Опубликовано: ГП 06-2006

VW Crafter мастер на все руки

В. Титов

Недаром создатели нового семейства легких коммерческих автомобилей концерна Volkswagen дали им имя Crafter (в переводе с английского – «мастер»). Оснащенные только дизельными двигателями, они способны стать не только эффективными помощниками в городе, на внутренних перевозках и строительных площадках, но и благодаря возросшей до 5,0 т грузоподъемности осуществлять функции среднетоннажных автомобилей, перевозящих грузы по пригородным и междугородным трассам.

В Европе спрос на легкие коммерческие грузовики растет из года в год. Объяснение этому есть, и оно достаточно простое: в сфере транспортных услуг наблюдается бум, связанный с регистрацией и началом активной деятельности небольших частных компаний, осуществляющих доставку небольших по массам грузов по принципу «точно вовремя». Большая часть перевозок внутригородские и пригородные, включая быстрое обслуживание клиентов модных в последнее время Интернет-магазинов, – следствие расширения сферы услуг, предоставляемых населению многочисленными мастерскими, ремонтными службами, производителями продуктов питания и др.

Немало легких коммерческих грузовичков обслуживают строительные площадки, работают в службе техпомощи на дорогах, служат основой для создания на их шасси специализированных медицинских и прочих транспортных средств. В Германии, например, рынок услуг курьерской и срочной доставки грузов по сравнению с 1995 г. (по опубликованным отчетам за 2005 г.) удвоился по объему и достиг астрономической величины 16 млрд. евро. Естественно, все это способствовало увеличению выпуска малотоннажных грузовиков и обострению конкурентной борьбы между компаниями-производителями такой техники.

Грузовик с гидрокраном

Следует иметь в виду, что в ряде европейских стран вступили в силу запреты на движение большегрузных грузовых автомобилей с полной массой свыше 7,5 т в некоторых городах по дорогам, проходящим через густонаселенную застройку. В этой ситуации возрос спрос на все легкие коммерческие грузовики, и особенно на автомобили, вплотную подходящие к регламентируемому пределу полной массы, а именно на мощные «малотоннажники», способные перевозить до 5,0 т полезного груза.

Все эти факторы, учтенные маркетологами, легли в основу задания на разработку нового поколения коммерческих грузовиков Crafter.

Конкуренты объединяются

Учитывая, что с каждым годом технические требования к легким коммерческим автомобилям возрастают, а их объемы производства еще не достигли объемов производства массовых легковых автомобилей, европейские компании-производители вынуждены считаться с высокой стоимостью их разработки, постановки на производство и себестоимостью, что находит отражение в высокой цене. Для того чтобы на порядок снизить затраты и достичь большей рентабельности проекта, фирмы FIAT Auto, Peugeot и Citroёn еще в конце 1980-х годов договорились о совместной деятельности в этой сфере вплоть до постройки общего автозавода. Так появились известные семейства моделей FIAT Ducato, Peugeot Boxer и Citroёn Jumper, максимально унифицированные между собой, но предлагаемые фирменными дилерами в соответствии с согласованной маркетинговой стратегией.

Боковая погрузка европоддона

Другой более поздний пример: партнерство концернов General Motors, Renault-Nissan в осуществлении аналогичного проекта по выводу на рынок трех легких грузовиков Renault Master, Opel Movano и Nissan Interstar, собираемых на одном конвейере общего завода-производителя.

Положительный опыт подобного кооперирования не остался незамеченным руководством концернов Volkswagen и DaimlerChrysler, которые в 1995 г. начали выпуск унифицированных моделей Mercedes Benz Sprinter и VW LT35, различающихся дизайном передней части кузова и установленными на них силовыми агрегатами.

Новое семейство VW Crafter – детище специалистов двух этих компаний. Производство шасси и бортовых автомобилей налажено на автозаводе DaimlerChrysler в г. Людвигсфельде (в ГДР именно там собирали хорошо известные в нашей стране грузовики W50L), а фургоны и автобусы – на заводе того же концерна в г. Дюссельдорфе. По силовым агрегатам, трансмиссии и дизайну кабин различия между Crafter и Sprinter сохранились. Каждая из моделей имеет самобытный облик, при этом семейство Crafter комплектуют дизелями серии TDI производства концерна VW, механической коробкой передач с автоматизированным управлением (по заказу), оригинальной светотехникой, рулевым колесом с фирменной отделкой, такой же обивкой сидений и специальным набором бортовой электронной аппаратуры.

