Новинки международного салона вооружений и военной техники Eurosatory-2016
С 13 по 17 июня в парижском выставочном комплексе Paris Nord Villepinte Parc d’Expositions прошёл Международный салон вооружений и военной техники Eurosatory-2016.
Куратором масштабного форума под Парижем с 1967 года является министерство обороны Франции. В этом году 25-й по счёту экспозиции выставки Eurosatory были разделены на три раздела: «Оружие и боеприпасы», «Боевые машины» и «Системы управления боем и информационного обеспечения». Крупнейший павильон Франции насчитывал 546 компаний, США – 135, а Германии – 112. А всего салон собрал более 1571 компаний из 56 стран мира. Флаг России защищали 12 российских предприятий, среди которых концерн «Калашников», «Рособоронэкспорт», холдинг «Швабе» и НПО «Сплав».
Посмотреть на новые образцы вооружений, армейское снаряжение и технику пришло 57 тысяч посетителей и 214 официальных делегаций из 93 стран мира.
Единственным натурным образцом техники «made in Russia» стал бронеавтомобиль «Тигр», привезённый словацкими партнёрами «Военно-промышленной компании».
Салон, как и прежде, позволил показать новинки техники и вооружения сухопутных войск на полигоне. Однако большинство европейских компаний показало пакетные модернизации, визуальные улучшения и творческие доработки уже известных образцов. Впрочем совсем без новинок не обошлось, белорусы нежданно высадили в Европу свой десант в виде «Волатов».
МЗКТ / Волат
ОАО «Минский завод колёсных тягачей» принял участие в военной выставке в Париже впервые. Во Франции его представлял 4-осный тяжеловоз нового семейства многоцелевых унифицированных шасси МЗКТ-600201. Ключевыми особенностями этого диапазона являются дорожный габарит по ширине; фирменная независимая подвеска; применение автоматической трансмиссии собственной разработки и обновлённый дизайн кабины.
МЗКТ-500200 (4x4) с усиленной рамой и платформой для надёжной и длительной работы в условиях плохих дорог и бездорожья имеет длину платформы 6000 мм, а его снаряжённая масса – 6,4 т.
МЗКТ-600103 (6х6) с гидромеханической трансмиссией Allison 4500SP, двигателем Caterpillar С13 и снаряжённой массой автомобиля 14 т является новейшим шасси из серии МЗКТ-6001.
Шасси МЗКТ-600201 (8x8) оснащено 6-цилиндровым 15-литровым турбодизелем Caterpillar C15 мощностью 403 кВт (540 л.с.), 6-ступенчатой автоматической трансмиссией ГМП-5561 и раздаточной коробкой с блокируемым межосевым дифференциалом.
Грузоподъёмность шасси МЗКТ-600201 составляет 16,5 т, а полная масса не превышает 34 т. Максимальный преодолеваемый подъём достигает 70 %. Минимальный габаритный радиус поворота по оси переднего внешнего колеса не более 12,5 м. Максимальная скорость шасси составляет 110 км / ч. Запас хода с полной заправки приблизительно равен 1000 км.
Премьера взрывоустойчивой лёгкой бронированной машины МЗКТ-490100 (Volat V1) носила конкретный характер – из первых лиц стенд посетил Его Королевское высочество Принц Фейсал Бен Аль Хусейн, специальный помощник Председателя Объединённого комитета начальников штабов вооруженных сил Иордании. При создании бронемашины был учтён опыт последних локальных вооружённых конфликтов – броневик получил усиленную противоминную защиту, V-образное днище, повышенную проходимость по пересечённой местности.
Acmat
С 1950-х годов французская фирма Acmat Defense производит многоцелевые малотоннажные тактические автомобили с полным приводом. Сегодня компания является частью Renault Trucks Defense, но выпуск капотных армейских машин в 2- и 3-осных модификациях продолжается. На выставке фирма демонстрировала обновлённый бронеавтомобиль ACMAT Bastion HM RPC (4x4) серии Haute Mobilité (высокомобильный). Машина оборудована двигателем Renault мощностью 340 л.с., который агрегатирован с 6-ступенчатой автоматической трансмиссией. Полная масса транспортного средства составляет 14,5 т, а его грузоподъёмность – 2,5 т. Защита машины выполнена по 2 уровню стандарта STANAG 4569. Экипаж бронеавтомобиля составляет 2 человека. На корпусе смонтирована турель для установки 12,7-мм пулемёта с дистанционным управлением.
