9 месяцев – не всё так плохо!
Автопром за первые 9 месяцев 2015 года
Минувший сентябрь и в целом девять месяцев 2015 года не стали для российского автобизнеса переломными в плане продаж. Правда, теперь эксперты всё чаще спорят о том, достигнуто дно спада или его ещё предстоит нащупать. Среднесрочные, а уж тем более долгосрочные прогнозы никто не строит: уж больно ситуация нестабильная. Но тенденция замедления темпов обвала налицо, и есть позитивные новости от импортёров и продавцов техники отдельных брендов. Словом, не всё так плохо, как может показаться на первый взгляд.
Производство
Данные аналитической компании «АСМ-Холдинг» показывают: в январе – августе текущего года в сравнении с таким же периодом прошлого года отмечался спад. Выпуск грузовиков в России (с учётом LCV) уменьшился почти на четверть (–24,2 %), до 73,9 тыс. ед. Изготовление транспорта с маркировкой «Сделано в России» сократилось на 1 / 5 (–19,9 %), до уровня 69,14 тыс. ед. И это на фоне того, что некоторые предприятия отрапортовали об увеличении объёмов сборки товарной продукции. Например, Ульяновский автозавод прибавил обороты на 13,2 %. Тройка успешных производств вслед за УАЗом выглядела так: Саранский завод автосамосвалов (+3,4 %), автозавод «Урал» (+2,7 %), завод «Чайка-НН» (+1,8 %).
Контрастный душ приняли поставщики иномарок российской сборки. Производство машин зарубежных брендов в России пробило психологически важный рубеж в 50 % и скатилось ниже этой отметки ещё на 7,5 процентных пунктов (в итоге –57,5 %). В торговую сеть поступило лишь 4,79 тыс. ед. нового подвижного состава, что для транспортного комплекса РФ – капля в море. Рыночная доля иномарок российской сборки усохла практически наполовину с прошлогодних 11,6 % до нынешних 6,5 %. В целом заводы по выпуску грузовой техники в России передали заказчикам 73,4 тыс. автомобилей, что хуже значений годичной давности на 22,9 %.
Автобусный парк «Сделано в России» тоже не прирастал ожидаемыми темпами, а по инерции падал. С учётом микроавтобусов в январе – августе нынешнего года российские предприятия изготовили 22,67 тыс. ед. пассажирского автотранспорта. По отношению к аналогичному периоду прошлого года снижение составило 16 %. Оно коснулось как лайнеров большого и особо большого класса, так и микроавтобусов. В меньшей степени падение затронуло пассажирский средний класс.
По законам жанра экономическое пике и введённые санкции серьёзно подкосили выпуск пассажирской техники иностранных брендов: её собрали всего лишь 5,19 тыс. ед., а это –41,5 % к значениям годичной давности. Справедливости ради нужно отметить, что не все производители фиксировали «минус» в статистической отчётности. «Плюс» к прежним достижениям продемонстрировали «КАМАЗ-Marcopolo» из Набережных Челнов (+45,9 %), УАЗ из Ульяновска (+24,8 %) и Volgabus из г. Волжский Волгоградской области (+8,2 %).
Удельный вес автобусов иностранных брендов в общем производстве пассажирского транспорта уже сейчас снизился на 10 %, замерев на отметке 22,9 %. Проще говоря, практически четыре из каждых пяти собранных в РФ автобусов и «микриков» носят российский товарный знак. В итоге отечественные производители передали заказчикам 22 тыс. ед. нового подвижного состава (–18 % к сопоставимому периоду прошлого года).
Грузовики более 5 тонн
И снова о хорошем. В российских продажах новых грузовиков сентябрь стал не худшим месяцем года, а по итогам III квартала – просто лучшим. Различные источники в один голос твердят о замедлении темпов падения покупательского спроса. Так и есть.
Катастрофическая просадка апреля 2015 к апрелю 2014-го была на уровне 62 %. К середине года июньское падение сбыта новых грузовиков среднего и тяжёлого класса составляло едва ли не половину от значений июня 2014 года (–46,7 %). В августе показатель охлаждения клиентского спроса по формуле «месяц к месяцу» зафиксирован на отметке –45,1 %, а в сентябре он уменьшился до –39,2 %. На финише девятого месяца было продано 3762 ед. новой техники полной массой свыше 5 т против 3451 ед. в августе. Если не считать июльский всплеск продаж до 3993 ед., сентябрь стал самым успешным месяцем года по реализации среднетоннажников и большегрузов с нулевым пробегом.
