<<< Назад

Южная Америка поднимает голову

А. Краснов

Мы привыкли относиться к этому континенту свысока, с некоторым сочувствием. Но если приглядимся к достижениям последнего десятка лет, будем приятно удивлены: на весьма высокий уровень поднялись многие технические отрасли народного хозяйства; на невиданную высоту прыгнула интересующая нас автомобильная промышленность, особенно в области автобусостроения и производства грузовых машин.

Разработка и изготовление легковых автомобилей полностью зависят от иностранных инвесторов (читай, известных фирм), в меньшей мере это касается грузовиков, а вот автобусы – совсем другое дело. Хотя автобусные производители (а их можно насчитать на континенте под сотню) и используют иностранные комплектующие и шасси, кузова они разрабатывают и изготовляют сами. Это нечто национальное, такой принцип пришел из 1930-х годов, когда североамериканские, а затем и европейские грузовые и автобусные ходовые части «одевались» местными кузовными мастерами. Иногда получались шедевры, но чаще всего, простите, уродцы. Но время идет, и сегодня мы наблюдаем такую картину: Северная Америка, Европа, как говорится, отдыхают, а Южная Америка подняла голову в плане разработки и постройки автобусов.

Особенно в этой области выделяются Аргентина, Бразилия и Перу. Об автобусах этих стран мы слышим и знаем очень мало, но это вовсе не умаляет их достоинств. Попробуем приоткрыть завесу таинственности и расскажем о новинках в этой области и их истории.

Не секрет, что в жизни автобусной промышленности всей планеты происходят одни и те же события. Одни фирмы умирают, другие объединяются, а третьи рождаются. Этот процесс неизбежен. Наш рассказ о новинке совсем молодой, но очень активной бразильской автобусной фирмы Comil Carrocerias, которая находится в городе Ерехим. В июле этого года ей исполнилось 20 лет. Юбилей! В ее становлении приняли участие другие бразильские предприниматели, но успехов она достигла сама – никакого иностранного вмешательства. С первого дня фирма выпускала широкую гамму автобусов – от микро- до двухэтажных четырехосных лайнеров, включая и городские машины. 2000 рабочих и инженеров добились высокой производительности труда – в день изготовляется от 9 до 11 автомобилей.

Благодаря высокому качеству своей продукции Comil завоевала большую популярность у себя на родине и за рубежом. Достаточно сказать, что в прошлом году 34,4% изготовленных автобусов фирма отправила на экспорт, и в прошлом же году был открыт завод-филиал в Мексике (Сан-Луис-Потоси), причем большей площади и с более высокой производительностью, чем в Бразилии. Этот завод будет работать только на экспорт.

К своему юбилею Comil Carrocerias выпустила новую версию популярного семейства Campione. Оно состоит из трех автобусов: первый – двухосный – идет только на внутренний рынок, второй – междугородный – уже предполагает экспорт, а третий – трехосный полутораэтажный туристический колесный лайнер – отвечает самым высоким международным нормам и ориентирован только на экспорт. В разработке этого семейства принимала участие национальная дизайнерская фирма Villela Design. К внешнему виду мы еще вернемся, а пока расскажем, как проходила презентация этих автобусов – у нас (в Европе) так не делают. Несколько дней в Ерехиме длилась праздничная сиеста: никто не работал, только гуляли, танцевали, беседовали – и все это круглые сутки вокруг новых автобусов.

В роли гидов выступали нанятые раскрашенные мимы. Все двери и люки (у автобусов) были открыты, любой мог войти в салон и посидеть в роскошных креслах известной фирмы Grammer, послушать музыку или посмотреть мониторы, «порулить» на месте, оценить комфорт пассажиров и водителя. Через несколько дней автобусы вывезли на живописную набережную, где работали автожурналисты и фотографы и проводили приятные деньки простые любители новой техники.

