Опубликовано: ГП 08-2016

Безопасность
в большом многообразии
Салон «Комплексная безопасность-2016» – новейшие образцы противопожарной и аварийно-спасательной техники

Юрий Петров, фото автора и Александра Еремцова

По традиции салон «Комплексная безопасность-2016» проходил в двух местах. Первое – традиционно на ВДНХ, в павильоне 75, а второе на 75 км – в неблизком Ногинском спасательном центре МЧС, куда только электричка добирается за 1,5 часа. И здесь, и там было немало интересных новинок.

Выставка перспективных разработок и инноваций, которые могут в скором будущем составить основу технической базы спасателей, проходила отнюдь не в благостной атмосфере. Более 500 предприятий-участников из 20 стран мира – уже не является показателем массовости. Специалисты отметили низкий уровень демонстрационных возможностей как на ВДНХ, так и в Ногинске. Были даже сетования на Федеральные аварийно-спасательные службы, которые мало заинтересованы в приобретении и совместной разработке новейших образцов противопожарной и аварийно-спасательной техники.

Экспонентов можно понять, поскольку они привезли столько машин и оборудования, что при грамотной режиссуре хватило бы на зрелищное цирковое шоу.

АВД

Безусловно, самой крупной удачей челнинской компании ООО «ППФ «АВТОДИЗАЙН» является разработка аварийно-спасательного автомобиля АСМ-48-031 мод. 67320А на шасси КАМАЗ-43118-10 и передвижных пунктов управления ППУ-48-03 и МПУ. Эти разработки придают веса как в собственных глазах, так и во мнении потребителей. Но это пока идут заказы.

Но вот свежий экспонат – универсальная кабина боевого расчёта – УКБР позволит закрепиться на рынке комплектующих не только в России, но можно рассчитывать и на экспортные субподряды. Кабинный модуль без подножек весит всего 350 кг. Габариты 1350х2450х1750 мм предполагают установку блока на широкий спектр строительно-дорожной, военной и аварийно-спасательной техники. УКБР через шлюзовую панель и демпфер присоединяется к адаптивной панели головной кабины автомобилей КАМАЗ, МАЗ, ГАЗ и «Урал» (включая поколение Next).

УКБР компании ООО ППФ «АВТОДИЗАЙН»
УКБР компании ООО ППФ «АВТОДИЗАЙН»
УКБР компании ООО ППФ «АВТОДИЗАЙН»

ВИТАНД

ООО «КОМПАНИЯ ВИТАНД» совместно с Magirus GmbH показало две машины: одна нам уже хорошо знакома – автолестница АЛ-42 (53605) 01ВИТ модели 78191 (см. «ГП» № 9, 2014 г.). А вот вторая машина ещё не засветилась на выставках. Пожарный пеноподъёмник ППП-33 на шасси IVECO Tracker 450 6x6 предназначен для борьбы с пожарами на предприятиях нефтегазового комплекса и крупных промышленных предприятиях. Это не самая крупная модель в гамме – предприятие выпускает модели с высотой стрелы 37 и 44 м. Дистанционное управление всеми движениями пеноподъёмника, включая лафетный ствол, осуществляется при помощи радиоуправляемой панели с кабелем длиной 30 м в радиусе до 100 м. Подача огнетушащего средства из собственного 5000-литрового пенобака осуществляется пенным насосом производительностью до 360 л / мин и водяным насосом подачей до 7200 л / мин при 10 бар.

ВИТАНД ППП-33

ГАЗ

Продукция «Группы ГАЗ» присутствовала на двух стендах, один из которых был с явно полицейским уклоном: помимо полноприводных «Соболей» в вариантах патрульно-постовой службы и дежурной части здесь был показан гусеничный снегоболотоход ООО «СТМ» мод. 1994-СДЧ на базе ЗВМ-2411 «Узола» для следственно-оперативных частей.

1994-СДЧ производства ООО «Специальные транспортные машины»

На основной же экспозиции был показан новый автомобиль «скорой медицинской помощи» «Луидор-2250С3» класса С на короткобазном (!) шасси «ГАЗель Next А31R23» (габаритные размеры 5607х2070х2767 мм). Вторая премьера – автозак на базе стандартного цельнометаллического фургона «ГАЗель Next А31R33». Для поддержания внимания к минивэнам в ряду «некстов» был представлен тюнинговый вариант ГАЗ-22177-0345 «Соболь Баргузин 4х4» с турбодизелем Cummins ISF2.8s4129Р. Внешний антураж – багажник на крыше, пластиковые накладки, бамперы РИФ и шноркель, переделке подвергся и салон.