Новый автомобиль с давней традицией

У модели односкатные задние колеса

Создатели модели Crafter отмечают: за три десятилетия (с 1975 г.) на производстве сменилось только два поколения легких коммерческих грузовиков серии LT, что является доказательством успешной концепции этих автомобилей. 15 апреля 2005 года грузовик LT (Load Transporter) отметил тридцатый день рождения, и это хороший повод вспомнить о развитии его конструкции. Первое поколение моделей (1975 – 1995 гг.) отличали высокая грузоподъемность, бескапотная кабина, силовой агрегат, расположенный продольно, и привод на задние колеса. Самые легкие представители семейства (до LT40) оснащались передней независимой подвеской, для более тяжелых версий стандартными были жесткие балки мостов, подвешенные на рессорах. С 1995 г. второе поколение моделей LT (унифицированное по кузовам и шасси с семейством Mercedes-Benz Sprinter) имело капотную компоновку. Выбор версий значительно расширился, а с января 2002 г. дизельный двигатель TDI рабочим объемом 2,8 л и мощностью 158 л.с. стал основным базовым типом силовой установки всего модельного ряда. Создавая семейство Crafter, разработчики учли пожелания многочисленных водителей и владельцев прежних моделей и предложили новую версию будущего бестселлера, технически значительно усовершенствованную и более эффективную в эксплуатации.

Эти усовершенствования свелись к следующему. По сравнению с предыдущей версией грузовиков LT в модельном ряду Crafter расширен ряд модификаций, увеличена грузоподъемность автомобилей, повышены уровень безопасности и функциональность использования грузовых отсеков кузовов, улучшена управляемость, установлено более совершенное дополнительное оборудование в кабине, двигатели получили сажевые фильтры в базовой комплектации, появилась возможность автоматизации процесса переключения передач в трансмиссии.

Рычаг управления коробкой теперь на консоли

Коммерческий автомобиль высшего класса

Если учесть все варианты автомобилей, входящих в новое семейство Volkswagen Crafter, по грузоподъемности, по колесной базе, типам крыши (стандартная, высокая и очень высокая), предлагаемые двигатели и КП, общее число модификаций достигнет 378. Из них 178 – версии фургонов для доставки грузов, включая версии с универсальными кузовами, а 200 – модификации шасси и бортовых автомобилей.

Основные версии грузовиков – фургон, универсал и шасси с обычной или сдвоенной кабинами. Завод предлагает три варианта колесной базы (3250, 3665 и 4325 мм) автомобилей, четыре – длины кузова типа фургон, три – высоты крыши этих кузовов (1650, 1940 и 2140 мм), восемь – объема грузового отделения фургонов (от 7,5 до 17 м3 при грузоподъемности от 927 до 2668 кг), шесть вариантов бортовых платформ. По грузоподъемности автомобили делятся на 4 группы: с допустимой полной массой 3,0 т; 3,5 и 5,0 т, а также предлагается вариант с допустимой полной массой 4,6 т, укомплектованный односкатными задними колесами.

Для облегчения погрузочных работ ширина сдвижной двери для фургонов со средней и длинной колесной базой увеличена до 1300 мм, что позволило производить перекрестную загрузку европоддонов (высота пролета кузова равна 1820 мм). Применение односкатных задних колес на фургонах полной массой 4,6 т позволило увеличить расстояние между кожухами колес внутри кузова на 306 мм. В стандартной комплектации фургоны Crafter снабжают двустворчатыми задними дверями без окон, сплошной перегородкой грузового отсека и креплениями для груза, вмонтированными в пол. Дополнительное оборудование кузова: двустворчатые задние двери с окнами, дополненные электроподогревом, очиститель заднего стекла, петли, позволяющие открывать задние двери на угол 260°, правая сдвижная дверь, деревянный настил на полу грузового отсека, внутренняя обшивка боковых стенок фургона.

