<<< Назад

Потомки голландских мастеров

М. Раллиев, фото Д. Нестерова

Cбылось! Дождались! DAF провел презентацию своих автомобилей в России! Мероприятие состоялось на автополигоне ФГУП НИЦИАМТ. Если быть точным, то презентовали один «седельник» DAF FT CF85 340, а для сравнения были представлены еще две модификации тягачей: DAF FT 95 XF и DAF FT CF85 380.

Грузовики DAF не так широко известны в России, как, например, Scania, Mercedes-Benz, Volvo или IVECO. На дорогах страны эти автомобили из Эйндховена попадаются не очень часто. В основном это седельные тягачи «не первой свежести», т.е. б/у. Именно поэтому презентация новой модификации DAF для автожурналистской братии имела значение.

 

Компания DAF одна из старейших фирм-автопроизводителей в Европе. В 1928 году в помещении бывшей пивной в Эйндховене братья Хуберт Йозеф и Виллем Антоний Винсент ван Дорне (более известные как Хуб и Вим) открыли механическую мастерскую, где собирали металлические шкафы, окна и лестницы. Позже стали изготовлять конные, тракторные и, наконец, автомобильные прицепы.

Название DAF фирма получила в 1932 году – «Фабрика прицепов братьев Дорне» (Van Doorne’s Aanhangwagenfabiek). С 1934 года DAF стала специализироваться на производстве полуприцепов с четырьмя задними колесами, установленными попарно на поперечных рессорах.

Первый грузовик DAF начали разрабатывать в 1940 году, а через восемь лет он воплотился в две опытные бескапотные машины DT5 и DT10 грузоподъемностью 5 и 10 т, с приводом на передние колеса, низкой рамой и обтекаемой кабиной с секционным ветровым стеклом.

Расположение коммуникаций на DAF CF85 380

Сначала автостроители из Эйндховена комплектовали свои машины карбюраторными и дизельными моторами «Геркулес» (Hercules) рабочим объемом 4,0...4,9 л и мощностью 82...102 л.с. или английскими дизелями «Перкинс» (Perkins) мощностью 70...83 л.с.

Так начиналась история одного из ведущих и, видимо, самого оригинального производителя грузовой техники из Нидерландов – компании DAF. Почему оригинального? Да потому что, если перелистать страницы истории голландского автопроизводителя, получится очень приличный модельный ряд грузовиков и автобусов, многие из которых были неординарны и по дизайну, и по конструкции шасси и трансмиссии.

Например, модели низкорамного бортового грузовика DAF T13/2DA (4х2) выпуска 1966 года и тяжелого самосвала DAF NAT 2505DKA (6х4) 1973 года определенно указывают на американский стиль дизайна кабины капотной компоновки. Когда европейские автопроизводители грузовиков трудились над обтекаемыми формами бескапотных кабин, DAF представил (в 1962 году) принципиально новую серию А2600 полной массой 16...19 т с вместительной и удобной кабиной, с модной в то время передней облицовкой с четырьмя фарами и увеличенной площадью остекления за счет... четырехсекционного ветрового стекла.

Все зеркала с электроподогревом

Год спустя появилась унифицированная серия А2300 полной массой 15,4 т с той же кабиной. Автомобили с новой сварной рамой оснащали рессорной подвеской с передними телескопическими гидроамортизаторами двойного действия, 2-контурным пневматическим приводом тормозов и рулевым механизмом с гидроусилителем. Эти грузовики, несмотря на неказистую кабину, стали очень популярны в Европе и принесли голландской фирме всемирное признание.

В 1958 году аббревиатура DAF получила новую трактовку: фирма была переименована в автомобильную и стала называться «Van Doorne’s Automobile Fabriek». Интересно, что грузовая фирма в этот год создала небольшую легковую машину DAF-600. И опять эксперимент. Помимо 2-цилиндрового оппозитного двигателя воздушного охлаждения (590 см3, 22 л.с.), автомобиль отличался необычной автоматической клиноременной трансмиссией «Вариоматик» (Variomatic). Впоследствии появилось огромное количество моделей и модификаций легкового автомобиля DAF, в том числе пикапы и фургоны. Их выпуск продолжался до 1980 года. В 1967 году появился маленький грузовичок «Пони» (Pony) полной массой 1,6 т. Он был создан на базе агрегатов легкового автомобиля DAF-33, который имел 2-цилиндровый двигатель (850 см3, 40 л.с.) и все ту же трансмиссию Variomatic.

Сиденье водителя на пневмоподвеске имеет комплект регулировок

Еще один очень серьезный эксперимент компании DAF – гоночный грузовик для ралли-марафона «Париж – Дакар». Это уникальный грузовик. На свой первый старт он вышел в 1984 году и сразу получил прозвище «Чудовище». Экземпляр DAF-FAV 3300KX2 весил при полной массе 13 т, оснащался двумя двигателями мощностью 340 и 420 л.с. и развивал скорость 160 км/ч. Этот монстр имел две кабины – спереди и сзади. Из-за своего несуразного вида раллийный DAF и получил свое прозвище. Однако такое «чудо» не могло показывать хорошие спортивные результаты, и в 1986 году на старт ралли-марафона вышел нормальный классический бескапотный грузовик DAF FAV 3600DKX2 Turbo Twin II с двумя моторами по 495 л.с. Именно на серийном грузовике был впервые в мире превзойден рубеж скорости 200 км/ч.

