<<< Назад

Вторая жизнь ЛиАЗ-677

Михаил Морозов (г. Нижний Новгород), фото автора и Борского авторемонтного завода

В 1967 году на Ликинском автобусном заводе было налажено серийное производство автобусов ЛиАЗ-677. Машина получилась удачной и по тем временам казалась верхом совершенства. На ее базе были созданы северная, пригородная, перронная, укороченная, экскурсионная модификации. С 1982 года появилась усовершенствованная модель ЛиАЗ-677М, но изменения коснулись в основном внешнего вида. Выпуск модели продолжался на Ликинском заводе до 1994 года и чуть дольше на Яхромском и Борском автозаводах. Казалось, машина, с которой связаны воспоминания многих из нас, умерла, но…

С приходом эпохи рыночных отношений многие предприятия, в том числе и транспортные, оказались «за бортом». ЛиАЗ-677, составлявшие основу практически любого автобусного парка старели и приходили в негодность, а взамен ничего не покупалось. Не было денег. С каждым днем все меньше автобусов выходило на линию, а образовавшуюся на рынке пассажирских перевозок пустоту заняли многочисленные частники, отнимающие у автобусных парков большую часть дохода. В крупных городах проблема стоит не так остро, так как на смену «677-м» приходят в основном ЛиАЗ-5256, стоимость которых по меркам бюджета большого города не столь высока. А что делать эксплуатантам, не имеющим возможность закупать «5256-е» по 2,5 млн. руб. за единицу, но имеющим с советских времен ремонтную базу для ЛиАЗ-677? Каждый выбирал свой путь, начиная с замены ЛиАЗов на «пазики» и заканчивая признанием парка банкротом и продажей территории под платную автостоянку и сервис. Но некоторые предприятия продолжали эксплуатировать машины ЛиАЗ-677 и проводили им капитальный ремонт. Это было обусловлено несколькими причинами:отсутствие средств на закупку новых автобусов большого класса;неприемлемость замены больших автобусов на ПАЗы и «ГАЗели»;применение накопленных работниками знаний и умений и технологической оснастки для уже освоенного ремонта автобусов ЛиАЗ-677.В России немного предприятий, занимающихся ремонтом «677-х». Меня привлекли автобусы, прошедшие капитальный ремонт на Борском авторемонтном заводе. Кузовные работы и отделка салона были выполнены с высоким качеством. А когда проехал на одной из борских машин, я заметил, что вместо ГМП-2 на автобусе была применена механическая коробка передач от автомобиля ЗИЛ-130. По словам водителя, машину из капитального ремонта он получил около года назад. Качеством ремонта доволен и сказал, что на заводе помимо кузовного можно выполнить практически любой ремонт по заказу клиента. Другой водитель рассказал о своей машине. Ее купили в одном автобусном парке Нижнего Новгорода и отправли на капитальный ремонт на Борский авторемзавод. Там перебрали двигатель, заменили штатную ГМП-2 на механическую КП (более удобную для работы на пригородном маршруте), установили пневмогидроусилитель сцепления (от КамАЗа). Был проведен полный кузовной ремонт с установкой новых кузовных панелей, люков и дверей и деталей фермы автобуса. Машина вышла из капремонта в 2002-м и по сей день успешно трудится на загруженном пригородном маршруте. Пробег за 5,5 лет составил более 500 тыс. км, при этом салон сохранился неплохо, а внешне возраст машины выдают лишь заплатки на колесных арках и облезающая от дорожной соли краска. Но и здесь я не переставал удивляться. Вырвавшись из городских пробок этот ЛиАЗ-677 («под завязку» набитый народом), с легкостью выдал 80 км/ч (и это автобус 1981 года выпуска!).После этого я решил посетить Борский авторемзавод, чтобы лично увидеть производство, узнать о различных вариантах ремонта и о стоимости (ведь качество, как я сам смог убедиться, на высоком уровне).В один из дней я, договорившись с директором завода Грибовым Александром Михайловичем, выехал в Бор. На заводе меня встретили радушно. Александр Михайлович рассказал, что на заводе кроме автобусов ЛиАЗ-677 принимают на капитальный ремонт ЛиАЗ-5256, ЛАЗ-695, ПАЗ-3205, -4230 «Аврора» и -4234. Для автобусов ЛиАЗ-677 завод производит ремонт всех агрегатов, кроме ГМП (но в случае крупного заказа, борчане готовы выполнить ремонт этого узла) любой сложности. Помимо ремонта возможна установка новых узлов и агрегатов. Кроме того, завод официально уполномочен оснащать ЛиАЗ-677 вместо ГМП механической КП, на что есть все документы, т. е. регистрация в ГАИ переоборудованного автобуса не вызовет сложностей.Мне рассказали, что в советские времена на Бору массово выполняли капремонт автобусов ЛиАЗ и ЛАЗ и собирали новые ЛиАЗ-677 из комплектов, поставлявшихся с Ликинского завода. Александр Михайлович также заметил, что завод испытывает некоторые сложности с ремонтом автобусов ЛиАЗ-677, так как выпуск машин прекращен еще в 1994 году, в связи с чем непросто найти некоторые запчасти и кузовные детали, но тем не менее завод старается выполнять ремонт на должном уровне.Потом мне показали ремонтные площади завода. Ничего необычного я там не заметил, пока не оказался в цехе окраски. Я не предполагал, что при капитальном ремонте такое внимание уделяется окраске. Согласитесь, зная, что на некоторых автозаводах новые-то машины красят практически на «голое» железо, удивительно видеть, что при капитальном ремонте автобус сначала грунтуют в 2 слоя (вначале фосфатирующим, а затем полиуретановым грунтом), потом красят эмалью в 2 слоя и сушат при высокой температуре в специальной камере! Кроме того, на заводе проводится антикоррозийная обработка кузова импортными или отечественными составами (в зависимости от пожеланий клиента).Осмотрев завод, я поинтересовался ценами на ремонт автобусов. Мне предоставили прайс-лист, из которого следовало, что минимальная стоимость капитального ремонта автобуса ЛиАЗ-677 320 тыс. руб. (минимальный перечень работ по капитальному ремонту с применением отечественных материалов), что тоже не может не удивить, так как я убедился, что ремонтируют автобусы борчане на совесть. Переоборудование автобуса ЛиАЗ-677 с автоматической на механическую КП будет порядка 80 тыс. руб. (в эту сумму входит оформление документов, установка коробки, сцепления и ПГУ к нему, а также дополнительной промежуточной опоры карданного вала). Путем несложных действий на калькуляторе я посчитал что, пригнав умирающий ЛиАЗ-677 с ГМП, через 1,5 месяца можно за 440 тыс. руб. получить ЛиАЗ-677 с КП, новым кузовом, обработанным зарубежным антикоррозионным составом Dinitrol и салоном, отделанным пластиковыми панелями потолка и боковин, с автолинолеумом на полу, новыми сидениями и капитально отремонтированным двигателем. На все выполненные работы завод предоставляет гарантию. На практике это значит, что за 0,5 стоимости нового автобуса ПАЗ-4234 общей вместимостью 50 человек и гарантией на кузов до сквозной коррозии 6 лет, можно получить автобус вместимостью 110 человек, ресурс которого (при должном уходе) составит порядка 8 лет.Хочу отметить, что установка механической КП на автобусы ЛиАЗ-677 существенно улучшает ходовые качества и топливно-экономические показатели. Особенно хорошо зарекомендовали себя ЛиАЗ-677 с механической КП на пригородных маршрутах с нечастыми остановками и более высокой, чем в городской черте, скоростью движения.Вот так на Борском авторемонтном заводе дают вторую жизнь автобусам ЛиАЗ-677, автобусам с 40-летней историей, легенде советского автопрома, по сей день актуальной в провинции.Руководство завода готово к сотрудничеству с регионами и предлагает капитальный ремонт автобусов высокого качества (убедился в этом сам, так как работал водителем на ЛиАЗ-677 после такого капремонта) по вполне приемлемым ценам (что очень актуально для пассажирских автопредприятий небольших городов).

