<<< Назад

Путешествие Volvo из Екатеринбурга через Уфу в Москву

К. Ушанов, фото автора

Сказать, что мне повезло больше, чем моим коллегам Александру Ерохину и Алексею Виноградову, проехавшим на грузовиках Volvo по городам Сибири, значит не сказать ничего. Вообще-то изначальным моим желанием было пройти весь маршрут, но специфика работы не позволяет отлучаться из редакции более чем на неделю. Но моя часть пробега от Екатеринбурга через Уфу до Москвы должна была стать, и стала самой привлекательной. Маршрут проходил через горы Урала, да еще и через три республики: Башкортостан, Татарию и Чувашию.

Поскольку мои коллеги, проходя свои участки маршрута, опробовали и Volvo FH16, и Volvo FH12 зеленоградской сборки, мне вменялась более «скромная» задача – познакомиться в пути с малогабаритным фургоном Volvo FL6 и трехосным самосвалом Volvo FM12.

21 июня состоялась екатеринбургская презентация грузовиков Volvo на территории старого аэропорта. На «пассажирском перроне» уже все было готово для представления машин. Вымытые пробегово-демонстрационные автомобили сияли на жарком уральском солнышке, а водители (они же инструкторы тест-драйва) отдыхали под зонтиком пласт-массового «столового гарнитура», ожидая команды к началу тест-драйва. Я не ошибся, водители действительно отдыхали, поскольку, как оказалось в дальнейшем, они работали еще и грузчиками и монтажниками демонстрационного оборудования, которое везли с собой в демоавтомобилях.

Как только стали подъезжать первые гости, автомобили отправились на исходную позицию. Прозвучали фанфары и... Все пошло по уже накатанному в городах Сибири сценарию: на рулежной дорожке появляется флагман Volvo FH16 с груженым полуприцепом, дальше вереницей – самосвал FM12, развозной FL и тягач без полуприцепа FH12 российской сборки. Короткий официоз и тест-драйв начался. Пока одна часть гостей примерялась к автомобилям, другая развлекалась соревнованиями игрушечных машинок с дистанционным управлением, кроссвордами, викторинами и «шведским» столом.

Надо сказать, что интерес к грузовикам Volvo в Екатеринбурге велик. Ведь что такое Урал для России? Прежде всего, это всероссийская кладовая с рудниками и приисками. Кроме того, это металлургический и машиностроительный регион. И еще граница Европы и Азии. Соответственно, здесь сильно развиты автомобильные перевозки, как междугородные, так и городские. А Volvo Trucks представила на тест-драйв основную гамму своих грузовиков, необходимых краю. И не удивительно, что специалисты компании на протяжении всего тест-драйва были постоянно заняты с осаждавшими их потенциальными покупателями.

Даже после официального завершения презентации заинтересованным лицам предоставили дополнительную возможность проехать на автомобилях. Пока клиенты «до-катывали» свой интерес, на площадке уже шли работы по демонтажу и загрузке в кузов Volvo FL презентационного оборудования.

Во время погрузки познакомился с водителями. Поразила их слаженность в работе. Без лишних слов и суеты все предметы праздника были уложены в среднетоннажник. Я и мои коллеги (а их было еще несколько человек) были, как говорится, «на подхвате». В демонтаже оборудования и его погрузке все оказалось настолько отработано, что через несколько минут мы были готовы отправиться в Уфу, следующий пункт маршрута. Правда, пришлось подождать, пока один из потенциальных клиентов еще раз опробует грузовики, находясь за рулём.

Водители машин в ускоренном темпе проехали почти по всем основным городам Сибири, и работали инструкторами на всех тест-драйвах. А это, надо сказать, очень не легкое дело. По себе знаю: был инструктором в 2003 г. на презентации. В общем только около восьми вечера по местному времени (разница с московским 2 часа в плюсе) колонна отправилась в сторону столицы Башкортостана. Возглавлял кавалькаду 38-тонный автопоезд с тягачом Volvo FH16, следом за ним шел самосвал FM12, далее фургон FL и замыкал всю эту процессию зеленоградский Volvo FH12 с одноосным полуприцепом-офисом. «Моим» автомобилем до Уфы стал фургон FL.

Выехав из Екатеринбурга, поменявшись местами с водителем, которого звали Александр и, обустроив под себя рабочее место, я вместе со всей колонной продолжил путь по полуравнинной дороге Предуралья со стороны Сибири. Предварительно договорились с водителями, что мы, журналисты, ведем машины до начала горной дороги. Затем они опять садятся за руль.

И так, я за рулем Volvo FL6. Регулировать под себя сиденье оказалось излишне, поскольку и по росту, и по комплекции, я оказался одинаковым с Александром. Только регулировка руля и все. В ней мне больше всего понравился фиксатор – небольшая педаль рядом с основным педальным блоком, такая же, как и на всех грузовиках Volvo. Нажал и регулируй под себя наклон и высоту руля. Не надо никаких пневмоклавиш или рычажков. Очень удобно.

