<<< Назад

Сам себе грузчик, сам себе укладчик

А. Калугин, фото А. Махотина

В Москве, в офисе компании «МАН Автомобили Россия», состоялась отгрузка спецавтомобиля на шасси MAN TGA 41.410 8x4 BB-WW с бортовой платформой длиной 6,5 м и краном-манипулятором Hiab XS 288EP-4 Hiduo – первым в России, оснащенным системой дистанционного управления. Машине предстоит работать в Санкт-Петербурге, на строительстве инженерных сетей.

Заказчик

Компания-заказчик «Юррос» с численностью 100 сотрудников постоянно увеличивает объем выполняемых подрядных работ. В настоящее время она располагает парком из нескольких десятков единиц техники. Среди специальных машин – экскаваторы-погрузчики JCB, экскаваторы Caterpillar. Из множества единиц колесной техники 25 шт. приходится на грузовики.

Их состав достаточно разношерстный: автокраны, топливозаправщики, «технички». Но объем работ и их специфика таковы, что у компании возникла необходимость покупки новой машины, причем импортной. После долгих размышлений и прикидок остановились на нынешнем варианте. Цена удовольствия с учетом НДС составила 178 000 евро. Недешево, но техника того стоит! Директор фирмы считает, что деньги использованы точно по назначению, поскольку машина будет регулярно приносить прибыль.

Шасси

Условия труда для водителя замечательные, поскольку эргономика и оснащение на высочайшем уровне

Платформа этого уникального в своем роде автомобиля сделана в Вене на заводе OAF Sonderfahrzeuge. Это специализированное предприятие выполняет заказы для всей Европы, и все они, разумеется, касаются техники и оборудования, устанавливаемого на грузовики MAN.

Выбор заказчиком данного базового грузовика был продиктован практическими соображениями. Предприятие уже имело опыт трехлетней эксплуатации тягача МАЗ-MAN. Правда, новому автомобилю предстоит уже не трейлеры таскать, а возить «на закорках» кран-манипулятор и бортовую платформу. Почему бортовую? Да потому, что это универсальное средство транспортировки. Хочешь – трубы клади, хочешь – «бытовку» для строителей ставь, хочешь – располагай инструмент и оборудование.

Для своих нужд компания решила взять шасси MAN TGA 41.410 8x4 BB-WW длиной 10 035 мм. Это автомобиль с оптимальной грузоподъемностью (20 т) и наибольшей допустимой общей массой (41 т). Колесная база составляет 4105 мм, передний свес – 1475 мм, задний – 1000 мм. При этом нагрузка на передние оси составляет 15 т, на задние – 26 т. Шины на всех осях одинаковые – 315/80 R22,5.

Приборную панель MAN TGA транспортники считают одной из самых практичных и информативных

Для шасси выбрана кабина LX с высокой крышей и одним спальным местом. Ее длина – 2280 мм, ширина – 2240 мм. Примечательная особенность – удлинители дверей. Эту опцию заказали преднамеренно, чтобы меньше грязи в кабину попадало. Кроме того, есть освещение ступенек, что удобно для работы в темное время суток. Как и на других версиях TGA, в оснащение входит открываемый снаружи и запираемый изнутри отсек, что очень удобно при работе на объекте или во время пребывания на стоянках – не нужно лишний раз хлопать дверью и забираться в кабину. Важный аспект для российских условий эксплуатации – передняя панель отпирается изнутри, что затрудняет доступ посторонних в моторный отсек. Есть и преграда несанкционированному проникновению в кабину в виде центрального замка с дистанционным управлением. В списке оснащения кабины – механический люк в крыше, зеркало обзора бордюра справа и солнцезащитный козырек над ветровым стеклом.

Автомобиль оборудован регулируемой рулевой колонкой с замком рулевого колеса и аварийным насосом рулевого управления. Кресло водителя комфортное, на пневмоподвеске, а вот сиденье напарника хотя и регулируемое, но все-таки статичное. Предположительно на этом автомобиле будет работать один водитель, так что дополнительные расходы сочли неуместными. В кабине установлены независимый воздушный отопитель Eberspacher D4S и кондиционер с автоматической регулировкой температуры. Для отдыха подготовлены подушка, матрац, круговая и диагональная шторки. К услугам водителя – выдвижной вещевой ящик, контейнер для мусора между сиденьями и багажный отсек в спальной полке. Дополнительный уют создают фирменное радио, лампа для чтения, ковровое покрытие.

Маска радиатора отпирается изнутри, что очень важно в российских условиях: доступ для чужаков затруднен

Чтобы эксплуатация дорогостоящей техники проходила правильно, в комплект включено руководство на русском языке. В систему охлаждения залит антифриз, сохраняющий свои свойства до –50 °С. Важные мелочи в комплекте поставки – 20-метровый шланг подкачки шин с манометром, домкрат на 25 т, две противоподкатные колодки.

