<<< Назад

Чистота по расписанию
Си­стемы мо­ни­то­ринга ав­то­мо­би­лей, за­ня­тых выво­зом му­сора

А. Внуков

Эта статья продолжает цикл материалов, посвященных использованию технологий спутниковой навигации на автомобильном транспорте. В ней рассматривается один из вариантов использования системы мониторинга автомобилей, занятых вывозом мусора. Цель внедрения системы – автоматизация процесса подготовки и контроля выполнения путевых заданий, учета совершенных рейсов, расхода топлива, расчета пробега автомобилей и контроля их движения в течение смены.

Оснащение мусоровозов «черными ящиками» проводилось без каких-либо особенностей: сами блоки устанавливались в кабине, а антенна – на крыше автомобиля. При этом обращалось внимание на то, чтобы антенну не «экранировали» металлические предметы.

На каждого водителя было зарегистрировано по две карты памяти: пока одна обрабатывается, другая находится в приборе и накапливает необходимые данные о рейсе.

Рассмотрим основные моменты работы системы мониторинга. Работа «черных ящиков» заключалась в накоплении навигационной информации в течение рейса, а программное обеспечение диспетчерского пункта занималось подробной послерейсовой обработкой накопленной информации.

Для автоматизации процесса в программное обеспечение были интегрированы следующие дополнительные блоки.

Электронная карта города с возможностями адресного поиска позволит существенно упростить работу диспетчера при подготовке и введении в базу данных путевых заданий. На практике это выглядит следующим образом: в специальное поле вводятся адреса пунктов, куда должен прибыть автомобиль, а на электронной карте отображается местоположение указанных пунктов. Теперь достаточно нажать две клавиши, чтобы список введенных пунктов сохранился в базе данных. Это позволяет в дальнейшем автоматически контролировать выполнение путевых заданий каждым водителем и облегчить повторный ввод ранее введенных пунктов назначения (теперь их достаточно выбрать из предлагаемого списка).

Программный модуль ввода расписаний и маршрутов движения позволяет назначить ранее введенным пунктам движения время прибытия (убытия), чтобы после возвращения автомобиля из рейса автоматически проконтролировать выполнение назначенного расписания. Кроме того, можно ввести маршрут движения каждого транспортного средства и выявить любое отклонение от него в автоматическом режиме.

Модуль подготовки отчетов позволяет готовить отчеты по совершенным рейсам в удобной для руководителя форме, в которых отражается выполнение водителем поставленных путевых заданий, а также дополнительная (по желанию заказчика) информация.
Работы, связанные с эксплуатацией системы можно разделить на четыре этапа. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Регистрация карты памяти на водителей

На данном этапе происходит регистрация электронного носителя путевой информации на конкретного водителя. Это позволяет впоследствии при считывании информации автоматически идентифицировать карту памяти и сопоставить считанную информацию конкретному водителю и транспортному средству, на котором водитель осуществлял рейс. После регистрации карта памяти устанавливается в «черный ящик», и мусоровоз уходит в рейс. Время регистрации карты одного водителя занимает не более 20–30 секунд.

Накопление информации

Водитель отрабатывает свою смену, а информация о всех поездках накапливается в модуле памяти «черного ящика». По окончании смены модуль памяти сдается диспетчеру для дальнейшей обработки. Особенность данного этапа применительно к работе мусоровозов состоит в том, что важно контролировать не только перемещение транспортных средств, но и полноту выполнения поставленного путевого задания (посещение всех пунктов назначения в заданное время). Поэтому накопленную к концу смены информацию необходимо не только разделить на отдельные поездки, но и проконтролировать все пункты путевого задания, а также определить, кратчайшим ли путем перемещался автомобиль от пункта к пункту, и если нет, то насколько фактический пройденный путь отличается от кратчайшего. Для обработки был разработан алгоритм автоматической фильтрации и сортировки передвижений автомобилей по территории города и области. Работы в соответствии с этим алгоритмом и составляют суть следующего этапа.

Обработка

Накопленная информация считывается в компьютер. Автоматически осуществляется разбиение всего рейса на отдельные поездки от одного пункта до другого, например: база – пункт погрузки – свалка – второй пункт погрузки – АЗС и т. п. Все пункты можно заранее нанести на карту с использованием адресного поиска в программе «Редактор маршрутов и расписаний», входящей в состав программного обеспечения. Программа автоматически фиксирует время прибытия автомобиля на интересующие пункты и время отправки из них, время в пути, рассчитывает пробег от одного пункта до другого, скорость движения и другие данные, требуемые для повышения эффективности работы предприятия. Автоматически контролируется соблюдение расписаний и маршрутов движения, если таковые задавались.

Формирование отчетов

Обработанная информация сводится в отчеты, генерируемые по формам, определенным заказчиком. Отчеты позволяют получить исчерпывающую информацию о проделанной водителем работе, о количестве перевезенного груза, направлении его перемещения, о количестве отдельных ходок, пробеге, общем времени в пути, времени простоя и пр.

Дополнительно следует отметить, что в системе предусмотрено подключение датчиков топлива как штатных, так и специально выпускаемых (например, фирмой «Омником»). Подключение датчиков топлива к «черным ящикам» позволяет дополнительно контролировать расход топлива каждым автомобилем, место и количество заправок и выявлять несанкционированные сливы топлива.

Понятно, что внедрение и освоение современных технологий требует от руководства предприятия целеустремленности и воли, а от персонала понимания и усилий по преодолению сложившихся шаблонов в работе и устоявшихся стереотипов в сознании. Однако, как показывает практика, использование космических достижений становится актуальным и выгодным в деле повышения эффективности работы автопредприятия.

Комментировать ... >>
Loading...