ГАЗ-22177 «Соболь 4х4»
АСМП «Луидор-2250С3» и автомобиль для перевозки заключённых на базе цельнометаллического фургона «ГАЗель Next А31R33»

ЗСПТ

Производство СООО «Завод Современной Пожарной Техники» организовано под Минском. Пока модельный ряд состоит из 8 автомобилей, изготовленных по преимуществу на шасси МАЗ. Привезённый движимый экспонат – тяжёлый 32-метровый автогидроподъёмник с совмещённой лестницей АКП-32 на шасси МАЗ-5340В3 работал в режиме демо-шоу, где гостей стенда поднимали на высоту.

В основе конструкции лежит надстройка PMT-32D производства BUMAR-Koszalin. Подъём люльки на высоту 32 м при максимальной нагрузке занимает 95 с. Благодаря установленному на люльке пульту она может поворачиваться в плане на ±45° относительно стрелы. В люльке установлены софиты, система крепления носилок и подъёма рукавов, лафетный ствол или четыре гребёнки с генераторами пены средней кратности ГПС-600 с возможностью подсоединения рукавов.

АКП-32 на шасси МАЗ-5340В3

НЕФАЗ

Производство опытной партии пожарных автоцистерн НЕФАЗ АЦ-3,0-40 (43502) на шасси КАМАЗ-43502-0003034-45GC было начато в 2014 году, после чего в первой половине 2015 года началась их эксплуатация в Уфе (Башкирия) и казахстанских городах Астана и Уральск. А осенью прошлого года первая партия из 5 машин была отгружена в Ногинск и Владимир. В комплектацию входят швейцарские гидрогенератор и гидромотор Bosch Rexroth, пожарный монитор Unifire Force 50 с дистанционным управлением и водяной насос Johstadt.

НЕФАЗ АЦ-3,0-40 (43502)

ПЕЛЕНГ

ООО «ТПП «Пеленг», тихо справившее в прошлом году своё 20-летие предлагает свыше двух десятков спасательных и пожарных автомобилей. Но этот год не принёс ярких сенсаций. Честь компании на фирменном стенде отстаивал автомобиль АЦ-2,5-40 на шасси IVECO Eurocargo ML120EL22 / P. Внешне эта автоцистерна мало отличается от прошлогоднего аварийно-спасательного автомобиля СПАСА-6, хотя тяжелее её на 1900 кг (полная масса 11,4 т против 9,5 т у СПАСА-6) и короче на 700 мм (габаритная длина 7,5 м против 8,2 м). Цистерна для воды ёмкостью 2500 л и 50-литровый пенобак изготовлены из пластика. Для эффективного тушения на машине смонтирована система подачи компрессионной пены CAFS, позволяющая уменьшить расход воды и пенообразователя.

СПАСА-6 мод. 282027 на шасси IVECO Eurocargo ML120EL22 / P

ПЕЛЕЦ

Основанная для выпуска снегоболотоходов конструкции Владимира Пелецкого в 2005 году компания ООО «КиТ авто» из Череповца 5 лет назад сменила название на ООО «Северный вездеход». Сейчас эта фирма выпускает вездеходы нескольких серий: «Пилигрим», «Мини», «Круизер», «Ровер», «Транспортёр» и сочленённый «Экспедиция». Неудивительно, что благоадаря своим компактным размерам вездеходы «Пелец» были представлены сразу на трёх стендах.

«Пелец Мини II» на стенде ФБУ «Авиалесоохрана»
«Пелец Транспортёр» на стенде ООО «Бранд-Мастер»

ПОЖТЕХНИКА

Как и для многих производителей, прошлый год не был особо удачливым для ОАО «Пожтехника», поскольку основной заказчик – МЧС РФ затягивает пояса, ограничивая заказы на модернизацию машинного парка. Торжокские машиностроители сейчас предлагают настолько широкий модельный ряд своей техники, что ради одной выставки невозможно определиться в приоритетах. Может, именно поэтому они выступили с прошлогодней сенсацией – автолестницей АЛ-37 на шасси КАМАЗ-53605 со сдвинутой вперёд кабиной и уменьшенной габаритной высотой.