А теперь опишем новое поколение Comil Campione. Начнем с самой маленькой модели с индексом 3.25. Как и большинство автобусов в мире, он базируется на покупном шасси Volkswagen 17.210 EOD. Здесь стоит сказать несколько слов о шасси этой марки. Мы привыкли к тому, что VW – это легковые автомобили различного класса, заполонившие весь мир и пользующиеся заслуженной популярностью.

В латиноамериканских странах у VW несколько иная роль. Помимо выпуска собственных моделей эта фирма производит еще и грузовики (до полной массы в 40 тонн!), и целую гамму автобусных шасси для фирм, выпускающих как минибусы, так и огромные лайнеры. Их покупают практически все автобусные фирмы многих стран на континенте. Так вот, именно это шасси имеет переднее расположение двигателя, вынесенного далеко вперед, что заметно по внешнему виду автобуса – у него на передке имеется более широкая щель для забора воздуха к радиатору, охлаждающему двигатель, и довольно большой передний свес.

Двигателем служит турбированный с промежуточным охлаждением 6-цилиндровый дизель MWM 6.12 TCAE с рабочим объемом 7,1 л, по выхлопу соответствующий нормам Еurо 3. Развиваемая им мощность равна 206 л.с. при 2200 об/мин с крутящим моментом 760 Н·м при 1400 об/мин. Далее стоит сцепление Meritor и 5-ходовая механическая коробка передач Eaton. Подвеска простая рессорная, предназначенная для дорог различного качества. Как мы уже говорили, этот автобус выпускается только для внутреннего рынка, поэтому шасси не такое уж прогрессивное. База составляет 5950 мм при длине автобуса 11 050 мм, высоте 3250 мм и ширине 2550 мм.

Колея передних колес равна 2086 мм, а задних – 1835 мм. Максимальная скорость составляет 110 км/ч. Все пассажирские окна со сдвижными стеклами, кондиционер у этой модели не предусмотрен, даже как опция. Количество пассажирских мест в салоне 44+1. Кресла комфортабельные, багажные полки над сиденьями очень вместительные, а салон производит благоприятное впечатление. Кузов довольно высокий, пол салона находится высоко, и под ним в базе и заднем свесе расположился вместительный багажник. Запасные колеса (их здесь, как правило, возят по нескольку) нашли свое место у заднего люка.

Comil Campione 3.25

Модель 3.45 предназначена для более богатого покупателя, автобус может служить в туристических фирмах как внутри страны, так и за рубежом. Поэтому пассажирский салон имеет вклеенные стекла и штатный кондиционер Webasto, расположенный на крыше, более комфортабельные кресла с индивидуальными регулировками света (помимо общего освещения) и потоков теплого и прохладного воздуха. В салоне установлено несколько жидко-кристаллических мониторов, и пассажиры могут смотреть телепередачи. Пассажирских мест стало меньше (42+1). Зато в задней части салона появились туалет и мини-бар.

В качестве шасси для этой модели выбрано Volvo B7R с задним расположением 6-цилиндрового рядного дизельного двигателя Volvo мощностью 285 л.с., позволяющего автобусу разгоняться по хайвеям до 145 км/ч. С двигателем агрегатируется 6-ходовая мануальная коробка передач известной фирмы Zahnrad Fabrik. Радиатор находится слева, здесь же в кузове нанесены просечки для воздуха, а вот на передке горизонтальная щель заметно сузилась. Фактически у бампера верхняя грань стала прямой без выемки для потока воздуха, как у модели 3.25. Колея передних колес составляет 2022 мм, задних – 1859 мм.

Габаритные размеры автобуса – 1280х3450х2550 мм. Автобус стал выше, поднялся и пол салона, соответственно увеличилось и багажное отделение. Рабочее место водителя имеет практически такую же панель приборов, но к ней добавился довольно внушительный блок управления кондиционером, теле- и радиоприемником и встроенным аудиокомплексом. О дизайне панели чуть позже. Максимальная скорость – 146 км/ч.