ARGO
Канадская фирма ARGO Extreme Terrain Vehicles представила компактную амфибию ARGO (8x8) 750 HDi SE (Special Edition) для перевозки десанта до 6 человек или грузов массой до 450 кг. Восьмиколёсный джиггер оборудован 700-кубовым 30-сильным двигателем Kohler Aegis LH 775 с жидкостным охлаждением. В комплектацию транспортёра входят трансмиссия ADMIRAL, тормоза с гидроприводом, стальная рама, пластиковый кузов, топливный бак на 27 л и шины низкого давления Tires ARGO 25x12.00-9 NHS. Максимальная скорость движения по земле составляет 32 км / ч, а по воде до 3 узлов. Грузоподъёмность на воде не должна превышать 386 кг или 4 человека. Снаряжённая масса транспортного средства составляет 640 кг. Машина может быть задействована для буксировки прицепов полной массой 800 кг. Давление на поверхность, создаваемое корпусом, не превышает 13,5 кПа. Клиренс у машины – 240 мм. Длина ARGO (8x8) 750 HDi SE – 3,2 м, высота – 1,1 м, а ширина – 1,5 м.
General Dynamics
Компания General Dynamics European Land Systems показала лёгкий вариант багги для десанта General Dynamics Flyer 72 полной массой 1,1 т. Шасси оборудовано 150-сильным двигателем Cummins и 6-ступенчатой автоматической коробкой передач Allison. Максимальная скорость транспортного средства достигает 135 км / ч. Хочется отметить боевые возможности этого армейского багги.
На первом ряду находятся три сиденья, из которых центральное – водительское. У бойцов слева и справа на дверях закреплены пулемёты калибра 7,62 мм. На втором ряду могут разместиться только два бойца. У каждого из них тоже по пулемёту висит на дверях. И ещё на каркасе вверху установлен более внушительный пулемёт M2HB «Ma Deuce» калибром 12,7 мм. В итоге получается мобильный и очень хорошо вооружённый «Флайер», с которым лучше не встречаться. Боевая машина не обременена защитой, поэтому обходится заказчику недорого. Как сказали представители General Dynamics, они уже получили заказы на поставку 1300 Flyer 72 к 2020 году.
Griffon
На выставке демонстрировался полноразмерный макет бронированной колёсной машины Griffon (VBMR) (6х6). Руководство французской армии планирует в перспективе полную замену БТР VAB (4х4) фирмы Renault Trucks Defense. Министерство обороны Франции собирается приобретать 1722 машины в 10 вариантах модификаций в период с 2018 по 2033 годы. Разработку проекта Griffon в рамках программы SCORPION (Synergie du contact renforcée par la polyvalence et l’infovalorisation) будут осуществлять группа компаний Nexter Systems, Renault Trucks Defense и Thales. Первая займется разработкой бронезащиты корпуса, вторая силовой передачей и приводом, а третья – электронными системами связи и управления вооружением. Griffon разрабатывался как модульное транспортное средство, полная масса которого не будет превышать 24,5 т. Силовой агрегат состоит из 400-сильной 8-литрового турбодизеля Volvo RTD и автоматическая трансмиссия ZF. Габариты Griffon подобраны под дорожный стандарт – 7,5х2,55х2,62 м.
IVECO
Консорциум компаний IVECO и Leonardo-Finmeccanica на выставке впервые показал новую боевую бронированную машину Centauro II, созданную на полноприводном 4-осном шасси. Главное отличие новинки от серийного предшественника Centauro – наличие 120-мм пушки (ранее была калибром 105 мм) полуавтоматической системы заряжания, а также установка более мощного (на 200 л.с.) 720-сильного двигателя. Кроме увеличенного калибра колёсный танк имеет пулемёт 7,62x51. Полная масса боевой машины составляет 30 т. Максимальная скорость по шоссе не превышает 100 км / ч. Запас хода – 800 км. Итальянская армия уже планирует приобретение 136 танков Centauro II.
