<<< Назад

ТОвары НАРасхват
Машиностроительный завод «ТОНАР» расширяет границы поставок своей техники

Юрий Петров, фото автора и МЗ «ТОНАР»

Встречая своё 25-летие, машиностроительный завод «ТОНАР» отметил его весьма оригинальным способом. Теперь вместо прежней эмблемы – круг, рассечённый диагональными и горизонтальными линиями, – технику этого предприятия будет отстаивать рычащий медведь. Новый символ, по мнению автозаводцев, должен показать, насколько серьёзное техническое перевооружение было проведено на заводе за последние годы.

Россия – северная страна, и выпускаемая техника априори должна быть приспособлена к работе в суровых климатических условиях. Понятно, что выживать и развиваться здесь могут только самые стойкие компании. В этом смысле пример «Тонара» является показателем успеха: как из небольшого кооператива можно сделать передовое предприятие.

Сейчас на заводе в Губино планируется запустить участок сборки карьерных самосвалов и тягачей, после чего начнётся период технологий. В частности, запущена программа роботизации производства, предусматривающая внедрение 26 роботов. Построят покрасочный участок с двумя покрасочными камерами и двумя сушильными. В духе времени интенсивное импортозамещение, причём в этой гонке «Тонар» стартовал с хороших позиций – с собственным производством осей.

От импортозамещения к экспорту

Помимо прицепной техники «Тонар» выпускает и самосвалы

В условиях сузившегося рынка стратегия широкого охвата, развивавшаяся на предприятии, позволила создать большой модельный ряд от сельскохозяйственных тракторных прицепов до магистральных рефрижераторов и многотонных углевозов.

И именно углевозы помогли заводу вывести на мировой рынок свою продукцию. Обычно отечественные производители экспансию начинают с уже хорошо освоенного рынка СНГ и ближнего зарубежья. Но «Тонар», не отягощённый историей СССР, просто не мог иметь представительств в бывших союзных республиках.

Полуприцеп-платформа «Тонар» перед отправкой в Европу

Началось всё с неожиданного предложения, поступившего из Монголии. Для работы в карьерах Таван-Талгой (территория Гоби) были нужны тяжёлые полуприцепы с осевой нагрузкой 18 т. Сложность заключалась в том, что транспортировать коксующийся уголь приходилось на расстояние свыше 700 км, а это уже предел среднемагистральных перевозок.

Прежде чем полуприцеп ушёл к заказчику, автопоезд с собственным тягачом обкатали в Кемерове на технологических дорогах угольного карьера, затем… в Белгородской области на перевозке сахарной свёклы.

Полуприцепы из европейской поставки Полуприцепы из европейской поставки Полуприцепы из европейской поставки Полуприцепы из европейской поставки
Полуприцепы из европейской поставки

Последовавшая за ней разработка многозвенных автопоездов стала катализатором интереса к продукции «Тонара» и в странах СНГ. Так, в течение короткого времени были разработаны многозвенные автопоезда: зерновозы, грузовые для насыпных грузов и универсальные, адаптированные как под навалочные грузы, так и под перевозку европалет.

Помимо Казахстана интерес к губинской продукции начали проявлять эксплуатанты из Республики Беларусь. На выставке «БУДПРАГРЭС-2015», проходившей в Минске, совместно с белорусскими партнёрами ООО «Сидбелинвест» была представлена самосвальная техника «Тонар».

«Тонар» на выставке «БУДПРАГРЭС-2015» в Минске

От Голландии до Африки

Продвижению на экспорт способствовала гибкая производственная политика «Тонара». Так, например, освоив выпуск собственных осей, губинские машиностроители тем не менее готовы устанавливать осевые агрегаты ISF, BPW и других фирм. Как объясняют на предприятии, потребители выбирают ходовую часть исключительно по причине нахождения ближайшего сервиса, а не из-за какого-то особого предпочтения. Росту популярности прицепов способствует гибкая ценовая политика и быстрое внесение изменений в конструкцию по просьбе грузоперевозчиков. Например, один и тот же прицеп и полуприцеп может быть укомплектован пневматической или рессорной подвеской. Применение импортных комплектующих Wabco позволило негаданно выйти даже на австралийских перевозчиков!

Сборка 12,6-метрового 4-осного полуприцепа для Африки
Самосвал в африканской эксплуатации

Но самым первым крупным успехом оказался неожиданный интерес покупателей из Республики Гана в 2013 году. Так, на «Тонаре» пришлось изучать особенности эксплуатации в Западной Африке. Первая партия самосвальных полуприцепов с задней разгрузкой и с рессорной подвеской была благожелательно востребована эксплуатантами, и затем последовали новые заказы. После очередной отгрузки 10 полуприцепов в июне прошлого года на ООО МЗ «Тонар» задумались об открытии представительства в Республике Гана.

К 2014 году «Тонар» стал заметной фигурой на рынке, что позволило выйти и на европейский рынок. Апофеозом можно считать отгрузку в феврале 2015 года крупной партии самосвальных 49-тонных полуприцепов «Тонар-952362» в Нидерланды. После этого пришёл заказ на поставку тридцати 48-тонных полуприцепов с двойной ошиновкой.

Когда произойдёт «затонаривание» рынка?

Самосвалы «Тонар-4525» в своём сегменте не имеют аналогов в России

Качество продукции произвело впечатление на заказчиков. Так, по заказу европейских партнёров «Тонар» изготовил большую партию самосвальных кузовов и платформ. Самосвальные кузова геометрической вместимостью 16 и 20 м3 рассчитаны для установки на шасси Mercedes-Benz Arocs 4140, планируется использование для перевозки разнообразных насыпных грузов.

Вместе с ними на экспорт были поставлены 12,5-метровые 3-осные полуприцепы-платформы для транспортировки большого ассортимента грузов, для чего платформа оборудована фитингами и элементами крепления.

Трудности с выходом на рынок Европы сопряжены не столько с качеством продукции (с этим у губинских машиностроителей как раз всё в порядке), сколько с острой конкуренцией. Немаловажным способом продвижения на внешние рынки является организация представительств. И здесь у «Тонара» имеется богатый опыт, поскольку за 25 лет нахождения на рынке сеть региональных представительств охватывает всю территорию России.

Комментировать ... >>
Loading...