<<< Назад
Поддерживающие политику Временного правительства манифестанты у Казанского собора. Слева грузовики White TAD и Packard 5-E, справа шасси Lancia Pi и санитарный автомобиль на шасси Jeffery 1016. 16 апреля 1917 г.

Сенсация за сенсацией
Первый автомобиль пожарной охраны Мурманска – американский Jeffery!

Станислав Кирилец (Stanislav Kiriletz, Германия)
Иллюстрации из архива автора, Никиты Кошелева, ЦГАКФФД и Пресс-службы ГУ МЧС России по Мурманской области

«Народу не нужны нездоровые сенсации. Народу нужны здоровые сенсации».

Аркадий и Борис Стругацкие

В журнале «Грузовик Пресс» опубликована статья под интригующим заголовком «Мурманский антик». Авторы провели колоссальную исследовательскую работу по анализу старой фотографии, предоставленной Пресс-службой ГУ МЧС России по Мурманской области. Правда, сенсация оказалась не совсем свежей. Ещё два года назад те же авторы выдали её в корпоративном журнале «Scania по-русски» (№ 1, 2014 г.) под не менее интригующим названием «Обыкновенная сенсация». Даже начиналась статья с тех же слов: «Ох, уж это «вдруг»! Трудно не согласиться с авторами: действительно, и «ох», и «вдруг»!

«Работа автомобильного журналиста, да ещё историка таит много интересных и неожиданных поворотов», – предупреждают они. Только возникает вопрос: не слишком ли крутые эти повороты?

«Мурманский антик» – якобы Scania-Vabis

«Я знаю его в радиатор».

Виктор Шкловский

Можно понять радость экспертов музея Scania, когда на кропотливо отреставрированной старинной фотографии, полученной из России, они увидели знакомый абрис радиатора. Первый пожарный автомобиль в Мурманске – марки Scania-Vabis! Это и впрямь тянуло на сенсацию. Началось «восстановление родословной» автомобиля. Нашлись и «родовые признаки» – поначалу выбор пал на две модели, но затем мурманскую машину идентифицировали окончательно.

Неизвестные автомобили тех лет, действительно, чаще всего начинают опознавать по форме радиатора. Иных отчётливых признаков породы подчас просто не существовало. Однако сколько раз он пускал историков по ложному следу! Радиаторы в то время зачастую заказывали у сторонних производителей, и на разных марках машин нередко ставились одни и те же. Не говоря о том, что десятки, если не сотни фирм во всём мире выпускали автомобили с овальными радиаторами на любой вкус, порой весьма причудливыми, в форме груши или сливы. Достаточно вспомнить такие известные марки, как Delaunay-Belleville, Schneider, Le Gui, Hotchkiss, Humber, Bugatti, NAG, Loreley, Germain, Spijker… или отечественные «Руссо-Балт» поздних серий. А эмблемы круглой формы были настолько популярны, что встречаются чуть ли не на половине фотографий! Увы, рассмотреть эмблему на мурманском фото невозможно.

На довоенном грузовозе Jeffery 3014, оснащённом сплошными «грузошинами» и цепным приводом, уже видны такие «родовые признаки» фирмы, как овальный радиатор, почти вертикальная расположенная слева рулевая колонка и дополнительные фонари, 1914 г.
Найденная на местах боёв Первой мировой войны эмблема автомобиля Jeffery (из коллекции Никиты Кошелева)

Другие аргументы авторов ещё зыбче. Рассуждают о различиях в устройствах рулевого механизма, а из доводов – только угол наклона рулевой колонки, который, кстати, на машинах Scania-Vabis совсем другой. Утверждают, что серийное производство грузовиков на пневматических шинах началось только в 1921 году, и сразу же оговариваются, что лёгкие грузовые и развозные машины оснащались «пневматиками» с начала ХХ века. А к какому классу причислить мурманскую «пожарку»?

Подробности появления автомобиля в Мурманске и вовсе подаются «по довольно скудной сохранившейся информации» и неким «сохранившимся документам», найденным мурманскими историками. Источники не указаны, ни один документ не процитирован... Даже «наиболее вероятную версию» авторы спешат преподнести как безусловную истину. При этом статья проиллюстрирована многочисленными изображениями автомобилей Scania-Vabis, ни один из которых не похож на объект исследования.

«Его нельзя не узнать, мой друг! Впрочем, вы… вы меня опять-таки извините...»

