<<< Назад

Амстердамские хроники

В. Степанов, А. Трохачёв, фото авторов

Европейская выставка коммерческого транспорта в Амстердаме проводится раз в два года, чередуясь с автосалоном грузовиков и автобусов в Ганновере. Она неизменно привлекает к себе сотни тысяч специалистов автотранспортной области из разных стран Старого Света. В 2007 году в соответствии с девизом смотра «Будущее начинается сегодня» значительное количество экспонатов было посвящено актуальнейшим вопросам: экологичности транспортных средств, снижению расхода топлива, повышению безопасности перевозок, улучшению условий работы водителя.

В настоящее время более 97% энергии, потребляемой коммерческим автомобильным транспортом, выделяется при сжигании горючих полезных ископаемых. Неуклонный рост цен на нефть привел к тому, что на топливо приходится треть всех расходов на эксплуатацию грузового автомобиля с дизельным двигателем. К этому следует добавить серьезные негативные долгосрочные последствия для окружающей среды, связанные с вредными выбросами отработавших газов. В соответствии с поставленной Евросоюзом задачей выбросы углекислого газа в Европе должны быть сокращены на 20%. Возможно ли это? Опыт предыдущих десятилетий указывает, что возможно. Современные грузовики расходуют на 40% меньше топлива, чем их аналоги 1975 года выпуска. По сравнению с 1990 годом, когда были введены нормы Euro 0, токсичность выхлопных газов двигателей грузовиков значительно сокращена. Так, допустимые пределы по окиси азота NОx снижены с 14,4 до 2 г/кВт·ч, а содержание частиц сажи в дизелях – с 0,7 до 0,02 г/кВт·ч. Огромное значение для оздоровления атмосферы имеет переход от действующих норм токсичности Euro 4 к Euro 5 в 2009 году.

Перечисленные проблемы стали ключевыми в экспозиции ведущих производителей автомобильной техники. В Амстердам привезли свои экспонаты 325 компаний (из них 40 впервые) не только из стран Европы, но и из США, Южной Кореи, Тайваня.

MAN не догонят?

25 октября 2007 года многие европейцы ждали с особым нетерпением. В этот день в рамках международного транспортного форума The European Road Transport Show 2007 состоялось оглашение официальных итогов престижного ежегодного конкурса «Truck of the Year 2008».

На главный приз на этот раз номинировались сразу 5 грузовиков: IVECO Stralis, IVECO Trakker, MAN TGX/TGS, Renault Premium Lander и Sisu C600. Однако еще до голосования эксперты сходились во мнении, что главных претендентов на победу всего два: новый IVECO Stralis и свежеиспеченный MAN TGX/TGS. Борьба обещала стать нешуточной, и к тому было несколько предпосылок. Перед основным соперником Stralis получил преимущество по времени, поскольку он дебютировал в самом начале года. Но TGX/TGS оказался настолько хорош, что в конечном итоге чаша весов склонилась в его пользу. MAN победил конкурентов с большим отрывом – он набрал 111 баллов против 77 у занявшего второе место IVECO Stralis и 55 баллов у «бронзового» призера Renault Premium Lander.

Таким образом, нынешнее «золото» в конкурсе «Truck of the Year» стало для MAN седьмым по счету. До этого титула «Грузовик года» были удостоены следующие модели MAN Nutzfahrzeuge:

1978 MAN 19.280

1980 MAN 19.321

1987 MAN F90

1995 MAN F2000

2001 MAN TGA

2006 MAN TGL

2008 MAN TGX и MAN TGL

FIAT Florino

По количеству первых мест в «Truck of the Year» немецкий концерн – абсолютный лидер среди всех европейских производителей коммерческой техники. Любопытно, что за всю 30-летнюю историю профессиональной оценки новых машин специальным жюри MAN только однажды брал «серебро» и дважды – «бронзу», все остальное время перевес был на стороне «золота». И хотя очков у немецкого концерна меньше, чем у IVECO, преимущество на его стороне. Теперь догнать MAN его конкурентам будет сложно, а обогнать еще сложнее.