Трехместная кабина

Вместимость автобуса на базе модели Crafter – 9 человек, включая водителя, а полная масса – 3,5 т. На версию универсал или микроавтобус устанавливают в качестве стандартного оборудования окна с теплоизоляцией по всему салону, задние окна с подогревом стекол, внутреннюю обшивку крыши и боковых панелей кузова, деревянный настил пола с резиновым покрытием, оснащенные кабелем задние стойки с 12-вольтовыми розетками, специальный воздуховод в полу для отопления пассажирского помещения и др. Предлагаются различные типы сидений, имеющих ремни безопасности с инерционными катушками и регулируемые подголовники.

Стеклянный люк в крыше входит в заказное оборудование, за дополнительную плату на заводе установят поворотные боковые окна с электроприводом, сдвижную дверь слева, сдвоенное переднее сиденье с откидной секцией посередине, превращающей ее в столик, кондиционер и дополнительный отопитель.

Шасси автомобилей Crafter с одиночной или сдвоенной 6- или 7-местной кабиной поставляются в трех вариантах колесных баз. По заказу фирмы-изготовителя «домов на колесах» выпускается специальное шасси Podest без кабины водителя. Длина бортовой платформы варьирует от 2850 до 3400 мм при одинарной кабине, разрешенной полной массе 3,0 т и колесной базе 3250 или 3665 мм. При полной массе 3,5 т и базе от 3250 до 4325 мм устанавливают платформы длиной от 2850 до 4300 мм. Варианты с полной массой 5,0 т комплектуют платформами длиной 3600 мм (база – 3665 мм) или 4300 мм (база – 4325 мм). В четырехдверных сдвоенных кабинах есть просторные багажные отсеки под откидными сиденьями. Заднее сиденье четырехместное. Все сиденья оборудованы ремнями безопасности с инерционными катушками и регулируемыми по высоте подголовниками.

Комфорт в кабине даже для очень высоких

Внутри кузова фургона

Дизайнеры настолько серьезно поработали над эргономикой рабочего места водителя, что VW Crafter может претендовать на роль лидера по степени удобства управления для высоких мужчин. Если у конкурентов «расчетная» высота водителя ограничена 1,76 м, в моделях семейства Crafter этот показатель равен 1,94 м (!). По усилиям, прилагаемым к органам управления, новинка не уступает легковым автомобилям. Особую положительную реакцию у водителей вызвал переход на управление коробкой передач с помощью короткого рычага, размещенного в приливе панели приборов. Электростеклоподъемники входят в базовое оснащение, а вот регулируемая рулевая колонка устанавливается за дополнительную плату. Для размещения стопки документов формата А4 предусмотрено специальное отделение на приборной панели, закрываемое крышкой, среди других «полезных мелочей» – наличие подстаканника и мест крепления банок с напитками, вещевых карманов на дверях, включая держатели 1,5-литровой бутылки, удобные ниши для предметов массой до 5,0 кг над ветровым стеклом и пр.

Дизели VW TDI: мощные, экономичные, малотоксичные

Специально разработанные для коммерческих автомобилей Crafter 2,5-литровые 5-цилиндровые дизели с турбонаддувом (TDI) выпускаются с мощностью 88, 109, 136 и 164 л.с. Соответственно они развивают максимальный крутящий момент 220, 280, 300 и 350 Н·м. Дизели оснащены системой непосредственного впрыска топлива с общей топливной магистралью (common rail) третьего поколения, впрыск топлива осуществляется пьезофорсунками. Отличительной особенностью дизелей является их экономичность, долговечность (до 200 тыс. км пробега автомобиля) и малые затраты на техобслуживание.

Вариант со сдвоенной кабиной

Система питания common rail включает общую топливную магистраль, в которой топливо постоянно находится под большим давлением. В любой момент времени обеспечивается точная дозировка поступающего в цилиндр топлива, т.к. давление впрыска не зависит от частоты вращения коленвала и количества впрыскиваемой порции. Электронный блок управления регистрирует движение педали подачи топлива и текущее рабочее состояние дизеля. На основе многих данных, поступающих от датчиков, рассчитывается требуемое давление подачи топлива, продолжительность этой подачи и оптимальный момент для впрыска. Избыток топлива поступает обратно в топливный бак. Современные пьезофорсунки обеспечивают точную подачу мельчайших порций топлива, а также его распределение по камере сгорания. В итоге снижаются токсичность отработавших газов, шумность работы дизеля при уменьшении расхода топлива.