Михаил Булгаков

Снимаю шляпу перед работой, проделанной коллегами, но сожалею, что она повернула в неверном направлении. Достаточно беспристрастного взгляда на фотографию «мурманского антика», чтобы распознать «родовые признаки» совсем другой машины. Автомобиль в Мурманске, выдаваемый за Scania-Vabis, без всякого сомнения, американская «полуторка» Jeffery модели 1016. Пусть сохранилось не так много фотоснимков этих машин, но визуальное сравнение с любым из них не оставляет никаких шансов на другие версии. Абсолютно идентичны не только радиатор, эмблема и крылья. Американское происхождение выдают массивные деревянные колёса со съёмными ободьями на барашковых гайках, а главное – левое расположение руля! На всех изделиях Scania-Vabis место водителя находилось с другой стороны! Именно американские заводы вслед за «Фордом» в 10-е годы ХХ века начали вводить на своих самоходах левый руль. А в Европе за ними последовали позднее.

Пора донести до читателя истину: первый автомобиль пожарной охраны Мурманска – американский Jeffery!

Штаб-офицер по технической части при заведующем отдела авиации и воздухоплавания штаба действующей армии капитан 2-го ранга барон Г.О. Буксгевден во время посещения 5-й авиационной роты в легковом автомобиле Jeffery Six 48 HP. XII армия, 1916 г. Знакомая форма радиатора редкой в России машины...

До начала Первой мировой войны автомобили Jeffery были в Европе и России практически неизвестны. С 1915 года начался их массовый экспорт в армии стран Антанты. В основном поставлялись очень удачные полноприводные грузовики Jeffery Quad (о них мы обязательно когда-нибудь расскажем подробнее), однако Россия закупила и небольшое число легковых машин и коммерческих грузовиков этой марки. К 1916 году компания выпускала три базовые модели грузовых автомобилей: полноприводный Quad, 1,5-тонный тип 1016 и 3-тонный тип 2016. В Россию они попадали в основном через Архангельск, и большинство из них отправляли в Петроград для формирования автомобильных рот и пулемётных автомобильных (броневых) взводов. Вездеходы Jeffery Quad поступали исключительно в армию, на их шасси на Ижорском заводе делали и броневики. Обычные же грузовики… Увы, они зарекомендовали себя на фронте не с лучшей стороны. Понемногу Военное ведомство стало передавать их в тыловые подразделения, Морское ведомство и даже в гражданский сектор. Всего на 1 июля 1917 года в России находилось 488 грузовозов марки Jeffery.

1,5-тонный грузовик Jeffery 1016 из состава одной из автомобильных рот Русской армии. Все «родовые признаки» видны отчётливо, только дополнительные фары уже интегрированы в переднюю панель открытой кабины. Шины пневматические, спереди отечественные, фирмы «Проводник», 1916 г.

С наибольшей вероятностью «мурманский антик» числился во флоте и участвовал в строительстве города Романов-на-Мурмане (так до 1917 года назывался Мурманск). Интервенты тут ни при чём. Они привозили находившиеся в их подразделениях автомобили, которые участвовали в Первой мировой войне, а данная модель Jeffery не состояла ни в американской, ни в английской армии. И уж совсем фантастично звучит версия, что машину «прихватили» в Норвегии. Зачем? Уж в английской-то армии автомобилей хватало. Если в городском архиве Мурманска остались хоть какие-то документы тех лет, в них, вероятно, можно отыскать списки автомобильного транспорта после освобождения города. Например, историки из Архангельска поштучно знают машины, которые имелись в их городе в период 1918–1920 годов, в документах все они перечислены по маркам.

Надеюсь, что уважаемые авторы сообщат в компанию «Скания-Русь» и пресс-службу ГУ МЧС России по Мурманской области, что их версия оказалась ошибочной.

Наша справка

Томас Джеффери, один из владельцев фабрики в Чикаго Gormully & Jeffery, выпускавшей велосипеды марки Rambler, в 1897 году построил свой первый автомобиль. Через два года он представил машину на Первой национальной автомобильной выставке в Нью-Йорке. В следующем году Джеффери приобрёл бывший велосипедный завод Sterling в городе Кеноша, что в штате Висконсин, и основал фирму The Thomas B. Jeffery Company. В 1902 году там начался серийный выпуск разработанных годом ранее первых двух моделей легковых машин Rambler. В 1910 году Томас Джеффери скоропостижно скончался, руководство компанией перешло к его сыновьям Чарльзу и Гарольду. С 1914 года автомобили компании стали продаваться под маркой Jeffery. В августе 1916-го фирма сменила владельца, её приобрёл бывший сотрудник корпорации General Motors Чарльз Нэш. Через год бывшая фирма Jeffery стала называться Nash Motors Company, автомобили завода в Кеноше получили новую марку Nash и новую эмблему на радиатор.

Комментировать ... >>
Loading...