Призвание Барта ван Лотрингена
Интервью с дизайнером компании DAF, руководителем отдела разработки стиля
Работа дизайнера коммерческого транспорта намного сложнее и интереснее, чем работа художника-конструктора, разрабатывающего стилистические решения легковых автомобилей. Одно дело учесть при проектировании автомобиля требования моды, вкусы потенциальных владельцев и стандарты безопасности, а кроме этого ему ещё необходимо учитывать условия погрузки и разгрузки, характер и особенности перевозимых грузов, возможность работать одиночкой и в составе автопоезда и многое другое. А если при этом ещё разрабатывается сразу целое семейство?
Одной из наиболее интересных премьер в мире коммерческого транспорта стала премьера семейства автомобилей DAF экологического класса Euro 6. Едва ли не все эксперты, рассматривая новые конструкторские и технические решения, заложенные в них, отмечали высокий уровень дизайнерских проработок стиля грузовиков. Выполнить в едином стиле три модели автомобилей различной грузоподъёмности и предназначенных для решения различных транспортных задач – сложная и высокопрофессиональная работа.
Встретиться и поговорить с дизайнером компании DAF – большая журналистская удача. Не часто нас, журналистов, компания пускает в святая святых – отдел разработки стиля. Итак, наш собеседник руководитель отдела Барт ван Лотринген, кстати, впервые дающий интервью российскому изданию.
«Грузовик Пресс» («ГП»): Сначала, пожалуйста, вкратце расскажите о себе: сколько Вам лет, какое у Вас образование, когда Вы начали работать в компании DAF, что было самой первой задачей, которую Вам пришлось решать?
Барт ван Лотринген (Б.Л.): Меня зовут Барт ван Лотринген (Bart van Lotringen), мне 51 год, я выпускник лондонского Королевского колледжа искусств, где получил степень магистра, специальность «Дизайн автомобилей», и Делфтского технического университета (также степень магистра по специальности «Разработка промышленного дизайна»). В компанию DAF я пришёл в 2000 году, и первая задача, которую мне предстояло решить, – работа над интерьером кабины в рамках программы Euro 4 и Euro 5».
«ГП»: Кого из дизайнеров, работающих в области коммерческих автомобилей, Вы могли бы назвать своим учителем или эталоном с точки зрения профессионализма?
Б.Л.: Моя карьера в автомобилестроении началась в 1989 году с производства легковых автомобилей. В этой сфере у меня было довольно много наставников. Тем не менее, если бы мне пришлось назвать только одного из них, им стал бы Федде Талсма (Fedde Talsma), прославившийся своими разработками легковых и грузовых автомобилей. Именно у него я научился совмещать художественное чутьё с инженерными и маркетинговыми критериями, необходимыми для проектирования такого сложного продукта, как легковой или грузовой автомобиль.
Мне кажется, в автомобильной отрасли трудится множество дизайнеров, которые обладают фантастическими творческими способностями и огромным талантом. Но лишь немногие из них владеют достаточным объёмом знаний, умеют рассматривать в комплексе все аспекты автомобиля и могут привести убедительные доказательства, почему те или иные конкретные предложения покажут более высокие результаты на рынке. Именно таким человеком был Федде Талсма.
В нашей работе часто приходится убеждать руководство инвестировать в продукт крупные денежные суммы на таком этапе проекта, на котором ещё непонятны его возможные результаты, так как продукт выйдет в свет лишь через несколько лет. Это большая ответственность, к которой не следует относиться легкомысленно.
«ГП»: Барт, расскажите о наиболее интересных экспериментальных работах и самых перспективных проектах с точки зрения дизайна, реализованных в компании DAF в последние годы.
Б.Л.: Наибольшее удовольствие я получаю, работая над сложными, но интересными проектами по разработке всей серии автомобилей, которые должны обладать индивидуальными особенностями, специфичными для их применения, и иметь единый дизайн, а также обладать характерной для платформы DAF эффективностью. При этом необходимо разработать стратегию, определив общие и характерные черты автомобилей, чтобы придать технике индивидуальность и заданные свойства. Эту задачу можно решить, лишь обладая глубоким пониманием того, каким образом будут использоваться и изготовляться эти автомобили.
Одним из таких проектов была программа Euro 6, ставшая сложной задачей для нашей команды.
Нам пришлось разрабатывать всю линейку автомобилей одновременно в течение короткого промежутка времени в составе небольшой, но очень целеустремленной группы. Задачу удалось решить только благодаря общей уверенности в выбранном направлении, с опорой на вклад каждого из членов группы.
«ГП»: Процесс развития дизайна грузовых автомобилей прошёл через несколько этапов: биодизайн, техно и т. д. Каких принципов придерживаетесь именно Вы?