CITROEN/ PEUGEOT/ FIAT

Автосалон стал местом мировой премьеры нового семейства компактных коммерческих фургонов, в разработку которого концерны PSA и FIAT вложили 380 млн. евро, причем половина этой суммы была затрачена на НИОКР. Три максимально унифицированные модели FIAT Florino, Citroёn Nemo и Peugeot Bipper уже поступят европейским дилерам в конце 2007 года. Они будут сходить с конвейера завода фирмы Tofas в турецком городе Бурса.

Peugeot Bipper

Мощность нового производственного подразделения составляет 158 тыс. ед. в год. Компактные габариты автомобилей (длина всего 3,86 м) скрывают солидный объем грузового отсека, равный 2,5 м3, который может быть увеличен до 2,8 м3, если сложить кресло пассажира. Помимо задних распашных есть боковые сдвижные двери, при этом высота пола над асфальтом минимальна (527 мм). Большое внимание было уделено интерьеру кабины и эргономике рабочего места водителя.

Базовыми считаются дизельные силовые агрегаты с двигателем 1,3 Multijet мощностью 75 л.с., однако будет предлагаться и версия с 1,4-литровым 73-сильным бензиновым мотором. Новые модели грузоподъемностью 610 кг и грузовым отсеком длиной 1,5 м призваны укрепить позиции PSA и FIAT в секторе городских легких развозных автомобилей, продажи которых за последние годы существенно возросли.

DAF

DAF CF85 460 EEV

На огромном стенде 2200 м2 компания демонстрировала весь модельный ряд грузовиков с двигателями, отвечающими требованиям стандарта Euro 5, который будет действовать с 2009 года. В центре стенда размещался седельный тягач DAF CF85 460 с колесной формулой 6х2 и управляемыми задними колесами, оснащенный новейшей кабиной Space Cab – главная новинка экспозиции. В 2007–2008 гг. модернизированное семейство CF получит не только эту кабину, доступную в более комфортном исполнении Skylights, но и 12-ступенчатую модифицированную автоматическую трансмиссию AS-Tronic, модернизированную тележку задних мостов с усовершенствованными сайлентблоками и новые матрасы в кабинах, улучшающие возможности для сна и отдыха экипажа в дальнем рейсе.

Дизели PACCAR PR EEV отныне комплектуют фильтрами, уменьшающими на 50% (до 0,015 г/кВт·ч) количество сажи в выхлопных газах. Это на 25% ниже требований сегодняшнего стандарта EЕV! В первую очередь подобными двигателями будут оснащать грузовики и автобусы, работающие в крупных городах.

DAF LF 45.180 Hybride

Грузовик серии LF с гибридной силовой установкой представляет собой почти серийную версию прототипа, созданного в 2005 году, подготовленную для масштабных эксплуатационных испытаний. Схема привода установки параллельная. Она включает 4,5-литровый 160-сильный дизель PACCAR FR (EEV), агрегатированный с 6-ступенчатой автоматизированной КП Eaton Autoshift. Между механизмом сцепления и «коробкой» размещен электродвигатель, выполняющий и функцию генератора. При торможении энергия накапливается в литиевых батареях, чтобы использовать ее при ускорениях. Подобная силовая установка снижает как расход топлива, так и негативное воздействие на среду.

FORD

Среди двух десятков модификаций Transit и Transit Connect нелегко было найти «изюминку» экспозиции – версию с двигателем, работающим на смеси Е85 (85% биоэтанола и 15% бензина), который компания начинает устанавливать на свои модели.

Ford Ranger Wildtrak

Двигатель получил логичное название Elexfuel и предлагается без повышения цены на автомобили. На стенде фирмы демонстрировался и грузовой Ford Focus Van с высокой крышей и двигателем Elexfuel. Примечательно, что компания освоила в производстве и широко рекламирует заднеприводные версии Transit с двигателями, работающими на сжиженном газе и на сжатом природном газе. Дизели в 2007 году комплектуют новым фильтром Diesel Particulate Filters (DPF), позволившим снизить выбросы в атмосферу. Среди других экспонатов можно отметить спортивную модель Transit Sport Van, Transit с новым 3,2-литровым дизелем TDCi, развивающим мощность 200 л.с., а также пикап Ford Ranger Wildtrak, вызвавший большой интерес у посетителей выставки.

