Опубликовано: ГП 09-2016
Возможны варианты

Магистральный тягач DAF XF105.460 Euro 5

Даниил Минаев, фото автора

Гремело фанфарами клиентское мероприятие в честь пятилетия успешного создания и небезуспешной пятилетней работы российского представительства DAF Trucks. Эксклюзивная юбилейная серия серийного тягача (к сожалению, поставка задержалась – только принимали заказы), скидки и подарки клиентам, воздушные шары и напитки… Но была и выставка техники. Мне, как инженеру и журналисту, это показалось интересным. И я пошёл посмотреть.

В представленной линейке грузовиков большинство машин мне было хорошо знакомо. Но приглянулась весьма странная сцепка. Новейший самосвальный полуприцеп-углевоз марки Schmitz Cargobull был запряжён магистральным тягачом DAF XF105.460 Euro 5, который в Европе уже года четыре не видели среди продаж новой техники, так как ему на смену пришёл DAF XF106 / 510 Euro 6. Вот тут и выплывает забота производителя о таких сложных рынках, как наш.

Дело оказалось ещё и в том, что немногие поставленные в Россию в этом году строительные тягачи серии CF недавно отгружены клиентам, и на складе ничего не осталось, поэтому пришлось вынужденно создать такую малоправдоподобную сцепку магистральный тягач + самосвальный полуприцеп. Такие вариации в стиле «не как у всех» меня всегда привлекали и заинтригованный я направился к автопоезду.

У двух поколений тягачей достаточно отличий снаружи и в моторном отсеке. Сразу бросается в глаза большая матово-чёрная решётка радиатора с алюминиевыми вставками и хромированная центральная панель с логотипом DAF, а стойки ветрового стекла теперь практически лишены наклона. Но самое заметное – новая головная оптика, интегрированная в бампер со встроенными направляющими воздушного потока – неизбежные последствия возросших требований улучшения охлаждения двигателя Euro 6

Яркий лимон и жёлтый тюльпан

Рассматривая привычные, даже местами старомодные формы кабины лимонного цвета, вспомнил ассоциации: «жёлтый тюльпан», «мечта водителя» – бестселлер 2009 года обновлённый DAF XF 105. Семь лет пролетели незаметно, по европейским автобанам давно рассекает преемник, кстати, доступный и на нашем рынке, а я сейчас поеду на легендарном тягаче, который, действительно, любят водители за простор и комфорт, и не может быть, чтобы ничего не изменилось с 2009-го.

Силовой агрегат тягача, на котором я ездил по дорогам Дмитровского автополигона, состоит из рядного 6-цилиндрового длинноходного (диаметр цилиндра 130 мм, ход поршня 162 мм) двигателя семейства МХ, рабочим объёмом 12,9 л и мощностью 462 л.с. при 1500–1900 мин-1. Крутящий момент – 2300 Н∙м в диапазоне 1000–1400 мин-1. Всё близко к конкурентам. Продолжает силовую линию 16-ступенчатая механическая КП. Экологический класс – пятый, с применением технологии AdBlue.

Постепенно множество круглых приборов вытесняют ЖК-дисплеи, но только не здесь. Дань традициям? Постепенно множество круглых приборов вытесняют ЖК-дисплеи, но только не здесь. Дань традициям?

Для сравнения: новый XF Euro 6 поставляемый с практически идентичным (тоже 130х162 мм!) мотором PACCAR MX-13 рабочим объёмом 12,9 л в версии 340 кВт (460 л.с.) развивает максимальный крутящий момент 2300 Н∙м в диапазоне частоты вращения коленвала от 1000 до 1425 об / мин, но относительно стандарта Euro 5 выбрасывает в атмосферу оксидов азота (NOx) меньше на 77 %, а сажевых частиц – на 66 %. Мало того, даже компоновка распределительного механизма и расположение агрегатов у обоих двигателей идентичны!

Двигатель МХ340 оборудован вспомогательной системой торможения с гидравлическим приводом, интегрированным в привод толкателей клапанов. Эта система совмещена с моторным тормозом, работающим в выпускной системе. Их суммарная тормозная мощность составляет 435 л.с. при 2100 об / мин. Подвеска DAF XF 105 спереди на рессорах, задняя – пневматическая, но по заказу может быть и «пневматика по кругу»; в ведущем мосту имеется механизм блокировки межколёсного дифференциала, который наверняка потребуется зимой. Тормоза дисковые вентилируемые оснащены антиблокировочной системой. В наиболее дорогих версиях предусмотрена система EBS, координирующая работу антиблокировочной и противобуксовочной систем и моторного тормоза. Седельное устройство фирмы Jost расположено на высоте 1140 мм, но возможны варианты, исходя из пожеланий заказчика.

