<<< Назад

Стрижка газона
Восстановленый ГАЗ-51

Александр Чаплыгин, фото автора

Иметь собственный ГАЗ-51 я мечтал давно. Мой отец работал на таком сначала в колхозе, а затем в автошколе. Об идее восстановить машину собственными руками сообщил родителю, но одобрения не получил: «Зачем тебе такой грузовик – у нас уже есть «ГАЗель». Если хочешь старую машину, давай соберем «газик», я о нем мечтал в молодости». Так у меня появился разукомплектованный ГАЗ-69, его сборка до ходового состояния затянулась на несколько лет. Но от мечты о ГАЗ-51 я не отказался.

Так как ГАЗ-51 и ГАЗ-69 похожи и унифицированы, то в процессе сборки «бобика» мне попадались запчасти и «полста первого», причем иногда я даже об этом не догадывался. Например, я стал обладателем совершенно новых крыльев и щитка приборов для этого грузовика. Попутно выяснялось, где стоят и остовы «газонов». В один момент у местного пенсионера мне встретился почти комплектный ГАЗ-51А полугаражного хранения – кабина и часть кузова по задний мост в гараже, остальное на улице. На некоторое время я про него забыл, пока мне не поведали, что у машины есть реальный шанс оказаться в металлоломе. Думать уже было некогда, и после недолгого диспута с владельцем он продал мне грузовик за 3000 рублей. «Машина хорошая. Пол кузова – металл. Подремонтируешь, будешь ездить!» – напутствовал старик.

Дело происходило 5 лет назад, а сама машина остыла еще в 1995-м и благодаря земляному полу гаража уже вросла в землю. Владелец заявил, что неисправна проводка – погрызли крысы, следовательно, попыток завести двигатель делать не стоит, поэтому минут 20 пытались выдернуть ее на свет божий трактором. Заодно в гараже и дворе собрали все, что даже отдаленно напоминало запасные части. Попытки увенчались успехом, и «51-й» на тросе, без тормозов (не работал даже неубиваемый ручник!) тронулся в путь. В ходе небольшого перегона выяснилось, что КП еще рабочая и передачи не выскакивают.

Осенним вечером остов затащили во двор. Раритет по документам 1965 г.в. и в первой жизни был с будкой (возможно, работал «техничкой»). Последний владелец будку сбросил и поставил самодельную бортовую платформу, сгнившую под металлическим полом насквозь, поэтому кроме запоров бортов взять с нее было нечего. Правая сторона от переднего бампера (крыло, подножка, бруски подрамника кузова) разбиты, кажется, в аварии, передняя «резина» большей размерности с ГАЗ-53, диски колес от ГАЗ-51, ГАЗ-53 и сельхозтехники, «резина» лысая или треснувшая (вполне пригодными для сборки оказались лишь 3 родных диска и 2 покрышки). Левая дверь кабины без стекол.
Осенним вечером остов затащили во двор. Раритет по документам 1965 г.в. и в первой жизни был с будкой (возможно, работал «техничкой»). Последний владелец будку сбросил и поставил самодельную бортовую платформу, сгнившую под металлическим полом насквозь, поэтому кроме запоров бортов взять с нее было нечего. Правая сторона от переднего бампера (крыло, подножка, бруски подрамника кузова) разбиты, кажется, в аварии, передняя «резина» большей размерности с ГАЗ-53, диски колес от ГАЗ-51, ГАЗ-53 и сельхозтехники, «резина» лысая или треснувшая (вполне пригодными для сборки оказались лишь 3 родных диска и 2 покрышки). Левая дверь кабины без стекол.
Пол прогнил, лонжероны оторвались от стоек. Нет облицовки моторного отсека с надписью «Горьковский автозавод», сиденья ГАЗ-53, опорожье у дверей сгнило. Разбиты и стерты на две части три из 4 отбойников подрессорников, перебиты рессоры. Проводка представляла собой смесь всевозможных проводов на скрутках, проволочках, центральный провод с катушки был поджат деревянным сучком. Двигатель разморожен, выдавлены заглушки, разорвало нижнюю часть радиатора. Тут отец предложил все-таки завести двигатель. За 10 лет масло отстоялось и стало светлым,  поставили новую катушку зажигания, свечи, провода, аккумулятор, сняли «воздухан» и, залив бензин напрямую в карбюратор, провернули рукояткой двигатель. Механическое чудо вдруг ожило даже без посторонних шумов в сердце! Весной сбросили кабину и кузов, сняли двигатель и коробку передач. С кузова срезали все имеющие хоть какую-то ценность детали. С кабины срезали все латки, кронштейны «53-х» зеркал, сняли все оборудование, потолок, двери, стекла, заодно выяснилось, что насквозь прогнил по всей длине верхний шов стенки кабины. Также обветшала вся нижняя часть рамки ветрового стекла (она разборная из двух частей, с каждого бока крепится планкой под 5 болтиков и 1 в центральной части – эти болтики потом пришлось высверливать и делать новые планки).
Пол прогнил, лонжероны оторвались от стоек. Нет облицовки моторного отсека с надписью «Горьковский автозавод», сиденья ГАЗ-53, опорожье у дверей сгнило. Разбиты и стерты на две части три из 4 отбойников подрессорников, перебиты рессоры. Проводка представляла собой смесь всевозможных проводов на скрутках, проволочках, центральный провод с катушки был поджат деревянным сучком. Двигатель разморожен, выдавлены заглушки, разорвало нижнюю часть радиатора. Тут отец предложил все-таки завести двигатель. За 10 лет масло отстоялось и стало светлым,  поставили новую катушку зажигания, свечи, провода, аккумулятор, сняли «воздухан» и, залив бензин напрямую в карбюратор, провернули рукояткой двигатель. Механическое чудо вдруг ожило даже без посторонних шумов в сердце! Весной сбросили кабину и кузов, сняли двигатель и коробку передач. С кузова срезали все имеющие хоть какую-то ценность детали. С кабины срезали все латки, кронштейны «53-х» зеркал, сняли все оборудование, потолок, двери, стекла, заодно выяснилось, что насквозь прогнил по всей длине верхний шов стенки кабины. Также обветшала вся нижняя часть рамки ветрового стекла (она разборная из двух частей, с каждого бока крепится планкой под 5 болтиков и 1 в центральной части – эти болтики потом пришлось высверливать и делать новые планки).
Пол прогнил, лонжероны оторвались от стоек. Нет облицовки моторного отсека с надписью «Горьковский автозавод», сиденья ГАЗ-53, опорожье у дверей сгнило. Разбиты и стерты на две части три из 4 отбойников подрессорников, перебиты рессоры. Проводка представляла собой смесь всевозможных проводов на скрутках, проволочках, центральный провод с катушки был поджат деревянным сучком. Двигатель разморожен, выдавлены заглушки, разорвало нижнюю часть радиатора. Тут отец предложил все-таки завести двигатель. За 10 лет масло отстоялось и стало светлым, поставили новую катушку зажигания, свечи, провода, аккумулятор, сняли «воздухан» и, залив бензин напрямую в карбюратор, провернули рукояткой двигатель. Механическое чудо вдруг ожило даже без посторонних шумов в сердце! Весной сбросили кабину и кузов, сняли двигатель и коробку передач. С кузова срезали все имеющие хоть какую-то ценность детали. С кабины срезали все латки, кронштейны «53-х» зеркал, сняли все оборудование, потолок, двери, стекла, заодно выяснилось, что насквозь прогнил по всей длине верхний шов стенки кабины. Также обветшала вся нижняя часть рамки ветрового стекла (она разборная из двух частей, с каждого бока крепится планкой под 5 болтиков и 1 в центральной части – эти болтики потом пришлось высверливать и делать новые планки).