Марка грузового автомобиля | Январь–сентябрь | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2015 г. | 2014 г. | Ед. | % | |
КАМАЗ | 11 934 | 19 949 | –8015 | –40,2 |
ГАЗ | 5778 | 7412 | –1634 | –22,0 |
Scania | 1866 | 4313 | –2447 | –56,7 |
МАЗ | 1821 | 4498 | –2677 | –59,5 |
Hyundai | 1649 | 3430 | –1781 | –51,9 |
Isuzu | 1630 | 1565 | 65 | 4,2 |
«Урал» | 1498 | 2425 | –927 | –38,2 |
MAN | 1303 | 3082 | –1779 | –57,7 |
Hino | 1138 | 1993 | –855 | –42,9 |
Mercedes-Benz | 1120 | 1933 | –813 | –42,1 |
ИТОГО в топ-10 | 29 737 | 50 600 | –20 863 | –41,3 |
Volvo Trucks | 813 | 2573 | –1760 | –68,4 |
МАЗ-MAN | 612 | 1371 | –759 | –55,4 |
Fuso | 482 | 849 | –367 | –43,2 |
DAF Trucks | 445 | 1422 | –977 | –68,7 |
IVECO | 229 | 654 | –425 | –65,0 |
ИТОГО в топ-15 | 32 318 | 57 469 | –25 151 | –43,8 |
Другие бренды | 1353 | 6088 | –4735 | –77,8 |
ВЕСЬ РЫНОК | 33 671 | 63 557 | –29 886 | –47,0 |
Сентябрь 2015 года больно ударил по новым иномаркам, как поставленным из-за рубежа, так и произведённым в России. По сравнению с сентябрём четырнадцатого года объём сбыта упал на 54,4 %, или на 1610 ед. Для сравнения: реализация новых грузовиков российских марок просела вдвое меньше – на 817 ед., или на 25,3 %. Несложно предположить, что в условиях продолжающейся из месяца в месяц волатильности рубля по отношению прежде всего к европейской и американской валюте, спрос так и будет низким.
Анализ географии поставок новых грузовиков показывает, что за прошедшие с начала года девять месяцев интерес к приобретению таких средств производства остыл практически повсеместно. Если раньше открывать кошелёк, переводить деньги с банковского счёта, дебетовой или кредитной карты не спешили в удалённых от федерального центра регионах, то теперь Москва и Московская область с долей парка в 31,3 % чуть ли не встали на паузу. Степень охлаждения платёжеспособного спроса в ЦФО в сентябре составила 37,1 %. И это не худшее значение. Продажи траков в первые руки в Приволжском округе (доля парка 19,9 %, вторая после ЦФО) рухнули на 44,4 %. Примерно такими же темпами (–44,1 %) съёживался спрос в Уральском ФО (доля парка 13,2 %).
Модель грузового автомобиля | Июль | Август | Сентябрь |
---|---|---|---|
КАМАЗ-65115 (6х4) | 317 | 335 | 374 |
КАМАЗ-43118 (6х6) | 262 | 256 | 275 |
«ГАЗон NEXT» (4х2) | 429 | 236 | 253 |
КАМАЗ-6520 (6х4) | 214 | 135 | 172 |
Scania R-Series (4x2) | 45 | 66 | 152 |
Mercedes-Benz Actros (4x2) | 119 | 121 | 141 |
ГАЗ-3309 (4х2) | 187 | 128 | 134 |
КАМАЗ-5490 (4х2) | 27 | 42 | 104 |
Isuzu NQR (4x2) | 113 | 113 | 102 |
КАМАЗ-53605 (4х2) | 114 | 113 | 96 |
ИТОГО в топ-10 | 1827 | 1545 | 1803 |
«Урал-4320» (6х6) | 87 | 72 | 80 |
Hyundai HD-Series (4х2) | 66 | 73 | – |
КАМАЗ-5350 «Мустанг» (6х6) | 30 | 66 | 71 |
ГАЗ-3308 «Садко» (4х4) | 91 | 71 | 69 |
Isuzu NPR (4x2) | 45 | 80 | 66 |
ИТОГО в топ-15 | 2189 | 1900 | 2162 |
Другие бренды | 1805 | 1551 | 1600 |
ВЕСЬ РЫНОК | 3994 | 3451 | 3762 |
По итогам девяти месяцев тройка фаворитов по сбыту новых грузовиков прежняя: КАМАЗ, ГАЗ и Scania, правда, с ощутимыми потерями объёмов (от 22 % у ГАЗа до 56,7 % у Scania). Сорокапроцентный спад у КАМАЗа сродни катастрофе – на финише года ликвидировать отставание от графиков прошлого года более чем в 8 тыс. ед. уже не удастся ни при каком раскладе. Тем более что стремительного взлёта продаж в IV квартале не ожидается.
Структурный анализ осенних продаж 2015 года иллюстрирует рост сбыта отечественных грузовиков в сентябре по отношению к августу у КАМАЗа, ГАЗа, МАЗа, АЗ «Урал» и НефАЗа. Разница хоть и небольшая, но прогресс налицо, от двух единиц Нефтекамского до 125 ед. Камского автозавода. Но хлопать в ладоши рано: по сравнению с сентябрём прошлого года даже этот рост меркнет.