Зашторенный интерьер – отличная зона отдыха

Пространство для работы и жизни

Говорят, DAF до сих пор собирает свои тяжёлые грузовики только на европейских площадках – только так, по их мнению, можно обеспечить стабильное качество. И дело даже не в уровне персональной ответственности и менталитета рабочих рук, а в проблеме транспортировки комплектующих к месту сборки вне автомобиля. Конечно, такой подход к делу ограничивает мощность производственных площадей, но «качество превыше всего», – заявляют специалисты DAF. Серия XF 105 позиционируется как «мечта водителя», посмотрим, о чём ещё может мечтать современный шофёр-дальнобойщик!

Первое, на что сразу обращаешь внимание, – пространство. Для головы, рук, ног, а ещё можно ходить во весь рост, не сутулясь и не спотыкаясь (моторного тоннеля почти нет, он потом вынужденно появится на шестом экологическом классе).

Водительским креслом с пневмоподвеской и регулируемой жёсткостью нынче никого не удивишь, но у DAF и здесь своя «изюминка» – пневмоопоры поясницы. Причём такой же комплект опций имеет и пассажирское сиденье, а это уже серьёзное заявление в борьбе за покупателя и, кстати, водителя. Уходящее в прошлое традиционное построение панели приборов – круглые, подробно оцифрованные шкалы спидометра, тахометра, указателя температуры, уровня топлива, давления воздуха, несомненно, будут радовать глаз своим здоровым традиционализмом. Ведь тенденция «выуживать» необходимые показания, меняя с помощью мудрёных алгоритмов области данных на дисплее бортового компьютера, захватившая всё современное автомобилестроение, по вкусу далеко не всем.

Под капотом у тягачей обоих поколений есть всё, что нужно для ежедневных проверок и при необходимости долива. На фото видно, как мультиплексная проводка и компоненты охлаждения преёмника (Euro 6) изменили компоновку при том же каркасе кабины
Под капотом у тягачей обоих поколений есть всё, что нужно для ежедневных проверок и при необходимости долива. На фото видно, как мультиплексная проводка и компоненты охлаждения преёмника (Euro 6) изменили компоновку при том же каркасе кабины
Под капотом у тягачей обоих поколений есть всё, что нужно для ежедневных проверок и при необходимости долива. На фото видно, как мультиплексная проводка и компоненты охлаждения преёмника (Euro 6) изменили компоновку при том же каркасе кабины

Особенности конструкции

С каждым годом всё труднее становится уловить нюансы поведения на дороге и опционального оснащения магистральных тягачей европейской Большой семёрки. Сохраняя несколько фамильных черт и экспериментируя в области дизайна и интерьера, все основные производители предлагают очень близкие по оснащению и совокупности свойств машины.

Различия становятся видны позже, при длительной эксплуатации, когда кроме удобства, дизайна и управляемости важным показателем эффективности становится стоимость владения. На коротком тесте можно лишь рассмотреть особенности той или иной конструкции и поведения, которое в этот раз меня немного озадачило. Итак, тягач с двигателем 462 л.с. и механической КП. Всё привычно и заурядно: демультипликатор, делитель, флажок и тумблер, 16 передач. Прочный строительный, оттого немного тяжеловатый, но порожний полуприцеп.

Очень полезная, порой просто спасительная опция – DAF Night Lock. Устройство не позволит открыть дверь снаружи на стоянке. Даже если будет взломан дверной замок!

Тронуться можно легко даже с третьей передачи, потом включаю IV, уверенно разгоняюсь, флажок вверх, тумблер вниз – я готов к переходу на верхний ряд. И что это? Пятая передача слишком высоко, я бы сказал заоблачно! Обороты падают до 800 мин-1, отчётливо ощущается острый недостаток крутящего момента, проходят секунды, тягач вытягивает, но это не гружёный автопоезд! Пробую ещё раз. Подкручиваю на IV передаче мотор до 2000, довольно чёткая селективность привода КП и небольшие усилия на рычаге в сочетании с лёгким сцеплением позволяют переключиться почти мгновенно, и опять хоть и меньший, но провал остаётся. А дальше всё идёт как по маслу: характеристика выравнивается и продолжается уверенный разгон.