GINAF

Почти неизвестная в России голландская компания специализируется на выпуске уникальных шасси и самосвалов с колесными формулами от 4х2 до 10х8 для строительства и городских служб.

GINAF Х5250ТB

Автомобили отличаются уникальными по конструкции гидропневматическими подвесками и электронно-управляемым рулевым управлением, воздействующим на колеса задних мостов. Главными «магнитами» стенда были городской особо маневренный грузовик серии С и шасси 10х6 GINAF Х5376Т, разработанное для угледобывающей отрасли. Из пяти осей шасси передние три управляемые, а три задние – ведущие. Автомобиль способен перевозить до 50 т груза при разрешенной полной массе 76 т. Мощность его дизеля МХ340С НD достигает 460 л.с. при 1900 мин-1, максимальный крутящий момент равен 2300 Н·м.

HYUNDAI

Южнокорейский концерн Hyundai – давний участник выставки в Амстердаме. Экспозиция 2007 года познакомила посетителей с грузовыми версиями популярных в Европе внедорожников Tucson и Santa Fe, которые предлагают и с приводом только на передние колеса. Фургон Н300 – главная новинка – был представлен особо, и на успех этой модели на рынке корейцы возлагают большие надежды.

Hyundai H300

Семейство Н300 включает три версии: трехместный 5-дверный кузов-фургон (внутренние размеры грузового отсека 2375х1620х1350 мм и объем 4,3 м3), вместительный 5-дверный типа комби (отсек для груза – 2,5 м3, внутренние размеры 1585х1620х1350 мм) и микроавтобус. Разрешенная полная масса моделей – 2300 кг. В качестве источника энергии европейцам предлагают единственный 2,5-литровый дизель 2,5 CRDi V6T с турбонаддувом мощностью 170 л.с. и максимальным крутящим моментом 392 Н·м при 2000 мин-1. В стандартное оснащение автомобилей входят ESP с АBS. Новое семейство Н300 – преемник очень успешной гаммы моделей Н200, в большом количестве экспортированных в Европу.

ISUZU

Автомобили этой марки представляла компания Isuzu Benelux, располагающая обширной сетью дилерских центров в ряде северных европейских стран. Главным в экспозиции было обновленное семейство пикапов D-Max, представленное четырьмя версиями с короткой и длинной кабинами и кузовами различного типа, включая самосвальный.

Isuzu D-Max ute

Пикапы отличаются обновленными кабинами с оперением, обеспечивающим меньшее аэродинамическое сопротивление (Сх=0,42), а главное – новыми 2,5- и 3-литровыми дизельными двигателями с системой питания Common Rail, развивающими мощность 136 и 163 л.с. соответственно. Обновленная N-серия грузовиков Isuzu с полной массой 3,5–7,5 т и колесной базой 2,7–4,47 м была представлена моделями NKR (с короткой кабиной) и NPR (с длинной двухрядной кабиной) с кузовами типа фургон, самосвал, бортовая платформа. Автомобили в основном были укомплектованы 3-литровыми дизелями мощностью 150 л.с. при 2800 мин-1 с максимальным крутящим моментом 375 Н·м при 1600 мин-1. Версия с полной массой 7,5 т отличалась 5,2-литровым 190-сильным дизелем, развивающим 510 Н·м при 1590 мин-1

HYTRUCK

Голландская инжиниринговая компания представила на выставке концептуальный развозной городской фургон Hytruck С8НЕ, базирующийся на шасси грузовика Mitsubishi Canter. Экспериментальный автомобиль с силовой установкой, работающей на топливных элементах, был создан совместно с несколькими голландскими фирмами-партнерами и появился на свет благодаря финансовой поддержке правительственных структур.