АЛ-37 (53605)

ПРИОРИТЕТ

В великом шансе заиграться гениальными проектами, которые войдут в летопись, миасское ООО «Приоритет» сорвало джек-пот зрительских симпатий. Мало кому известное предприятие довезло-таки свою амфибию до столицы!

Ключевая премьера года – плавающая автоцистерна АЦ-4,0 на шасси «Урал-4320» с кабиной от КАМАЗа. На заводе её называют бродоходящая, поскольку машина не рассчитана на длительное плавание, хотя и прошла испытания на одном из водоёмов. Перед спуском машины на воду перед радиатором устанавливают волноотбойный экран, а брызговики закрепляют под кузовом. Движителем на воде служат винты, приводимые от гидромотора.

АЦ-4,0 (4320) компании «Приоритет» АЦ-4,0 (4320) компании «Приоритет»
АЦ-4,0 (4320) компании «Приоритет»
АЦ-4,0 (4320) компании «Приоритет»
АЦ-4,0 (4320) компании «Приоритет»

Кабина КАМАЗа обладает неплохой герметичностью, а для откачивания воды предусмотрена водоотливная установка, которая травит воду за борт через два отверстия в задней стойке кабины справа. В крыше кабины предусмотрены люки, а система герметизации всех узлов и агрегатов, двигателя и отсеков, делает её уникальным предложением на рынке пожарной спецтехники. Машина развивает на воде около 4 узлов – 7 км / ч.

В герметичном грузовом отсеке размещены пожарный инвентарь, оборудование московского ООО «Фаер Групп» и цистерна на 4000 л для воды. Собственная насосная установка позволяет перекачивать воду в цистерну методом прямого забора из водоёма, реки или озера.

АЦ-3,0-40 (43253) компании «Приоритет»

Большой интерес посетителей вызвала новая версия пожарной автоцистерны АЦ-3,0-40 (43253) на шасси КАМАЗ-43253 с пластиковой кабиной боевого расчёта, отвалом и КМУ.

ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ УСЛУГИ

Дебютант выставки ООО «Противопожарные услуги» свой первый ОТТС получило лишь в феврале. Пожарная автоцистерна АЦ-3,2-40 (43253) была изготовлена на промплощадке в посёлке Детчино (Калужская обл.), хотя головной офис находится в Московской области. Создание первого образца было приурочено к 25-летию создания МЧС России, которое отмечалось 17 апреля. В конструкции широко использованы композитные материалы. Двухрядная кабина рассчитана на размещение 6 бойцов. В средней части расположены 3200-литровый бак для воды и 240-литровый бак для пенообразователя. В штатный комплект входят насос ПН-40-УВМ заднего расположения, рукава 4 размерностей, 4 пожарных ствола, пеногенератор ГПС-600, комплект лестниц и другое ПТВ.

АЦ-3,2-40 (43253) ООО «Противопожарные услуги»

СПЕЦТЕХНИКА ПОЖАРОТУШЕНИЯ

Бесполезно было бродить по ВДНХ в поисках машин ПО «Спецтехника пожаротушения». Свою продукцию компания показала на полигоне Ногинского спасательного центра МЧС. Здесь были представлены знакомые по прежним салонам спасательные и пожарные машины АСА-30 и АЦ-3,2-40 с новым насосом NH35 производительностью 3000 л / мин, аэродромный автомобиль АА-8,0-90 и ВГСЧ.

В стационарной части экспозиции ПО «Спецтехника пожаротушения» представило две новинки: АПП-0,2-30 на шасси УАЗ-23602 «Карго» и автоцистерну АЦ 8,0-90 / 6 на шасси КАМАЗ-65111.

АЦ 8,0-90 / 6 (65111)

Автомобиль первой помощи АПП-0,2-30 на шасси УАЗа по сравнению с прошлогодним вариантом стал легче, сохранив на борту 200-литровый водобак и насосную установку высокого давления, позволяющую в течение 10 минут тушить водой и пеной некрупные возгорания, включая ДТП.

Новая пожарная автоцистерна тяжёлого класса АЦ 8,0-90 / 6 получила мощный насос NH55 производительностью 5500 л / мин и лафетный ствол производительностью 2500 л / мин. Объём цистерны (8000 л, пенобак 500 л) выбран с расчётом на тушение крупных возгораний в условиях затруднённого доступа к источниками воды, а также для борьбы с огнём в местах повышенной пожароопасности на нефтеперегонных заводах и нефтехимических установках.