На дизелях TDI устанавливают турбонагнетатель с изменяемой геометрией турбины (лопатки турбины меняют свое положение в зависимости от давления отработавших газов), и эта конструктивная особенность обеспечивает постоянство давления наддуваемого воздуха при любых режимах работы двигателя. «Провалы» тяги на низких оборотах в этих дизелях полностью исключены.

Интересно, что водителю грузовиков Crafter нет необходимости проверять уровень масла в дизелях с помощью традиционного щупа. Двигатели оснастили специальным тепловым датчиком уровня масла, и в случае понижения уровня информация об этом поступает в кабину водителя (на приборной панели загорается контрольная лампочка).

В моторном отсеке очень тесно

Для защиты впускного коллектора и сажевого фильтра от закоксовывания двигатели укомплектованы циклонными фильтрами очистки воздуха. Они эффективно улавливают частицы масла, содержащиеся в картерных газах и вырывающиеся из камеры сгорания в картер двигателя. Применение циклонных фильтров увеличило срок службы сажевого фильтра до 200 тыс. км пробега, снизило расход масла и уровень токсичности выхлопных газов. Что касается конструкции сажевого фильтра, обеспечивающего выполнение норм токсичности в соответствии с требованиями стандарта Euro 4, то фильтр не требует никакого обслуживания, т.к. собранные им частицы периодически сжигаются в автоматическом режиме без участия водителя.

Как известно, рециркуляция отработавших газов позволяет существенно снизить содержание в них окиси азота. Объем рециркулирующих в камере сгорания отработавших газов в дизелях VW TDI регулируется, и газы охлаждаются в охладителе EGR. Применение данного устройства повышает эффективность рециркуляции, при этом EGR выполнен переключаемым. Для того чтобы быстрее привести в рабочее состояние каталитический нейтрализатор после холодного пуска дизеля или предотвратить понижение его температуры при движении с частыми остановками в городе, EGR способен прервать охлаждение отработанных газов с тем, чтобы потом, включившись в работу, эффективно и далее снижать уровень окислов азота.

других агрегатах и экономии

Внутренняя высота фургона 2140 мм

Семейство Crafter в базовом исполнении снабжают 6-ступенчатыми механическими коробками передач с тросовым приводом. На самые мощные версии возможна установка 6-ступенчатой коробки с автоматизированным переключением, при этом педаль сцепления на автомобилях становится ненужной. Водитель по своему усмотрению выбирает автоматический режим работы агрегата или ручной, и в первом случае о номере включенной передачи узнает только из информации на панели приборов. Ручной режим работы агрегата предусматривает принудительное перемещение рычага строго вперед или назад, что при отсутствии педали сцепления менее утомительно, чем работа с традиционным рычагом обычной механической коробки. Испытания подтвердили, что грузовики, эксплуатирующиеся в городе при задействованном автоматическом режиме трансмиссии, меньше расходуют топливо и имеют больший срок службы. По сравнению с широко применяемыми многими конкурентами гидромеханическими трансмиссиями механическая коробка с автоматизированным управлением дешевле и благодаря более высокому КПД способствует большей экономии топлива.

В стандартной комплектации все версии с 6-ступенчатыми механическими коробками комплектуют системой помощи при преодолении подъемов, задерживающей движение грузовика после включения первой передачи или передачи заднего хода ровно на три секунды. У водителя появляется время отпустить стояночный тормоз, прежде чем автомобиль покатится под гору. А руководит этим процессом электроника.

Вариант с платформой длиной 4300 мм

Автомобили Crafter снабжены передней независимой подвеской с упругим элементом в виде поперечной рессоры. Задняя подвеска – зависимая, рессорная. Дисковые тормоза, установленные на всех колесах, дополнены ABS и ESP – системой поддержания курсовой устойчивости, входящей в стандартную комплектацию.

Создателям новых легких грузовиков Crafter удалось значительно сократить время их пребывания на станциях технического обслуживания. Замену масла в дизелях рекомендуется производить каждые 40 тыс. км пробега, топливного фильтра – через 120 тыс. км, зубчатых ремней – через 200 тыс. км. Поликлиновые приводные ремни вообще не нуждаются в замене и отрабатывают весь срок службы автомобиля.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен