<<< Назад
Kromhout V-4SAN, 1956

«Кромхаут» – грузовики
и автобусы из судоверфи
От парусников – к фургонам, грузовикам,
тягачам и автобусам марки Kromhout

Станислав Кирилец (Stanislav Kiriletz, Германия).
Иллюстрации из архивов автора, Еруна Хеткампа (Jeroen Heetkamp), Kromhoutarchief и издательства Diesel Queen

Грузовики марки Kromhout широко известны, пожалуй, только на их родине в Нидерландах. Значительной роли в истории автомобилестроения они не сыграли, даже по местным масштабам фирма не считалась крупной, а в других странах о ней почти никто и не знал. Но многие голландские любители исторического коммерческого автотранспорта испытывают к этим машинам особые чувства: тут и симпатия, и ностальгия по «старым добрым временам, когда мир ещё был в порядке», и даже гордость.

«Кривое дерево»

В старые времена в Нидерландах строили торговые корабли одни из лучших в мире, не зря сам Пётр Великий изучал там судостроительное ремесло. Спустя столетия страна прославилась и в отрасли изготовления другого транспорта – грузового автомобильного. Когда голландский купец Даниэль Худкоп (Daniёl Goedkoop) 11 марта (по другим данным 6 мая) 1867 года стал владельцем амстердамской судоверфи Het Kromhout (более известно название с сокращённым артиклем – ‘t Kromhout), парусники всё ещё были основным транспортным средством Нидерландов. В мастерстве их выделки голландцы достигли совершенства: для изготовления мачт они выращивали или закупали в других странах безупречно прямые сосны, а для обшивки корпуса – деревья с изогнутыми стволами. Название судоверфи «Кромхаут» говорит само за себя, оно переводится на русский язык дословно – «кривое дерево».

Старая верфь в Амстердаме сохранилась, сейчас там находится музей двигателей – Museum ‘t Kromhout (адрес: Hoogte Kadijk 147, 1018 BJ Amsterdam)
Ян Худкоп (1878–1961)

Время парусных кораблей подходило к концу. В 1899 году Ян Худкоп (Jan Goedkoop), младший брат Даниэля, перенял руководство верфью и, следуя веянию времени, предпринял первые попытки моторизации выпускаемых кораблей, первоначально малых шлюпок и ботиков.

Спустя два года верфь Kromhout построила первые бензиновые одноцилиндровые лодочные моторы мощностью 2; 4 и 6 л.с. В 1905 году были выпущены керосиновые двигатели для судов средних размеров мощностью 12 и 24 л.с. Новая продукция старинного предприятия оказалась настолько успешной, что в январе 1909 года на северной окраине Амстердама открыл свои двери новый моторный завод. А в 1911 году старую судоверфь продали, предприятие перешло полностью на производство судовых двигателей, открыв новую страницу в истории фирмы. Отныне оно стало называться Kromhout Motoren Fabriek D. Goedkoop Jr. NV. На следующий год началась экспансия – в немецком городе Браке, в Нижней Саксонии, был основан завод Deutsche Kromhout Motorenfabrik, выпускавший двигатели по голландской лицензии до 1929 года, после чего продержался ещё два кризисных года под новым независимым названием Deutsche Motorenfabrik AG.

Первый, оснащённый дизелем Kromhout 4-LW, автобус Krupp. <br/>Амстердам, 1933 г.

В то время, когда закончилось лицензионное соглашение с немцами, голландцы решили бороться с кризисом путём введения новых технологий. У британской фирмы L. Gardner and Sons Ltd приобрели лицензию на производство четырёхтактных дизельных моторов нового поколения, разработанных в 1928 году и сразу же получивших признание в Англии и континентальной Европе. Судовые двигатели Gardner серии L (версии 2, 3, 4, 5 и 6 цилиндров) оказались настолько удачными, что в 1931 году на их базе были созданы многофункциональные моторы серии LW. Программу пополнили стационарные двигатели (от 2 до 8 цилиндров), а вслед за ними – автомобильные. В качестве силовых агрегатов для грузовиков, автобусов, тракторов, железнодорожных дрезин и прочего подвижного состава использовались версии 3, 4, 5 и 6 цилиндров. В следующем году французский производитель грузовиков Bernard и бельгийская фирма Miesse приобрели у англичан лицензию на автомобильные дизельные моторы Gardner LW. Все эти факторы повлияли на очередную радикальную смену основной производственной политики фирмы Kromhout, за ней пришёл новый успех. В августе 1932 года завод заключил соглашение с фирмой Gardner об исключительном праве производства и распространения дизелей на территории Нидерландов и всех их колоний.