АПП-0,2-30 на шасси УАЗ-23602 «Карго»

СПРУТ

ООО «Фирма «СПРУТ» из Подмосковного г. Раменское имеет в своём арсенале золотые и серебряные медали, дипломы и является лауреатом всех выставок, организуемых МЧС России, а также ряда отечественных и зарубежных специализированных экспозиций, в том числе в Брюсселе, Женеве, Ганновере, Сеуле.

Компания занимается комплектацией аварийно-спасательных машин, предназначенных для доставки групп спасателей, комплекта аварийно-спасательного оборудования и инструмента к местам ЧС. Ею разработаны оригинальные решения оснащения автомобилей «ГАЗель», Land Rover, Ford Transit (4х4) и Fiat Dukato, а для Волоколамского района на трассе Moskow Raceway был разработан аварийно-спасательный автомобиль с мобильной высоконапорной системой пожаротушения, с автономным бензоприводом и баком объёмом 200 л на базе Toyota Tundra. К выставке был подготовлен новый вариант Ford Transit с комплексом спасательного оборудования.

Ford Transit Фирмы «СПРУТ»

СТ-АВТО

Столичное ЗАО «СТ-Авто», одно из немногих предприятий, дающих вторую жизнь старой технике. Сейчас предприятие осуществляет переоборудование авторазливочных станций АРС-14 и топливозаправщиков АТЗ-4 на шасси ЗИЛ-131 в пожарные автоцистерны АЦ-2,7-20 (131).

Однако поводом для сенсации стало появление пожарно-спасательного автомобиля ПСА-ММ с медицинским модулем на шасси уже почти отечественного Mitsibishi-Fuso Canter FE85DH со 179-сильным турбодизелем 4M50-5AT5.

ПСА-ММ фирмы «СТ-Авто» ПСА-ММ фирмы «СТ-Авто»

Помимо аварийно-спасательного инструмента, пожарного оборудования и электрогенератора, расположенного в средней части машины, в задней части кузова предусмотрен медицинский модуль для перевозки двух спасателей-парамедиков и одного пострадавшего на носилках. В комплект медицинского оборудования входят средства оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП. В зависимости от поставки снаряжённая масса варьируется от 4270 до 7120 кг (полная масса 8,5 т).

ТЕХИНКОМ

ООО «ПСЦ Техинком», основанное в 2003 году как предприятие по проектированию и выпуску автомобилей для пожарных служб и МЧС, к сегодняшнему дню имеет портфель из более 30 моделей пожарной спецтехники на шасси КАМАЗ, ГАЗ, МАЗ, «Урал» и ЗИЛ.

ТЕХИНКОМ АЦ-8-40 (70) ТЕХИНКОМ АЦ-8-40 (70)

Спектр выпускаемой продукции можно разделить на три группы: пожарные автоцистерны, автомобили специального назначения (включая автомобили быстрого реагирования и аварийно-спасательные автомобили) и высотная пожарная автотехника – автолестницы (высотой 30–50 м), коленчатые пожарные автоподъёмники (высотой до 35 м).

На шасси КАМАЗ-43118 современный АЦ-8-40 (70) является логическим продолжением автоцистерны АЦ-8-40 (56-ТВ) модели 363156. Вторая кабина салонного типа соединена со штатной через проставку-компенсатор. Гидромонитор установлен теперь не на кабине, а смонтирован на кузове, где скомпонована 8-кубометровая цистерна для воды, 700-литровый пенобак, центробежный насос НЦПН-70 / 100 и ПТВ.

ТРЭКОЛ

Бигфуты компании ООО «НПО ТРЭКОЛ» из Люберец как-то даже язык не поворачивается назвать джипами, настолько они огромны. Габаритные размеры флагмана «Трэкол-39294» подстать грузовику – 5610х2540х2680 мм. Благодаря кузову из стеклопластика 6-колёсные вездеходы весят не так уж и много – всего 2,8 т. Шестиместный пассажирский отсек с сиденьями вдоль бортов раскладывается в диван. Машина рассчитана на транспортировку 700 кг груза по твёрдой поверхности, тогда как на плаву она снижается до 400 кг. На выбор предложено два двигателя: 130-сильный бензиновый ЗМЗ-406.20F и турбодизель Hyundai D4BF мощностью 83 л.с.