В стане иномарок в сентябрьский «плюс» по отношению к августу вышли грузовики Scania, Mercedes-Benz, Hyundai, Hino, МАЗ-MAN, IVECO. Дельта составила от трёх единиц по итальянскому бренду до 35 ед. по шведскому. Скромно, конечно, но всё лучше, чем у коллег, снизивших объёмы отгрузок по маркам Isuzu, MAN, DAF, Volvo Trucks. На прежнем уровне остались штучные продажи Renault Trucks, Daewoo, Foton и JAC. Но в сравнении с сентябрём минувшего года тренд у всех как под одну гребёнку прежний, т. е. минусовой.
Марка грузового автомобиля | Январь–сентябрь | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2015 г. | 2014 г. | Ед. | % | |
КАМАЗ | 76 586 | 76 353 | 233 | 0,3 |
ГАЗ | 37 156 | 38 622 | –1466 | –3,8 |
ЗИЛ | 24 809 | 28 665 | –3856 | –13,5 |
МАЗ | 24 437 | 26 948 | –2511 | –9,3 |
MAN | 17 146 | 12 578 | 4568 | 36,3 |
«Урал» | 12 880 | 12 879 | 1 | 0,0 |
Volvo Trucks | 12 727 | 13 395 | –668 | –5,0 |
Scania | 11 185 | 10 601 | 584 | 5,5 |
Mercedes-Benz | 9105 | 8172 | 933 | 11,4 |
Isuzu | 8183 | 9655 | –1472 | –15,2 |
ИТОГО в топ-10 | 234 214 | 237 868 | 3654 | –1,5 |
Hyundai | 7720 | 6410 | 1310 | 20,4 |
FUSO | 7428 | 8566 | –1138 | –13,3 |
Nissan | 5883 | 7386 | –1503 | –20,3 |
DAF Trucks | 5621 | 5949 | –328 | –5,5 |
Renault Trucks | 4480 | 4700 | –220 | –4,7 |
ИТОГО в топ-15 | 265 346 | 270 879 | –5533 | –2,1 |
Другие бренды | 34 630 | 36 934 | 2304 | –6,2 |
ВЕСЬ РЫНОК | 299 976 | 307 813 | –7837 | –2,5 |
Приятно отметить, что в сентябре 2015 года по отношению к августу продажи б / у грузовиков отдельных брендов поднялись как на дрожжах. Это касается абсолютно всех моделей в первой десятке, за исключением ГАЗ-3309, сбыт которого фактически остался на прежнем уровне (минус один автомобиль). Более высокие места в топ-10 заняли КАМАЗ-53215 (6х4) и Volvo FH-Series (4x2), а в топ-15 позиции улучшил КАМАЗ-6520 (6х4). В первый месяц осени отмечен рост спроса на подержанные грузовики сразу в трёх регионах России: Южном (+9,1 %), Дальневосточном (+10,1 %) и Северо-Кавказском (+36,8 %). Всего на 1 % упало число регистраций траков на вторичном рынке Приволжья, на 5,1 и 5,2 % в Северо-Западном и Центральном федеральных округах соответственно.
Модель грузового автомобиля | Июль | Август | Сентябрь |
---|---|---|---|
ГАЗ-3307 (4х2) | 1281 | 1071 | 1269 |
КАМАЗ-55111 (6х4) | 1176 | 977 | 1140 |
КАМАЗ-65115(6х4) | 1070 | 950 | 972 |
КАМАЗ-5320 (6х4) | 846 | 806 | 857 |
«Урал-4320» (6х6) | 686 | 693 | 742 |
КАМАЗ-53215 (6х4) | 657 | 634 | 716 |
ГАЗ-3309 (4х2) | 773 | 664 | 663 |
КАМАЗ-43118 (6х6) | 673 | 534 | 634 |
Volvo FH-Series (4x2) | 825 | 494 | 631 |
Fuso Canter (4х2) | 617 | 527 | 562 |
ИТОГО в топ-10 | 8604 | 7350 | 8186 |
ГАЗ-3310 «Валдай» (4х2) | 623 | 531 | 558 |
КАМАЗ-6520 (6х4) | 775 | 447 | 542 |
Isuzu Elf (4x2) | 431 | 405 | 491 |
ГАЗ-53 (4х2) | 532 | 450 | 466 |
Mighty (4х2) | 547 | 442 | 463 |
ИТОГО в топ-15 | 11 512 | 9625 | 10 706 |
Другие бренды | 23 216 | 20 446 | 22 054 |
ВЕСЬ РЫНОК | 34 728 | 30 071 | 32 760 |
Сравнение данных трёх первых кварталов по реализации «бэушек» 2015 / 2014 гг. распределяет динамику роста и падения примерно поровну. Нарастили объёмы сбыта бренды КАМАЗ, MAN, Scania и Mercedes-Benz. На прежних позициях пребывает «Урал» (рост на один подержанный грузовик не в счёт). Растеряли объёмы продаж грузовики с пробегом марок ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, Volvo Trucks и Isuzu. И это только в первой десятке. Идущий на 11-й строчке Hyundai в плюсе, далее почти сплошняком – минусы… Всё это свидетельствует о том, что о восстановлении рынка грузовиков даже по отношению к прошлому году говорить ещё преждевременно.
