<<< Назад

МАЗ &… Jelcz?
Опытное шасси МАЗ 437212 для МЧС Республики Польши

Андрей Филиппов, фото автора

Часто бывает, когда, посещая предприятие для тест-драйва одного автомобиля, вдруг обращаешь внимание на совершенно другой. Так было и в этот раз, ибо не заметить ярко-красное шасси среди опытно-экспериментальной техники МАЗ было очень сложно. Тем более, что даже при беглом осмотре взгляд останавливался то на двухрядной кабине, то на переднем ведущем мосту, то на шинах отнюдь не привычной мазовской размерности…

Путём недолгих расспросов я выяснил, что передо мной опытное шасси МАЗ 437212. Все перечисленные нестыковки оказались итогом требований потенциального заказчика… МЧС Республики Польши! Да-да, поляки внезапно очень заинтересовались продукцией Минского автозавода.

Пожарный и не только…

МАЗ 437212 создан по ТУ мазовского дилера в Польше – «МАЗ-AutoPoland». Задача была чёткая – создать универсальное шасси под установку специализированных надстроек для польских пожарных и для коммунальных служб. Собственно, отсюда и столь необычное сочетание агрегатов.

6-местная двухрядная кабина модели 5309DR прекрасно подошла под требования о повышенной пассажировместимости. Мало того, что она уже освоена в производстве, так и её внутренние размеры позволяют без особого ущемления жизненного пространства не только поменять стандартные кресла на специальные пожарные (они заметно отличаются от привычных нам сидений), но и расположить дополнительное оборудовании внутри кабины.

Кабина 6-местная стандартная, имеющая в передней части универсальный широкий моторный тоннель. Полагаю, для рядной «четвёрки» будет создана другая кабина… В итоговом виде вместо этих сидений, вероятнее всего, появятся иные, специализированные, где для экономии места и оперативности высадки спинкой служат баллоны с кислородом

Двигатель на машине установлен немецкий – рядная «четвёрка» Daimler AG OM924 LA III с электронной системой управления с жидкостным охлаждением и прямым впрыском топлива. Такой выбор обусловлен развитым сервисом Daimler AG, а неожиданный экостандарт Euro 3 – не более, чем пожелание заказчика. Под кабину легко станут моторы вплоть до перспективных Euro 6.

По той же причине (наличие сервиса) выбраны и ведущие мосты – Daimler AG. Впереди – жёсткая балка с управляемыми колёсами на шаровых поворотных кулаках с полуосями. Как и положено настоящему вездеходу, предусмотрена блокировка дифференциала, а с учётом высокого центра тяжести у противопожарной техники установлен и усиленный стабилизатор поперечной устойчивости. Кстати, максимальная нагрузка на мост – до 6100 кг. Сзади так же стоит мост Daimler AG, с аналогичными параметрами, но большей грузоподъёмности.

Ведущий мост изготовлен Daimler AG. Жёсткая балка с блокировкой дифференциала и стабилизатором поперечной устойчивости. Он рассчитан на максимальную нагрузку на мост до 9200 кг Раздаточная коробка Daimler AG – двухступенчатая (U<sub>1</sub>=1, U<sub>2</sub>=1,691) c нейтралью, с блокировкой межосевого дифференциала. В редукторе использованы косозубые цилиндрические передачи, снижающие уровень шума

Подвеска, конечно, рессорная с той лишь разницей, что впереди она 2-листовая, а сзади уже 4-листовая. Размерность колёс – 22,5х6,75, а шин – 10R22.5. Поставщик последних для опытного образца, естественно, «Белшина», но в дальнейшем по желанию планируется установка Continental или Michelin. В итоге получился этакий классический вездеход от Минского автозавода.

Техническая характеристика автомобиля МАЗ 437212
Параметр Значение
Полная масса, кг 12 000
Снаряжённая масса, кг 6250
Грузоподъёмность, кг 5750
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-ю оси, кг 5000/ 7000
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, см3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
Mercedes-Benz OM924 LA III
Турбодизельный, I-4, Euro 3
4801
217 при 2200 мин-1
810 при 1400–1600 мин-1
Коробка передач:
  • тип
  • количество ступеней вперёд/назад
ZF6S800
Механическая
6/1
Подвеска Рессорная с амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
Тормозная система Пневматическая, с барабанными тормозными механизмами
Колёсная формула 4х4
Вместимость топливного бака, л 200

Планы до горизонта

МАЗ 437212 в нынешнем состоянии является достаточно редким продуктом. Полноприводное компактное шасси с полной массой 12 000 кг – это хорошая заявка на успех. Впрочем, всё вышесказанное относится только к конкретному шасси на фото. В запасе же у МАЗа более грандиозные планы.

Так, уже сейчас используемые мосты рассчитаны на грузоподъёмность 6000 и 9000 кг, что позволит в дальнейшем увеличить полную массу до 15 000 кг. Модульная конструкция автомобиля даёт возможность изменять в широких пределах колёсную базу, задний свес, а следовательно, и полезную длину рамы. А с учётом широких возможностей по расположению навесного оборудования (топливный бак, ящик АКБ, запасное колесо и т.д.) выбор возможных надстроек практически не ограничен. Прорабатываются и различные варианты кабин: однорядная – двух- и трёхместная, а двухрядная – шести- и семиместная.

Рама с лонжеронами швеллерного типа постоянного сечения размером 250х65х8, изготовленными из высокопрочной легированной стали, а крепление поперечин к раме осуществляется самостопорящимся крепежом повышенной прочности

Впрочем, с двухрядной кабиной планируется создание целого семейства автомобилей: полноприводное шасси МАЗ 530905 на мазовских агрегатах с полной массой 20 500 кг для установки аварийно-спасательного оборудования, и шасси МАЗ 5340В5 (4х2) под коммунальное оборудование (автовышки и т.д.).

Вероятно, именно сочетание потенциальных возможностей Минского автозавода и его стремление слышать, что именно хочет заказчик позволили… открыть очередное СП в Польше. Да-да, всё верно, в пригороде Варшавы (в Мазовецком воеводстве) в городе Плоньске открыто совместное белорусско-польское предприятие.

Механизм подъёма кабины с двумя гидроцилиндрами (с правым и левым расположением), управление насосом от одного насосного механизма. Угол опрокидывания кабины – 45°

Место расположения СП было выбрано не случайно – именно в этом польском регионе требуется замена значительного количества противопожарной техники. Значит, есть возможность убить сразу двух зайцев – обеспечить рабочие места и автоматически повысить вероятность найти устойчивый сбыт. Планируется, что из белорусских машинокомплектов на автосборочном предприятии будут собирать до 400 ед. техники в год, и речь идёт не только о различных шасси, но и об автобусах. Пока неясен момент – это будет сборка CKD или SKD, но со временем часть узлов и агрегатов однозначно планируют изготовлять в Польше.

Напомню, что это уже вторая попытка поляков организовать СП с белорусами. Первая состоялась в девяностых прошлого века, в одном из северных приморских воеводств Польской Республики, в местечке Дембница Кашубска, недалеко от города Слупска. Тогда партнёром МАЗа выступило предприятие Chemix Truck, но проект просуществовал не очень долго.

Надеюсь, нынешнее сотрудничество будет более удачным…

Комментировать ... >>
Loading...