Кабину и оперение отвезли местному дяде… нет, не дяде Васе, как вы подумали, дяде Валере с просьбой «сделать как было с завода». Правое крыло пришлось выкинуть, предварительно сняв с него поворотник.
За лето зачистили и покрасили раму, выправили бампер, запаяли радиатор, на место разбитых отбойников подрессорников поставили от ГАЗ-53 с резиновыми подушками. Впервые за 40 лет отмыли набело двигатель и на­шли все причитающиеся запчасти – «52-е» кольца, шатунные и коренные вкладыши, комплект прокладок (выпускают до сих пор!).
За время поисков нашли даже первой комплектации новый двигатель ЗМЗ-52, не отличающийся от ГАЗ-51 ничем, кроме генератора. Был найден масляный фильтр, кольца осевого смещения коленвала (подходят от ГАЗ-24), выточили заглушки, покрасили блок двигателя. Кстати, когда мне достался еще один двигатель с ГАЗ-52, на нем вместо «баклуши» масляного фильтра стояла центрифуга. Ну и завершилось дело, конечно, переборкой агрегата, в результате которой при разборке обнаружилось отсутствие «сухаря» на одном из клапанов.<br />При ремонте КП выяснилось, что непонятным образом в тормозном механизме ручника нет шариков, поэтому он и не работал – колодки не раздвигались. Подошел механизм от УАЗ-31512, но тут оказалось, что сломана задняя крышка КП. Пришлось помучиться в поисках. Заменили задний сальник (кажется, подошел сальник с полуоси моста ГАЗ-53). На части отверстий, закрывающих направляющие втулки вилок, не было заглушек, туда прекрасно встали 10-копеечные монеты.
Осенью перебрали передний мост – заменили шкворни, которые подходят вместе с втулками от современных «газонов», но их нужно обрезать на токарном станке. Продольная рулевая тяга отличается от установленной на современных ГАЗ-3307, но ее удалось отремонтировать – подошли пальцы с ремкомплекта тяги ГАЗ-66. А вот поперечную тягу, не найдя пальцев, заимствовали с ГАЗ-53, обрезав по 30 мм с каждой стороны. Сейчас удалось достать родные пальцы, так что на место встанет родная тяга. Переклепали передние колодки, купленные в «уазовском» магазине по 50 рублей за пару.
Ремонта заднего моста практически не было, затянули гайку редуктора и проверили наличие нигрола (менять не стали, он сейчас редкость). Тормозные колодки были целые, а рабочие тормозные цилиндры заменили на всех осях, поскольку современные не отличаются от допотопных. <br />На раме кроме отбойников пришлось усилить заднюю лопнувшую поперечину крепления двигателя – приварили металлическую полосу. Заменили выпавшие клепки на карданные болты, выправили Г-образные стойки крепления подножек и сами подножки. Поставили откидное крепление «запаски», снятое с рамы ГАЗ-3307 (привод защелки и болт фиксации подходит один в один, сама Z-планка отличается – старая крепилась к раме на двух болтах, новая на трех). Кстати, есть еще один вариант штатного крепления «запаски» – по центру рамы, за кабиной (на раме есть отверстия под две удерживающие планки и поперечину на раме).
После мостов занялись тормозами – старые трубки оказались металлическими и при попытке их снять разламывались на части. Их заменили на медные «уазовские», с УАЗа же взяли и главный тормозной цилиндр (продается в магазинах под названием «уазовский старого образца» и ничем не отличается от «газоновского»). На заднем мосту тройник тормозных трубок оказался алюминиевым и крошился в руках. Его заменили на медный.
После мостов занялись тормозами – старые трубки оказались металлическими и при попытке их снять разламывались на части. Их заменили на медные «уазовские», с УАЗа же взяли и главный тормозной цилиндр (продается в магазинах под названием «уазовский старого образца» и ничем не отличается от «газоновского»). На заднем мосту тройник тормозных трубок оказался алюминиевым и крошился в руках. Его заменили на медный.