Малый тоннаж
Сентябрь не совершил революционных перемен в области сбыта новых малотоннажников, хотя и стал вторым (после июня) месяцем пиковых продаж. Было реализовано 7485 ед. LCV против 6113 ед. в августе и 8143 ед. в июне. По данным информационно-аналитического агентства «Автостат-Инфо», в сентябре 2015 года данный сегмент потерял к уровню прошлого года 31,3 %, или 3412 ед. В августе данный показатель составлял 33,2 % падения, в июле – 29,1 %. Это говорит о том, что глубина спада по-прежнему остаётся внушительной.
Марка LCV-автомобиля | Январь–сентябрь | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2015 г. | 2014 г. | Ед. | % | |
ГАЗ | 26 503 | 40 259 | –13 756 | –34,2 |
УАЗ | 13 932 | 11 592 | 2340 | 20,2 |
Mercedes-Benz | 6250 | 6001 | 249 | 4,1 |
Ford | 3544 | 5868 | –2324 | –39,6 |
Volkswagen | 2578 | 6381 | –3803 | –59,6 |
FIAT | 2344 | 3808 | –1464 | –38,4 |
Peugeot | 1340 | 5187 | –3847 | –74,2 |
Citroёn | 1152 | 4073 | –2921 | –71,7 |
Renault | 1098 | 3353 | –2255 | –67,3 |
IVECO | 783 | 1572 | –789 | –50,2 |
ИТОГО в топ-10 | 59 524 | 88 094 | –28 570 | –32,4 |
Hyundai | 923 | 2059 | –1136 | –55,2 |
Nissan | 294 | 361 | –67 | –18,6 |
KIA | 197 | 1112 | –915 | –82,3 |
Škoda | 139 | 694 | –555 | –80,0 |
Toyota | 107 | 410 | –303 | –73,9 |
ИТОГО в топ-15 | 61 184 | 92 730 | –31 546 | –34,0 |
Другие бренды | 311 | 439 | –128 | –29,2 |
ВЕСЬ РЫНОК | 61 495 | 93 169 | –31 674 | –34,0 |
В структуре сентябрьских продаж LCV доминировали российские марки (4711 ед., или 62,9 %), иностранные бренды оставались в догоняющих (2774 ед., или 37,1 %). Однако финальный месяц III квартала зафиксировал снижение скорости падения отгрузки новых иномарок. Только сравните: в июне 2015 к июню 2014-го не досчитались 50,1 % продаж. В июле «месяц к месяцу» разрыв с показателями годичной давности отмечен «минусом» в 51,2 %, в августе – 44,5 %, тогда как в сентябре – 39,3 %. Правда, квартальное сравнение опять не в пользу иномарок: в январе – сентябре 2015 года их продано на 49 %, или на 29 234 ед. меньше, чем за аналогичный период минувшего сезона. И крутая наклонная, похоже, не спешит переходить в горизонтальную плоскость. Так, по состоянию на июнь и июль 2015 / 2014 гг. спад регистраций новых LCV зарубежных марок в России составил 50,9 %, в августе – 50,1 %, в сентябре – 39,3 %.
Чуть ли не половину всех продаж новой техники обеспечил ГАЗ (3375 ед.). За ним не смогли угнаться УАЗ (1331 ед.) и Mercedes-Benz (1148 ед.). Опять же в сравнении с сентябрём минувшего года два лидера ушли «в минус» (ГАЗ на 1580 ед., или на 31,9 %, УАЗ на 35 ед., или 2,6 %), а бронзовый призёр с трёхлучёвой звездой показал рост на 87 ед., или на 8,2 %.
