<<< Назад

Похожие климатические условия... и только
«Scania Winter» – ежегодный тест-драйв техники Scania в Норвегии

Александр Еремцов, фото автора

Последние несколько лет Scania ежегодно проводит тест-драйвы своей техники зимой, в самое холодное время, когда минусовые температуры зашкаливают. У нас этот период называют крещенскими морозами, а в Норвегии, где проводят мероприятие, зовут самой обычной, ничем не примечательной зимой. Этот показ шведская компания назвала «Scania Winter» и проводит его в местечке Nybergsund, которое расположено совсем недалеко от многим известного города Trysil (Трюсиль), а известен он замечательным лыжным курортом.

Российского человека зимой испугать трудно, но я немного испугался: ночью –27 °С, днём –19 °С. И замерять температуру вовсе не надо, оглядываюсь по сторонам, а вокруг ну просто лютая зима. Возможно, нам повезло с погодой – солнечно (а значит, морозно). Нам – это делегация журналистов из России. Нас привезли на мероприятие за день до его официального начала, и мы были, по словам организаторов, единственной отдельной зарубежной журналистской группой. Я так понял, русским доверили обкатывать неофициальную часть программы, иначе говоря, тест-драйв машин Scania. А вот завтра прибудут дилеры из разных стран – в день три-четыре группы из трёх-четырёх стран, и так две недели подряд.

[b]Scania R 580 LB6x2MHZ[/b], контейнеровоз. Двигатель V8 мощностью 580 л.с., крутящий момент – 2950 Н∙м. Оснащён 12-ступенчатой коробкой передач c демультипликатором и делителем с автоматизированной системой переключения передач Opticruise с ретардером с тормозным усилием до 4100 Н∙м. Можно использовать как автопоезд длиной 25,25 м («скандинавская» сцепка)

Главный вопрос, мучающий россиян

Утром солнце не хотело выходить из-за горизонта, и порой казалось, что день так и не начнётся, а прекрасный восход постепенно превратится в обворожительный закат. Однако оно взошло, но, как говорят украинцы, «низенько, низенько». Длинные тени от выстроившейся шведской техники убегали куда-то за горизонт. Подсчитываю машины: только представленных на тест-драйв 19 автомобилей, не считая спецтехники для обслуживания этого холмистого участка, специально подготовленного для мероприятия. В общем, автопарк среднего предприятия.

Техника покрыта инеем. Заведётся ли, ведь как нам сказали, все машины с двигателями V8 Euro 6, а значит, применяется избирательная система очистки выхлопных газов – технология SCR (Selective Catalytic Reduction), подразумевающая использование реагента AdBlue. Будет ли техника работать в таких суровых климатических условиях? Похоже, именно за ответом на этот вопрос нас сюда и пригласили.

Развозной фургон [b]P 280 DB4x2MNB[/b] с низкой кабиной CP19 и спальным местом. Двигатель DC09 113 – 280 л.с. (1400 Н∙м). Восьмиступенчатая АКП GR875 Opticruise. На этом автомобиле установлена автоматическая система противоскольжения On-Spot с 12 цепями, и если присмотреться, то их видно и на фотографии. Эту машину оснащают газовыми двигателями, она пользуется повышенным спросом в Норвегии у продовольственных оптовых компаний [b]Scania P280 DB4X2HNB.[/b] Автомобиль предназначен для доставки грузов в городской зоне, поэтому здесь предусмотрена заводская комплектация с газовым двигателем и полностью автоматической коробкой передач Allison со встроенным ретардером. Поставляется в формате LNG и CNG, т. е. для работы на сжиженном или сжатом газе. Газовый двигатель очень тихий, прекрасно адаптирован для работы вместе с полностью автоматической коробкой передач. Как видно по фотографии, этот автомобиль работает на биотопливе

Российские знатоки не первый год поют хором, что в наших климатических условиях технология SCR неприменима и выкладывают большие списки причин. Не знаю, как там в Сибири, но здесь в Норвегии первая же машина, за которую я сел, завелась, как говорят, «с пол-оборота». Правда, это был самый лёгкий грузовик из представленных – развозной фургон, и, как выяснилось в процессе езды, работает он на биотопливе. И таких машин в Норвегии тьма-тьмущая – такова политика государства. А на этом тест-драйве специально были представлены грузовые автомобили, работающие на самых разных видах топлива, а именно: дизеле, биодизеле, HVO, природном газе, биогазе и даже на этаноле. Из каких соображений появилась такая подборка, нам рассказали на итоговой конференции, но об это позже.