На автомобиле с региональной спецификацией (для использования в северных странах и Восточной Европе) предусмотрен дополнительный обогреваемый фильтр очистки топлива с сепаратором, подогрев топливных фильтров, верхний воздухозаборник с фильтром-осушителем и фильтр с защитным элементом для тяжелых условий. Выхлоп выведен справа, труба направлена назад. При этом противошумные меры – без соответствия нормам ЕС. В спецификацию шасси входит подогрев механизма переключения. Кстати, на двигателе установлен электронный ограничитель скорости до 85 км/ч.

На машине использованы усиленные амортизаторы переднего моста, блокировка дифференциала заднего моста. Спецификацией предусмотрен повышенный дорожный просвет. На раме закреплен 400-литровый алюминиевый топливный бак с защитной пластиной. В комплектацию входит сетчатый фильтр и вентилируемая пробка топливного бака с врезным замком. На раме установлена круглая защита от подъезда сзади, пластиковый бампер со спойлером, траверса для сцепного устройства. В конструкции использована электронная тормозная система MAN BrakeMatic c системой ABS. Тормоза переднего моста дисковые, заднего – барабанные. Тормозные накладки безасбестовые. Имеется осушитель сжатого воздуха с обогревом.

Автомобиль был заказан с удлинителями дверей – и практичнее, и красивее

В общем, шасси для российских условий весьма и весьма приспособленное.

Бортовая платформа

Для выбранного автомобиля была заказана бортовая платформа-контейнеровоз производства Interpipe Van. Она имеет внушительные габаритные размеры, наиболее полно отвечающие характеру решаемых задач. Ее длина 6500 мм позволяет осуществлять транспортировку изделий из стали, чугуна, полипропилена, используемых при строительстве инженерных сетей. Благодаря ширине 2550 мм на платформе можно разместить трубы, колодцы, запорную арматуру. Высота бортов 1000 мм делает машину универсальной для перевозки целого спектра грузов.

Все борта сделаны откидными из алюминиевых досок, анодированных в естественный цвет. На внутренней стороне заднего борта предусмотрена откидная ступенька. Для удобства пользования и расширения спектра применения автомобиля все борта сделаны съемными. При желании можно снять и стойки бортов шведского производства (фирмы Kinnegrip). Как и другие элементы конструкции кузова, они окрашены в серебристый цвет. Петли бортов тоже импортного производства – от итальянской компании Pastope & Lombardi.

Пол платформы выстелен влагостойкой фанерой толщиной 27 мм. Поверх основания использовано нескользкое покрытие, повышающее уровень безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ и транспортировке грузов. Надрамник с каркасом основания выполнен из сварных стальных профилей под 20-футовый контейнер, он тоже серебристого цвета.

Ящик АКБ находится над ресиверами и вмещает две 12-вольтные батареи емкостью 225 А·ч

Электрооборудование бортовой платформы рассчитано на 24 В. Таким же током питаются задние и боковые габаритные огни красного и оранжевого цвета соответственно. Заводской комплектацией предусмотрены пластиковые крылья с брызговиками и противоподкатная боковая защита из алюминиевых профилей.

Компания Interpipe Van сотрудничает и с другими представительствами зарубежных производителей грузовой техники и устанавливает свои изделия на технику Renault, IVECO, Volvo, Mercedes-Benz, в основном, конечно, это самосвальные кузова. В 2005 г. их было изготовлено и установлено на шасси тяжелых грузовиков свыше 100 штук. План производства на 2006 г. – более 200 кузовов.

Кран-манипулЯтор

Важной составной частью нового транспортного средства является кран-манипулятор Hiab XS 288EP-4 Hiduo. Его базовый модуль Hiab 288 снабжен трехопорным мостом, стандартной колонной и масляной ванной в основании. Балки выносных опор с размахом 5,8 м выдвигаются с помощью гидравлики. Гидроцилиндры опор имеют поворотное крепление, а длина гидроцилиндров выносных опор составляет 1400 мм. Кстати, на всех цилиндрах есть гидрозамки.

Четырехсекционная телескопическая стрела имеет максимальный вылет 12,6 м и допускает предельную нагрузку 1860 кг. Для нее предусмотрен монтаж следующей секции, что позволяет увеличить возможности по выполнению определенных рабочих операций. При этом порядок телескопирования стандартный. На каждой секции сделан суппорт крюка. Предусмотрена также система траверс стрелы. На внешней стреле установлена мощная ксеноновая фара, облегчающая выполнение работ в условиях плохой погоды и темного времени суток.

Высота откидных съемных бортов из алюминиевых досок составляет 1000 мм

Комплектация базового модуля предусматривает маслобак емкостью 100 л, маслоохладитель, насос SC64 и монтажный комплект РВД. К фирменному оборудованию прилагается желтая жилетка оператора со светоотражающими наклейками. К слову, эта позиция в комплектном наборе прилагается к кранам Hiab (только не смейтесь) с 1 апреля прошлого года.

В конструкции крана-манипулятора используется пропорциональный гидрораспределитель Hiab V80R. Есть также клапан управления выносными опорами. Рабочая зона расположена со стороны аутригеров и составляет 420°. Поворотное устройство находится непосредственно в масляной ванне, что многократно увеличивает его ресурс. Рычаги управления размещены слева от кабины грузовика, есть и система дистанционного управления HiDrive. С ее помощью оператор может управлять краном, находясь на удалении от него, скажем, в непосредственной зоне выполняемых работ.