На фургоне марки AS (Nederlandsche Automobielfabriek Schmidt NV) установлен 3-цилиндровый двигатель Kromhout 3-LW, 1934 г.

Вслед за моторами шасси

Экономический кризис, охвативший весь капиталистический мир, вызвал в маленькой Голландии крайне негативные последствия. Банкротства партнёров, неоплаченные счета, падение спроса и другие причины вызвали цепную реакцию: фирма Kromhout была вынуждена закрыть многие филиалы, сократить производство, штат рабочих и даже зарплату. Однако кризис имел и некоторые позитивные стороны. Наконец, дизельными двигателями серьёзно заинтересовалась автомобильная промышленность Европы – в тяжёлые времена «экономика должна быть экономной». После приобретения в Англии необходимого оборудования фирма Kromhout приступила к производству дизелей для автомобилей. В сентябре 1933 года первый собранный дизельный мотор был установлен на немецкий автобус Krupp. За первый год эксплуатации автобус прошёл по улицам Амстердама без поломок 80 000 км и показал отличную экономичность и рентабельность.

Автобус De Dion-Bouton с кузовом Kusters & Lemmens и двигателем Kromhout 3-LW. Роттердам, 1936 г.

Органы управления таких крупных голландских городов, как Амстердам, Роттердам, Гаага, решили провести «дизелезацию» общественного и коммунального транспорта. Первый заказ на дизельные автобусы поступил из Гааги, кузова для машин построили на фабрике Beijnes. Новыми двигателями Kromhout, коих в 1933 году было изготовлено 100 штук, начали оснащать старые и новые автобусы, изготовленные на немецких шасси Krupp и Magirus, бельгийских Minerva, а также распространённые в стране американские грузовики Indiana, White и REO и машины производства амстердамского завода AS. В 1934 году голландская кузовная фирма Kusters & Lemmens выпустила небольшую партию автобусов на французских шасси De Dion-Bouton с дизелями Kromhout. Их эксплуатировали в Роттердаме и провинции Лимбург. Постепенно оживился и экспорт, прежде всего в соседние Германию и Бельгию. Например, немецкая фирма Hansa-Lloyd оснастила дизелями Kromhout небольшое количество грузовиков, правда, предназначались они для нидерландского рынка.

Автобус Minerva с кузовом Moderne и двигателем Kromhout 3-LW. Маастрихт, 1936 г.

Постепенно дела фирмы пошли в гору. Наблюдая, как голландские кузовные фабрики используют импортные шасси для автобусов, руководство компании Kromhout приняло решение обеспечить их собственными полностью готовыми шасси. К разработке приступили с особым старанием, воспользовавшись агрегатами первоклассных фирм. Так, оси заказали в Англии на заводах Kirkstall Road Tram Works, механизмы рулевого управления и пятиступенчатую КП – у американских компаний Ross и Fuller, а вакуумные усилители тормозов поставил немецкий концерн Bosch. Вскоре первое шасси было готово, а 6 мая 1935 года на правах отделения фирмы официально основан новый производитель автомобилей NV Kromhout Auto-Industrie.

Седельный тягач Kromhout T-4 с полуприцепом для перевозки куриных яиц, 1935 г.
Kromhout T-3 с низкорамным полуприцепом Netam, 1937 г.
Kromhout T-3 с полуприцепом-фургоном Netam, 1939 г.