Scania в Норвегии

Это очень странно, но автомобили Scania появились в Норвегии только после войны – в 1947 году. Возможно, отдельные машины и были, но официальные централизованные закупки начались только с этого периода. Изрядно потрёпанная фашистской эксплуатацией послевоенная норвежская промышленность нуждалась в мощных автомобилях, и ими оказались грузовики Scania. Для восстановления народного хозяйства нужна была строительная техника. Однако первыми в стране появились лесовозы, а потом уже строительные машины.

Импортом шведской техники занималась независимая компания, и таковой она оставалась вплоть до 1999 года. Это был отдельный бизнес, с которым предприниматели успешно справлялись до кризиса 1998 года, и когда сил больше не осталось, пришёл официальный импортёр и взял всех под своё крыло.

Седельный тягач [b]Scania R 490 LA6x2MNB[/b] с кабиной CR19 Topline (высокая спальная кабина с высокой крышей). Двигатель DC13 125 мощностью 490 л.с., крутящий момент – 2550 Н∙м. Коробка передач GRSO905R с 12 ступенями и ползучей передачей с автоматизированной системой переключения передач Opticruise. Имеет 9-тонную переднюю ось и заднюю тележку под нагрузку до 19 т. Автомобиль укомплектован полуприцепом от компании Schmitz Cargobull
Флагман [b]Scania R 730 LA6x4HNB[/b] с кабиной CR19 Topline. Тягач укомплектован двигателем DC16 103 730 л.с., крутящий момент 3500 Н∙м. АКП GRS0925R 12-ступенчатая. Автомобиль укомплектован полуприцепом от компании Schmitz Cargobull
Седельный тягач-тяжеловоз [b]Scania R730 LA8X4/4HNB.[/b] Произведён с короткой колёсной базой, имеет гидравлические и дизельные баки, для сохранения пространства воздушные ресиверы размещены сзади кабины. Автомобиль оснащён мощнейшими задними осями: ADA1501P RPB835/ RP835 3,96 – 27 000 кг с редуктором и ретардером, с тормозным усилием до 4100 Н∙м. Коробка передач автоматическая

Сейчас по всей Норвегии 46 дилерских центров и сервисных станций, обслуживающих автомобили Scania. Они разные, с персоналом от 4 до 36 человек. Все дилеры компании Scania на территории Норвегии носят официальный статус, т. е. не независимые. И вот что интересно, несмотря на неплохие продажи своих машин, в этой стране Scania всё же делает значительный акцент на сервисное обслуживание. В последние годы в Норвегии очень большое внимание уделяют обучению механиков. Специалистов обучают постоянно, и не зря, ведь технологии не стоят на месте, а техника шведской компании относится как раз к разряду самых передовых.

В этой северной стране не просто поставлена задача поддерживать парк машин в рабочем состоянии. Они пошли дальше – содержать машины в идеальном техническом состоянии. И тому есть подтверждение.

В Норвегии ездит 17 000 автомобилей Scania полной массой свыше 16 тонн. Но это официальные данные за 2014 год, сейчас их реально на пару тысяч больше, так как в 2015 году сюда ввезено ещё 1609 Scania. Здесь эксплуатируются 2500 автобусов Scania. На всех этих машинах применяются двигатели всей линейки, т. е. от 250 до 730 л. с. Но дело в том, что 67 % всей техники оснащено новыми двигателями V8. Это очень высокий показатель. Выше только в Финляндии, где, по некоторым данным, 76 % техники Scania оснащено двигателями V8.

[b]Scania G 490 CB4x4+2HHA[/b] с подкатной задней осью идеально подходит для снегоуборки. У автомобиля полный привод и АКП. Кабина CG19 со спальным местом. Двигатель DC13 125 – 490 л.с. (2550 Н∙м)
Эти два спецавтомобиля никто не тестировал. Первый автомобиль: [b]Scania R 520 6х6[/b] с КМУ и крюковым погрузчиком. Второй: [b]Scania R490 8X2*4[/b] с краном HMF 8520 K6 OK6 FJ2000. Кран – 85 т∙м, с 20-тонной системой Fly-Jibb, с 6-ступенчатой телескопической стрелой, которая обеспечивает широкий спектр работ на расстоянии до 30 м. Стояли они здесь, по всей видимости, не случайно – на непредвиденный случай. Но так никому и не понадобились, по крайней мере в этот день