В целях обеспечения условий охраны труда на кране-манипуляторе применяется система безопасности Space 4000. Предусмотрена светозвуковая сигнализация к пульту дистанционного управления. Система включает функции защиты от перегрузки и автоматического бесступенчатого повышения грузоподъемности. Конструкторы позаботились о функции включения и выключения двигателя с пульта ДУ. Кроме того, в системе находится «черный ящик», фиксирующий параметры эксплуатационных режимов и нагрузок на всю установку.

Эксплуатация

Дополнительный обогреваемый фильтр очистки топлива с сепаратором

После передачи автомобиля заказчику в Москве он своим ходом ушел в Санкт-Петербург, а спустя несколько дней приступил к работе. Период «боевого крещения» импортной техники совпал с наступлением сильных холодов, и это внесло свои коррективы в особенности использования машины на объектах.

Исполнительный директор компании «Юррос» Олег Купцов лично провел инструктаж персонала, хотя навыков и аккуратности в работе тем, кому доверена дорогостоящая техника, не занимать. Пока столбик термометра держался выше отметки –25 °С, автомобиль заводился легко и включался в работу через считанные минуты после пуска двигателя. Когда ртутный столбик «нырнул» под значение –30 °С, проблем с пуском двигателя не возникло, а вот время подготовки оборудования машины к работе пришлось увеличить. В частности, потребовалось больше внимания уделять разогреву гидравлики крана-манипулятора. Из опыта известно, что из-за загустевания и большой тягучести масла в морозы гидравлика рвет шланги. Чтобы этого не случилось, ее потихоньку разогревали. Сначала насос несколько минут гонял масло, а уж потом начиналась работа.

Первые задачи, которые пришлось выполнять автомобилю в Северо-Западном регионе России – погрузка, доставка и разгрузка на объектах железобетонных колодцев, колец и труб. При этом машина за один раз позволяет брать 10 колец диаметром 1 м или 6 колец диаметром 1,5 м. Могло войти и 8 штук, но тогда пришлось бы оставлять открытым задний борт и возникли бы проблемы с креплением груза, а так все происходило при закрытых бортах. Высота бортов и габариты грузовой платформы позволяют размещать в кузове три железобетонные трубы диаметром 1 м длиной 5 или 6 м. Погрузка осуществляется довольно быстро – минут за 20. Это в случае, если водитель осуществляет операции с переносного пульта и одновременно выполняет роль стропальщика. А с помощником, способным застропить груз, работа идет быстрее.

Кран-манипулятор Hiab XS 288EP-4 Hiduo в транспортном положении

Новой машине уже довелось несколько раз перевозить 20-футовые контейнеры длиной 6 м и бытовые секционные помещения (строительные вагончики). Ширина «бытовки» обычно составляет 2,40...2,45 м, а вместе с высотой автомобильной платформы высота груза не превышает максимально разрешенные 4 м. Получается стандартный габарит, и специального разрешения на перевозку мобильных жилых помещений не требуется.

По словам мастера компании Николая Васильевича Шутова, сейчас машина занята на объектах не менее 8 часов в день. Чаще всего она возит железобетонные изделия с объекта на объект. Но есть и другой опыт ее применения: импортной технике довелось не только доставлять и выгружать, но и монтировать колодцы и трубы в траншее, благо такие технические возможности предусмотрены заводской спецификацией.

Нам самим довелось понаблюдать за работой автомобиля и оператора. Секундомер мы не включали, но и без него можем констатировать: готовится все быстро и работает техника – на загляденье. Чтобы поставить машину на «лапы», нужно примерно 5 мин., и пару минут, чтобы раскрыть борта, если есть такая необходимость. В общем, не более 10 мин. – и машина уже непосредственно в работе с грузом. Сотрудники компании замечают, что чаще всего борта оставляют в транспортном положении. Открывать их лишний раз нет никакой необходимости, поскольку груз высоко поднимать не приходится.

Неотъемлемый атрибут кранов с дистанционным управлением – вентилятор системы охлаждения в защитном корпусе

И директор фирмы, и специалисты очень довольны своим приобретением. Руководство – потому что автомобиль реально экономит средства и позволяет зарабатывать больше денег, сотрудники – потому что работать на такой технике – одно удовольствие. Простое сравнение доказывает эффективность использования подобной спецтехники. Судите сами. В обычных условиях пришлось бы задействовать две машины: бортовой полуприцеп и автокран. А здесь их заменяет один автомобиль. Он занимает меньше места и на стройплощадке, и на стоянке, чем та же «шаланда» с краном. Один автомобиль расходует меньше топлива, чем два, да и зарплату нужно платить одному водителю, а не двоим. При этом тот, кому доверена новая техника, работает в более комфортных условиях, а значит, меньше устает и трудится производительнее.

Реальную экономию в цифровом выражении на фирме не называют. И понять это можно: не говори «гоп», пока не перепрыгнешь... А в том, что это не последний импортный автомобиль в автопарке компании, ни директор, ни его подчиненные уже нисколько не сомневаются.

Комментировать ... >>
Loading...