<<< Назад

Стойкие иностранные солдатики

Сергей Ионес, фото автора
Две ярмарки в год, весной и осенью, – два традиционных московских слета любителей ретроавтомобилей и автореставраторов. В апреле этого года Ярмарка технического антиквариата Ильи Сорокина прошла уже в 11-й раз.

К сожалению, весенняя ярмарка не порадовала обилием новых реставраторских работ, каким была богата прошлогодняя осенняя. Профессионалы и любители встретили прошлый октябрь, набравшись за лето сил и реализовав много творческих проектов. К открытию апрельской выставки люди едва очнулись от зимней спячки, и в экспозиции ощущалась бледность весенней нехватки витаминов.
Машин прошлого на весенней ярмарке было много, но все хорошо знакомые. Никого не удивишь «Победой», «Волгой», ЗИМом, «Москвичом» или «Запорожцем»: ни аутентичным, ни переделанным до неузнаваемости. Уже привычны многочисленные иномарки годов 1950–1970-х. Знакомы даже немногочисленные коммерческие транспортные средства. Пикап ГАЗ-415 Евгения Шаманского дебютировал на осенней ярмарке, а отлично отреставрированный ГАЗ-51А Андрея Кочетова приезжал летом на «Экзотику».
Но у апрельской Ярмарки тоже были свои изюминки! Пример элитной реставрации демонстрировал красногорский музей Вадима Задорожного – три великолепных кабриолета памятной марки Horch. Стенд, оформленный с выдумкой, представило новое реставраторское ателье «Колеса истории» – из ветхого гаража выбирается на свет наполовину восстановленный «Москвич-420А»: перед машины уже отреставрирован, а салон еще облезлый и гнилой. Но самыми заметными новинками стали незнакомые в России зарубежные военные машины. Стойким солдатам чужих армий нипочем ни зима, ни весна. Самую интересную экспозицию демонстрировал реставратор Вячеслав Лен, достойно отметивший приближение 9-го, а точнее 8-го мая – страны-союзники, чья техника составила костяк стенда Лена, празднуют День Победы на сутки раньше, чем мы.


Трехосный транспортер французской фирмы Laffly выпускали накануне Второй мировой войны: данная машина 1939 года. Независимая подвеска, выступающий вперед моторный отсек, два дополнительных катка для преодоления препятствий впереди, а главное – рама и кузов состоят из двух частей, шарнирно соединенных друг с другом. На поворотах и косогорах машина как бы «складывается» по небольшому шву, расположенному впереди задней тележки. По такой же схеме выполнен более легкий и компактный Hotchkiss, который В. Лен выставлял на прошлогодней «Экзотике» («ГП» № 9, 2007 г., с. 44).
Американский Chevrolet CGT и английский Morris Commercial – машины аналогичного типа, может, даже конкуренты. Артиллерийский тягач и многоместный штабной автомобиль в одном лице, изготовленный на шасси легкого грузовика с колесной формулой 4х4. У обоих простая зависимая подвеска, цельные балки мостов на продольных рессорах и правый руль. У Chevrolet уже гидравлические тормоза, а у Morris еще механические. В кабине «англичанина» бросается в глаза жутковатое компоновочное решение – аккумулятор установлен прямо рядом с водителем. Небольшое количество таких Chevrolet поступило по ленд-лизу в Красную Армию.
Помимо экспозиции на стенде В. Лена, выставку украшал еще один военный «европеец». Австрийский Steyr-Puch Pinzgauer мало известен у нас. Этот экземпляр 1972 года – почти современная модель. Как любой автомобиль его возраста, он без проблем может участвовать в современном уличном движении, а как настоящий внедорожник преодолеет любую колею или целину. Бензиновый 2,5-литровый двигатель воздушного охлаждения, хребтовая рама, независимые подвески. По размеру и мощности автомобиль вагонной компоновки близок к УАЗ-452, просто отличается от «уазика», как европейская машина от отечественной. Данный экземпляр представила питерская фирма, единственная, кто продает машины Pinzgauer в России.
Полугусеничный американский бронетранспортер White М3. Чтобы разогнать девять тонн железа до максимальных 75 км/ч хватало 147 л.с., выдаваемых рядной бензиновой «шестеркой». Эти монстры служили и в Красной Армии. Табличка на стенде гласила, что два полка из состава частей маршала Конева были укомплектованы такими машинами. Еще мы знаем, что после войны в СССР пытались создать подобный бронетранспортер ЗИС-153, он был частично унифицирован со знаменитым БТР-152.
Эта машина только с первого взгляда напоминает знаменитый Willys – похожий тип кузова, так же расположены сзади запасное колесо и канистра. Армейский джип французской фирмы Delahaye, известного производителя престижных легковых машин. На самом деле он отличается от американского аналога даже сильнее, чем ГАЗ-67. Например, у Delahaye независимые подвески. Передняя такого же типа, как у «битла» VW Cafer или «Запорожца», задняя – рычажно-торсионная с характерным положительным развалом колес. Оказывается, модель не времен Второй мировой войны, а более поздняя: этот экземпляр изготовлен в 1959 году.
Джип Delahaye на выставке буксировал небольшой одноосный бортовой прицеп. В отличие от нашего ГАЗ-704 у прицепа нет крыльев, низкая, как у садовой тележки, посадка кузова. Чтобы подцепить его за фаркоп грузовика, дышло пришлось сильно изогнуть вверх, и за джипом он едет в неестественно наклоненном положении.
Среди военных машин у В. Лена не потерялось транспортное средство совсем иной эпохи – самый интересный экспонат выставки. Автомобилей начала XX в Европе сохранилось много, но у нас они – диковинка. Этот французский Millot Leguerre 1901 года, оказывается, не что иное, как самоходная бензопила. От расположенного сзади одноцилиндрового двигателя проходящий под брюхом вал передает крутящий момент на установленный в передней части машины ведущий шкив пилы. Ведомый шкив – сверху, на кронштейне. Гибкая пила скользит по шкивам подобно ремню вентилятора современного двигателя. На раму машины настелена горизонтальная стальная станина, по которой оператор подает распиливаемую доску или бревно. Сама лента пилы, к сожалению, не сохранилась. Такой вот древний специализированный автомобиль.
Легендарный фронтовой Dodge неожиданно предстал в незнакомой трехосной модификации. В армиях стран-союзников служила и такая! Тип кузова тот же, что у «Доджей», по ленд-лизу поступавших в Красную Армию. А третий ведущий мост обеспечил ощутимую прибавку грузоподъемности. Этот Dodge уже не «три четверти», так как способен перевозить не 750 кг, а 1,5 т. Соответственно индекс не WC-51, а WC-63.

Комментировать ... >>
Loading...