Первые грузовики капотной компоновки и шасси для автобусов Kromhout моделей Т-3, Т-4, Т-5 и Т-6 оснащали собственными унифицированными по диаметру цилиндра и ходу поршня 3-, 4-, 5- и 6-цилиндровыми дизелями системы Kromhout-Gardner LW, развивавших мощность от 51 до 102 л.с. По желанию заказчика на незначительное число машин ставили американские бензиновые моторы Hercules мощностью от 84 до 120 л.с. Kromhout подписал договор с корпорацией Hercules Motors, предусматривавший исключительные права на торговлю их продукцией в Нидерландах и их колониях. В первый год сделали всего лишь 9 машин, а в 1936 году изготовили уже 61 автомобиль и шасси, в 1937-м – 118, в 1938-м – 124, 1939-м – 149 штук. Более сотни их них – с американскими двигателями. Кроме того, нидерландский завод освоил сборку американских грузовиков компании Autocar. В 1938–1940 годах их было собрано 75 единиц – все с дизелями Kromhout. Во время Второй мировой войны производство автомобилей снизилось: в 1940 году их выпуск составил 85 единиц, в 1941-м – 35, в 1942-м – 4, в 1943-м – 54, затем работа прекратилась. В 1945 году после вывода немецких войск из Голландии удалось собрать один грузовик.

Автобус на шасси Kromhout TB-4 с кузовом Verheul. Роттердам, 1937 г.
Автобус на шасси Kromhout TB-4 с кузовом Verheul в провинции Северная Голландия, 1939 г.
Автобус Minerva с кузовом Den Oudsten & Domburg и дизелем Kromhout. <br/>Роттердам, 1938 г.

О производстве собственных кабин и автобусных кузовов Kromhout не позаботился. В те времена мелких и средних кузовных фирм в Нидерландах насчитывалось с избытком, партнёров нашли быстро. Постепенно к сотрудничеству подключились многие местные производители автобусов, кузовов и специализированных надстроек, такие как Allan, Beijnes, De Schelde, Den Oudsten & Domburg, Hainje, Jongerius, Loeffen, Moderne, Netam, Van Rooyen, Werkspoor, а также некоторые предприятия из Бельгии и Германии, например, Jonckheere и Waggonbau Uerdingen. Со временем основным партнёром в сфере кузовов стала фирма Verheul из города Ваддинксвен, к которой мы ещё вернёмся.

Мусоровоз с опрокидывателем фирмы Netam на шасси Autocar с дизелем Kromhout. Эйндховен, 1938 г.

Можно отметить, что с 1939 года моторное отделение завода освоило выпуск авиационных двигателей по лицензии английской фирмы Armstrong-Siddeley, они предназначались для учебных самолётов Fokker.

Возрождение и упадок

С 1946 года началось медленное возрождение фирмы Kromhout Auto-Industrie (KAI). Сначала работники восстанавливали завод, ремонтировали старые двигатели и автомобили. В 1947 году построили 100 модернизированных двигателей старой модели, некоторые 6-цилиндровые оснастили компрессорами Roots, их мощность достигла 150 л.с., они получили обозначение 6-LW-Ro. До 1949 года удалось изготовить лишь около полусотни новых шасси довоенных моделей.

Тягач Kromhout T-5 с пассажирским полуприцепом, изготовленным по лицензии английской фирмы Crossley совместно заводами DAF (шасси полуприцепа) и Verheul (кузов) по заказу известного концерна Philips. Эйндховен, 1946 г.
Kromhout T-5 с полуприцепом-фургоном Netam, 1949 г.

С 1951 года началось производство нового семейства автомобильных дизельных двигателей серии 6-G-108, лицензию на которое приобрели у старого партнёра – фирмы Gardner. На традиционной международной автомобильной выставке RAI в 1948 году в Амстердаме был показан новый 6-цилиндровый дизель модели 6-HG-108 с горизонтальным расположением цилиндров, получивший прозвище «Камбала» (Het scholletje). В качестве дополнительной опции к нему предлагался компрессор Roots, позволявший поднять мощность со 108 до 150 л.с., предназначался такой мотор 6-HG-108-Ro прежде всего для автобусных шасси и новых грузовиков вагонной компоновки. В результате обновления программы вскоре было освоено производство семейства вертикальных дизельных двигателей моделей G и GS с числом цилиндров от 3 до 8 и горизонтальной «шестёрки» HG. На той же выставке фирма-партнёр Verheul представила первый в Голландии автобус с несущим кузовом модели VB-48, оснащённый новым дизелем Kromhout 6-HG.