Историческая справка
Борский авторемонтный завод был образован в 1951 году на базе деревообрабатывающего завода. Сначала здесь ремонтировали ЗИС-5, Studebaker и тракторы С-80.В 1968 году на заводе осваивают капитальный ремонт автобусов ЛиАЗ-158 (ЗИЛ-158). Объем капитального ремонта составлял до 350 автобусов в год. Начинают ремонтировать автобусы ПАЗ-652, а позднее и -672.С 1975 года на Борском автозаводе осваивают капитальный ремонт автобусов ЛиАЗ-677 и ЛАЗ-695. Позднее капитальный ремонт сначала двигателей, а затем и кузовов автобусов «Икарус». После этого завод практически полностью перешел на капитальный ремонт автобусов разных марок.

Комментировать ... >>
Космос
(02.10.13)
Интересно в наши дни завод ремонтирует ЛИАЗ-677
тимур
(03.05.12)
желаю процветания заводу!
присоединяюсь к поискам 677-го! В Уфе их уже не найти(
Егор
(10.12.11)
Ездил в Крыму в 2004 г. на автобусах ЛиАЗ-677. Их эксплуатировала украинская автокомпания перевозок "Сервизгаз"
ПАТРИОТ
(10.09.11)
Жаль, что сейчас повсеместно 677-я модель замещается Лиазом-5256. В 677-м было тепло, уютно, и сидячих мест раза в 3 больше, не то, что в 5256! В 5256 мест, отсилы на 5 больше чем в ПаЗ-3205, и вибрации в салоне постоянно, особенно сзади и во время остановок! Но для меня главное в 677-м это - гул мотора, запах бензина и, возможность сидеть спереди, возле мотора, с видом в кабину!
maximus
(13.12.10)
я очень рад что лиазы-677 всё же будут жить блягодаря вашему заводу
рождённый в СССР
(30.12.09)
По маршруту на рэтро автобусе я бы прокатился с кассой для билетов и компостерами для абонементов!ШОФЁР В КОЖАНОЙ КУРТКЕ И КЕПКЕ С БЕЛОМОРИНОЙ ВО РТУ!!!
Сибиряк
(01.10.09)
это радует когда видиш как Лиазу 677 дают ещё одну жизнь молодцы так держать!
serenkiy151@mail.ru
(07.07.09)
А за сколько можно приобрести как Вы выражаетесь умирающий ЛиАЗ677М?
Loading...