<<< Назад

Алмазовоз для Якутии
Новый 130-тонный самосвальный автопоезд ТОНАР-45252+95405

Юрий Петров.
Фото автора и Даниила Минаева

На излёте августа Машиностроительный завод «Тонар» представил новый самосвальный автопоезд в составе уникального тягача ТОНАР-45252 и двухзвенного прицепного состава ТОНАР-95405 типа B-Train.

Заказ на этот 130-тонный автопоезд поступил от крупнейшей компании «АЛРОСА», на долю которой приходится 95 % российского рынка добываемых алмазов (Якутия, Архангельская обл.) и четверть мирового (месторождения в ЮАР). Автопоезд не имеет аналогов в СНГ и впечатляет своими размерами: габаритная ширина 3 м, а длина достигает 28 м!

Интерес к такой технике возник из-за увеличения на 22 км длины плеча от месторождения на трубке Зарница (Удачнинский ГОК) до перерабатывающего завода. Использование конвейера или подвесной дороги на такое расстояние не имеет особого смысла (особенно в случае обрыва троса или ленты). Поэтому в Якутии закупили 95-тонные сцепки ТОНАР дорожного габарита с седельными тягачами Scania.

Аппетит пришёл в августе прошлого года. На 2018 год «АЛРОСА» запланировала разработку Верхнемунского месторождения, где длина плеча составит уже 170 км и совершенно очевидно, что 136-тонные Caterpillar 785B в условиях Якутии на горизонтальной перевозке будут неэффективны. Карьерные самосвалы в 2,5 раза шире обычного самосвала и ширина трассы будет соответствующая.

Невыгодна и прокладка железной дороги с соблюдением необходимых радиусов и промилле. Для этого придётся делать насыпи (или выемку c бровками, откосами, кюветами), отсыпать песчаную подушку, выравнивать баластную призму, класть рельсы, закупать вагонный и тепловозный парк с депо, искать восстановительные и снегоуборочные поезда, обустраивать перегоны, наводить мосты, оборудовать сигнализацию, подъездные технологические дороги и содержать целое отделение дороги с дистанцией пути!

Был ещё вариант перенести перерабатывающий завод к новой алмазной трубке, но он оказался более затратным, чем отсыпка 170-км технологической автодороги шириной 8 м и покупка 37–50 автопоездов.

Первый и единственный в своём классе автопоезд отправлен в Усть-Кут для работы в АТТ № 3 УГОК, где пройдёт испытания. После этого будет приниматься решение о дальнейших закупках.

Массогабаритные характеристики впечатляют: 20-тонный тягач габаритами 9,74х3,0х3,7 м рассчитан на транспортировку прицепа полной массой 167 т (при номинальной грузоподъёмности 116,7 т).

Тягач оборудован алюминиевой кабиной собственного производства, для чего пришлось закупить робот FANUC с комплектом ПО. Все работы по кабине от изготовления пресс-форм до производства панелей выполняются непосредственно на ТОНАРе. Поскольку водителю придётся проходить на одном плече 170 км, то конструкторы постарались облегчить условия труда: в подрессоренном на пневмоэлементах кабинном модуле установлен холодильный бокс WAECO, микроволновая печь Daewoo, система очистки воздуха производства ООО «Карьертехресурс», кондиционер и отопитель.

В основе конструкции тягача использована собственная массивная рама, сваренная из стали класса 16 марки 09Г2С (диапазон рабочих температур от +425 до –70 °С). Увеличение толщины металла позволило снизить внутренние напряжения и повысить прочность на 30–40 %.

Сложнее оказалось с подвеской. Поскольку рессорная для таких целей не годится, то пришлось заказывать заднюю подвеску с упругими элементами в Австралии. Передняя пневмогидравлическая c реактивным штангами подвеска куплена в Голландии, но ТОНАР намерен изготовлять её самостоятельно, в кооперации с фирмой «PENTA». При этом планируется изменить конструкцию передней части рамы с возможностью самостоятельного изготовления балки моста со ступичными узлами Handle Axle.

Учитывая тяжёлые условия эксплуатации машины мосты Handle Axle с главной передачей DZ9112000695 имеют несколько бóльший входящий крутящий момент, чем гидромеханическая КП Allison 4700 OFS c входным моментом 2508 Н∙м (брутто). Она оборудована ретардером и имеет 7 ступеней переднего хода и 2 заднего. Однако такая КП больше подходит для менее мощных двигателей. Так, рядный 6-цилиндровый турбодизель Cummins QSK19-C600 рабочим объёмом 18,9 л и мощностью 600 л.с., выдаёт крутящий момент 2644 Н∙м (при 1300–1500 об / мин) и в последующем есть желание применить более мощную трансмиссию Allison 6620 с крутящим моментом чуть больше 3000 Н∙м.

Рабочая пневматическая тормозная система с барабанными механизмами сделана двухконтурной, а стояночная система на задние колёса с приводом от энергоаккумуляторов. На машине применены шины размерности 14,00R25 категории скорости Е с индексом несущей способности 170. В оборудование входят обогрев зеркал, КОМ, гидронасос для привода гидрооборудования.

Седельно-сцепное устройство под шкворень 4 дюйма спроектировали в Австралии. Но плиту, рассчитанную на нагрузку в 60 т, уже изготовили у себя на заводе в Губино. Сочленённый 2-звенный 21,8-метровый полуприцеп ТОНАР-95405 с левосторонней разгрузкой рассчитан на перевозку 70 кубометров породы. Полуприцепы оборудованы двумя кузовами размерами 9,4х3,0 м и снабжены гидроцилиндрами Penta.

Комментировать ... >>
Loading...