Великолепно отреставрированный Kromhout V-6T с пассажирским полуприцепом DAF/ Verheul выпуска 1951 г.

Несмотря на инициативу и успешные испытания автобусов с горизонтальными двигателями Kromhout, надежды на их массовое внедрение в систему нидерландского пассажирского автотранспорта не оправдались. Следуя бюрократическим рекомендациям Объединения нидерландских железных дорог (Nederlandse Spoorwegen – именно оно регулирует нормы и предписания фактически всего общественного транспорта в стране) эксплуатационники автобусов в крупных городах в 1955 году пришли к выводу, что наиболее оптимальными силовыми агрегатами для Голландии являются двигатели британской фирмы Leyland. Наверное, не стоит подробно разбираться в причинах такого решения, но некоторые историки отмечают, что не последнюю роль в нём сыграло лобби в то время ещё передовой британской автомобильной промышленности. Спустя много лет голландцы им «отомстили» – бывшие заводы по производству грузовиков объединения British Leyland перешли во владение нидерландского концерна DAF.

Один из первых трёхосных грузовиков Kromhout модели V-6DVB с горизонтальным двигателем и кабиной Hainje с типичным для Голландии выпуклым ветровым стеклом, 1953 г.
Балластный тягач Kromhout T-5S с колёсной формулой 6х4. <br/>Амстердам, 1954 г.

В иностранной литературе часто повторяются сведения, что с 1949 года Kromhout освоил производство дизелей по лицензии фирмы Leyland и даже сборку английских грузовиков этой марки, но документальных подтверждений этому «факту» не найдено. Однако доподлинно известно, что в 1958 году в программе фирмы появилось новое семейство V-образных дизельных моторов под индексом T, которое в 1962 году было дополнено и 12-цилиндровыми двигателями. Но, к сожалению, время их освоения совпало со спадом и окончательным прекращением производства автомобилей. Через торговую сеть фирмы продавались изготовленные в Англии автомобильные дизельные двигатели Rolls-Royce.

Бортовой Kromhout V-6HF с кабиной и кузовом фирмы Loeffen, 1955 г.
Автоцистерна Kromhout модели V-6DVB с прицепом, 1956 г.
Kromhout T-6HF с полуприцепом-фургоном Deckers, 1957 г.

Послевоенная программа грузовых автомобилей Kromhout включала ещё долго производство капотных грузовиков с рядными дизелями усовершенствованной серии LW, хотя большинство капотных машин оснащали новыми моторами серии G.  На все введённые в производство с 1952 года грузовики вагонной компоновки ставили горизонтальные двигатели серии HG. Несмотря на выросшую конкуренцию, в первую очередь со стороны нового голландского концерна DAF, грузовики Kromhout неплохо продавались в Нидерландах, экспортировались в Бельгию и некоторые другие страны – в основном в бывшие голландские колонии. Например, в 1954 году поступил заказ на разработку и поставку полноприводных машин для работы на нефтяных месторождениях в Новой Гвинее и на острове Суматра. Их выпускали небольшими партиями до 1958 года. Однако к концу того же года выпуск автомобилей на заводе Kromhout прекратился. Завершились поставки для Новой Гвинеи автомобилями, собранными уже на фабрике фирмы Verheul. Очевидно, они и стали последними грузовиками с маркой Kromhout на капоте.

Экскурсионный автобус Kromhout TB-50F с кузовом Verheul, 1956 г.
Отреставрированный городской автобус Kromhout TB-100Z с кузовом Verheul выпуска 1957 г.
Автобус Kromhout TB-50 с кузовом Hainje около мастерской конкурирующей фирмы DAF, 1958 г.