Модель LCV-автомобиля | Июль | Август | Сентябрь |
---|---|---|---|
«ГАЗель NEXT» | 1242 | 1128 | 1442 |
Mercedes-Benz Sprinter | 570 | 592 | 971 |
ГАЗ-3302 «ГАЗель» | 1170 | 769 | 804 |
УАЗ-3741 | 1157 | 601 | 583 |
УАЗ-3909 | 351 | 291 | 361 |
Ford Transit | 225 | 227 | 353 |
ГАЗ-2752 «Соболь» | 293 | 204 | 329 |
ГАЗ-2705 «ГАЗель» | 230 | 199 | 311 |
ГАЗ-3221 «ГАЗель» | 260 | 255 | 247 |
FIAT Ducato | 267 | 241 | 234 |
ИТОГО в топ-10 | 5765 | 4507 | 5635 |
ГАЗ-2217 «Соболь» | 109 | 108 | 218 |
УАЗ-2206 | 227 | 218 | 203 |
УАЗ-3303 | 142 | 105 | 137 |
Peugeot Boxer | 98 | 141 | 118 |
Volkswagen Caravelle | 73 | 88 | 110 |
ИТОГО в топ-15 | 6414 | 5167 | 6421 |
Другие бренды | 1000 | 946 | 1064 |
ВЕСЬ РЫНОК | 7414 | 6113 | 7485 |
Палитру модельного ряда в сентябрьском топ-10 разнообразили LCV, спрос на которые заметно возрос. Локомотивом среди них выступил Mercedes-Benz Sprinter, а лучшую динамику среди конкурентов продемонстрировали Ford Transit и ГАЗ-2705 «ГАЗель».
Продажи новых LCV по федеральным округам остались в отрицательном тренде. Более стабильный в плане реализации техники массой до 5 т Северо-Кавказский ФО в сентябре растерял 10,9 % объёмов сбыта по отношению к сентябрю прошлого года, но замедлил падение с уровня 17,2 % в августе. В других регионах пока, увы, сравнение тоже не в пользу пятнадцатого года: – 13,6 % на Юге, – 18 % в Сибири, – 23,7 % на Дальнем Востоке. Центр и Северо-Запад в сентябре «недокупили» соответственно 30,2 и 36,7 % новых малотоннажников. Самыми проблематичными стали Приволжский и Уральский федеральные округа с потерей объёмов сбыта LCV с иголочки в 38,9 и 46,2 % соответственно.
За три квартала вся российская поляна LCV уменьшилась в размерах более чем на треть, до 61 495 проданных LCV без пробега (–34 %, или минус 31 674 ед.). И хотя цифры пугающие, оптимизм вселяет замедление темпов скатывания рынка в бездну. Судите сами. По итогам четырёх месяцев обвал был эквивалентен 39,2 %, по итогам шести месяцев он составил 35,4 %, по итогам восьми месяцев – 34,4 %. И хотя 34 % – это по-прежнему очень много, в глазах не темнеет от ещё более мрачных характеристик пикирования.
Марка LCV-автомобиля | Январь–сентябрь | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2015 г. | 2014 г. | Ед. | % | |
ГАЗ | 163 329 | 174 533 | –11204 | –6,4 |
УАЗ | 43 684 | 42 725 | 959 | 2,2 |
Volkswagen | 25 669 | 28 071 | –2402 | –8,6 |
Toyota | 22 865 | 27 424 | –4559 | –16,6 |
Ford | 18 733 | 18 643 | 130 | 0,7 |
Mercedes-Benz | 16 987 | 20 492 | –3505 | –17,1 |
Peugeot | 11 212 | 12 224 | –1012 | –8,3 |
Nissan | 9814 | 12 712 | –2898 | –22,8 |
Hyundai | 9245 | 11 128 | –1883 | –16,9 |
Fiat | 8136 | 8025 | 111 | 1,4 |
ИТОГО в топ-10 | 329 674 | 355 977 | –26 303 | –7,4 |
Citroёn | 6915 | 6884 | 131 | 1,9 |
Renault | 6241 | 7002 | –761 | –10,9 |
ТагАЗ | 5053 | 5794 | –741 | –12,8 |
Mitsubishi | 3833 | 4697 | –864 | –18,4 |
Mazda | 3563 | 4076 | –513 | –12,6 |
ИТОГО в топ-15 | 355 279 | 384 430 | –29 151 | –7,6 |
Другие бренды | 14579 | 16213 | –1634 | –10,1 |
ВЕСЬ РЫНОК | 369 858 | 400 643 | –30 785 | –7,7 |
Сектор LCV с пробегом, хотя и чувствует себя лучше других, никак не желает успокоиться. В сентябре текущего года очередных владельцев обрели 42 340 ед. транспортных средств массой до 5 т. Казалось бы, много, но это на 6,6 % меньше, чем в сентябре прошлого года. А по итогам трёх кварталов разрыв ещё заметнее и составляет 7,7 %.
Несмотря на то, что за девять месяцев количество переданных из рук в руки малотоннажников Горьковского автозавода сократилось на 6,4 %, а идущий на втором месте УАЗ прибавил 2,2 %, четырёхкратное превосходство нижегородцев – хороший буфер от любых посягательств на трон короля б / у продаж.
