Двойной юбилей «Олдтаймера»
Автомобильные новинки ретродвижения в выставочном комплексе «Сокольники»
В начале марта 2016 года свои двери для посетителей вновь распахнул выставочный комплекс «Сокольники», где открылась очередная, 25-я по счёту, выставка старинных автомобилей и антиквариата «Олдтаймер-галерея».
Этот юбилей был ознаменован ещё одной датой – 95-летием Гаража особого назначения. Мы не преминули заглянуть в павильоны и посмотреть на автомобильные новинки нашего ретродвижения.
Площадка этой крупнейшей в России, странах СНГ и Восточной Европы выставки становится своего рода регулярным плацдармом для всевозможных юбилеев на тему автомобильной истории. Похоже, постоянством становятся и круглые даты, отмечаемые Гаражом особого назначения (ГОН) Федеральной службы охраны России. Во всяком случае завсегдатаи выставки хорошо помнят аналогичную экспозицию, выставленную 5 лет назад в честь его 90-летия. Теперь вот очередное торжество. И казалось бы экспозиция будет такой же… Ан-нет. На этот раз ГОНом были представлен несколько иной ряд автомобилей – несколько десятков правительственных машин и автомототехники спецназначения. Среди них целая линейка «членовозов» ЗИЛов, «Чаек», а также «Волги» – догонялки и эскортные мотоциклы. Многим запомнились автомобили Mercedes-Benz из кортежа первого президента РФ Б. Н. Ельцина.
Кроме того, на закрытом показе, состоявшемся 4 марта, представителям заказчика продемонстрировали опытные образцы автомобилей для обслуживания Президента РФ Владимира Путина, которые разработало и собрало ФГУП «НАМИ». В рамках семейства ЕМП (Единая Модульная Платформа) ограниченному числу лиц было показано 4 машины следующих моделей: 3112 (седан), 4123 (лимузин), 4124 (внедорожник) и 4125 (минивэн). Поскольку эти машины пока ещё секретны, широкая публика может оценить их лишь по картинкам, просочившимся в сеть Интернет.
Если говорить о сугубо коммерческом транспорте, то особого разнообразия увидеть не удалось. На этом фоне в определённом смысле сенсацией может служить лишь находящийся в процессе реставрации гусеничный трактор СТЗ-5, показанный мастерской Евгения Шаманского. Удивительно, что из почти 10 тысяч собранных на Сталинградском тракторном заводе машин на сегодняшний день это второй известный, доживший до наших дней, образец данной модели: первый (считавшийся до недавнего времени единственным сохранившимся) много лет стоит на постаменте со смонтированной реактивной установкой в Новомосковске (Тульская обл.). Надо сказать, что трактор уже сейчас выглядит более чем достойно: можно рассмотреть в нём процесс восстановления до мельчайших деталей. Надеемся, что по завершении реставрации СТЗ-5 займёт своё достойное место среди другой тракторной техники.
Но и среди легковых автомобилей нашлись такие экспонаты, которые с некоторой натяжкой вполне можно считать коммерческими. Так, в маленьком зале среди ряда легковушек, предназначенных для продажи, привлекали внимание две машины. Первая из них – автомобиль М-20 «Победа» с кузовом пикап. Машина хотя и получилась очень добротной с точки зрения реставрационных работ, но вот как реплика смотрелась спорно. Объясню почему.
Из курса истории мы знаем, что пикапы на базе «Победы» появились на дорогах в 1950-е годы как продукт авторемонтных заводов. В них переоборудовали те машины из ремфонда, которые не подлежали восстановлению из-за плохого состояния кузова. Следовательно, даже с завода пикапы вряд ли выходили такими красивыми и ровными, да ещё и вишнёвого цвета. По этой же причине их не комплектовали приёмниками (а на выставочном образце он был!).
Но главный вопрос возник по другому поводу: с какого прототипа делался конкретный автомобиль? Не берусь утверждать, что такого не было, но машины, например, московского (ВАРЗ УАРЗ Мосгорисполкома) и рижского (АРЗ №1 Минавтошосдора Латвийской ССР) производств конструктивно выполнены по-другому. В общем, машина получилась интересная, да и сделана продуманно, но соответствие оригиналу кажется спорным.
Второй изюминкой эскпозиции стал автомобиль-такси «Волга» ГАЗ-24-01 1974 года выпуска. Эта машина оставила сильное впечатление хотя бы потому, что она полностью повторяет оригинальные машины тех лет со всеми соответствующими атрибутами таксомотора. Такое ощущение, что она и вовсе не реставрировалась, а сохранилась в состоянии as is – как есть.
Побродив по залам выставки среди антикварной и не очень техники, можно было наткнуться, например, на Wartburg W353 народной полиции ГДР. Этот экспонат оставил приятное впечатление, тем более что он отличался не только соответствующей окраской, но и дополнительным оборудованием, как и полагается спецмашине. А недалеко от него – трофейные образцы штабных автомобилей Horch и Mercedes-Benz.
В целом выставка оставила приятное впечатление, как того и следовало ожидать. И большое количество посетителей, несмотря на промозглую погоду, не лишнее тому подтверждение…