Взяв с собой несколько человек, отправился в соседнюю заброшенную деревню на место, где стояла колхозная техника, сданная в металлолом. Прочесав поросшее бурьяном поле, с помощью щупов нашли десяток собранных колес от ГАЗ-51, -53 и сельхозтехники и даже один диск от ЗИЛ-164. После раскопок я стал обладателем нескольких хороших камер, флипперов, двух дисков ГАЗ-51. Две б / у покрышки попались по случаю, а еще три пришлось купить – они до сих пор продаются и пользуются спросом у механизаторов.
Взяв с собой несколько человек, отправился в соседнюю заброшенную деревню на место, где стояла колхозная техника, сданная в металлолом. Прочесав поросшее бурьяном поле, с помощью щупов нашли десяток собранных колес от ГАЗ-51, -53 и сельхозтехники и даже один диск от ЗИЛ-164. После раскопок я стал обладателем нескольких хороших камер, флипперов, двух дисков ГАЗ-51. Две б / у покрышки попались по случаю, а еще три пришлось купить – они до сих пор продаются и пользуются спросом у механизаторов.
Из крупных деталей осталось найти кузов. Его мы искали с самой покупки «51-го», уже стали появляться мысли взять «53-й» кузов, обрезать до нужного размера. И тут опять повезло – нашелся разукомплектованный ГАЗ-52 с родным кузовом. Переговоры закончились самым лучшим образом – мне подарили всю машину, причем после обещания привезти за борта металлический борт с кировского прицепа, нашелся и недостающий правый борт (у соседа в подвале использовался в качестве полки). Вся проблема теперь заключалась в снятии с кузова арматуры, не повредив ее.
Весной возобновили работу – нужно зачистить и покрасить проваренную кабину и оперение. Подушки кабины подходят с ГАЗ-53, но нужно заменить болты – спереди на «мебельные» подходящего калибра, а сзади шпильки. Заказали шпунтованные доски на кузов и разобрали старый вместе с бортами. На мебельные болты ушло 2500 рублей… После покраски поставили на раму двигатель и собрали облицовку (подушки двигателя идентичны ГАЗ-53). Смущает меня только крыльчатка, на ней выбиты цифры «66». Уж не с «шишиги» ли?
Весной возобновили работу – нужно зачистить и покрасить проваренную кабину и оперение. Подушки кабины подходят с ГАЗ-53, но нужно заменить болты – спереди на «мебельные» подходящего калибра, а сзади шпильки. Заказали шпунтованные доски на кузов и разобрали старый вместе с бортами. На мебельные болты ушло 2500 рублей… После покраски поставили на раму двигатель и собрали облицовку (подушки двигателя идентичны ГАЗ-53). Смущает меня только крыльчатка, на ней выбиты цифры «66». Уж не с «шишиги» ли?
Весной возобновили работу – нужно зачистить и покрасить проваренную кабину и оперение. Подушки кабины подходят с ГАЗ-53, но нужно заменить болты – спереди на «мебельные» подходящего калибра, а сзади шпильки. Заказали шпунтованные доски на кузов и разобрали старый вместе с бортами. На мебельные болты ушло 2500 рублей… После покраски поставили на раму двигатель и собрали облицовку (подушки двигателя идентичны ГАЗ-53). Смущает меня только крыльчатка, на ней выбиты цифры «66». Уж не с «шишиги» ли?
Теперь можно собирать кабину. В дверных проемах стоят два уплотнителя: один на двери – стрелка (до сих пор продается в магазинах, ставится на тракторы ЛТЗ и ГАЗы) и на проеме двери с внутренней стороны (один в один уплотнитель заднего борта УАЗ-469). Старинные металлические клипсы продаются в «газелевских» магазинах (используют для шумоизоляции). Кстати, там же можно купить и резиновых «солдатиков» под облицовку (6 шт.) и на дверцу «бардачка» (2 шт.). Резинка заднего стекла взята от ветрового стекла УАЗ-31512, а вот уплотнители дверных стекол позаимствовали от «Жигулей» (родных, используемых на УАЗ-452, я в продаже не нашел). С ГАЗ-52 снял табличку про охлаждение (под капотом слева рядом с шильдиком).