В общей сложности за 24 года производства было изготовлено 1126 автобусных шасси и 828 грузовых автомобилей Kromhout. Кроме того, было поставлено 190 моторов для фирмы Verheul и 154 двигателя для других автомобильных заводов.

Испытание шасси и первый полноприводной грузовик последней модели в истории марки – Kromhout V-6D (6x6), 1958 г. Испытание шасси и первый полноприводной грузовик последней модели в истории марки – Kromhout V-6D (6x6), 1958 г.
Испытание шасси и первый полноприводной грузовик последней модели в истории марки – Kromhout V-6D (6x6), 1958 г.

Последняя попытка – «Ферхойл»

В октябре 1958 года автомобильное отделение фирмы Kromhout перешло под управление кузовной фабрики NV Auto-Industrie Verheul из города Ваддинксвен, специализировавшейся на производстве автобусов, кабин и специальных кузовов для грузовых автомобилей. На следующий год на международном автосалоне RAI в Амстердаме были представлены новые модели грузовиков капотной и вагонной компоновки, базой для которых послужили бывшие шасси фирмы Kromhout. На них были установлены абсолютно новые кабины и капоты, отличавшиеся прогрессивным дизайном. Декоративное оформление выдержали в стиле нового хозяина, изменилась и торговая марка – на капоте красовалась надпись Verheul. Известный прежде завод кузовов выступил в роли производителя грузовых автомобилей, двигатели к ним поставляло моторное отделение компании Kromhout.

Первый наследник Kromhout – шасси Verheul T6HF, 1959 г.

Несмотря на унаследованные отменные технические характеристики и новые удобные красивые кабины, потеснить конкурентов на голландском рынке грузовикам Verheul не удалось. В 1960 году контрольный пакет акций фабрики перешёл во владение английской компании AEC, а позднее она стала частью концерна British Leyland. Англичане не были заинтересованы в производстве грузовиков в Голландии, их в первую очередь интересовала поставка шасси и изготовление на их базе автобусов для местных пассажирских предприятий. В 1963 году в Ваддинксвене собрали последний грузовик Verheul, за неполных четыре года был изготовлен лишь 91 автомобиль этой марки. В дальнейшем предприятие выпускало автобусные, троллейбусные и специализированные кузова в основном на английских шасси Ford, AEC и Leyland и голландских DAF, а после крупного пожара 1971 года прекратило своё существование.

Платформа Verheul V6DHF с двойной кабиной, Хаутен, 1959 г.
Verheul V6DVB около своего родного завода. Ваддинксвен, 1961 г.

Отделившись от автомобильного производства завод Kromhout Motoren Fabriek (KMF) в Амстердаме ещё долго строил двигатели различного назначения, в основном обеспечивая ими нидерландскую судостроительную промышленность. В 1966 году фирма потеряла независимость, став частью концерна Verenigde Machinefabrieken Stork-Werkspoor (VMF), созданного путём объединения машиностроительных фирм Stork и Werkspoor, последняя известна и как бывший производитель автомобильных и автобусных кузовов.

Выпуск двигателей перевели на завод в городе Зволле, а через три года и вовсе прекратили. С 1989 года уже под эгидой финской компании Wärtsilä в Зволле снова начали делать судовые двигатели, но длилось это недолго, после чего завод перешёл на производство оборудования для пищевой промышленности в рамках концерна VMF. Сейчас в бывших цехах находится выставочный зал и ресторан…

Седельный тягач Verheul T6HF на погрузке, 1961 г.
Восстановленный седельный тягач Verheul T6HF – самая последняя версия образца 1963 г.

Старую судоверфь ‘t Kromhout в Амстердаме в 1973 году превратили в музей двигателей, где можно увидеть экспонаты и в работе.

Из осколков традиционного нидерландского предприятия в транспортной индустрии уцелела только небольшая фирма Trailerfabriek Kromhout BV в городе Кампен, где выпускают автомобильные прицепы и полуприцепы различного назначения.

Комментировать ... >>
Loading...