 | 130×154 |
Степень сжатия | 20:1 | 17,4:1 |
Система впрыска топлива | Scania XPI | Scania XPI |
Система контроля отработавших газов | Scania FGT, DOC, DPF, SCR | Scania EGR, VGT, DOC, DPF, SCR |
Макс. торможение двигателем при об/мин | 256 кВт при 2400 | 320 кВт при 2400 |
Объём масла в двигателе, л | 43 | 43 |