По случаю за 400 рублей я стал обладателем двух кабин, с которых удалось снять недостающий стеклоочиститель, заглушку на дверь, реле и спинку сиденья. С уже имеющегося ГАЗ-52 подошел противосолнечный козырек (он отличается лишь длиной). Потолок и «бардачок» изготовил из толстого картона. <br />Нашли электриков, согласившихся восстановить проводку. Тут есть один нюанс: при выключенном зажигании датчик температуры зашкален – это правильно, после поворота ключа он падает на «ноль» и начинает работать. Стрелка амперметра при зарядке (работающем двигателе) должна показывать на «ноль», если есть отклонения при неисправности. Переключатель поворотов стоит по центру на панели приборов (а не под рулем). Хотя мне все-таки пришлось поставить подрулевой переключатель.
Глобальная проблема встала с сиденьями. Если спинку просто сшить заново (деревянный каркас уцелел, а пассажирское сиденье я нашел, бродя по территориям вымерших колхозов), то вот водительской половинки так и не нашел. Такая же проблема с педалью газа, пришлось поставить с ПАЗа. <br />Стеклоочистители работают за счет разряжения в коллекторе, поэтому в него ввинтили подходящую по длине топливную трубку, а с самих стеклоочистителей провели ВАЗовские пластиковые трубочки с тройником и соединили. <br />Особо хочется сказать о стеклоподъемниках ГАЗ-51. Даже через 40 лет они работают без претензий, потому что в них всего 4 детали, и сделаны они с умом. А вот на стоящей рядом «ГАЗели» за один год их поменяли уже два раза. Очень хочется увидеть конструктора, который их выдумал. Страна должна знать в лицо таких героев!
Глобальная проблема встала с сиденьями. Если спинку просто сшить заново (деревянный каркас уцелел, а пассажирское сиденье я нашел, бродя по территориям вымерших колхозов), то вот водительской половинки так и не нашел. Такая же проблема с педалью газа, пришлось поставить с ПАЗа. <br />Стеклоочистители работают за счет разряжения в коллекторе, поэтому в него ввинтили подходящую по длине топливную трубку, а с самих стеклоочистителей провели ВАЗовские пластиковые трубочки с тройником и соединили. <br />Особо хочется сказать о стеклоподъемниках ГАЗ-51. Даже через 40 лет они работают без претензий, потому что в них всего 4 детали, и сделаны они с умом. А вот на стоящей рядом «ГАЗели» за один год их поменяли уже два раза. Очень хочется увидеть конструктора, который их выдумал. Страна должна знать в лицо таких героев!
Глобальная проблема встала с сиденьями. Если спинку просто сшить заново (деревянный каркас уцелел, а пассажирское сиденье я нашел, бродя по территориям вымерших колхозов), то вот водительской половинки так и не нашел. Такая же проблема с педалью газа, пришлось поставить с ПАЗа.
Стеклоочистители работают за счет разряжения в коллекторе, поэтому в него ввинтили подходящую по длине топливную трубку, а с самих стеклоочистителей провели ВАЗовские пластиковые трубочки с тройником и соединили.
Особо хочется сказать о стеклоподъемниках ГАЗ-51. Даже через 40 лет они работают без претензий, потому что в них всего 4 детали, и сделаны они с умом. А вот на стоящей рядом «ГАЗели» за один год их поменяли уже два раза. Очень хочется увидеть конструктора, который их выдумал. Страна должна знать в лицо таких героев!
