<<< Назад
Вертлявый «коммунальщик»

Самосвал Scania G 400 CB6х6HHZ6х6 Euro 5 с ковшом-манипулятором

Даниил Минаев, фото автора и компании Scania

Рассказывая о грузовиках Scania, специально разработанных для эксплуатации в трудных условиях, невозможно оставить без внимания модель, созданную для рынка Нидерландов, – G 400 CB6х6HHZ. Автомобиль оборудован самосвальным кузовом с ковшом-манипулятором, позволяющим выполнять загрузку сыпучих материалов без помощи посторонней техники. Но «изюминка» этого грузовика вовсе не в этих довольно привычных и знакомых устройствах, а в необычной конструкции задней гидравлической подруливающей подвески и новой версии автоматизированной коробки передач Scania Opticruise c интеллектуальной системой регулирования тягового усилия в условиях бездорожья.

Выбрать машину для теста меня побудил, во-первых, интерес разобраться, зачем полноприводному трёхосному самосвалу подруливающая задняя ось. Да ещё и с двускатной ошиновкой? Во-вторых, на сегодняшний день большинство производителей грузовой автомобильной техники предлагают автоматизированные трансмиссии, так называемые «роботы», не скупясь в их названиях на эпитеты типа «интеллектуальный», «оптимизирующий», «экологичный» и так далее. Безусловно, такие системы хороши в городском режиме движения и летом в равнинной местности: блок управления безошибочно выбирает алгоритм, позволяющий экономить топливо и минимизировать выбросы. Тем интереснее посмотреть работу такой КП на грунтовой дороге или в карьере.

Группировка

Прежде чем сесть за руль, я решил ознакомиться с описанием обновлённой трансмиссии, которое считаю своим долгом вкратце изложить читателю. Итак, система Scania Opticruise оснащена новым режимом, который позволяет выбрать оптимальную передачу в условиях бездорожья и при строительных перевозках. Данный режим включается на панели управления тяговым усилием, где сгруппированы все системы контроля. Это должно упрощать работу водителя и обеспечить выход из неблагоприятной ситуации. Новая версия Scania Opticruise может работать как полностью в автоматическом режиме, так и позволяет выбирать передачи вручную. Интересным новшеством системы является режим маневрирования, обеспечивающий движение на предельно малой скорости, и автоматический режим раскачивания, который сам обнаруживает пробуксовку ведущих колёс. Некоторые параметры Scania Opticruise можно настроить на дилерской станции, чтобы адаптировать систему к конкретным условиям. Передача, предназначенная для трогания с места, включается автоматически, но её можно переустановить взамен предложенной по умолчанию. В режиме работы в условиях бездорожья система старается держать сцепление включённым максимально долго, что позволяет сократить разрывы в передаче энергии и, следовательно, тягового усилия. Количество переключений передач минимизировано, чтобы максимально увеличить рабочий диапазон оборотов двигателя, переключение передач происходит чуть быстрее, что несколько снижает комфорт водителя (ощущаются толчки при переключении).

КМУ с ковшом позволяет загружать самосвал без посторонней помощи

Тайны подвески

Настал момент попробовать всё это в работе. Перечислять достоинства и недостатки кабины Scania в очередной раз не вижу смысла, сразу начинаю движение. Для тест-драйва на полигоне было предложено два варианта маршрута: по дорогам с участком горного серпантина и по бездорожью с заездом в карьер. С точки зрения российского водителя этот маршрут можно назвать бездорожным лишь условно, скорее это напоминает обычную работу на строительной площадке. Особенности конструкции задней гидравлической подвески шведские инженеры решили сохранить в тайне, сославшись на происки недремлющих конкурентов, я при осмотре сумел разглядеть многочисленные штоки гидроцилиндров и небольшие многолистовые рессоры, по-моему, они должны выполнять возвратную функцию гидросистем в исходное положение.

В начале внедорожного участка путь проходит по узкому коридору, «стены» которого образованы естественным рельефом. Свернуть с такой дороги на второстепенную под прямым углом весьма проблематично, если, конечно, пытаться избежать контакта задней части кузова с земляным препятствием, а инструктор компании Scania тем не менее предложил мне попробовать проделать этот манёвр. Час назад я уже проезжал по этому маршруту на другом внедорожном грузовике Scania и, посмотрев на поворот, понял, что не впишусь. Этот автомобиль (G 400 CB6х6HHZ) короче всего метра на полтора, чем протестированный мною ранее, а посему шансы на успех весьма призрачны, а вот «раскорячиться» поперёк, уперевшись в косогор на радость коллегам – вероятность довольно высокая.

