Как птица Феникс
Неожиданно для всех голландская кузовная фирма Den Oudsten объявила о запуске в производство новой модели с гибридным приводом, нешумной механикой и малотоксичным выхлопом. Новинка базируется на модели Х97 1997 года, которая была изготовлена всего в двух экземплярах. Один из автомобилей погиб в огне пожара, а второй после демонстрации на автобусном салоне в Кортрийке'99 просто был потерян.
Концептуальный городской автобус X97 конца 1990-х не претендовал сразу же попасть на конвейер. На его примере хотели продемонстрировать потенциальным потребителям, до сколь малых величин можно снизить токсичность и шумность городского пассажирского транспорта. В разработке автобуса и его изготовлении принимали участие такие фирмы, как Fokker Special Products (отделение Stork Fokker Aesp Aerospace Group) и General Rotterdam. Кроме гибридного привода автобус имел интересную механику и конструкцию кузова. Например, дисковые тормоза на всех колесах, независимая подвеска на колесах передней оси, кузов на 50% легче, чем у аналогов, и др. Одним словом – чистокровный концепт.
В Европе в то время происходили серьезные преобразования. Было создано несколько крупных промышленных групп, имена многих автобусных фирм просто исчезли с автомобильного небосклона, некоторые поменяли статус, лишились независимости. Одним словом, Старому Свету было не до новой необычной модели.
Тем временем нидерландская фирма E-Traction, занимавшаяся электроприводами транспортных средств, взялась за доработку и доводку пропадавшего концепта. Прежде всего было необходимо повысить мощность тяговых электродвигателей, понизить шумность машины, увеличить ее экономичность и грузоподъемность (читай – пассажировместимость).
Все были разочарованы первыми результатами этих изысканий. Тогда руководство E-Traction на некоторое время отказалось от нового автобуса, а за основу взяло уже стоящий на конвейере городской автомобиль (модель Ambassador 200 фирмы Berkhof). Конструкция получалась слишком тяжелой. Очень много весили мотор-колеса и накопительные аккумуляторные батареи. Дополнительные килограммы прибавлял дизель-генератор Volkswagen устаревшей модели. Автобус с огромными задними колесами выглядел неуклюже, а со своими характеристиками он просто не имел будущего. Но не-смотря ни на что этот «механический кошмар», претенциозно названный своими создателями «The Whisper» («шепот»), все же вышел работать на городской маршрут. Служил он на линии Connexxion (крупнейшей транспортной компании Нидерландов), правда, совсем недолго – водители были очень недовольны его управляемостью. Эпопея с первым автобусом завершилась в 2003 году.
Выводы были сделаны правильные, и в 2004-м специалисты E-Traction воссоздали автобус Den Oudsten X97 по сохранившимся чертежам – он возродился как птица Феникс из пепла. Этому предшествовала серьезная работа по изготовлению нового заднего моста, мотор-колес и уменьшению количества аккумуляторных батарей с последующей заменой дизельного двигателя. В результате удалось уменьшить диаметр внешнего ротора мотор-колес, сократив при этом зазор между ним и вращающимся статором, у которого было значительно увеличено количество витков обмотки.
Был уменьшен диаметр ступицы и соответственно резины задних колес. Однако число пассажиров в салоне было невелико для автобуса таких размеров, и упрямое руководство вновь взялось за автобус фирмы Berkhof. Естественно, здесь просматривается некое лоббирование и политические мотивы. Весь 2004 год и до марта 2005-го новую технику вновь устанавливали в кузов Ambassador 200, что практически не принесло никаких положительных результатов, кроме улучшения внешнего вида: колеса теперь стали одного размера. Избыточный вес все еще «съедал» набранные по крупицам преимущества. В общем, Berkhof Ambassador 200 фирмы E-Traction 2005 года с гибридной силовой установкой оказался нежизнеспособным.
А вот совсем недавно пришла весть о том, что на конвейер идет автобус Den Oudsten X97, правда, пока не совсем понятно какого завода. Скорее всего, это будет Den Oudsten Coach Manufacturing Company.
Автомобиль за это время доведен, испытан, и теперь у него поразительные характеристики. Токсичность выхлопа упала более чем на 75% за счет работы дизеля на постоянных оборотах в оптимальном режиме. При желании двигатель-малыш можно отключить и продолжать движение только на электроэнергии от аккумуляторных батарей. Шумность со средних 78 дБ упала до 58. На одном литре дизельного топлива автобус может проехать 6,3 км вместо средних 2,6 при городском цикле (экономия 60%). Таким образом, получается, что один автобус за год экономит 20 000...30 000 л солярки.
А теперь о главной экономической составляющей – о кузове. Он не имеет рамы или привычного пространственного каркаса из труб. Кузов изготовлен из нескольких алюминиевых и так называемых «сэндвич-панелей», соединенных между собой клепкой или склейкой. Такой кузов дороже стандартного, но зато легче на 50%. Однако, если сравнить продолжительность их работы на линии, эта дороговизна оказывается компенсированной. Словом, если сложить все положительные экономические составляющие, то получится, что автобус Х97 на 70% выгоднее любого «обычного» аналога.
Приведем некоторые технические характеристики новинки: габаритные размеры – 10 300х2500 мм с базой 6300 мм.
По желанию заказчика длина автомобиля может быть изменена на 9000 мм или 11 600 мм (естественно, вместе с колесной базой). Передний свес – 2400 мм, задний – 1600 мм. Радиус поворота составляет 11 950 мм, ширина дверей 1065 и 1290 мм, а высота ступеньки от земли – 320 мм. Количество мест для сидения 25+1, а общая пассажировместимость – 34 человека. Полный вес автобуса 13 050 кг, снаряженного – 7600 кг. Мощность дизельного двигателя VW1,9TD составляет 45 кВт, а приводимого им генератора – 40 кВт. Блок 12-вольтовых батарей состоит из 27 аккумуляторов. Ведущий электродвигатель с водяным охлаждением имеет мощность 55 кВт (пиковая – 110 кВт).
Подвеска передних колес новейшей версии автобуса независимая, а все тормоза дисковые. Вместимость топливного бака – 120 л.
Что же касается необычной внешности, то пусть читатель оценит ее по фотографиям. Хотелось бы лишь добавить, что E-Traction уже использует свои наработки в электропогрузчиках, портовых системах RO-RO, экипажах в Диснейленде, а в планах – использование нового привода на маломерных судах.