Мощь и немного дизайна
Седельный тягач МЗКТ с европейским акцентом
В январе 2016 года в Белоруссии состоялось заседание коллегии Госкомвоенпрома по итогам деятельности организаций, входящих в систему ГВПК в 2011–2015 гг. Казалось бы – рутина. Но одним из лучших среди организаций промышленности за минувшую пятилетку оказалось и ОАО «МЗКТ». Чем не повод для очередного визита на завод, тем более в последнее время имя «VOLAT» стало мелькать всё чаще, причём не только в связи с тематикой ВПК, но и применительно сугубо к мирной технике: тягачи, шасси, автобусы…
Наше желание в этот раз полностью совпало с планами заводчан, и они организовали мероприятие с подробным рассказом не только о «железных» новинках завода, но и глобальных планах на будущее. Так как об изменениях в дизайне мы уже рассказывали, то сегодня поговорим об обновлении модельного ряда, тем более, что поводов к этому оказалось предостаточно.
Тягач с европейским акцентом
Гвоздём программы, безусловно, стал седельный тягач МЗКТ-750440-010 (8х8).
Пожалуй, это первый автомобиль в линейке VOLAT, когда технологи сдали свои позиции и позволили развернуться дизайнерам. В итоге в кои-то веки автомобиль производства Минского завода колёсных тягачей получил своё собственное, легко узнаваемое лицо.
Поработав с пластиком, из брутального, по сути, тягача, удалось создать автомобиль с цельным образом и хорошим функционалом. Пластиковые накладки за кабиной прикрывают крепление и механизм подъёма запасного колеса, боковины – разномастное навесное оборудование, топливный бак и т.п.
Вдвойне приятно отметить этот момент в связи с тем, что главный определяющий элемент любого грузовика, кабина… по-прежнему МАЗовского производства. Объёмы продукции завода делают нецелесообразным изготовление полностью «независимой» кабины – либо качество хромает, либо стоимость заоблачная. И столь элегантный выход из ситуации – однозначная победа дизайнеров.
Внутри кабина (пока!) сохранила «базовый» интерьер, разумеется, свои собственные разработки имеются, но до них пока очередь не дошла. Зато в её стандартную комплектацию входят встроенный кондиционер, климат-контроль, подогрев сидений, электростеклоподъёмники и электрическое управление зеркалами. Водители по достоинству оценят сиденья повышенной комфортности на пневмоподвеске и с подогревом.
Основные характеристики «железа» МЗКТ-750440-010 приведены в таблице, повторяться не буду. Из неописанного отмечу наличие двухступенчатой раздаточной коробки с передаточными числами 1:0,989 и 1:1,571. Кстати, автомобиль рассчитан на преодоление 30 %-ного подъёма, что для автопоезда такой полной массы весьма достойно.
Порадовали шины. В отличие от модного тренда ставить на опытно-выставочные образцы покрышки именитых фирм на МЗКТ пошли другим путем, «обув» тягач в продукцию родной для них «Белшины» – Бел-95 16.00R20. По словам водителей-испытателей, получилось весьма недурно…
Шасси под стрелу
Второй яркой новинкой стало специализированное крановое шасси МЗКТ-740001 с колёсной формулой 10х4. Автомобиль изготовлен по заказу завода «Галичанин» и предназначен для монтажа крановой установки грузоподъёмностью 100 т.
Рама шасси швеллерного типа рассчитана на вес 44 000 кг, что с лихвой должно хватить не только для установки надстройки. Ведущие мосты (оснащены межколёсными и межосевой блокировками) и две управляемые передние оси собственного изготовления, а вот дальше…
Дальше начинается сочетание агрегатов по принципу цена – качество. Роль силовой установки выполняет проверенный и неплохо изученный ярославский двигатель ЯМЗ-652, мощностью 412 л.с. Он установлен над 1-й осью, за вынесенной вперед кабиной. В напарники ему выбрана механическая 9-ступенчатая коробка передач Shaanxi Fast Gear 9JS220TA с возможностью передачи крутящего момента 2200 Н∙м. Ввиду того, что автокраны больше стоят на месте, чем передвигаются, установку более дорогой АКП признали нецелесообразной.
Импортного происхождения и дополнительная, пятая ось, она несет марку BPW. Для исключения сложной системы управления она сделана самоустанавливающейся, с функцией принудительной блокировки в «нулевом» положении при движении задним ходом. Кроме того, её пневмоподвеска позволяет в случае необходимости приподнять ось над землей, дабы загрузить ведущие колёса.
На виду и применение низкой двухместной кабины китайского производства (МЗКТ не производит кабины такого типоразмера). По словам заводчан, выбор был обусловлен всё тем же соотношением цена/качество. Внутри кабина порадовала общей эргономичностью (с учётом общей компоновки) и разочаровала приборной панелью. Право, квадратный дисплей от трактора «Беларусь» в центре композиции циферблатов очень сильно портит общее восприятие интерьера.
В настоящее время шасси отправилось к заказчику для установки кранового оборудования, а готовый автокран мы, с большой долей вероятности, сможем увидеть на выставке СТТ-2016.
Скрытые от любопытных глаз
Впрочем, это далеко не все новинки, к которым удалось прикоснуться на заводе.
Взять, к примеру, седельный тягач-танковоз МЗКТ-742960 (8х8), созданный по заказу ВС Анголы.
Машина рассчитана на работу в составе полуприцепа МЗКТ-820400 полной массой до 130 000 кг. За это отвечает 8-цилиндровый V-образный двигатель Deutz BF 8M1015C максимальной мощностью 544 л.с., работающий в тандеме с полностью автоматической трансмиссией Allison 4500.
А почему же вдруг «танковоз»? Всё дело в новой подрессоренной каркасной металлической кабине собственного производства Volat, рассчитанной на перевозку 7 человек (водитель + экипаж боевой машины). Уже изначально она оснащена фитингами для крепления брони и креплениями для оружия. Кроме того, конструктивно заложен вариант замены обычных лобовых стёкол пуленепробиваемыми. Возможна и установка поворотного люка на крыше, так что МЗКТ-742960 в нынешнем виде весьма разносторонний тягач.
Нельзя не упомянуть и автопоезд в составе седельного тягача МЗКТ-741351 (8х8), полуприцепа МЗКТ 999421 и прицеп МЗКТ 837211 – детище нового витка партнёрских отношений между Volat и Al Badie Trading Establishment, представляющих вооруженные силы ОАЭ.
Те, кто следит за темой, наверняка помнят капотного «монстра» МЗКТ-74135, размерами которого уже можно было пугать противников. Новый тягач предназначен для его замены.
Капотная компоновка уступила место более традиционной для МЗКТ – с вынесенной вперед кабиной (она, кстати, унифицирована с МЗКТ-742960, но имеет новую переднюю маску) и двигателем над управляемыми осями. Это позволило облегчить доступ к двигателю при обслуживании и улучшило охлаждение мотора, что для жаркого климата ОАЭ весьма актуально. Силовая установка, теперь CAT С18 мощностью 818 л.с., а коробка передач Allison с электронным управлением. Для повышения проходимости применена независимая подвеска.
Поменялась и конструкция прицепного состава. По требованию заказчиков все боевые машины размещаются на платформах в одной плоскости (ранее первая БМП стояла под углом к горизонтали). Кроме того, обеспечен «сквозной» проезд техники через весь автопоезд, что позволяет не расцеплять его во время погрузочно-разгрузочных работ. И прицеп МЗКТ-83721, и полуприцеп МЗКТ-999421 оснащены выдвижной грузовой платформой с регулируемой шириной от 3,65 до 4,65 м. Кстати, для увеличения проходимости на полуприцепе МЗКТ-999421 опционально используется гидравлический привод колёс.
В настоящий момент автопоезд рассчитан на перевозку до 3 гусеничных и колёсных боевых машин (БТР, БМП, гаубица G6) или 20 / 40-футовых контейнеров общим весом до 210 000 кг.
Скоро модельный ряд пополнится лёгким вездеходом МЗКТ-4901 (4х4). Совершенно новый автомобиль является развитием проекта ВПК 233136 «Лис» на базе российского «Тигра». В настоящее время броневик проходит фазу активных дорожных (а точнее, внедорожных) испытаний.
Прекрасно чувствует себя и проект пассажирских автобусов «Неман-4202» с лицензионным кузовом Cacciamali на шасси IVECO Daily с двигателями как на дизельном, так и на газовом топливе. В скором времени автобус ждёт серьёзный рестайлинг, хотя и в нынешнем виде заказы на машины расписаны на несколько месяцев вперед.
Так что, несмотря на кризис, в будущее завод смотрит весьма уверенно, похоже, есть из-за чего...
Параметр | Значение |
---|---|
Габаритные размеры, мм | 9220х2550х3560 |
Полная масса, кг | 43 750 |
Полная масса автопоезда, кг | 90 000 |
Снаряжённая масса, кг | 16 600 |
Грузоподъёмность, кг | 27 000 |
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-/ 3-/ 4-ю оси, кг | 8750/9000/13 000/13 000 |
Двигатель:
|
PACCAR MX340 Турбодизельный, I-6, Euro5 12 900 462 при 1500–1900 мин-1 2300 при 1000–1410 мин-1 |
Коробка передач:
|
Fast Gear 16JSD240TA Механическая 16/2 |
Тормозная система | Пневматическая, двухконтурная с ABS, с автоматическим моторным тормозом и гидродинамическим тормозом-замедлителем |
Колёсная формула | 8х8 |
Минимальный радиус поворота, м | 12,5 |
Вместимость топливного бака, л | 500 |