Автопоезд-сортиментовоз на шасси КамАЗ-65115
Автопоезд КамАЗ-65115
Водительское место в КамАЗ-65115
Запасное колесо на прицепе без лебёдки
Попробуйте повесить замок на крышку бензобака – боковой брус мешает
«Эй, ухнем!»: аутригеры складываются вручную
Со своего рабочего места оператор манипулятора контролирует все процессы погрузки/разгрузки
«Бревенчатая хваталка» гидроманипулятора
Тросиковая стяжка груза сортиментовоза
Челнинский сортиментовоз комплектуется «евросцепкой»
Фиксируется груз вручную с приличным физическим усилием
Рабочее место оператора
На 16 базовых шасси КамАЗ приходится около 100 вариантов спец-автотехники, в среднем по шесть на каждое. Немало заводов самостоятельно разрабатывают спецтехнику на шасси КамАЗ. Однако и департамент развития и внедрения новых разработок ОАО "КАМАЗ", сотрудничая со многими из них, представляет новые образцы спецавтомобилей. Так, в этом году появились автобетоносмеситель СБ-581453, автоэвакуатор модели "4350" и телескопический автоподъёмник АПТ-18 (оба на шасси КамАЗ-4308). В нашем случае это новая модель автопоезда-сортиментовоза на шасси КамАЗ-65115. Автомобиль оборудован погрузчиком леса ПЛ-70-02 манипуляторного типа с грузовым моментом 70 кНм производства ООО "ВЕЛМАШ-Сервис" (Великие Луки, Псковская обл.). Назначение машины – перевозка леса разного диаметра в сортиментах длиной 2–6 м. До последнего времени было две модели сортиментовозов на шасси КамАЗ. Это полноприводный автомобиль "440801" с расположенным за кабиной краном-манипулятором МКС-5531А, а также ТМ-45-02 – автопоезд полной массой 33,3 т, не оборудованный гидроманипулятором. КамАЗ-65115 объединяет достоинства обеих машин. Расположенный в задней части автомобиля КамАЗ-65115 манипулятор позволяет загружать как тягач, так и прицеп. Полная масса КамАЗ-65115 увеличена до 38 т, в которые входят и 2,5 т, приходящиеся на погрузчик леса. При этом получается, что грузоподъёмность автопоезда осталась такой же, как у ТМ-45-02. Тягач КамАЗ-65115 оснащён дизелем КамАЗ-740.30-260 (Euro-2) с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Сейчас новинка проходит приёмочные испытания. Тестовые заезды сортиментовоза выполнялись как на одиночном автомобиле, так и в составе автопоезда, при этом возникло ощущение, что мощность двигателя КамАЗ-65115 недостаточная, так как с прицепом топливно-скоростные показатели заметно снижаются, хотя и укладываются в требования ТУ. В ходе эксплуатационных испытаний допускается перегрузка до 15% от номинала. Мы опробовали вариант перегрузки КамАЗ-65115 около 10%, при этом предположение о недостаточной мощности двигателя переросло почти в уверенность. К слову сказать, ошибиться с загрузкой лесовоза довольно просто: даже в нашем случае номинально загруженный автопоезд выглядит немного недогруженным. К тому же масса груза зависит от укладки, диаметра сортимента и плотности древесины, которая может изменяться от 0,6 до 0,9 т/м3, а контролировать эти факторы сложно. От перегрузки страдают в первую очередь шины. И если запасное колесо тягача снабжено лебёдкой, то на прицепе такого нет. Беззазорное сцепное устройство воспринимается как естественное явление – к хорошему быстро привыкаешь. При движении какие-либо заметные рывки или толчки от прицепа отсутствуют. Ещё хочется отметить низкий уровень шума внутри кабины, по-видимому, шумопоглощающий экран над двигателем полностью соответствует своему назначению. Кабина автомобиля КамАЗ-65115 со спальным местом, что вполне оправдано назначением автопоезда. По субъективной оценке полная загрузка и разгрузка такого автопоезда-сортиментовоза займёт около 3 ч. При этом места заготовки леса с каждым годом всё удаляются от деревообрабатывающих предприятий и вполне вероятно, что скоро придётся ночевать в дороге. И автомобиль, и прицеп имеют лесовозные кузова с настилами из листовой рифлёной стали, имеют по четыре коника. Каждая пара коников снабжена тросовыми увязочными лебёдками. Автомобиль КамАЗ-65115 также оборудован ограждением кабины и погрузчиком леса, который, в свою очередь, представляет собой телескопический кран-манипулятор с ротатором и двухчелюстным захватом в качестве рабочего органа. Номинальная потребляемая им мощность составляет 29 кВт. Поворотное устройство позволяет разворачивать колонну гидроманипулятора на угол 400°. Имеются также выносные опоры (аутригеры), на данной модификации с ручным выдвижением, что неудобно. При подъёме опоры, имеющей изрядный вес, её приходится одной рукой удерживать, а второй пытаешься зафиксировать с помощью стопорного пальца, что без посторонней помощи сделать трудно. Справедливости ради скажу, что есть модификации гидроманипулятора, в которых опоры выдвигаются гидроцилиндром. Стрела гидроманипулятора может подниматься от горизонтального положения на 75° и опускаться на 33°. Рукоять подгибается вниз под стрелу на 173° и поднимается вверх на 55°. Общий вылет стрелы с рукоятью составляет 6,1 м, а телескопирование рукояти увеличивает это расстояние до 7,3 м. Грузоподъёмность на максимальном вылете составляет 640 кг без учёта веса ротатора и захвата, что примерно соответствует шестиметровому бревну диаметром 40–45 см. Ротатор может поворачивать захват с частотой от 6 до 60 мин-1. Управление погрузчиком леса осуществляется с поста, расположенного в верхней части колонны. Сиденье в транспортном положении откидывается к колонне, а в рабочем имеет две регулировки по высоте и горизонтали. На опорной площадке справа и слева установлены две педали, а в верхней части колонны два рычага. С их помощью и выполняются все операции: поворот колонны, перемещение стрелы, перемещение и телескопирование рукояти, поворот ротатора, перемещение челюстей захвата. Добавлю, что рычаги обеспечивают пропорциональное управление, возможно также совмещение операций. Для исключения саморазгрузки аутригеров из-за внутренних перетечек и для фиксации груза в захвате их гидроцилиндры запираются гидрозамками. Для повышения надёжности на все гидроцилиндры манипулятора устанавливаются грязесъёмники, манжеты и уплотнения Forsheda Polypac SpA (Италия). Думается, что после приёмочных испытаний новую модель автопоезда-сортиментовоза на шасси КамАЗ-65115 ожидает перспективное будущее, пусть даже небольшими партиями под конкретного заказчика и в различных комплектациях базового шасси, прицепа и гидроманипулятора.
|