Говоря о колёсных танках, отмечу, что в Европе начинают отказываться от гусеничных бронетранспортёров вследствие изменившейся доктрины ведения боя – сейчас нет смысла воевать на бездорожье в демисезон. Колёсные бронемашины попали в центр внимания заказчиков ещё в начале жаркого передела мира 1990-х годов. Пионером здесь была Южная Африка, которая раньше других начала активно использовать колёсные БТР из-за распространения в местности твёрдых грунтов. Эффективность применения колёсных машин подтверждал и опыт, полученный СССР в Афганистане. На этом театре военных действий колёсные БТР показывали бóльший ресурс, высокую живучесть, манёвренность и скорость при эксплуатации. К тому же они не разрушали дороги, которые необходимы для транспортной логистики. Гусеничные же танки нужны тем, кто не умеет считать деньги.
Второй заметной премьерой стал полноприводный седельный тягач IVECO M1250.70T WM (8x8). Новинка стала ответом на растущий спрос военных к транспортным средствам с высокой тягой. Этот тягач получил 16-литровый 680-сильный дизель FPT Industrial Cursor 16 с турбонаддувом. К слову добавить, до этого самый мощный военный тяжеловоз IVECO Defence Vehicles был оборудован 560-сильным двигателем агрегатированным с автоматизированной 12-ступенчатой КП ZF TC-Tronic. Кабина претерпела едва заметные изменения, которые в основном касались возможности установки дополнительной защиты от осколков придорожных фугасов, мин и от попадания пуль. Кстати, итальянцы предусмотрели вариант монтажа бронеплит на кабину в полевых условиях. Таким образом, новый тягач IVECO M1250.70T WM (8x8) сможет обеспечить логистические потребности военных при самых неблагоприятных условиях и в широком диапазоне местности и ландшафта.
А для выполнения лёгких транспортных задач итальянский концерн предусмотрел полноприводной IVECO Daily M70.20 WM 4x4. С полной массой 7 т машина может перевозить до 3,5 т груза. Грузовик оснащён двигателем FPT Industrial мощностью 175 л.с. (131 кВт), выполняющим требования экологического стандарта Euro 6 и механической коробкой передач. В качестве опций заказчикам может быть предложен вариант установки 146- или 197-сильного двигателей (Euro 3).
Krauss-Maffei Wegmann
Партнёр Nexter Systems S. A. – компания Krauss-Maffei Wegmann (KMW) – привёз на выставку обновлённый броневик Dingo. Увеличенный вариант (габаритные размеры – 6600х2390х2700 мм) Dingo 2 HD (4x4) станет самой тяжёлой версией семейства. Полная масса машины составляет 14,5 т, а выросшая до 3 т грузоподъёмность позволяет перевозить в кузове до 10 человек с полной выкладкой. Быстрая посадка и высадка десанта достигается при помощи инсталлированной в кормовой части трапов, опускающихся и поднимающихся от электропривода. Автомобиль оборудован двигателем мощностью 306 л.с. и автоматической КП. Максимальная скорость по шоссе составляет 100 км / ч. Запас хода по шоссе не превышает 800 км. Армейская бронемашина скоро будет поставляться заказчикам в различных вариантах: передвижной командный пункт, мобильный радар наземного наблюдения (TRGS) и санитарный автомобиль.
MAN
Союз немецких компаний RMMV или Rheinmetall MAN Military Vehicles демонстрировал две модели тяжёлых грузовиков серии HX2 из австралийского заказа. Контракт предусматривает поставку 121 тяжеловоза, 115 из которых будут грузовики HX77 (8x8) IHLS и шесть автомобилей HX40M. Серия HX2 является более совершенной версией предыдущего защитного комплекса для военных грузовиков HX (Extreme Mobility Truck System). Она включает бронированную кабину и систему активной защиты ADS. Как уверяет разработчик, НХ2 обеспечивает превосходную защиту машины от широкого спектра поражающих факторов, включая выстрелы из РПГ.
Модель HX77 грузоподъёмностью 16,5 т на Eurosatory можно было видеть в варианте шасси Improved Load Handling System (ILHS) с встроенной системой Multilift и защищённой кабиной Rheinmetall Integrated Armour Cabin (IAC). Грузовик оборудован двигателем MAN мощностью 440 л.с., 16-ступенчатой коробкой передач ZF и специальными внедорожными шинами Michelin размерностью 14R20, которые обеспечивают отличную проходимость на всех типах ландшафта.
