Самосвал для города
Mercedes-Benz Atego 1518K с кузовом Meiller
Производитель: | Daimler AG |
---|---|
Модель: | MB Atego 1518K typ 972.X7 |
Производитель кузова: | F.X. Meiller (Германия) |
Модель кузова: | Meiller 8446859/70003892 |
Начало продаж: | 2009 г. |
Автомобили подобного класса не часто встречаются на улицах российских городов и трассах. Обычно их роль выполняют машины более универсальные, либо тракторы с прицепами. Так проще и дешевле. И невдомек руководителям, что звук тарахтящего под окнами трактора сводит на нет все усилия по борьбе с шумом в городе. И как-то в стороне остаются работники коммунальных служб, которые вынуждены протискиваться между бамперами как попало брошенных легковушек, выгружать лопатами песок или, наоборот, забрасывать через высокие борта мусор. Вот почему приятно было увидеть на полигоне самосвал Mercedes-Benz Atego, на первый взгляд похожий на игрушку.
Кабина для горожанина
Приоритетное направление использования MB Atego – город и еще раз город. С этой точки зрения мы и будем его рассматривать. Низко посаженная кабина, во-первых, облегчает посадку – две ступеньки при входе перешагиваешь, почти не замечая, а выходя, я через раз просто спрыгивал на землю прямо из кресла. Во-вторых, помогает лучше контролировать ситуацию по бокам – исчезает «мертвая» зона справа.
Усевшись за руль, понимаю, что даже придраться особо не к чему. Панель приятна во всех отношениях, показания приборов легко считываются, тянуться к переключателям не надо. Разумеется, есть в кабине Mercedes и множество отсеков для бумаг, инструмента и иных полезных вещей, за креслами можно разместить рабочую куртку.
Обычно у низко сидящей кабины высокий моторный тоннель, есть он и у Atego. Но сместив кабину вперед, проектировщики превратили неудобный короб в подставку для третьего кресла, причем так удачно, что и пассажир не упирается коленями в панель, и водитель может использовать для выхода и входа любую дверь. Для работы в городе это актуально.
Не знаю только, как отнестись к возможности регулировать руль на ходу. С одной стороны, удобно – не надо останавливаться, если захотел что-то подправить, а с другой – это однозначно рассеивает внимание из-за того, что кнопка замка рулевой колонки управляется не ногой, а рукой. Остается только верить в умения того, кто будет у «штурвала».
Meiller – ничего себе кузов!
Самосвальная платформа с разгрузкой на три стороны на машине подобного класса как раз то, что нужно. Боковые секции откидываются на нижних петлях, для чего достаточно просто открыть замки, а остальное сделают система противовесов и сила земного притяжения. Причем специальные упоры, ограничивая угол открытия бортов, исключают возможность самозакапывания.
У заднего борта Meiller тоже свои нюансы: положительные – возможно открытие как на верхней, так и на нижней навеске; отрицательные – на неровной поверхности (а где вы на стройплощадках видели другую?) борт при креплении на нижних петлях и максимальном углу подъема кузова упирается в землю.
Компания Meiller осталась верна себе и поместила пульт управления разрузкой между водительской дверью и креслом водителя, позволяя управлять процессом как из кабины, так и с земли. Еще бы и кнопку включения отбора мощности перенести поближе к двери – совсем было бы хорошо.
Благодаря простым формам платформы самосвал можно использовать и как обычный грузовик. Вот только такелажных петель в кузове не предусмотрено. Равно как и какой-либо лестницы, чтобы попасть внутрь. Да и тент не мешало бы добавить. Так что, если посмотреть критически, не все гладко.
Покатушки
Загрузить самосвал до полной массы или хоть что-то насыпать в кузов не получилось, поэтому драйв в этот раз был коротким и полностью соответствовал назначению автомобиля – на трассу мы не выезжали, а крутились по территории Дмитровского автополигона.
Если строго следовать указаниям, полученным от представителей «Мерседес», то пуск двигателя производится, не касаясь каких-либо педалей. Так мы и поступили, благо зима еще не показала свое истинное лицо. Стрелка тахометра начинала движение практически одновременно с поворотом ключа. Каков был бы результат при –25 °C, сказать не берусь.
Полагаю, что долго рассказывать об уровне вибраций, качестве шумоизоляции и тому подобном не стоит. Особо дотошные могут познакомиться с подробными впечатлениями от Atego Александра Трохачёва.
Порожняя машина разгоняется хорошо. Но какова будет динамика с тоннами песка в кузове, если учесть, что коробка имеет шесть передач без рядов и половинок? Судя по наличию ТСУ, конструкторы уверены, что никаких сложностей возникнуть не должно, и все же некоторые сомнения у меня остались.
