<<< Назад
Мастерская в доме Филиппа

«Ошибка» Филиппа Прево
Участники ралли-марафона «Дакар» в масштабе 1:43

Дмитрий Лисин
Филипп Прево

Масштабных моделей автомобилей – участников ралли-марафона «Дакар» – создано великое множество. Копии транспортных средств выпускали в различных масштабах, от случая к случаю или по специальному заказу, большими, средними и малыми сериями, мастерскими и мастерами-одиночками. Но есть во Франции (стране, где собственно и зародился «Дакар») мастер, посвятивший этой теме бóльшую часть своей жизни. Филипп Прево (Philippe le Prevost) создаёт копии автомобилей, участвующих в ралли-марафоне, в масштабе 1:43, а во всём мире его продукция известна под брендом Gaffe models.

Филипп начал интересоваться моделями различной техники с детства. В начале 1960-х годов, когда ему было десять лет, он увлёкся сборкой моделей самолётов. Увлечению помогла рекламная компания: наборы для сборки входили в комплект стирального порошка, который покупала мама Филиппа. Чуть позже она поддержала увлечение своего сына, и благодаря ей Филипп Прево смог уже пробовать свои силы в сборке моделей от известной компании Airfix из Великобритании, существующей, кстати, до сих пор.

Lada Niva Poch Paris (Дакар, 1982)
Unimog Glasurit Paris (Дакар, 1982)

В сферу интересов входили не только самолёты, но и военная техника, и автомобили. Взрослея, приобретая навыки и опыт, Филипп Прево вскоре решил сосредоточиться на сборке только автомобилей в масштабе 1:24. Однако когда французская компания Solido выпустила несколько серий копий автомобилей разных эпох в масштабе 1:43, Филипп переключился на новый масштаб и начал формировать собственную коллекцию.

После женитьбы Филипп Прево поселился в Париже, и это дало новый толчок его увлечению. Как-то раз в 22 километрах от Парижа, в городке Ле-Ренси, он наткнулся на очередной магазин масштабных моделей. Помимо интересных машин здесь он нашёл коллег по увлечению, являющихся не только коллекционерами, а и пробующими себя на ниве их самостоятельного изготовления. На субботних встречах он познакомился с Андре Мари Руфом (Andre Marie Ruf) – будущим создателем мастерской AMR, Домиником Испарсиксом (Dominique Esparcieux) – основателем мастерской ESDO models, Жаном Тисседром (Jean Marc Teissedre) – владельцем авто-мотомагазина, находящемся в Леваллуа-Пере, пригороде Парижа и некоторыми другими.

Studebaker 8x8 Seiko (Дакар, 1982)
Lada Niva Poch (Дакар, 1984)

Филипп попал в среду настоящих единомышленников. Мастера из Ле-Ренси, помогли ему освоить технологии создания мастер-моделей. Эти знания пригодились при знакомстве в Париже с владельцем мастерской MRE Мишелем Элкоби (Michel Elkoubi), для которого он на заказ создал свою первую мастер-модель и наблюдал за тем, как она тиражируется, окрашивается, собирается и продаётся всем желающим!

По вечерам Прево создавал на заказ интересные конверсии гоночных автомобилей в основном на базе Ferrari, перекрашивая стандартные модели, добавляя к ним декали и различные мелочи, всегда улучшающие любую копию автомобиля, особенно если воссоздается спортивный автомобиль. Помогал он и своим друзьям, например, для Андре Руфа и его мастерской AMR создавал подробные инструкции по сборке «китов».

DAF FAW-3300 Double Head (Дакар, 1984)
UMM Usine (Дакар, 1984)

В 1981 году Филипп Прево сделал модель автомобиля в масштабе 1:43 полностью с нуля. В качестве первого прототипа он выбрал победителя гонки в Дайтоне – Ferrari P4 Spyder. Тиражирование по мастер-модели выполнила компания ESDO, некоторые детали создала компания TENARIV. Эта масштабная модель и стала первой, созданной под брендом Gaffe models. К сожалению, Прево не раскрывает, почему именно Gaffe, ведь с французского это слово переводится как ляп, ошибка, оплошность. Я не думаю, что у Филиппа был такой своеобразный юмор. Мне кажется, он имел в виду морской термин «отпорный крюк», тоже называемый Gaffe – специальный инструмент (похож на багор) с помощью которого от борта корабля отталкивают спущенную на воду шлюпку, подразумевая, что его небольшая мастерская выходит в свободное плавание в море производителей масштабных моделей!

Первая копия от Gaffe models, выпущенная тиражом всего 25 экземпляров, была прекрасно принята коллекционерами. Большинство из них признало, что это лучшая модель Ferrari P4 Spyder, существовавшая на рынке масштабных моделей в то время. Воодушевлённый такими отзывами, Филипп решил продолжить свою работу по созданию копий автомобилей в масштабе 1:43.