Mercedes-Benz
Мировой автогигант Daimler AG показал на выставке несколько грузовиков, которые вполне можно использовать для решения тактических и логистических военных задач. Среди экспонатов отмечу седельный тягач Mercedes-Benz Zetros 3643 AS (6x6). Его комплектуют фирменным 12-литровым двигателем Euro 6 мощностью 430 л.с., агрегатированный с 16-ступенчатой КП. Предельная нагрузка на ССУ составляет 28 т, а снаряжённая масса тягача не превышает 10 т. К отличительным особенностям презентованной в Париже машине относятся установленные позади кабины лебёдки для затаскивания грузов на платформу полуприцепа. Седельный тягач снабжён спереди шинами Michelin 16R20, а второй и третий мосты оснащены шинами Michelin 52565 R20,5XS TL.
Nexter Systems
Основной новостью 2015 года стало сообщение французского производителя бронетехники и вооружения, компании Nexter Systems S. A., о слиянии с немецкой фирмой Krauss-Maffei Wegmann (KMW).
Объединение KNDS в совместном владении французского правительства через государственную компанию GIAT Industries S. A. позволило создать крупный евроконцерн по выпуску военной техники, в котором занято более 6000 человек (3200 со стороны KMW и 2900 со стороны Nexter).
Во время выставки Eurosatory-2016 компания продемонстрировала новую модификацию своей самоходной 155-мм артиллерийской системы CAESAR (CAmion Equipé d’un Système d’ARtillerie). В качестве несущей платформы французские инженеры впервые применили полноприводное колёсное шасси Tatra T815 (8x8). До этого гаубицу «Цезарь» монтировали на трёхосных шасси Renault Sherpa 10 и Unimog U2450L.
Главные преимущества шасси 8х8 перед 6х6 – это улучшение проходимости по пересечённой местности, а также увеличение грузоподъёмности. Благодаря последнему качеству артиллерийская система впервые получила автомат заряжания боеприпасов. Кроме этого четырёхосная самоходка может перевозить на своём шасси боекомплект из 30 зарядов калибра 155 мм, что значительно больше 18 выстрелов предыдущей версии 6х6. Надо добавить, что на Eurosatory-2016 впервые показан «Цезарь» с новой бронированной кабиной Centigon.
Появление в конструкции новой автоматизирующей системы заряжания позволило сократить экипаж САУ до трёх человек (предыдущую трёхосную версию Caesar обслуживало четверо военных). Скорострельность гаубицы теперь варьируется от 6 до 8 выстрелов в минуту, а пущенные из неё снаряды EFRB (Extended Range Full Bore) (с увеличенной пороховой частью) могут улетать на расстояние до 42 км. Полная масса САУ может варьироваться от 26,5 до 30,2 т. Этот параметр зависит от выбора кабины: защищённой или нет.
Кстати, одним из вариантов может быть установка бронированной кабины израильского производства, которая обеспечит защиту экипажу на уровне 3–3a / 3b в соответствии со стандартом STANAG 4569. Размеры машины 12,3х2,8х3,1 м подогнаны под железнодорожный габарит PPI, который близок к российскому габариту 03-ВМ. Шасси оборудовано «татровским» двигателем мощностью 410 л.с. (300 кВт) и автоматической коробкой передач Allison. Максимальная скорость САУ CAESAR по шоссе может достигать до 90 км / ч. Запаса топливных баков хватает для покрытия 600 км на асфальтированных дорогах. Аэромобильность гаубицы рассчитана на грузовые кабины транспортных самолётов Ил-76МД, Ил-76МФ, Airbus A400M Atlas и Boeing C-17 Globemaster III. Большой интерес к новому варианту 155-мм САУ «Цезарь» уже проявили Саудовская Аравия, Индонезия, Таиланд, Ливан, Дания и Чехия.