Сразу, как только тронулся с места, обратил внимание на некоторые факты. Первое: легкая педаль сцепления, видимо, из-за того, что в самой системе установлен усилитель. Второе: отличное включение передач. Третье: хорошая стартовая динамика. Несмотря даже на то, что в фургоне около 4 т демонстрационного оборудования. Этот факт весьма примечателен, поскольку этот небольшой по габаритам (колесная база 3 400 мм) среднетоннажник создан для городских условий. Турбонаддувного дизеля мощностью 180 л.с. для этих целей вполне достаточно. Но для таких вот дальних магистральных поездок он слабоват. Как только идущий впереди самосвал набирал скорость, приходилось делать перегазовку и включать пониженную передачу, чтобы его догнать или, по крайней мере, не отстать.

Управляемость FL тоже на высоте. Прекрасная обзорность и отменная маневренность. Кабина рефрижератора оснащена очень эффективной системой вентиляции и кондиционером (это помимо потолочного люка). Во всяком случае, стоя в жару в очередном московском заторе, водителю и пассажиру можно себя чувствовать вполне комфортно.

А еще автомобиль оснащен сотовым телефоном: застрял где-то в пробке или на погрузке-разгрузке, позвонил диспетчеру или клиенту, предупредил о задержке. Правильная задумка специалистов Volvo.

Чего не любит шведский среднетоннажник, так это нашу отечественную колейность на дороге. Удерживать курс сразу становится очень трудно. На глубоких колеях в асфальте дело доходило до «выбрасывания» автомобиля из них либо на встречную полосу, либо на обочину. Даже при очень хорошем гидроусилителе руки уставали от напряжения держать автомобиль на дороге. Это еще раз доказывает его городскую сущность.

Проезжая через горы оценил пассажирское сиденье, и оно не порадовало. Оказалось, что у него отсутствует регулировка подрессоривания. Горные дороги Урала оказались отвратительными, и на каждой крупной колдобине сиденье подбрасывало меня чуть ли не до потолка. Неприятное ощущение, особенно для тех, кто перед поездкой покушал.

Основную часть дороги по Уралу наша колонна прошла в темное время суток. Останавливались на отдых только возле стелы «Европа-Азия», а Златоуст, город металлургов, проехали не останавливаясь.

Старший в бригаде водителей Алексей, шедший за рулем FH16 во главе колонны, принял решение переночевать в поселке Сим. Водители остались спать в машинах, а мы с коллегой сняли небольшой номер в мотеле по соседству со стоянкой.

На следующий день решили после завтрака немного отдохнуть. Тем более что до Уфы оставалось чуть больше 120 км. И можно было наблюдать за движением транспорта, проходящего через Урал. Отечественных грузовиков, конечно, было больше, чем импортных. И практически все перегружены. Особенно этим отличались КамАЗы. Ползли в горки еле-еле, собирая за собой огромные вереницы, поскольку обгонять в горах трудно. Очень много автовозов с подержанными легковушками, в основном немецкого производства, с казахскими и литовскими номерами. Туда с автомобилями, обратно – порожняком. Довольно часто попадаются «американцы» и МАЗы нового поколения.

Отдохнув, решили продолжить путь к столице Башкортостана, но не тут-то было: дорогу перегородил табун лошадей. Пришлось ждать, пока он самостоятельно уйдет: если корову на дороге можно напугать звуковым сигналом, то лошадь на него не реагирует. Я, например, впервые столкнулся с таким явлением. Видимо здесь лошадь – священное животное, как корова в Индии.

В Уфе наш караван долго плутал по окраинным улицам, разыскивая нужную нам автобазу, обладающую автомойкой, способной вымыть сразу целый автопоезд. Водители остались смывать дорожную пыль с машин, а мы отправились в гостиницу «Россия». Ужасная жара стояла над городом сизым маревом, и прохладный душ перед сном входил в обязательную программу.

Следующий день был свободным, и я решил посвятить его знакомству с городом. Тем более что во время работы на АЗЛК мне приходилось бывать на Уфимском моторном заводе, где выпускали двигатели для «Москвичей». Но города я тогда не видел: завод – гостиница, гостиница – завод. А сейчас, побродив по городу, обнаружил, что Уфа современный мегаполис, очень чистый, с множеством зеленых массивов. Историческая часть города бережно сохраняется, и одновременно строятся новые микрорайоны. В основном, это современные здания оригинальной конструкции и планировки.

Поскольку город разбросан «островками-микрорайонами», то пассажирский транспорт играет здесь важную роль. Естественно, это, в первую очередь, «Газели»-маршрутки. Далее идут ПАЗы, в том числе и «Авроры», НефАЗы и старенькие ЛиАЗы да «Икарусы». Импортных автобусов замечено не было. Троллейбусы, в основном, завода Урицкого из Энгельса. Но довольно много машин производства местного ОАО «Башкирские троллейбусы». И очень большая и разветвленная трамвайная сеть.

