Завод «Тонар». Прицепы – народу
История машиностроительного завода «Тонар» началась почти пятнадцать лет назад, 30 ноября 1990 года, когда два соучредителя небольшого кооператива решили наладить производство прицепов для легковых автомобилей. Название для фирмы – «Тонар» – было выбрано не случайно: оно расшифровывается как «товары – народу» и дает понять, на чем был основан финансовый расчет владельцев. Начали с простейших автомобильных прицепов, аналогичных выпускавшимся в то время на государственных предприятиях, затем фирма освоила производство более сложных моделей, в том числе предназначенных для коммерческого использования.
Ходовая часть из трех осей производства Тонар
Полуприцеп контейнеровоз
Самосвальный Тонар
Изотермические полуприцепы Тонар из «сэндвич-панелей» собственного производства
Тентованные полуприцепы Тонар со сдвижной крышей и бортами
Вскоре на заводе «Тонар» был налажен выпуск передвижных торговых точек на шасси автоприцепа собственной разработки. О том, насколько востребованной оказалась эта продукция, говорит тот факт, что только в Москве реализована половина из 30 000 произведенных прицепов. В 1997 году начался новый этап в развитии производства завода «Тонар». Завод освоил технологию изготовления «сэндвич-панелей» для изотермических кузовов, и на шасси Челябинского завода были построены первые изотермические полуприцепы. Однако «чужое» шасси не устраивало конструкторов «Тонара» по ряду характеристик, и было принято решение организовать собственное осевое производство... Люди и технологииНесомненное преимущество завода «Тонар», позволяющее ему успешно развиваться и конкурировать с отечественными и зарубежными производителями, – организация производства. После принятия решения о начале выпуска грузовых полуприцепов на «Тонаре» пришлось отстраивать заводские цеха, закупать новое оборудование, отлаживать технологические процессы. Это дало возможность с самого начала ориентироваться на применение прогрессивных методов организации и управления производством, использование современного оборудования и станочного парка. Автоматизированные рабочие места руководителей производственных участков были объединены разработанной специалистами завода информационной системой, позволяющей эффективно контролировать производственный процесс. Раскрой листовых металлических заготовок производится на установках плазменной и лазерной резки фирмы Trumpf с точностью до 0,1 мм, а все станки на заводе оснащены ЧПУ. Естественно, такое оборудование требует соответствующей культуры производства и уровня подготовки заводских специалистов, и на «Тонаре» этим вопросам уделяется самое пристальное внимание. Руководство завода «Тонар» прикладывает максимум усилий по привлечению на производство молодых специалистов непосредственно после окончания учебных заведений. В этом залог дальнейшего успешного развития всего предприятия. По законам рынкаСегодня завода «Тонар» выпускает все основные типы полуприцепов, в том числе тентованные (объемом от 86 до 106 м3), самосвальные, изотермические и контейнеровозы. Все они оснащаются ходовой частью, состоящей из трех осей собственного производства, сертифицированных под нагрузку 9 т при скорости 110 км/ч, с зависимой пневмоподвеской и двухконтурной тормозной системой. «Тонаровская» ось тяжелее своих аналогов примерно на 100 кг, что объясняется в первую очередь необходимостью усиления конструкции при эксплуатации на российских автодорогах, о качестве покрытия которых говорить не приходится. В осях завода «Тонар» применяют отечественные подшипники увеличенной грузоподъемности, а также широкие (200 мм) тормозные накладки, что повышает ресурс ходовой части. Характерной конструктивной особенностью полуприцепов завода «Тонар» является применение в их подвеске исключительно пневматических рессор. Объяснение простое: такие рессоры снижают вес всей конструкции и обеспечивают плавность хода, недостижимую для рессор других типов. Благодаря этому появляется возможность транспортировки с высокой степенью сохранности различных типов груза: от хрупкой бытовой техники до обычного металлопроката. Большинство полуприцепов завода «Тонар» имеют два шкворневых места – то есть могут эксплуатироваться с тягачами как американского, так и европейского производства. Все полуприцепы в обязательном порядке комплектуют АБС. В перспективе – оборудование полуприцепов электронными блоками, предотвращающими опрокидывание и складывание. В настоящее время на рынке прицепной техники наибольшим спросом пользуются тентованные полуприцепы объемом от 86 до 106 м3, длиной 13,6 и 16,3 м соответственно. Согласно заводской статистике, 80% сбыта приходится на полуприцепы объемом 102 и 106 м3. В конструкции широко используется оцинкованная сталь. Резиновые уплотнители нижней кромки бортов препятствуют попаданию влаги, что в сочетании с пневматической подвеской позволяет перевозить грузы с особыми требованиями доставки. Самой перспективной сейчас является конструкция полуприцепа со сдвижной крышей и бортами: производство достигает 15 штук в месяц и постоянно растет. В связи с этим раздвижные крыши и борта, которые ранее импортировались из Франции, решено с августа начать производить самим, приобретая за границей лишь направляющие профили. В целом полуприцепы завода «Тонар» не теряются на фоне зарубежных конкурентов, не уступают им ни по надежности, ни по эксплуатационным характеристикам. На заводе «Тонаре» ясно поняли следующее: отечественному потребителю важна не столько марка, сколько сервис и гарантии. И действительно: тем, кто эксплуатирует прицепы преимущественно в России, выгоднее иметь дело с техникой отечественного производства. Расчетный ресурс ходовой части полуприцепа «Тонар» на российских дорогах равняется 1 000 000 км, что в сочетании с двухлетней гарантией без ограничения пробега делает продукцию машиностроительного завода крайне привлекательной. |