Модель LCV автомобиля | Июль | Август | Сентябрь |
---|---|---|---|
ГАЗ-3302 «ГАЗель» | 10 924 | 10 015 | 10 690 |
ГАЗ-2705 «ГАЗель» | 2578 | 2371 | 2539 |
ГАЗ-3221 «ГАЗель» | 2671 | 2396 | 2510 |
Ford Transit | 1848 | 1802 | 1983 |
УАЗ-3741 | 2252 | 1989 | 1854 |
VW Transporter | 1414 | 1327 | 1428 |
ГАЗ-2752 «Соболь» | 1318 | 1208 | 1304 |
Mercedes-Benz Sprinter | 1125 | 1099 | 1225 |
Toyota Town-Ace | 1094 | 939 | 993 |
Fiat Ducato | 953 | 868 | 967 |
ИТОГО в топ-10 | 26 177 | 24 014 | 25 493 |
УАЗ-3909 | 1045 | 871 | 945 |
УАЗ-3303 | 919 | 836 | 875 |
Toyota Hi-Ace | 875 | 759 | 804 |
ГАЗ-2217 «Соболь» | 841 | 687 | 762 |
Peugeot Boxer | 643 | 638 | 719 |
ИТОГО в топ-15 | 30 500 | 27 805 | 29 598 |
Другие бренды | 13 197 | 12 091 | 12 742 |
ВЕСЬ РЫНОК | 43 697 | 39 896 | 42 340 |
В первые ряды самых востребованных LCV с пробегом попали ГАЗ-2705 «ГАЗель» и Ford Transit, остальные отметились корректировкой объёмов сбыта преимущественно в сторону увеличения, хотя и тут не обошлось без исключений. Так, УАЗ-3741 был востребован чуть меньше, чем в августе. За последние шесть месяцев лучше он продавался только в апреле и июле. Но здесь причина может крыться в том, что «уазик», так сказать, долгоиграющий продукт, и часто его не меняют.
Автобусный урожай
Увы, спад на рынке пассажирского транспорта до сих пор продолжается. В сентябре 2015 года заказчикам передано 796 ед. новой техники, что на 77 ед., или на 8,8 %, меньше прошлогодних значений. Вроде бы не такой уж глубокий провал, но это как посмотреть. Если представить себе общую картину за весь год, то суммарное падение по месяцам набежит в более впечатляющий антирекорд. Об этом говорят и цифры января – сентября 2015 года к такому же отрезку 2014-го: ёмкость рынка новых автобусов в нашей стране сократилась на 1523 ед., или на 19,2 %…
Битва за покупателей привела к тому, что в сентябре 2015 года безоговорочным фаворитом отгрузок новых лайнеров остался ПАЗ: перевозчикам поступило 360 ед. Правда, это на 31,6 % скромнее результатов сентября 2014-го. За девять месяцев текущего года продано 3401 ед. машин Павловского автобусного завода, или на 15,2 % меньше, чем в январе – сентябре минувшего года. Не всё благополучно и с рыночной долей: относительно трёх кварталов прошедшего сезона она просела с 60,3 до 45,2 %. Впору призадуматься и принять меры. Впрочем, другим игрокам не легче.
Марка автобуса | Январь–сентябрь | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2015 г. | 2014 г. | Ед. | % | |
ПАЗ | 3401 | 4010 | –609 | –15,2 |
НефАЗ | 891 | 663 | 228 | 34,4 |
ЛиАЗ | 708 | 888 | –180 | –20,3 |
МАЗ | 403 | 706 | –303 | –42,9 |
«Волжанин» | 258 | 130 | 128 | 98,5 |
КАвЗ | 219 | 203 | 16 | 7,9 |
«Урал» | 183 | 194 | –11 | –5,7 |
Higer | 60 | 162 | –102 | –63,0 |
Hyundai | 52 | 261 | –209 | –80,1 |
«Богдан» | 45 | 117 | –72 | –61,5 |
ИТОГО в топ-10 | 6220 | 7334 | –1114 | –15,2 |
Irisbus | 36 | 62 | –26 | –41,9 |
Scania | 30 | 30 | 0 | 0 |
MAN | 22 | 48 | –26 | –54,2 |
Setra | 22 | 3 | 19 | 633,3 |
King Long | 20 | 129 | –109 | –84,5 |
ИТОГО в топ-15 | 6350 | 7606 | 1256 | –16,5 |
Другие бренды | 69 | 336 | –267 | –79,5 |
ВЕСЬ РЫНОК | 6419 | 7942 | –1523 | –19,2 |
Из отечественных марок конкуренцию ПАЗу по сентябрьским продажам новой техники не смогли составить ни ЛиАЗ (112 ед.), ни МАЗ (103 ед.). При этом благодаря проекту «Наше Подмосковье» Ликинский автобусный завод реализовал на девять городских лайнеров, или на 8,7 % больше, чем год тому назад. В сентябре доля пассажирских машин из Ликино-Дулёво выросла на 2,3 % и достигла значения 14,1 %. Но по итогам трёх кварталов снова сбой: из ворот предприятия выехало на 180 новых автобусов меньше, а это спад на 20,3 %.