На следующий день отправляемся на презентационную площадку. Ею оказался небольшой участок строящейся автомагистрали, и тест-драйв проводили без прекращения строительных работ. При этом самосвал Volvo FM выгодно отличался от снующих туда сюда КамАЗов и МАЗов.

А программа презентации не претерпела никаких изменений: «всё как в прошлый раз». А затем снова быстрые сборы и колонна выбирается из жаркой Уфы на трассу, ведущую в сторону дома, в сторону Москвы.

Наши водители решают идти домой без остановок даже ночью, благо можно «меняться рулями». Мое место на сей раз в кабине самосвала, вместе с его водителем Сергеем. Отъехав от Уфы километров 50, сажусь за руль, он – на пассажирское сиденье.

Самосвал Volvo FM12 6х4 – это трехосный самосвал с дневной кабиной, высокой задней тележкой, блокируемыми дифференциалами и механической двухрядной 8-ступенчатой коробкой передач. Конечно, эта машина тоже не предназначена для длительных магистральных передвижений. Стройка и карьер – вот его стихия. И свои способности он хорошо продемонстрировал в Новокузнецке. Если уж он груженый показывал великолепные ходовые качества, то о пустом автомобиле и говорить не приходится.

Благодаря мощному 420-сильному дизелю, при разгоне меня просто вдавило в спинку сиденья. Трудно сказать, какая у него была бы максимальная скорость, но на 90км/ч срабатывал электронный ограничитель. Динамика у FM12 великолепная – как разгона, так и торможения. При этом легко и точно включаются передачи. Руль легкий, удобный. Управлять машиной одно удовольствие, как легковой, несмотря на то, что сзади у него кузов, вмещающий 20 т груза.

Кстати, о кузове. В прошлогоднем пробеге из Москвы до Санкт-Петербурга на самосвале Volvo FM9 8х4 стоял кузов «Бецема». И на ходу он постоянно громыхал. На этом FM12 кузова не было слышно, словно его сзади и нет.

На машине установлена электронная система контроля за работой всех агрегатов. Информация отображается на дисплее, расположенном на комбинации приборов. Такими системами оборудованы все автомобили, участвующие в поездке. В ее эффективности довелось убедиться, не доезжая города Вязники, что под Владимиром.

За рулем был Сергей. В связи со строительными работами на нижегородской трассе, все автомобили еле двигались. Дорога – ужас, да еще дождь поливает не переставая. Вдруг Сергей сворачивает на обочину. Оказалось, что на дисплее появилась информация о неисправности воздушного фильтра – в него тополиный пух забился. Прочистили фильтр, тревожная информация исчезла, и мы поехали дальше.

Особых приключений в дороге не было. Разве что перед Набережными Челнами получился, как говорят, «затык». После ремонта строители не положили асфальт, и образовался большой гравийный прогал, причем на подъёме, после небольшого мостика. Перед подъёмом уже стояла одна фура, но Алексей, объехав ее, решил, что FH16 этот подъем одолеет. Но попытка не удалась: в какой-то момент задние колеса тягача забуксовали.

Пришлось Алексею аккуратно съезжать задом вниз, а там уже несколько фур собралось. Вторая попытка. Он разогнался, и... выбрался на нормальный асфальт. Вот уж воистину, на дальней дистанции лишних «лошадей» не бывает.

Еще одна вещь немного удивила. На выезде из Набережных Челнов наткнулись на сбор денег за проезд по плотине через Каму. Так сказать, бизнес по-татарски. Объезжать-то не будешь! Не пыльный, однако, способ заработать денег «на поддержание штанов» плотины.

В старину Петр I озаботился не пускать шведов в Россию «ни морем, ни посуху», потому как с мечом шли. Теперь же шведские грузовики безо всякого оружия не только Европейскую часть России покорили, но и Сибирь с Уралом.

Результаты этого пробега ЗАО «Вольво Восток» в полной мере ощутит позже. А пока готовится еще один демотур Volvo, только теперь по Европейской части России. Будем надеяться, что и он даст положительные результаты. Ведь грузовики Volvo очень хорошо подходят для эксплуатации в России.

И, в заключение. Участвовавшие в пробеге сотрудники нашей редакции благодарят за предоставленную возможность участия в демотуре представителя по связям с общественностью ЗАО «Вольво Восток» Наталью Алешину, менеджера Анастасию Михееву и регионального представителя «Вольво Трак Корпорейшн» в Новосибирске Алексея Елисеева, менеджера Наталью Куценко, помощника торгового представителя по Уралу и Сибири Елену Ватолину.

Комментировать ... >>
Loading...