И последняя модель в семействе – 3.65. Этот автобус претендует на конкуренцию с продукцией самых знаменитых фирм. Фактически это пятизвездочная (по-европейски) версия автобуса – в Южной Америке несколько иная классификация. В отличие от двухосных сородичей серия 3.65 имеет трехосное шасси самой дорогой и надежной фирмы в автомобильном мире – Mercedes-Benz. Шасси MB O400 RSD используют многие латиноамериканские автобусные фирмы для своих «топ-моделей». Это дорогое удовольствие имеет дизельный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением 6-цилиндровый двигатель ОМ-457 LA объемом 12 л и мощностью 360 л.с. Коробка передач 6-ступенчатая с ручным переключением (не любят они «автоматы») также фирмы Zahnrad Fabrik, модель S6-1550. Колея передних колес 2005 мм, а колес задней ведущей оси – 1821 мм. Автобус может быть разной длины: 14,4 и 12,8 м. От этого зависит и количество пассажиров – 46+1 или 52+1. Высота 3650 мм, ширина 2550 мм. Подвеска всех колес самая современная – гидропневматическая.

Эта версия является фактически аналогом европейских полутораэтажников, только туалет и мини-бар с холодильником находятся не в средней части автобуса в багажном отделении, а в задней части салона в ущерб пассажировместимости. Таковы принципы конструирования на другом континенте.

У модели 3.65 огромный багажник, в котором размещаются не только вещи пассажиров, но и три (!) запасных колеса. В салоне и у водителя оборудование такое же, как и у модели 3.45, только очень дорогие кресла с подушками для ног и большее количество мониторов. Кондиционер также расположен на крыше. В моделях 3.45 и 3.65 появилось заднее стекло, у самой первой – 3.25 – его нет.

Несколько слов о внешнем виде автобусов семейства. Несомненно, это шаг вперед в автобусном дизайне. Ведь не секрет, что у Европы свои автобусы, в Северной Америке – свои. То же можно сказать о Японии с Австралией. И все они легко узнаваемы по внешности. И вот Южная Америка... Лет 10 назад все местные автобусы были очень похожи друг на друга за редким исключением.

Сегодня каждая новинка в странах этого континента как бы сигнализирует о своем благополучии (может быть, только внешнем) и наличии раскованных талантливых дизайнеров.
Если говорить конкретно о моделях, то самой удачной является трехосная 3.65. Ее общие пропорции и «фамильное» стилевое решение весьма необычны. Мы говорим не о трех осях, а о кузове. Вот перед нами передняя часть автобуса. Ни о каком «биодизайне» даже речь идти не может. Стиль напоминает эдакий конструктивизм. Очень грамотно собраны в одно целое все элементы. Головной свет идет не из круглых маленьких фонарей в интегрированном бампере, а из тре-угольных блоков, расположенных в подоконном брусе.

Comil Campione 3.45

Треугольниками и малыми поверхностями решен и общий объем передка. Совершенно необычно объединены плоскости и привычные поверхности (стекло, например). И весь этот дизайнерский спектр стилевых находок венчает металлизированная пластина тщательно подобранной формы с отштампованной надписью «Comil». Впечатление очень сильное. В таком же стиле оформлена и задняя часть автобуса. Непривычно прямые линии и треугольники лишь подчеркивают необычность, неординарность стилевых решений и дизайн автобуса в целом. Что касается боковины кузова, здесь мало что нового можно придумать, но стремительная стрела серебристого цвета за дверью придает динамики всему автобусу. Талантливая работа и, действительно, подарок к юбилею.

Хотелось бы отметить простоту рабочего места водителя. То ли сил у дизайнеров не хватило, то ли не придали этому месту большого значения, но факт остается фактом – панель приборов и ее окружение слишком примитивны.

И еще несколько слов о продукции Comil. Фирма выпускает очень широкую гамму автобусов – от городских сочлененных низкопольных до 4-осных двухэтажных. Что ожидает их? Модернизация или полная смена внешнего вида? Время покажет...

Комментировать ... >>
Loading...