«Синяя армада» передохнула
Кратковременная смена триумфатора
16 января в аргентинском Росарио завершился последний 13-й этап ралли-рейда «Дакар-2016».
По итогам 13 этапов победителем «Дакара» в зачёте мотоциклов стал гонщик Red Bull KTM Factory Team Тоби Прайс. Первым в классе квадроциклов стал Маркос Патронелли из Yamaha Racing. Стефан Петерансель, пилот Team Peugeot Total, завоевал свою 12-ю победу на «Дакаре» и 6-ю в классе внедорожников. Триумфатором грузового зачёта стал Жерар де Рой из Petronas Team De Rooy IVECO.
Экипаж «КАМАЗ-Мастер» Айрата Мардеева, занявший в грузовиках II место, так прокомментировал: «Смешанные чувства – серебро «Дакара» после прошлогоднего золота. Но проиграл де Рою – сильному сопернику на хорошей машине».
В предыдущем номере «ГП» мы писали о будущей гонке и КАМАЗах, которым предстояло провести 14 тяжелейших дней ралли-рейда.
К «Дакару-2016» двигатель Liebherr получил моторный тормоз и усиленные шатунные вкладыши, которые выдерживают крутящий момент свыше 4000 Н∙м. Облегчены детали привода клапанов, изменены характеристики клапанных пружин. Усилен первичный вал коробки передач.
В этом году разрешённый ход подвески ограничен 300 мм. Дабы обеспечить прежнюю энергоёмкость и сохранить комфорт, пришлось подбирать новые характеристики рессор, перепробовав десятки вариантов. Изменены и диапазоны регулировки амортизаторов Rieger.
Поскольку в маршруте «Дакар-2016» много горных этапов, то в конструкции применены тормозные колодки с новым составом накладок, выдерживающим более высокие температуры в разрежённом горном воздухе. В помощь рабочей тормозной системе установлен автоматический моторный тормоз с компьютерным управлением.
Использующийся с 2015 года круиз-контроль имеет автоматическое ограничение на скоростях 137–138 км/ч, но гонщик может вручную приблизиться к разрешённым правилами 140 км/ч, чтобы не терять драгоценные секунды на длинных быстрых участках. Бортовая система контролирует и отображает на мониторах информацию о работе двигателя, тормозов, трансмиссии и других узлов по 80 каналам передачи данных.
Как и в прошлом году, свой флаг приехала защищать белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто». В этом году началось «вкатывание» в трассу китайских гонщиков. Но «Дакар» не зря считают опаснейшим. Пролог в классе грузовиков отменён из-за аварии китайского внедорожника, в которой пострадали зрители. А 1-й этап был отменён по соображениям безопасности из-за сильного ливня с грозой.
О коварности маршрута свидетельствуют такие факты, как сход с дистанции лидеров гонки. Самым громким событием стал сход Карлоса Сайнса на 10 этапе (13-е число!), лидировавшего в общем зачёте. В этот же день из-за переворота экипаж Эдуард Николаева скатился со второго на десятое место в общем зачёте, уступив свою позицию Мардееву. А лавры чемпионства прочили Хансу Стейси из MAN.
Генеральная классификация грузового зачёта ралли «Дакар-2016»
- Жерар де Рой (IVECO) – 44:42:03
- Айрат Мардеев (КАМАЗ) +1:10:27
- Федерико Вильягра (IVECO) +1:40:55
- Ханс Стейси (MAN) +2:23:01
- Тон ван Генугтен (IVECO) +2:30:59
- Паскаль де Бар (Renault) +3:04:07
- Эдуард Николаев (КАМАЗ) +3:39:23
- Ярослав Вальтр (Tatra) +3:54:30
- Питер Верслёйс (MAN) +3:57:52
- Пеп Вила Рока (IVECO) +4:55:04
- …
- …
- …
- Андрей Каргинов (КАМАЗ) +6:40:58
- Дмитрий Сотников (КАМАЗ) +6:45:42
Много времени отнимало устранение проколов колёс. И, кстати, Жерар де Рой не без гордости говорил: «Наши новые 22-дюймовые шины пока помогают нам избежать лишних проколов».
Из-за жары и тяжёлых песков на КАМАЗах мотор грелся до 120 °С и перегревался компрессор из-за чего приходилось сбрасывать скорость. Владимир Чагин отметил эту проблему в качестве основной, отметив, что «прошлый «Дакар» не был таким жарким, поэтому проблемы не существовало».
В этом году КАМАЗ продолжит работу над своим капотником. А о завоёванном серебре Чагин сказал так: «В спорте невозможно побеждать всегда. Серебро этого «Дакара» – стимул вернуть чемпионский титул».