Где кроется ошибка, я, честно говоря, до конца так и не смог понять. То ли неверный подбор передаточного отношения IV, V передач или высокое «отношение» главной пары 2,69; то ли слишком «зажали» двигатель в погоне за снижением токсичности, ведь в 2009 году, помнится, он был скромного четвёртого экологического класса.

«Долгоиграющий» топливный бак на 850 л

Сервисная поддержка, год 2016

Сегодня в РФ работают 21 официальный дилер, 8 сервисных партнёров и 4 магазина оригинальных запчастей TRP Parts. Самые крупные сервисные центры расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Смоленске. Сеть СТО DAF Trucks охватывает территорию Урала и Сибири: они функционируют в Уфе, Челябинске, Сургуте, Новосибирске, Барнауле, Красноярске, Иркутске. Сеть постоянно расширяется по численному составу и географии присутствия. В 2012 году в Шереметьево был открыт центр снабжения оригинальными запасными частями PACCAR Parts Distribution Centre. Он поставляет фирменные компоненты для новых и подержанных автомобилей DAF во все регионы РФ. В 2016 году открыты 3 новых дилерских центра, запланировано расширение сервисной сети до 45–50 точек.

Вместо резюме

Выбор магистрального тягача в конечном итоге не должен зависеть от качества натуральной кожи, которой обтянуто рулевое колесо, но новинки последних лет приучили нас не оставлять и такие моменты без внимания, делая кабину грузовика предметом искусства и примером отделки интерьера. Здесь всё добротно и аккуратно, по-прежнему удобно и функционально, но сомнений в том, что я в кабине грузовика у меня не возникло, как и желания сравнить его с интерьером легковушки. Наступающим на пятки конкурентам DAF XF 105 апеллирует лучшим оснащением при близкой цене. Маркетинговую политику компании DAF отличает гибкая настороженность к пожеланиям конкретного клиента. Хотите раму красного цвета – пожалуйста! Есть чем заинтересовать: и эксклюзивный аэродинамический обвес, и «люстра» из дополнительных фар на крышу, и опции в любом, а не «пакетном» взаимоисключающем предложении, как у многих конкурентов. Работа должна доставлять удовольствие, не правда ли?

Техническая характеристика седельного тягача DAF ХF105.460 FT
Полная масса автопоезда, кг 44 000
Допустимая нагрузка по осям, кг 7500 / 13 000
Колёсная база, мм 3800
Задний свес, мм 990
Двигатель:
  • рабочий объём, cм3
  • степень сжатия
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
PACCAR MX340, турбодизель, I-6, Euro 5
12 902
17,1:1
462 при 1500–1900 мин-1
2300 при 1000–1400 мин-1
Коробка передач:
  • число передач КП вперёд/ назад
  • передаточное отношение главной пары
16S23, механическая
16/ 2
2,69:1
Тормозные механизмы все колёс Дисковые
Вместимость топливного бака, л 850
Вместимость бака AdBlue, л 50
Подвеска спереди Малолистовые рессоры
Подвеска сзади Пневматическая
Шины 315/70 R22,5

Самосвальный полуприцеп Schmitz Cargobull S.KI 24 3AT 10.5

Самосвальный полуприцеп Schmitz Cargobull S.KI 24 3AT 10.5

Строительный полуприцеп оборудован стальным кузовом полукруглой формы объёмом 37,8 м3 со сворачиваемым тентом. Пол самосвального кузова имеет толщину 8 мм, стенки – 5 мм. Технически допустимая полная масса 45 000 кг, а полезная нагрузка 35 273 кг при нагрузке на седло в 18 000 кг. Размеры кузова: длина – 10 050 мм, ширина – 2354 мм, высота бортов – 1660 мм. Колёсная база 6920 мм позволяет маневрировать с трёхосным тягачом как на твёрдом, так и на мягком грунте.

Усиленная сварная рама выполнена из стали толщиной 10,5 мм и установлена на оси SAF с барабанными тормозами, грузоподъёмностью по 9 т. Электронная тормозная система EBS 2S / 2M снабжена функцией Roll Stability против опрокидывания. Регулирование подвески для предотвращения опрокидывания при разгрузке происходит автоматически. Подъём и опускание платформы с функцией автосброса Auto-Reset делает операции более безопасными. Предусмотрен автоматический подъёмник передней оси с электропневматическим управлением. Шины: Michelin Offroad размером 385 / 65 R22.5 (11.75х22.5).

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен