Мурманский антик
Пожарные автомобили начала XX века
Работа автомобильного журналиста, да ещё историка, таит много интересных и неожиданных поворотов. Казалось бы, за 10 лет сбора материалов по истории компании Scania в России она изучена нами буквально по дням, никаких «белых пятен» не осталось, и вдруг...
Ох, уж это «вдруг»! Сенсация таилась в письме, пришедшем в компанию «СКАНИЯ РУСЬ» из Пресс-службы ГУ МЧС России по Мурманской области, к которому была приложена старая фотография небольшой пожарной машины.
«Уважаемая Ольга Александровна (Кривоногова. – Прим. авт.)! Высылаю фотографию первого пожарного автомобиля в Мурманске, предположительно Scania. По предварительной информации, машина была закуплена в 1918 году в Норвегии. Тогда Мурманская область входила в состав Архангельской губернии. Очень надеюсь получить от Вас информацию:
- действительно ли этот автомобиль производства Scania;
- если есть документы, когда точно и кем был закуплен автомобиль;
- если получится – способ его доставки в Мурманск (по воде или ж/д);
- технические характеристики автомобиля, в том числе дата его производства».
С чего обычно начинается историческое исследование? Как правило, с определения предположительной марки автомобиля. И вот с этим-то всё оказалось просто. Несмотря на солидный возраст фотографии на ней отлично видны типичные для марки Scania (и Scania-Vabis) очертания радиатора и эмблемы над ней. Вскоре фирменную принадлежность автомобиля подтвердили и эксперты из Сёдертелье, где находится музей компании Scania и её архив, насчитывающий почти полмиллиона уникальных фотографий. Оказывается, в Мурманске уже в советские времена много лет эксплуатировалась пожарная машина Scania, приспособленная для доставки на пожар расчёта из десяти человек.
А вот с годом выпуска и моделью дело обстояло сложнее. Ну, начнём хотя бы с того, что значительная часть и без того небольшой фотографии оказалась напрочь испорченной временем. Надо было избавиться от пятен и следов царапин, чтобы «вытянуть» детали автомобиля. В редакции журнала детально изучили электронную копию оригинальной фотографии и взялись за восстановление. Требовалось не просто дорисовать то, чего не было на фотографии, а дополнить утраченные места в полном соответствии с конструкцией автомобилей тех лет. В результате ретуширования стало возможным рассмотреть многие характерные детали автомобиля.
Теперь можно было начинать восстановление родословной мурманской находки. Как показывает анализ фотографий грузовых автомобилей Scania, Vabis и Scania-Vabis 1910–1916 годов, у автомобилей было крайне мало единых внешних признаков, таких как оперение, капот, крылья, внешнее освещение, двери, расположение органов управления, конструкция и размеры колёс, по которым можно было безошибочно атрибутировать модель. Вместе с тем можно выделить овальную форму капота, свойственную автомобилям Vabis, в то время, как у автомобилей Scania капот имеет прямоугольные боковины. Обращает на себя внимание угол наклона рулевой колонки, причём к устройству исследуемого автомобиля конструкция рулевого механизма Scania ближе, чем автомобилей Vabis. Это было весьма важным обстоятельством, так как после объединения компаний в 1911 году в производстве автомобилей долго использовали базовые агрегаты, выпускавшиеся и по чертежам Scania, и по чертежам Vabis, не имевшие единой конструкции и неунифицированные между собой.
В итоге, в качестве аналога исследуемого автомобиля мы выбрали 2 модели Scania-Vabis, с которым он имеет больше всего общих «родовых» признаков Scania. Оба автомобиля имеют практически одинаковые габариты, размеры и вместимость отделения для пожарной бригады, наличие брызговиков у передних крыльев, что в те годы было редкостью. Первый из них, пожарный автомобиль Scania-Vabis выпуска 1912 года, имеет специализированное шасси пожарного автомобиля. Об этом говорит размещение на подножке инструментального ящика, чего не было у обычных грузовых автомобилей, где роль инструментального ящика чаще всего играло основание сиденья. А почему, собственно, в качестве возможного аналога выбрана «пожарка» 1912 года? Именно в 1912 году компания Scania-Vabis начала выпуск пожарных автомобилей, причём по весьма примечательному поводу. В этом году в Стокгольме проходили Олимпийские игры, и Scania-Vabis передала городу два пожарных автомобиля, созданных на шасси кареты «скорой помощи» выпуска 1910 года, для дежурства на олимпийских объектах. Важно отметить, что фактически это были переделанные легковые автомобили, а не специализированные «пожарки».
Однако из всех имевшихся в нашем распоряжении моделей гораздо ближе к мурманской «пожарке» оказался специальный лёгкий армейский автомобиль Faltambulans Typ II выпуска 1916 года. Обращает на себя внимание одинаковая форма крыльев, капота, защита двигателя, брызговик за рамой вдоль подножки, наличие дополнительной фары со стороны водителя на передней стенке, открытой кабины без дверей, сходные габариты.
Откуда взялось это сходство? В 1914 году компания Scania-Vabis перешла на использование единого радиатора и его облицовки, что, в свою очередь, вызвало разработку единого капота и крыльев для легковых и развозных автомобилей. В 1916 году компания выпустила легковой автомобиль Type I на шасси 2121 с четырёхцилиндровым рядным бензиновым двигателем 1241 мощностью 22 л.с. и более мощным двигателем 1343 (80x140 мм), 30 л.с. На агрегатах этого автомобиля выпускалось несколько моделей лёгких фургонов, а позже – тот самый лёгкий армейский грузовик. От всех выпускавшихся в те годы грузовых и пожарных автомобилей все машины на шасси Type I отличает наличие карданного вала (вместо цепей) и пневматических шин.
Что можно «выжать» из лёгкого грузовичка, сделанного на базе легкового автомобиля? Оказывается, многое! И подтверждение этому нашлось в музее компании. Там выставлена фотография санитарного автопоезда, состоящего из того самого грузовичка и двух одноосных крытых прицепов для перевозки в общей сложности 12 человек на носилках.
Есть ещё одно обстоятельство, позволяющее исключить мурманскую находку из числа серийных пожарных автомобилей и отнести её к модификации автомобиля на легковом шасси 2121. Дело в том, что специальные пожарные автомобили Scania-Vabis выпуска 1915–1916 годов имели несравненно более примитивную конструкцию и внешний вид – длинное шасси с выступающими далеко вперёд рессорами и примитивными крыльями без брызговиков, зачастую с передними и задними колёсами разного диаметра с цельнолитыми шинами.
Причём последнее обстоятельство было крайне важно для выбора аналога и вот почему. Пневматические шины на грузовых автомобилях появились серийно только после 1921 года, когда их выпуск впервые в мире начала немецкая фирма Continental, а легковые и лёгкие грузовые и развозные автомобили (вспомним «олимпийские» пожарные автомобили 1912 г.!) оснащались «пневматиками» практически с начала ХХ века.
Это позволяет сделать достаточно обоснованный вывод, что в Мурманск попал один из армейских автомобилей на шасси 2121 с двигателем 1241 или 1343 выпуска 1916 года, который был приспособлен под пожарную машину по аналогии с моделью 1912 года. В принципе, это мог быть и просто серийный армейский бортовой автомобиль с обычным кузовом и лавочками вдоль бортов для перевозки личного состава без всяких переделок, о чём, кстати, говорит отсутствие какого-либо специального пожарного оборудования.
Вместе с тем у автомобиля из Мурманска совершенно другой наклон рулевой колонки, а главное – левое расположение руля, в то время как Scania-Vabis выпускала автомобили только с правым расположением руля. По довольно скудной сохранившейся информации удалось установить, что машина попала в Мурманск вместе с английским экспедиционным корпусом, оккупировавшим город в 1918 году. По сохранившимся документам мурманские историки установили, что англичане, скорее всего, «прихватили» её в Норвегии по дороге в Мурманск. Вероятно, автомобиль делался на экспорт, в том числе и в Норвегию, согласно версии мурманского музея.
Как наиболее вероятная, рассматривается только одна версия попадания автомобиля в Мурманск – с английским экспедиционным корпусом, вошедшим в город в начале 1918 года и остававшимся здесь до осени 1919 года.
По сути, это был первый автомобиль Scania, поставленный в Советскую Россию, хотя и таким необычным путём.