Mercedes-Benz 1932 (Дакар, 1985)
Proto Mercedes KORO C17 (Дакар, 1985)

Старые друзья ему помогали, размещая заказы. Например, первой серьёзной работой для AMR стало создание мастер-моделей Maserati Birdcage Tipo 60, Ferrari 250 California Spider, предназначенных для покупателей, использующих каталог Danhausen (аналог существовавшей в СССР системы «Товары почтой»). Мастерская, где постоянно пропадал и работал Филипп, находилась на заднем дворе его собственного дома, и оказалось, что соседка Прево является директором по развитию французской компании – крупнейшем импортёре автомобилей Lada Волжского автомобильного завода! Ею владел Жан-Жак Пок (Jean-Jacques Poch), интересовавшийся не только обычными автомобилями, но и автоспортом! Под его руководством Филиппу для участия в ралли-марафоне «Париж – Дакар» удалось подготовить несколько различных моделей Lada. Более того, Жан Пок очень любил масштабные модели автомобилей, поэтому соседка тут же уговорила мастера сделать для неё несколько масштабных моделей интересующих её спортивных прототипов. Так, после случайного разговора начался длинный путь Филиппа Прево, в течение которого вот уже более 30 лет он создаёт небольшими тиражами масштабные модели автомобилей – участников ралли-марафона «Дакар».

Lada Niva Poch (Дакар, 1986)
Range Rover ETT Camel Espagne (Дакар, 1987)

За прошедшие годы много изменилось в жизни Прево, но он всё так же работает на заднем дворе своего дома. Он хорошо оборудовал свою мастерскую, приобрёл вакуум-машину, с помощью которой производит отливку «китов», причём не только для себя, но и для таких компаний, как Nestor, DB Productions, Tacot, Scala 43, FPM Modelcars, Stettnisch Models, AMR (копии автомобилей в крупных масштабах из серии Titian). В своей деятельности он не ограничивает себя только тиражированием масштабных моделей автомобилей, берётся и за другие заказы вплоть до больших фигурок героев различных комиксов или огромных плиток шоколада, используемых в рекламе крупного магазина сладостей в Париже.

Кит Lada Niva Jacky Ickx (Дакар, 1988)
Nissan Patrol GR

У Филиппа нет помощников, он всё делает сам от изготовления мастер-модели, её тиражирования, покраски, если требуется (иногда его продукцию коллекционеры закупают в виде «китов») финальной сборки, упаковки и доставки. Резиновые покрышки, элементы фототравления и декали, а также все подготовительные прорисовки он делает сам. Единственное, что он закупает на стороне, это детали из белого металла, однако и они изготовляются по его мастер-моделям. Ему удалось выпустить более 250 различных копий автомобилей-участников ралли-марафонов (в основном «Дакар») и городских версий, суммарным тиражом более 3000 экземпляров, разошедшихся по всему миру!

Pegaso 7223 Turbo Proto Camel (Дакар, 1988)
Mercedes-Benz команды Citroёn Sport (Дакар, 1991)

В 1985 году по заказу компании Renault Филипп Прево изготовил в масштабе 1:43 копию Renault Espace, которую с собой взял французский астронавт Патрик Бодри (Patrick Baudry), совершивший в июне 1985 года космический полёт в составе американо-французского экипажа на шаттле Discovery. Возможно, что это единственная модель автомобиля в масштабе 1:43, побывавшая в космосе!

Gaffe models известна и как постоянный участник различных выставок, посвящённых как масштабным моделям автомобилей (например, Modelex, где копии Прево получали приз «Лучшая масштабная модель года» в разделе спортивные автомобили и внедорожники), так и их прототипам (например, Retromobile).

Mercedes-Benz 1936 AK команды Nissan Repsol (Дакар, 1991)
Toyota Land Cruiser HDJ80 Yamato (Дакар, 1991)

У Филиппа нет помощников, он всё делает сам от изготовления мастер-модели, её тиражирования, покраски, если требуется (иногда его продукцию коллекционеры закупают в виде «китов») финальной сборки, упаковки и доставки. Резиновые покрышки, элементы фототравления и декали, а также все подготовительные прорисовки он делает сам. Единственное, что он закупает на стороне, это детали из белого металла, однако и они изготовляются по его мастер-моделям. Ему удалось выпустить более 250 различных копий автомобилей-участников ралли-марафонов (в основном «Дакар») и городских версий, суммарным тиражом более 3000 экземпляров, разошедшихся по всему миру!

До 1991 года каждая модель от Gaffe models создавалась тиражом 250 экземпляров, и в основном всё продавалось через магазины масштабных моделей. После появления на рынке производителей масштабных моделей предприятий, занимающихся их производством в Китае, Филипп решил снизить тиражи до 100 штук, а сбыт наладил по заказам через почту. Несмотря на растущую конкуренцию, копии от Gaffe models востребованы до сих пор. Всё дело в копируемых прототипах. Не каждый крупный производитель решится выпустить большим тиражом копию участника ралли-марафона «Дакар», поэтому ниша, занятая Прево, его устраивает.

Lada Samara T3 Poch (Дакар, 1991)
Mercedes-Benz 1935 AK Pelichet (Гранада Дакар, 1999)

Филипп всегда очень трепетно относится к коллекционерам и их запросам, ведь он сам им является, и прекрасно знает, как необходимо строить общение. До появления сети Internet каждый желающий мог получить от него по почте бумажный каталог продукции Gaffe models, теперь достаточно найти его сайт и заказать нужную модель. Сейчас Филиппу Прево 64 года, он политический активист и бизнесмен, поэтому модели его больше интересуют не как коммерция, а как хобби. Он являет собой прекрасный пример того, как своё увлечение можно превратить в дело всей жизни, при этом добившись прекрасных результатов.

На очереди автомобили Tatra T815
Комментировать ... >>
Loading...