Осенью 1996 года американская машиностроительная корпорация «Paccar» выкупила 100% акций DAF, став ее полноправным владельцем. Тем не менее компания DAF, выпуская в среднем 25 тысяч автомобилей в год, остается одним из крупнейших в мире производителем средних и тяжелых грузовиков.

На презентации были представлены четыре автомобиля DAF: два тягача серии XF и два тягача серии CF.

Тягачи серии XF в России известны уже давно, поскольку их выпуск начался в 1998 году. По нашим дорогам ходят в основном тягачи в подержанном варианте, приобретенные перевозчиками где-нибудь в Европе. Сегодня такие автомобили можно купить и в России. Это наиболее мощные машины модельного ряда DAF для транспортировки груза на дальние расстояния, оснащенные дизельными двигателями Cummins мощностью от 381 до 530 л.с.

Задняя часть двигателя CF85 340 закрыта кожухом

Презентационные машины имели двигатели средней мощности – 480 л.с. Этого оказалось достаточно, чтобы почувствовать силу и хорошую тяговитость голландского тягача. По экологическим нормам двигатель сертифицирован как Euro 2.

Самая большая «достопримечательность» XF – кабина. Ее внутренний объем составляет 10 м3. Весьма приличное помещение, если учесть высоту от пола до потолка 2255 мм. Сравнивать эту кабину по внутреннему объему практически не с чем (не считая американских «квартир на колесах»). Даже два спальных места отличаются по ширине от тягачей других автопроизводителей – 810 мм.

Рабочее место водителя удобно. Сиденье на пневмоподвеске со всеми необходимыми регулировками и регулируемая по высоте и углу наклона рулевая колонка, так что водитель любого роста и комплекции может очень комфортно устроиться за рулем. Кстати, пассажирское кресло тоже на пневмоподвеске и имеет такое же количество регулировок, что и водительское. В общем, кабина удобная и внушает уверенность, и придает солидности на дороге. И не только водителю, но и остальным участникам движения. Задняя пневмоподвеска позволяет регулировать высоту рамы и, естественно, сцепного седельного устройства.

Силовой агрегат DAF

Даже на сегодняшний день автомобили DAF серии XF являются современными магистральными тягачами, если не считать, что рабочие тормоза имеют барабанную систему. А ведь в 1998 году DAF 95XF получил заслуженное звание «Грузовик года».

Два других автомобиля можно считать новинками, правда, только для российского рынка, поскольку выпускать их начали в 2000 году. Это тягачи DAF серии CF. У них современный дизайн кабины, причем кабины у этих автомобилей разные по высоте: у CF85 340 – низкая, у CF85 380 – высокая. И дизельными моторами они оснащены разными, но только по мощности – 340 и 381 л.с. Это самые маломощные тягачи серии CF.

Однако на комфорте кабин это не сказывается, поскольку удобства для водителя и пассажира (скорее всего сменщика) важны для большей производительности, вне зависимости от мощности двигателя. И хотя пассажирское сиденье фиксированное, у него есть комплект регулировок. А водительское – на пневмоподвеске со всеми регулировками. Добавим к этому пневморегулировку рулевой колонки по высоте и углу наклона – и формула комфортного управления автомобилем готова.

В кабину голландских грузовиков удобно садиться

Травмобезопасная панель спроектирована компактно и не перегружена приборами. В некоторых случаях она может быть декорирована «под дерево». Комбинация приборов очень четко вписывается в верхний сектор рулевого колеса и оснащена жидкокристаллическим информационным дисплеем.

В интерьере чувствуется стремление конструкторов DAF к максимальному комфорту начала нового тысячелетия. Анатомические сиденья, удобное расположение рычага КП, под подушкой нижнего спального места вещевые ящики, холодильник, на панели приборов столик с подстаканниками. Почти полный комфорт пятилетней давности. Прибавим к этому электрические стеклоподъемники, электроподогрев и электропривод зеркал. В высокой кабине вещевые ящики расположены еще и в потолочной части.

Задняя подвеска у обеих машин пневматическая с регулировкой по высоте. Не изменился моторный тормоз, который остался в системе выпуска. Зато тормоза стали дисковыми, и к системе ABS прибавилась еще одна система – EBS. Несмотря на то, что моторы у голландских тягачей разные по мощности, они имеют прекрасную динамику и отличное управление.

Одним словом, хотя тягачи DAF и не последних выпусков, но показали, что являются грузовиками, отвечающими современным требованиям к комфорту и техническим комплектациям.

 

Комментировать ... >>
Loading...