Кузов собрали достаточно быстро, для него были все детали, отличий от оригинального можно не найти, если не знать. Тем не менее они есть: не стали вырезать эллипсы в заднем бруске под фонари. На бортах с завода было 6 досок, у меня – 5. Нашлось и одно отличие кузовов ГАЗ-51 и ГАЗ-52 – на «52-м» есть металлическая планка с четырьмя отверстиями, крепящая нижний брус в задней части к раме, а на «51-м» такой планки нет, нет и отверстий под нее. Кстати, различаются и запоры бортов кузовов ГАЗ-53 и -51 / -52 – длина ручки запора «51-го» – 10 см, а «53-го» – 11 см. Не поставил я и родные щитки, у меня на кузове уцелел только один, да и то не в лучшем состоянии, пришлось ставить «газелевские».
Кузов собрали достаточно быстро, для него были все детали, отличий от оригинального можно не найти, если не знать. Тем не менее они есть: не стали вырезать эллипсы в заднем бруске под фонари. На бортах с завода было 6 досок, у меня – 5. Нашлось и одно отличие кузовов ГАЗ-51 и ГАЗ-52 – на «52-м» есть металлическая планка с четырьмя отверстиями, крепящая нижний брус в задней части к раме, а на «51-м» такой планки нет, нет и отверстий под нее. Кстати, различаются и запоры бортов кузовов ГАЗ-53 и -51 / -52 – длина ручки запора «51-го» – 10 см, а «53-го» – 11 см. Не поставил я и родные щитки, у меня на кузове уцелел только один, да и то не в лучшем состоянии, пришлось ставить «газелевские».
Под кузов слева сзади поставили инструментальный ящик, взяв его с бортового УАЗ-452 (на фото, которые я видел, ящик может стоять в двух местах – там, где стоит у меня, и сразу за кабиной, причем второй вариант встречается чаще). <br />В проводке добавили включаемый с тумблера «уазовский» фонарь заднего хода и кнопку аварийной сигнализации. Поставили нештатные брызговики.
Так как машина будет работать, на двигатель сразу поставили современный сухой воздушный фильтр с ГАЗ-3307 (старый красуется на полке в гараже), а на раме, перед отстойником, поставили современный топливный фильтр. <br />Еще во время сборки на двигателе заменили маховик на уазовский (хотя он на 4 кг легче) и поставили лепестковую корзину. Подвесной подшипник оригинальный ГАЗ-51 / -52 и от -53 не подходит (до сих пор продается в магазинах) .<br />Пришлось заменить и карбюратор, все попытки его реанимировать ни к чему не привели (некоторые подвижные части были стерты на две трети), ничем закончился и поиск нового. Пришлось поставить ульяновский однокамерный. Двигатель заработал ровно, хотя, я думаю, это скажется и на динамике, и на мощности двигателя.
Первая попытка маневрирования во дворе показала полную невозможность использования штатных зеркал. Пришлось купить подходящие по размеру и форме современные панорамные и поставить правую стойку (ее изначально не было). <br />Ободки фар не соответствуют оригиналу, у ГАЗ-51 они были тоньше, но накрывали весь выступ под фару (уже нашел, покрашу – поставлю).

P.S.

Передаю привет любителям снимать заводские таблички (шильдики) со старых машин. Уважаемые завсегдатаи RCFORUM.RU и AVTO.RU, мои таблички часом не у вас?

Хочу обратиться к читателям по поводу недостающих оригинальных деталей. Нужны:

  1. Диффузор.
  2. Карбюратор (только новый!).
  3. Штампованная пластина для сбора бензина под карбюратором.
  4. Водительское сиденье.
  5. Педаль газа.
  6. Поводки стеклоочистителей со щетками и болтиками крепления (внутренняя резьба).
  7. Аккумуляторный ящик и его крышка.
  8. Рамка ветрового стекла с резинкой (только новая или очень хорошо сохранившаяся).
  9. Резинка (кругляш) на педаль стартера.
  10. Щитки задних колес и масляная канистра на правый щиток.
  11. Книга или каталог деталей по ГАЗ-51 или ГАЗ-63.
  12. Инструмент и принадлежности шоферские, шедшие с машиной.
  13. Водительская половинка сиденья.
  14. Другие оригинальные детали, которые вы не увидели на фотографиях и я о них не знаю.
Комментировать ... >>
Loading...