Автобусный филиал Минского автозавода вообще творит чудеса. В сентябре его продажи взорвались с 32 ед. прошлого года до 103 ед. нынешнего. Рыночная доля сразу увеличилась на 9,2 процентных пункта и взяла рубеж 12,9 %. Но и здесь не обошлось без пресловутых качелей: по итогам передачи новых лайнеров заказчикам объём сделок сократился на 303 ед., или на 42,9 %.
НефАЗ, в гамме которого и 12-метровые модели, и вахтовки на шасси грузовиков КАМАЗ, в сентябре 2015-го реализовал лишь 82 ед. товарной продукции. Автозавод «Урал» с его вахтовками и сезонностью продаж представителям нефтегазовой отрасли довольствовался шестой позицией (26 ед.), пропустив вперёд КАвЗ с результатом 31 ед. В списке наиболее успешных сбытчиков оказался и «Волжанин» с 15 ед. пассажирской техники. В итоге вся слава поставщиков новых лайнеров досталась отечественному автопрому: на его долю пришлось 732 ед., или 92 %, рынка (годом ранее – 785 ед. и 89,9 % продаж).
Модель автобуса | Июль | Август | Сентябрь |
---|---|---|---|
ПАЗ-3205 | 233 | 176 | 219 |
ЛиАЗ-5292 | 0 | 15 | 71 |
ПАЗ-3204 | 27 | 42 | 68 |
МАЗ-203 | 5 | 20 | 56 |
ПАЗ-4234 | 41 | 50 | 49 |
ЛиАЗ-5256 | 90 | 12 | 39 |
НефАЗ-5299/ КАМАЗ-5297 | 33 | 175 | 34 |
МАЗ-206, -226 | 0 | 2 | 33 |
НефАЗ-4208/ КАМАЗ-4310 | 30 | 24 | 29 |
Irisbus Crossway | 1 | 0 | 27 |
ИТОГО в топ-10 | 460 | 516 | 625 |
«Урал-3255», «Урал-4320» | 13 | 19 | 26 |
КАвЗ-4235 | 8 | 8 | 23 |
НефАЗ-3297 Marcopolo | 9 | 33 | 15 |
ПАЗ-3206 | 2 | 5 | 13 |
«Волжанин-52701» | 56 | 45 | 12 |
ИТОГО в топ-15 | 548 | 626 | 714 |
Другие бренды | 77 | 171 | 82 |
ВЕСЬ РЫНОК | 625 | 797 | 796 |
Новых автобусов зарубежных марок поставлено только 64 ед., или 8 % от всего объёма сентябрьского сбыта (год назад – 88 ед., или 10,1 %). За исключением Higer с 12 проданными лайнерами количественные успехи других фирм можно в буквальном смысле слова сосчитать по пальцам: Scania смогла реализовать 7 ед., MAN – 5 ед., по 4 ед. отгрузили Toyota и KingLong, по 2 ед. – Setra и Golden Dragon, только один новый автобус продан под маркой Hyundai. Любопытно, что по итогам девяти месяцев ни Toyota, ни Golden Dragon даже не вошли в топ-15.
На вершине платёжеспособного спроса в сентябре оставался ПАЗ-3205 (219 ед.). За этот месяц активизировались продажи ЛиАЗ-5292 (71 ед.) и ПАЗ-3204 (68 ед.). Лучше стали покупать ЛиАЗ-5256. В топ-10 прописались МАЗ-206, МАЗ-226 и Irisbus Crossway. В первую дюжину попал КАвЗ-4235 – их продано больше, чем за три предыдущих месяца, вместе взятых. То же самое справедливо и в отношении ПАЗ-3206. Кому было не суждено войти в топ-15 по итогам сентября? Давайте перечислим: ПАЗ-3203, «Волжанин-52701», «Волжанин-4298», МАЗ-103, КАВЗ-4238 и другим.
Девятый месяц текущего года обнадёжил оживлением автобусного рынка в регионах. По меньшей мере в трёх из них есть рост: 466,7 % – в Северо-Кавказском ФО, 107,2 % – в Уральском ФО, 72,9 % – в Северо-Западном ФО. К сожалению, и «минус» никуда не делся: в Приволжском ФО закупки нового подвижного состава отмечены падением на 52,4 %. На 51,5 % меньше приобрели в Южном ФО. Дальневосточный и Центральный ФО покупали на 35,3 и 18,1 % новых лайнеров меньше, чем в сентябре прошлого года.
Картина со сбытом автобусной техники на вторичном рынке тоже пёстрая, как лоскутное одеяло. В сентябре было продано 1433 ед. техники Павловского автобусного завода (41,3 % продаж), в том числе 1004 ед. модели ПАЗ-3205. Это на 83 ед., или на 5,5 %, меньше значений годичной давности. При этом суммарно за три квартала подержанных ПАЗов продано на 325 ед., или на 2,5 %, меньше, чем годом ранее. Ёмкость парка превысила 160 тыс. ед.