Б.Л.: Я не использую для описания тенденции развития стиля коммерческого транспорта такие термины, как «биодизайн», «техно» или как там ещё называются направления развития дизайна.
Специалисты DAF стремятся получить оптимальный стиль и дизайн. Для каждой области применения или сектора необходим такой стиль, который будет соответствовать особенностям использования и характерным ситуациям. Магистральный грузовой автомобиль имеет обтекаемые формы и престижный внешний вид, грузовой автомобиль повышенной проходимости будет выглядеть надёжным и долговечным, а развозный грузовик должен быть безопасным и хорошо смотреться в городской среде. Применять конкретные конструктивные решения автомобиля необходимо с учётом соответствия заданных форм и пропорций его назначению. Закруглённые, прямоугольные, гладкие или резко очерченные формы станут воплощением вашего главного месседжа.
«ГП»: Работа над общей стилистикой автомобиля тесно связана с поиском компромисса между технологиями и художественным стилем. Что Вы предпочитаете?
Б.Л.: Я всегда считал, что нашей задачей, как и всех дизайнеров вообще, является поиск разумного сочетания всех свойств продукта (в нашем случае – автомобиля). Необходимо стремиться к наивысшему уровню в каждой из областей. И я не вижу здесь противоречия, скорее это приятная творческая головоломка. В конце концов, мы всегда находим разумный компромисс, однако я считаю эту задачу естественной и полезной. Давно прошли те времена, когда дизайнер определял лишь техническую форму. Сейчас дизайнер входит в группу специалистов и оказывает значительное влияние на архитектуру автомобиля в целом. Он должен объединить все элементы в общую привлекательную концепцию. Благодаря нашему амбициозному стремлению к созданию самого лучшего продукта, мы оказываем влияние друг на друга.
При этом следует отметить, что хороший дизайн можно получить, лишь добившись подходящих условий. И я полагаю, что буду ощущать это противоречие ежедневно на протяжении всей карьеры.
«ГП»: Компания DAF выпускает широкий ассортимент грузовых автомобилей, разделяемых по их грузоподъёмности. Есть ли у Вас, Барт, стремление сделать каждую модель индивидуальной или унифицированной?
Б.Л.: Я бы предпочёл классифицировать нашу продукцию скорее на основе направлений её использования и областей применения, а не по грузоподъёмности. В таком случае достаточно легко придать автомобилям собственную уникальную индивидуальность и свойства. При этом все они должны соответствовать высокому уровню качества, представляющему реальную ценность для пользователя и владельца. Наши продукты имеют общий фирменный стиль, характерный для всего семейства DAF и указывающий на то, что они изготовлены уважаемым производителем. Это чем-то похоже на дружную семью, где каждый из её членов наделён индивидуальными чертами, но при этом все всегда держатся вместе.
«ГП»: Куда идёт дизайн средств коммерческого транспорта и как, по Вашему мнению, изменится стиль грузовых автомобилей в ближайшем будущем?
Б.Л.: Время от времени на дизайн грузовиков в значительной степени влияет новое и перспективное законодательство или технические разработки. Сейчас мы вновь находимся в подобных условиях. Европейский парламент вынашивает идею небольшого увеличения максимальной длины грузовых автомобилей при условии, что они станут более безопасными и обтекаемыми. До сих пор до конца не ясно, каким образом будут сформулированы новые правила и когда они вступят в силу. Наши текущие исследования в области дизайна и технологий направлены на изучение перспектив различных сценариев. Лично я могу сказать, что возможность увеличения длины сопряжена со множеством новых дополнительных возможностей и сложных задач. Мы уже почти привыкли к существующим ограничениям длины и научились использовать каждый доступный миллиметр для получения наиболее эффективной компоновки и значительного свободного пространства. Ярким образцом этого служит модель DAF XF.
Дизайнеру этот новый период доставляет большое удовольствие. Теперь нам необходимо пересмотреть стандарты с учётом завтрашнего дня, и для этого можно подвергнуть сомнению абсолютно всё, что угодно. Наша цель – поиск наилучшей архитектуры автомобиля будущего по аналогии с моделью XF Super Space Cab, задающей новые стандарты с точки зрения вместительности, комфорта и безопасности.
Команда стилистов под руководством Барта ван Лотрингена наравне с конструкторами и технологами компании DAF разделила успех нового семейства грузовиков из Эйндховена. Череда презентаций шла своим чередом, журналисты и транспортники восхищались новинками, а дизайнеры вовсю трудились над совершенно другими автомобилями, которым через несколько лет ещё только предстоит удивить мир. И тогда мы сможем ещё раз восхититься результатами работы Берта ван Лотрингена.