Трэкол-39294

Всего за годы существования фирмы выпущено 3324 вездехода для лесников, аграриев, служб «Скорой помощи», МЧС. Интерес к этой машине в своё время проявляла Пограничная служба ФСБ России. Кроме того, машины «ТРЭКОЛа» находятся на вооружении спасателей Казахстана. Бескамерные шины низкого давления (0,08–0,5 кг / cм2) позволяют использовать транспортное средство не только в песках, снегах и заболоченной местности, но и преодолевать водные препятствия.

УСПТК

Традиционное участие «Урало-Сибирской пожарно-технической компании» в салоне не обходится без новинок. В этот раз челябинцы заявили сразу две новинки на шасси МАЗ и МАN.

Пожарная автоцистерна АЦ-3,7-40 на шасси MAN TGM 15.340 4х2 оборудована штатной двухрядной кабиной на 7 бойцов. На всех отсеках для удобного доступа к ПТВ И АСО использованы откидные площадки. Цистерна для воды на 3700 л и 300-литровый бак для пенообразователя, расположенный в обогреваемом отсеке, изготовлены из прессованного полиэтилена толщиной 10 мм.

АЦ-3,7-40 (MAN TGM 15.340) производства УСПТК

Пожарный телескопический коленчатый подъёмник Bronto SkyLift F61 RPX смонтирован на шасси МАЗ-6312В5 6х4 с 412-сильным дизелем. Для УСПТК это ново, так как минские машины вообще редко используют в России для монтажа пожарного оборудования.

На люльке грузоподъёмностью 500 кг имеется спасательный трап, пожарный ствол Akron Stream Master и разъём для подключения установки пенного тушения «Пурга-60» с функцией «твёрдая пена», пропускная способность водопровода составляет 3800 л / мин. Четыре аутригера в системе выравнивания позволяют нажатием одной кнопки выдерживать горизонтальное положение подъёмника при наклоне опорной поверхности до 11°. Основные параметры работы, вылет стрелы (вверх – 61 м, вбок – 33 м, вниз – 5,5 м) и угол поворота люльки (±50°) отображаются на дисплее.

«Чайка-Сервис 27845F» АЦ-1,0-40 / 4 (C41R13)

ЧАЙКА-СЕРВИС

Запуск в производство «ГАЗона NEXT» послужил детонатором для взрыва идей. Вслед за версиями с двухрядной кабиной, мусоровозами, фургонами высокого объёма, седельными тягачами, эвакуаторами и грузовиками с КМУ премьера пожарной автоцистерны выглядела ожидаемой. А вот что её выпустит АЗ «Чайка-Сервис» – стало полной неожиданностью.

Дебют первой автоцистерны АЦ-1,0-40 / 4 на шасси ГАЗ-C41R13 во многом стал возможен наличию у нижегородцев просторной 6-местной кабины «Тайга», которая больше подходит для пожарных, нежели штатная.

УСПТК-БРОНТО F61 RPX (6312В5) УСПТК-БРОНТО F61 RPX (6312В5)
УСПТК-БРОНТО F61 RPX (6312В5)
УСПТК-БРОНТО F61 RPX (6312В5)

Габаритные размеры автомобиля «Чайка-Сервис 27845F» – 6850х2500х3000 мм, что укладывается в габарит «Бычков», уже списываемых с баланса МЧС и ведомственной пожарной охраны. Новинка предназначена для тушения пожаров на промышленных предприятиях, в населённых пунктах и сельской местности. В зависимости от модификации автоцистерны: вода – от 1000 до 2000 л, пенообразователь – от 60 до 120 л. Машина уже прошла приёмку МЧС России и официально рекомендована к серийному производству.

Всё необходимое ПТВ расположено не только в кузове по бокам, сзади и на крыше, но и под сиденьями боевого расчёта. Комбинированный пожарный насос НЦПК-40 / 100-4 / 400-В1Т позволяет использовать его в двух режимах: нормального (подача 40 л / с, напор 100 м) и высокого давления (подача 4 л / с, напор 400 м).

Для подачи воды под высоким давлением на пожарной автоцистерне установлена рукавная катушка на 60 м со стволом распылителем и электроприводом для быстрого сматывания.

Комментировать ... >>