Nexter TITUS (Tactical Infantry Transport and Utility System) – ещё одна разработка от Nexter Systems на полноприводном шасси Tatra (6x6) с управляемыми передними и задними осями. Эта тактическая пехотная транспортная система предназначена для выполнения широкого круга задач: транспортировки десанта, поддержка огнём в бою, эвакуация раненых и перевозка различных грузов. Сейчас TITUS был представлен в варианте машины полицейского спецназа. Спецавтомобиль оборудован 500-сильным турбодизелем Cummins и автоматической КП Allison Transmission. Защищённость транспортного средства соответствует 2-му уровню стандарта Stanag 4569. Внутренний объём кузова составляет 14 м3, что позволяет разместить в нём десант из 10 бойцов. TITUS может быть оборудован системой дистанционного управления вооружением (RCWS) Nexter Systems ARX 20, в состав которого может войти пулемёт калибра 7,62 мм или 20-мм пушка, или 40-мм гранатометы. Для наблюдения за окружающей обстановкой на TITUS устанавливаются 4 камеры, обеспечивающие круговой обзор. Стандартное оборудование машины включает внутреннюю систему управления Optsys Crewshare, кондиционер Soprano Industry, отопитель, систему очистки воздуха NBC.
Renault
Подразделение Renault Trucks Defense, ведущее разработки грузовиков военного назначения, на своей домашней выставке демонстрировала новейшую модификацию колёсного бронетранспортёра VAB Mk 3 (6х6), оснащённого бельгийской 90-мм пушкой CSE 90 LP фирмы CMI Defence и пулемётом MG калибра 7,62 мм. С установкой нового вооружения этот французский БТР стал самой мощно вооружённой моделью по сравнению с предыдущими модификациями VAB Mk 3. До этого выпускались варианты бронетранспортёра с южноафриканской пушкой TRT-30 и двумя российскими 30-мм автоматическими пушками 2A42 конструкции А. Г. Шипунова и В. П. Грязева. Кроме нового вооружения колёсный танк VAB Mk 3 приобрёл возможности амфибии. Теперь он сможет перемещаться по воде при помощи двух гребных винтов, установленных с обеих сторон кормовой части машины. Полная масса бронетранспортёра составляет 20 т. Он приводится в действие 6-цилиндровым турбодизелем MD7, развивающим мощность 340 л.с. и автоматической КП. Эффективный привод обеспечивает VAB Mk 3 максимальную скорость по шоссе до 105 км / ч. В версии бронетранспортера помимо двух членов экипажа в отсеке располагаются 10 десантников. Для защиты в конструкции предусмотрена баллистическая защита 2-го уровня по стандарту НАТО STANAG 4569. В стандартное оснащение БТР входит электронное управление вооружением BattleNet Inside, кондиционер и обогреватель, а также центральная система регулирования давления воздуха в шинах.
На выставке была показана модификация VAB Mk 3 Electer, оборудованная параллельно-гибридным приводом. Прототип был построен по контракту с DGA и уже прошёл программу испытаний, преодолев более 5000 км по различным дорогам и бездорожью. Модификация Electer может работать в трёх режимах. Первый – «гибридный», применяемый для снижения расхода топлива. Второй – «незаметный», когда используется один лишь электропривод. Третий – усиленный режим «бустер», применяемый для быстрого ускорения, когда это необходимо (включаются ДВС и электропривод одновременно).
На стенде Renault можно было наблюдать и модернизированный армейский автомобиль Sherpa Light Scout, созданный на базе полноприводного лёгкого грузовика Renault Sherpa medium 4x4. Защищённая машина, относящаяся к категории базовых транспортных средств, предназначена для патрулирования и ведения разведывательных действий. Sherpa Light Scout сочетает в себе внедорожную проходимость с высоким уровнем защиты, который обеспечивается специально разработанным V-образным бронированным корпусом. Автомобиль комплектуют дизелями мощностью от 215 до 265 л.с. и автоматической КП. Полная масса транспортного средства составляет 11 т, а грузоподъёмность не превышает 3,3 т. Экипаж машины формируется из 4–5 человек. Для усиления боевых возможностей новинки автомобиль оборудован турелью под установку пулемёта калибром 12,7 мм. Улучшенная противоминная и противопульная баллистическая защита кузова соответствует 2 уровню по стандарту STANAG 4569.