Марка автобуса | Январь–сентябрь | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2015 г. | 2014 г. | Ед. | % | |
ПАЗ | 12 543 | 12 868 | –325 | –2,5 |
ЛиАЗ | 2087 | 2271 | –184 | –8,1 |
НефАЗ | 2078 | 1867 | 211 | 11,3 |
КАвЗ | 1883 | 1764 | 119 | 6,7 |
«Кубань» | 1752 | 2030 | –278 | –13,7 |
ТагАЗ | 1238 | 1452 | –214 | –14,7 |
Hyundai | 1057 | 1235 | –178 | –14,4 |
Mercedes-Benz | 887 | 924 | –37 | –4,0 |
Bogdan | 678 | 716 | –38 | –5,3 |
МАЗ | 677 | 914 | –237 | –25,9 |
ИТОГО в топ-10 | 24 880 | 26 041 | –1161 | –4,5 |
KIA | 542 | 730 | –188 | –25,8 |
«Урал» | 473 | 470 | 3 | 0,6 |
MAN | 443 | 453 | –10 | –2,2 |
Neoplan | 415 | 508 | –93 | –18,3 |
Setra | 412 | 468 | –56 | –12,0 |
ИТОГО в топ-15 | 27 165 | 28 670 | –1505 | –5,3 |
Другие бренды | 3599 | 4345 | –746 | –17,2 |
ВЕСЬ РЫНОК | 30 764 | 33 015 | –2251 | –6,8 |
Второй по объёмам сбыта за тот же месяц – НефАЗ (254 ед., из них 108 ед. вахтовок). Он улучшил показатель прошлого года всего на 7 ед., что равноценно росту на 2,8 %. Доля на вторичном рынке выросла до 7,3 %, а списочный состав парка достиг 18,8 тыс. ед. Третий по объёмам продаж б / у – КАвЗ (227 ед., с учётом 101 ед. КАвЗ-3976). Это на 22 ед., или на 10,7 %, больше, чем годом ранее. Всего на российские марки пришлось 2704 ед., или 77,9 % рынка (3011 ед. и 78,3 % сбыта в сентябре 2014 г.).
Лидерство среди подержанных автобусов иноземных брендов в сентябре захватил Hyundai (134 ед., из них 50 ед. модели Aero). На втором месте Mercedes-Benz (88 ед.), на третьем Neoplan (60 ед.) и на пятки ему наступает KIA (59 ед.). При этом серебряного и бронзового призёров нет в топ-10 реализации лайнеров с пробегом, не говоря уже о том, чьи успехи скромнее. А далее идёт очень плотная группа, вобравшая по 44 ед. MAN и Daewoo, 43 ед. Higer, 40 ед. Setra и далее по списку.
Модель автобуса | Июль | Август | Сентябрь |
ПАЗ-3205 | 1029 | 1007 | 1004 |
«Кубань Г1» | 201 | 170 | 181 |
ПАЗ-4234 | 174 | 114 | 161 |
ПАЗ-3204 | 113 | 158 | 159 |
ЛиАЗ-5256 | 126 | 106 | 140 |
ТагАЗ County | 135 | 111 | 131 |
НефАЗ-5299/ КАМАЗ-5297 | 46 | 40 | 110 |
НефАЗ-4208/ КАМАЗ-4310 | 61 | 62 | 108 |
КАвЗ-3976 | 123 | 92 | 101 |
ПАЗ-4230 | 31 | 19 | 71 |
ИТОГО в топ-10 | 2039 | 1879 | 2166 |
«Урал-3255», «Урал-4320» | 49 | 37 | 60 |
КАвЗ-4238 | 29 | 18 | 56 |
Bogdan A-0920 | 61 | 42 | 50 |
Hyundai Aero | 74 | 52 | 50 |
КАвЗ-4235 | 18 | 27 | 44 |
ИТОГО в топ-15 | 2270 | 2055 | 2426 |
Другие бренды | 1024 | 1029 | 1046 |
ВЕСЬ РЫНОК | 3294 | 3084 | 3472 |
Сентябрьский спад автобусов с пробегом вылился в 9,7 %, или 375 ед., до уровня 3472 ед. За отрезок январь – сентябрь 2015 в годовом сравнении с прошлым сезоном спрос на пассажирские машины поджался на 6,8 %, или на 2251 ед., до 30764 ед. Страшилки вроде «то ли ещё будет» уже не актуальны. Взбудораженный год назад рынок постепенно оправляется от шока и приходит в себя. Конечно, это ещё не гарантия выхода на прежние позиции, но и не край обрыва, за которым пропасть.
В завершение немного позитива. В сентябре продажи пассажирских «бэушек» выросли в Центральном ФО на 11,3 %, в Северо-Западном ФО – на 20 %, в Дальневосточном ФО – на 25,2 %. Хочется верить, что грустная шутка, что «осенью падают не только листья, но и продажи», так и останется доброй шуткой, не более.