Выхлоп чище воздуха

На первом месте в Норвегии – забота об окружающей среде. Поэтому есть закон, регламентирующий эксплуатацию техники. В связи с этим законом использование любых автомобилей более 8 лет может нанести вред окружающей среде, а это недопустимо. В очень редких случаях используется формула 8+2, т. е. эксплуатация до 10 лет. Поэтому после истечения срока эксплуатации закупается новая техника, и в связи с тем, что чёткие сроки установлены, в стране проходят тендеры на закупки больших объёмов новой техники. И очень похоже, что в этих тендерах часто выигрывает Scania, так как доля рынка машин шведской компании в этой стране сейчас 41,9 %.

Конечно, все эти закупки происходят в рамках деятельности государственных структур, но и частный сектор достаточно законопослушный. Автотехнику здесь не держат более 3–4 лет. Считается, что за это время она откатывает весь свой ресурс. Потом её перепродают второму хозяину, у которого нагрузки ниже, и за последующие 3–4 года машина задействована меньше. После истечения второго срока машина может быть продана в другие страны, и, поверьте, состояние у неё будет отличное, ведь всё это время она состояла на официальной гарантии, за ней тщательно ухаживали.

Седельный тягач [b]Scania R 730 LB6x4HNB[/b], лесовоз. Такие машины в Норвегии всегда  с высокой спальной кабиной CR19 Topline, так как у них самые протяжённые маршруты движения и сложные условия работы. В этой машине установлен самый мощный двигатель из имеющихся: DC16 103 730 л.с. (3500 Н∙м). Коробка-автомат GRS0925R. Передняя ось AM950 – 9000 кг, задняя ось ADA1300P RBP735/ RP735 4,05 – 21 000 кг. Подвеска пневматическая. Автомобиль имеет ретардер с тормозным усилием до 4100 Н∙м
Тягач [b]Scania R 580 CA6x4HHA[/b] предназначен для строительных работ. Он оснащён двигателем DC16 102 580 л.с. (2950 Н∙м) и АКП GRSO905R. Имеется ретардер с тормозным усилием до 4100 Н∙м. Передняя ось 9-тонная, задняя тележка 21-тонная тандемная с пневматической подвеской и колёсными редукторами. Двухосный полуприцеп компании Istrail

Вопросы экологии не носят здесь формальный характер, как в нашей стране. В Норвегии есть регионы, в которых, по мнению правительства, загрязнённость слишком высокая, поэтому там либо вообще запрещается использование техники на бензине и дизельном топливе даже легковых машин, либо можно использовать машину только один раз в два дня. И это всё опять же регламентируется законом. В основном такие ограничения касаются крупных городов либо городов со слабой циркуляцией воздуха.

Вот почему в Норвегии автомобили Scania работают на всех возможных видах топлива. По исследованиям шведской компании, применение природного газа даёт 20 % снижение выброса СО2. Биодизель экологичнее на 66 %. Применение этанола, биогаза и HVO (тот же биодизель, но созданный методом гидратирования растительного сырья или животного жира) сулит на 90 % более чистый выхлоп. Но наилучший результат показывают гибридные технологии – до 92 %.

[b]Scania G 490 LB6X4HSA[/b] с новейшим самосвальным кузовом ZD4 и прицепом Zetterbergs. Комплектация шведская, поэтому колёсная база у этого автомобиля более длинная, чем положено в Норвегии (3900 мм). Машина оснащена автоматической коробкой передач Allison со встроенным ретардером. Кабина с нормальной высотой потолка и спальным местом. Двигатель DC13 125 490 л.с. (2550 Н∙м)

Мало похожего

Автотранспортный сервис в Норвегии 24-часовой, с выездом к месту поломки, если есть такая потребность. В последние годы на все машины устанавливают «чёрный ящик», который постоянно поддерживает онлайн-связь с сервисным центром и передаёт все данные о режиме работы водителя, состоянии узлов машины и расходе топлива.

В Норвегии пользуются спросом только полностью укомплектованные машины. Имеется в виду полный набор необходимых опций и навесок. Шасси отдельно почти не продают, 40 % готовых машин поступает из Швеции, непосредственно от производителя, остальное от бодибилдеров из других стран Европы (главным образом из Германии и Франции).