Полная масса, кг | 15 000 |
Снаряженная масса, кг | 6145 |
Грузоподъемность, кг | 8855 |
Допустимая нагрузка, кг: 1-й оси 2-й оси | 5100 10 500 |
Двигатель:
|
4250 130/ 177 675 |
Коробка передач:
|
Механическая 6/1 |
Подвеска | Передняя рессорная |
Тормозная система | Передние дисковые, задние барабанные |
Колесная формула | 4х2 |
Диаметр поворота, м | 13,2 |
Вместимость топливного бака, л | 180 |
Зато даже с двумя пассажирами никто не помешает вращать руль и не перекроет обзор. И самое приятное – не нужно тыкать рычагом КП в колено или бедро сидящего в середине. И еще, несмотря на отсутствие подрессоренных кресел, пассажиров не так уж сильно трясет.
Большие окна, прекрасные зеркала и хорошо ощущаемые габариты позволяют крутиться в тесных условиях города без особого напряжения. Способствует этому и остекленная задняя стенка кабины. Редко, когда наличие в ней окон действительно необходимо, но на MB Atego они как раз на своем месте, даже если препятствие сзади не видно в зеркала, его можно легко заметить, просто оглянувшись назад.
О проходимости могу судить лишь косвенно, особой грязи не нашел, но низко свисающего оборудования я не заметил – ближе всего к земле элементы подвески. В наличии и принудительная блокировка дифференциала заднего моста – тумблер размещен на видном месте и его включение схематично отображается на дисплее. Единственно, возникли сомнения по поводу оптимального расположения воздушного фильтра.
«Мерседес» есть «Мерседес», и все же…
Техническая сторона эксплуатации добавила несколько вопросов. Для начала советую всем внимательно следить за дорогой, а точнее за тем, чтобы на ней не было предметов, способных повредить покрышку. Процесс замены колеса у любой машины, мягко говоря, «не веселый», а у нашего подопечного вдвойне. Конструкторы не придумали ничего лучше, чем положить «запаску» в центре рамы, а сверху надежно прикрыть платформой. Еще полбеды, что при извлечении запасного колеса нужно повозиться со съемной лебедкой – главное, чтобы в этот момент кузов был порожним. В противном случае придется разгрузиться там, где застала неприятность. Единственный «плюс» такой компоновки – его противоугонные возможности. Но спрятав колесо, по-прежнему никто не позаботился о сохранении противооткатного упора и домкрата, висящих в заднем свесе. Так что в российских реалиях водители, скорее всего, найдут другое место для крепления этих полезных вещей.
Вторым неприятным моментом для меня стала горловина бачка жидкости омывателя, выведенная под порог водительской двери. С одной стороны, при закрытой двери она надежно защищена от летящей грязи, а доливая жидкость, можно не опасаться облиться самому или залить какой-нибудь важный блок под капотом. С другой стороны, при неаккуратном выходе из кабины есть вероятность наступить на горловину. Хотя справедливости ради отмечу, что она максимально прижата к крылу и в течение всего тест-драйва мои опасения были напрасны.
В остальном – никаких претензий. Бампер, состоящий из трех частей, удобно ремонтировать при повреждениях. Доливая технологические жидкости, не нужно тянуть руки вверх. Заменить лампы в фарах можно просто присев на корточки. А откинув кабину, легко провести эту процедуру с повторителями поворотов. Впрочем, иного и не ожидал.
Самосвальчик? Самосвал!
Тем, кто, посмотрев на фото MB Atego, готов сравнить его с «Бычком» и «Зубренком», я бы советовал не спешить. Согласен, по маневренности это так и есть, но по грузоподъемности… По этому параметру я причислил бы Atego к МАЗ-5551 или КамАЗ-53605. То, что самосвал выглядит гораздо меньше предполагаемых конкурентов, – заслуга немецких конструкторов. Создавая городскую машину, они в первую очередь задумались над удобством работы в стесненных условиях, а не закладывали в конструкцию возможность прорываться через ямы в полколеса и запуск двигателя путем «нежного» подталкивания отвалом бульдозера.
В первую очередь к этому самосвальчику стоит присмотреться коммунальным службам. Маневренный и достаточно компактный грузовик-самосвал с возможностью трехсторонней разгрузки, к тому же имеющий малую погрузочную высоту и трехместную кабину, – просто палочка-выручалочка для наших полудворов-полупарковок. Да и для вывоза опавшей листвы, выброшенных холодильников и диванов, подвоза бордюрного камня или свежего песка в детские песочницы очень подходящий автомобиль.
Не исключена возможность эксплуатации грузовика и в строительных компаниях по своему прямому назначению. В этом случае разумно воспользоваться любезно установленным ТСУ и зацепить самосвальный прицеп. Главное, чтобы мощности двигателя хватило.
Вот только «кусающаяся» начальная цена, дорогое обслуживание и как следствие необходимость посадить за руль квалифицированного и ответственного человека могут стать серьезной проблемой на пути расширения круга владельцев этого приятного во многих отношениях автомобиля.