Cортиментовоз Scania G 480 CB6X6EHZ на всероссийском туре SCANIA ROAD SHOW 2016
Когда стартовал всероссийский тур SCANIA ROAD SHOW 2016, приуроченный к 125-летнему юбилею компании Scania AB, в колонне я приметил этот сортиментовоз. И решил уточнить некоторые детали машины.
Впервые всерьёз с технологиями лесоперевозки я познакомился минувшей зимой, поэтому дополнить и систематизировать полученные сведения на примере Scania G 480 CB6X6EHZ было полезно и интересно. У этих шведских грузовиков, как обычно, многое может рассказать сама маркировка автомобиля. С неё и начну. Итак, согласно шифрограмме из Сёдертелье, передо мной грузовик с колёсной формулой 6х6, двигателем мощностью 480 л.с и просторной спальной кабиной CG19N. Следующий буквенный символ «С» относит шасси к строительной технике, работающей в особо тяжёлых условиях «Е» с максимальным клиренсом «Н», и о том, что все три оси выполнены на рессорной подвеске, свидетельствует литера «Z». Неплохой набор для бездорожья.
Трансмиссионный комплекс
Особенность работы сортиментовоза плюс ко всем тяготам ещё и в том, что мало быть просто мощным, надёжным, грузоподъёмным и выносливым. Необходимо быть хозяином тайги не только на делянке и зимнике среди себе подобных, но и не ударить лицом в грязь в потоке на трассе.
Для решения комплекса разнообразных режимов движения собрана хитроумная КП с 12-ю передачами переднего хода и двумя для движения назад. Кроме того, КП дополнена демультипликатором и делителем с двумя понижающими передачами.
Педалей в кабине всего две, благодаря системе переключения передач Scania Opticruise. КП при помощи карданной передачи связана с «раздаткой», распределяющей крутящий момент на переднюю и задние оси. Задние мосты, грузоподъёмностью по 13 т каждый, проходные. Главная передача с блокировкой дифференциала и передаточным отношением «и вашим и нашим» – 4,27, что недвусмысленно доказывает возможность и движения по дорогам общего пользования с достаточно высокой скоростью.
Тормоз для водителя
В кабину ведёт лестница с мягким подвесом нижней подножки. Важное, но не главное, – всевозможные ящички, ниши и полочки для обустройства. На первый план – возможности и способности. Режим управления блокировками трансмиссии – всего одна «крутилка», а КП переключается маленьким подрулевым рычажком.
Вспомнился тест в карьере под Барселоной, почти пять лет назад: умышленная остановка на подъёме, «ручник», нейтраль. Перевожу подрулевой рычаг управления трансмиссией в положение «АО», что соответствует автоматическому силовому режиму работы в условиях бездорожья, плавно снимаюсь с тормозов, одновременно давлю на педаль подачи топлива, и… откатываюсь, откатываюсь назад.
За это время, не прошедшее для конструкторов даром, алгоритм работы системы Opticruise менялся четыре раза. Теперь грузовик никуда не скатывается и не трогается с места без нажима на педаль акселератора вне зависимости от рельефа. Небольшой круг по территории площадки за рулём выявил ещё одну интересную особенность органов управления. К педальному узлу, если садишься не на привычную повседневную машину, всегда надо хоть немного привыкнуть, адаптироваться, а здесь как будто я вчера только приехал из рейса на этой машине. Мышечная память? Оказалось, не только.
Дело в том, что для модельного ряда 2016 года в тормозной системе с электронным управлением педаль выполняет большей частью функцию не пневмокрана, а контроллера, получающего информацию о том, какая интенсивность замедления требуется водителю. Далее электроника управляет работой пневматики. Для движения по скользким обледенелым зимникам и делянкам это хорошее подспорье, только важно, чтобы такие факторы, как влага и перепад температур, не сбили электронный интеллект.
Для сортировки
По расчётам колёсная база 4500 мм позволяет оптимизировать осевые нагрузки на перевозке пачки. Двускатная же ошиновка задних мостов позволяет увеличить опорную площадь автомобиля, что очень важно на технологических дорогах и необустроенных дворах заготовительных участков.
Alucar XL3 – лесовозная надстройка из Финляндии состоит из алюминиевого надрамника и четырёх пар стальных коников Titan 50 / 70 / XL. За кабиной установлен алюминиевый щит. По требованиям безопасности предусмотрена дополнительная защита топливного бака.
В корме смонтирована крановая колонна гидроманипулятора Palfinger Epsilon M100L97. Компоновка в задней части предполагает использование машины в качестве тягача для прицепа-сортиментовоза – задняя траверса снабжена евросцепкой VBG 8500 Pin 50.
Выдвижная гидрофицированная стрела краново-манипуляторной установки (КМУ) с полноповоротным ротатором и клещевым захватом FG43 обеспечивает самостоятельный процесс погрузочно-разгрузочных работ как на тягаче, так и на прицепе. Вылета стрелы в 9 метров достаточно для складов и делянок, тем более что сейчас древесину складируют впритык с колеёй.
Для увеличения опорного контура на раме КМУ смонтированы два интегрированных гидравлических аутригера. Они обеспечивают автоматический поворот опор на 45°, а в ручном – на 180°.
Наличие своего КМУ, конечно, снижает грузоподъёмность, но что такое 2 т для подобной махины, если уже сама надстройка весит 1,9 т? На верхние делянки лес в рачительном хозяйстве сейчас свозят либо форвардеры, либо трелёвочные тракторы, где их ждёт бригада распиловщиков. Здесь сейчас редко используют логстаккеры (это такие погрузчики с клыкастым бревнозахватом). Тем более при погрузке он может зацепить коники сортиментовоза при погрузке.
На верхнем складе древесину маркируют по четырём сортам и деловую древесину уже, как правило, отделяют от технической. Поэтому наличие собственной КМУ позволяет на бирже или нижнем складе разгружать отдельно, независимо от настроения стропальщика или крановщика. Без КМУ сортиментовоз подобен обычному грузовику и водителю остаётся лишь ждать, когда его заметит ленивый козловой кран или оператор ярдера.
Параметр | Значение |
---|---|
Снаряжённая масса, кг | 16 500 |
Грузоподъёмность, кг | 18 000 |
Полная масса, кг | 34 500 |
Распределение полной массы по осям, кг | 8500/ 13 000/ 13 000 |
Двигатель:
|
Scania DC13 101 Турбодизель, I-6, Euro 4 (SCR) 12 742 480 (353) при 1900 мин-1 2400 при 1000–1350 мин-1 |
Коробка передач:
|
Scania GRS905, автоматизированная 12/2 1:4,27 |
Тормозная система: | Пневматическая, с электронным управлением, тормозные механизмы всех колёс барабанные |
Подвеска спереди | Параболлические рессоры |
Подвеска сзади | Многолистовые рессоры |
Вместимость топливного бака, л | 600 |
Ёмкость аккумуляторных батарей, А∙ч | 225 |
Шины | 315/80 R22,5 |
Максимальная скорость, км/ч | 89 |
Масса надстройки Alucar XL3 | 1900 |
Кран-манипулятор | Palfinger Epsilon M100L97 |
Масса КМУ без масла и грейфера, кг | 1930 |
Грузовой момент КМУ, кН∙м | 92 |
Грузовой момент поворота, кН∙м | 24 |
Вылет стрелы, мм | 9700 |
Угол поворота колонны, град | 425 |
Грузоподъёмность на вылете 9 м, кг | 960 |