Для спецназа Франции разработана новая версия Sherpa FS (4х4), которая входит в семейство машин PLFS (Poids Lourds Des Forces Speciales). Sherpa FS оснащена 4-сильным турбодизелем Sherpa MD-5 мощностью 215 л.с. и автоматической трансмиссией. Грузоподъёмность Sherpa FS составляет 2 т. Этого хватает, чтобы разместить в кузове экипаж из 5 человек, систему связи и пулемёт Minimi калибра 7,62 мм. Корпус машины имеет противопульную и противоминную защиту. Автомобиль PLFS может достигать скорости по бездорожью 100 км / ч. По информации французского директората по закупкам вооружений DGA, до конца этого года компания Renault Trucks Defence поставит в войска 25 новых машин PLFS.
Тяжёлый грузовик Renault Kerax 450 DXi11 8x8 с бронированной кабиной Centigon французской фирмы Carat Duchatelet Company предназначен для транспортной логистики и оборудован мультилифтом. Для снижения стоимости армейская машину комплектуют стандартными узлами и компонентами, среди которых 10,8-литровый турбодизель Renault DXi11 мощностью 450 л.с. и автоматическая трансмиссия Allison 4500 SP.
Supacat
Австралийская компания Supacat Pty, Ltd привезла модернизированную армейскую машину Supacat HMT400 серии Jackal 2. Полноприводное шасси оснащено 240-сильным турбодизелем Cummins, автоматической трансмиссией Allison, централизованной системой регулировки давления в шинах и независимой подвеской всех колёс.
В снаряжение входят два пулемёта калибром 7,62 мм или 40-мм гранатомёт. Существует вариант c дистанционным управлением вооружением и прицеливанием. Многоцелевое транспортное средство можно будет использовать в качестве мобильного наблюдательного пункта, разведывательного багги или машины патрулирования армейских конвоев.
Tatra
На выставочном стенде чешской компании Tatra, a. s. можно было обнаружить два новых тактических шасси Tatra Т815-7T3RC1 8x8.1R – представителей 7-й серии Force. Несмотря на одинаковый индекс, модели отличаются кабинами, длиной шасси и колёсной базой. Оба грузовика с полной массой 38 т оснащены 12,7-литровыми турбодизелями Tatra T3C-928.90 V-8 мощностью 402 л.с. (300 кВт), соответствующим экологическим требованиям Euro 3. Моторы агрегатируются с 14-ступенчатой полуавтоматической КП Tatra 14TS2109 и 2-ступенчатой раздаточной коробкой 2.30 ТРС. В качестве опций в списке приводных узлов присутствуют двигатели Cummins и полностью автоматические трансмисcии Allison. Как и все модели Tatra, представленные грузовики семейства T815-7 Force комплектуются уникальной трубчатой рамой Tatra и качающимися полуосями с независимой подвеской колёс.
Вдаваясь в детали новинок, отмечу, что первый экземпляр оборудован обычной 4-дверной 6-местной кабиной. Автомобиль предназначен для решения транспортных задач в районах, удалённых от мест боевых действий. Грузоподъёмность шасси составляет 23,7 т.
Второй представитель семьи T815-7-D (8x8) V снабжён бронированной 5-местной кабиной, разработанной совместно с израильской фирмой Plasan Sasa Ltd и кунгом. Этот грузовик особенно подходит для выполнения логистических задач в сложных дорожных условиях и опасной обстановки. Кабина имеет высокий уровень защиты в соответствии со стандартами STANAG 4569 и AEP-55 и комплектуется кондиционером, а при необходимости, фильтром NBC. Грузоподъёмность защищённого автомобиля не превышает 21,1 т.
Volvo
Шведская компания Volvo Trucks тоже принимала участие в парижской выставке. Грузовик Volvo FMX колёсной формулы 8x6, конечно, не относится к специализированным армейским автомобилям, так как он представляет собой обычную гражданскую модель, окрашенную в цвет хаки. Машина, выполненная в модификации контейнеровоза, предназначена для транспортировки морских 20-футовых контейнеров. Транспортное средство с полной массой 40 т комплектуют 11-литровым двигателем Volvo D11К мощностью 450 л.с. стандарта Euro 6 и 14-ступенчатой механической КП VTO2514B. Наличие системы Volvo Dynamic Steering позволило снизить вибрации рулевого колеса, в результате чего военному водителю теперь не потребуется постоянно корректировать положение руля во время движения.