Здесь видно, как подруливает задняя ось

Манёвры

Но раз говорят: можно – надо пробовать. В конце концов, грунт мягкий, он только испачкает, но не повредит кузов, а сцепных качеств автомобиля должно хватить, чтобы преодолеть «заклин» и не забуксовать. Если включить все возможные блокировки, то они неизбежно увеличат радиус поворота, тогда заблокирую меж­осевой и оставлю возможность управления задней осью , поставив селектор во второе положение. Автомобиль, хоть и с очень малыми интервалами, буквально впритирку, поместился в поворот. Дальше путь лежал через очень красивый карьер, где ведётся добыча местной скальной породы, а на выезде там замечательный подъём – самое время попробовать тронуться на уклоне и посмотреть работу хвалёной системы Scania Opticruise. Остановка, «ручник», нейтраль.

Перевожу подрулевой рычаг управления трансмиссией в положение «АО», что соответствует автоматическому режиму работы в условиях бездорожья, плавно снимаюсь с тормозов, одновременно давлю на педаль подачи топлива и… откатываюсь, откатываюсь назад. Метра через два мне это надоело, и я затормозил автомобиль.

Комбинация приборов с индикацией используемых блокировок дифференциалов, вверху указатель режима работы автоматизированной трансмиссии (А, М, АО, МО) Рычаг управления автоматизированной трансмиссией Scania Opticruise Поворотный переключатель блокировки дифференциала

Следующий дубль я проделал, работая педалью тормоза словно сцеплением на «механике». Плавно отпуская рабочие тормоза, я синхронно добавил «газу» и тронулся в гору, а в конце подъёма, когда эффективные обороты двигателя иссякли, я всё ждал, когда же Opticruise соизволит переключиться на пониженную, но, увы, грузовик, задёргался и заглох. Никуда не годится!

Непосредственно после заезда я конечно же задал вопрос, и получил ответ. Дело, оказывается в том что, Scania Opticruise – это адаптивная и самообучающаяся система. Накапливает определённые данные и грамотно оптимизирует параметры она только по прошествии семи, а то и десяти дней работы, а у меня машина ещё совсем, выходит, «зелёная». Я поверил, поскольку что-то подобное заложено и в алгоритм управления трансмиссией моего личного Mitsubishi Lancer X 2,0, оснащённого адаптивным вариатором. Вырвавшись из длительной московской пробки, он тоже некоторое время задумчиво откликается на правую педаль, словно призывая экономить топливо, а не интенсивно разгоняться. А в случае с грузовиком Scania получается, что курс молодого бойца для трансмиссии Scania Opticruise должен преподать или дилер, или опытный перегонщик, который доставит машину к месту работы.

После движения на подъём всегда бывает спуск. Испытуемый образец не был укомплектован ретардером, зато слева под ногами водителя здесь предусмотрен напольный переключатель понижения передач; эффективностью его работы я остался доволен.

«Пуговка», «грибок», «пупырышка» напольного переключателя понижения передач, который обеспечивает вполне достаточную эффективность замедления на уклоне без использования ретардера
Техническая характеристика
самосвала Scania G 400 CB6х6HHZ6х6 Euro 5
Полная масса, кг 35 000
Допустимая нагрузка на передний/ задний мост, кг 9000/ 26 000
Грузоподъёмность, кг 22 000
Двигатель:
  • рабочий объём, л
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н.м
Scania DC13 05 (Euro 5)
12,7
400 при 1900 мин-1
2100 при 1000–1300 мин-1
Коробка передач:
  • количество ступеней вперед/ назад
Scania Opticruise, автоматизированная
12/ 2
Подвеска передняя/ задняя Многолистовые рессоры/гидравлическая
Шины 13,R22,5

Размер не имеет значения

Следующий заезд имитировал работу по дорогам общего пользования и никаких сюрпризов не преподнёс, пока я не добрался до горного серпантина. Было очень приятно наблюдать, как грузовик немалого размера и тоннажа просто играючи вписывался в узкие кривые связанных поворотов. Виной тому конечно же подруливающая задняя ось. Такая техника наверняка приглянется различным коммунальным службам и организациям, занимающимся строительством и эксплуатацией автодорог; G 400 CB6х6HHZ и сама себя погрузит, и доставит сыпучий груз в любых условиях в любую конечную точку перевозки. Независимо от того, будет ли это узенькая улочка старинного европейского городка или строительный объект высоко в горах.

В завершение хотелось бы вернуться опять к разговору о новой автоматизированной КП. Надеюсь, что обнаруженные мною недостатки – это всего лишь «детские болезни», которые серьёзный и уважаемый автопроизводитель «вылечит» в ближайшее время. Тогда можно будет взглянуть на Scania Opticruise иначе. Система добавляет к стоимости автомобиля около 2500 евро. Между тем она в большей степени позволит владельцу сохранить автомобиль от рук растяпы и неумехи, чем себя и окупит. А вот настоящий профи всё равно отнесётся к модным опциям скептически, но, будучи очень уставшим к концу смены, всё равно помянёт автоматику добрым словом.

Тот самый «естественный коридор», образованный ландшафтом местности (сейчас там передвигается другой автомобиль)
Комментировать ... >>
Loading...