Гибридный 12-метровый автобус [b]Scania Citywide LE CK320UB4X2LB[/b] с переменной высотой пола. Предназначен для городских и пригородных перевозок. Непривычно тихий, при езде создаётся полная иллюзия, что это автобус на электротяге

У большинства обслуживающихся частных клиентов в парке 4– 6 единиц техники. Мало кто содержит больше машин. Но если вдруг потребуется больше, здесь предпочитают не приобретать дополнительную технику, а умело используют аутсорсинговые схемы, проще говоря, на нужное время нанимают водителя с машиной.

50 % клиентов, которым продаётся техника, так или иначе связаны со строительством. Пробег некоторых машин достигает 300 000 км в год, главным образом, у лесовозов, которых здесь тоже немало. Страна хоть и маленькая, но протяжённость её более двух тысяч километров. В последние годы складывается тенденция, что за каждым автомобилем закрепляется только один водитель. Связано это из-за высокой стоимости страховки.

[b]Scania R 520 8X4*4[/b] c крюковым погрузчиком типа мультилифт от компании JOAB. Двигатель DC16 101 520 л.с. (2700 Н∙м). Коробка передач CRS090SR 12-ступенчатая автоматизированная с ползучей передачей. Такой тип шасси и комплектация пользуется большой популярностью в Норвегии
Четырёхосный самосвал [b]Scania G 490 CB8x4HHZ[/b] с 13-литровым двигателем DC13 125 490 л.с. (2550 Н∙м). Самосвальный кузов от компании Istrail. Геометрия кузова предохраняет груз от быстрого замерзания. Кабина CG19 имеет спальное место. В Норвегии такие автомобили часто используют для снегоуборки и обработки дорог. В перерывах водитель может отдохнуть в кабине – забота о человеке
[b]Scania R 580 CB6x4MHZ[/b], самосвал, двигатель V8 мощностью 580 л.с., крутящий момент – 2950 Н∙м. В данном варианте оборудован как снегоочиститель. Автомобиль часто используется с солераспределителем. Имеет систему Opticruise с режимом эксплуатации в условиях бездорожья и ингибитор на 4100 Н∙м, дисковые тормоза и тележку с двумя ведущими мостами и колёсными редукторами

Вот почему компания Scania в Норвегии уделяет огромное внимание сервисным службам: требования по экологии высокие, климатические условия сложные, а значит, эксплуатация техники связана с многочисленными возможными проблемами, к тому же пробеги немалые. Можно, конечно, меньше обслуживать технику, чтобы она побыстрее выходила из строя. Но так хорошую репутацию не заработаешь.

У Норвегии есть чему поучиться, есть похожие моменты. Кое-кому покажется, что похожего с Россией много. Климат и пробег автотранспорта, вот и вся наша похожесть. Всё остальное – это близкая или далёкая наша перспектива, всё зависит от позиции государства и от нашей с вами позиции. Звучит, конечно, немного пафосно, но зато правда.

Вся эта техника оказалась здесь не случайно, не только для борьбы со снегом, но и для демонстрации возможностей. На этих фронтальных погрузчиках [b]JCB[/b] и на шарнирно-сочленённом самосвале [b]DOOSAN DA30[/b] стоят двигатели Scania DС

Scania P 93 MK4X4L40Z

Автомобиль 1992 года – это время, предшествующее введению европейских экологических стандартов. Машина оснащена механической 5-ступенчатой коробкой передач с понижающей передачей. На этом грузовике мне удалось изрядно подпортить девственный снежный норвежский ландшафт. Около получаса я колесил по заснеженным холмам с толщиной снега от 70 см до метра, надеясь где-нибудь встретить непреодолимую природную преграду. Однако обутый в цепи автомобиль, некогда созданный для перевозки персонала норвежской армии, показал себя с самой лучшей стороны – ни одной пробуксовки и ни единой остановки. Этот автомобиль относится к большому заказу, полученному компанией Scania в 1980-х годах. Машина оснащена многолистовыми рессорами и барабанными тормозами. Передняя ось рассчитана под нагрузку до 6,5 т, задний мост – под нагрузку до 14,3 т. Как я убедился сам, автомобиль адаптирован для передвижения по пересечённой местности. Двигатель DS9 05 250 л.с. Коробка передач 5-ступенчатая механическая G770.

Scania P 93 MK4X4L40Z Scania P 93 MK4X4L40Z
Комментировать ... >>
Loading...