Isuzu NPR 3.0L Diesel

В отличие от 7,5-тонного грузовика Canter концепт-кар не имеет дизельного двигателя, КП, топливного бака и традиционного заднего моста. Не отравляющая атмосферу силовая установка включает 227-литровый углепластиковый бак с массой 5,8 кг, в котором под давлением 390 бар находится сжатый водород, 16-киловаттную установку на топливных элементах, производящую электроэнергию, литий-ионовую аккумуляторную батарею и мотор-колеса на задней оси. При торможении мотор-колеса выполняют роль генератора, таким образом, кинематическая энергия преобразуется в электрическую, повышая эффективность силовой установки. По сравнению с дизельным грузовиком концепт-кар эффективнее на 70%, при этом тих в работе и не загрязняет атмосферу. При грузоподъемности 3,4 т его полная масса составляет 7,5 т. Емкости водородного бака хватает на 350 км пути, 30 кВт электродвигатели в колесах способны развить крутящий момент до 1250 Н·м, делая ненужной коробку передач. Максимальная скорость концепт-кара достигает 85 км/ч. Все это прекрасно, однако для внедрения машины в производство и в транспортную среду, по мнению разработчиков, потребуется около 10 лет труда, направленного на совершенствование технологии и удешевление силовой установки, чем и будет заниматься компания Hytruck B.V.

Рынок ждет перемен

В период работы выставки голландцы распространили справочник с информацией о состоянии транспортной отрасли у себя в стране и в Евросоюзе в целом. Но поскольку основной упор в нем сделан на внутренний рынок, напечатали его на голландском языке – для себя любимых. И хотя приведенные данные относятся преимущественно к 2004–2006 годам, его актуальность от этого ничуть не меньше. Во-первых, отмеченные тенденции сохраняются. Во-вторых, есть повод для серьезного анализа ситуации в транспортной отрасли в целом.

Как нетрудно было догадаться, пальму первенства среди грузовиков полной массой более 3,5 т составляют автомобили марки DAF – им принадлежит более четверти голландского рынка коммерческой техники. Объединенную вторую строчку популярности занимают «шведы», а за ними следуют «немцы». Положение в этой части таблицы довольно стабильно: производители, как правило, не только сохраняют свои доли, но и постепенно их увеличивают на десятые доли процента. Незначительное снижение сегмента Volvo в этом смысле можно рассматривать скорее как исключение из правил – скорее всего, это не тенденция, а единичный факт.

В «весовой категории» свыше 3,5 т хуже всего позиции у итальянских и французских автомобилей: в год они теряют до 1% рыночного пирога. Впрочем, маркетологи считают, что это временное явление. Ведь и у одного, и у другого производителя со времени подготовки приведенных статистических данных вышли в серию новые, более удачные модели. И не исключено, что именно этот факт может изменить статистику 2007 года.

В легком классе коммерческих машин уже другая иерархия: пальма первенства безоговорочно принадлежит немцам. Их отрыв от ближайших преследователей – французов составляет более 10%. Практически один в один осуществляют продажи своей техники Mercedes-Benz и General Motors, Toyota и Hyundai. За исключением Renault, лидеры рынка упрочивают свое положение, а вот французы и здесь уступают позиции более сильным конкурентам. Практически, за исключением IVECO, все остальные бренды также вынуждены констатировать отрицательную динамику продаж. Она настолько сильна, что в 2005 году объем реализации новых коммерческих автомобилей полной массой менее 3,5 т уменьшился в Нидерландах почти на четверть. Впрочем, повышение спроса на такую технику в 2006–2007 гг. должно изменить ситуацию к лучшему.

IVECO

IVECO Massif 3,0HPI Pick-up

Компания представила два экспериментальных гибридных грузовика на шасси Daily и Eurocargo, построенных по параллельной схеме. Оба они проходят эксплуатационные испытания в компаниях по перевозке грузов TNT и FedEx, подтверждая экономию горючего до 30% (!). Серийной новинкой явилось семейство малотоннажников IVECO Daily CNG, доступное с полной массой от 3,5 до 6,5 т. Представленная гамма моделей оснащается 140-сильным 3-литровым двигателем, потребляющим сжатый природный газ. Требования стандарта EEV по окислам азота (NОх) новинки обеспечивают с большим запасом, выбрасывая в атмосферу лишь 25% от регламентированного стандартом количества.

Впервые были представлены пикапы и фургоны IVECO Massif. Эти рамные внедорожники, предназначенные для работы в сложных условиях бездорожья, оборудованы унифицированными с полноприводными Daily 3-литровым 146-сильным дизелем и КП ZF 6S4000. Автомобили выпускают уже второй год на испанском заводе Santana.

IVECO Strator 420

На выставке в Амстердаме наряду с обновленным семейством Stralis большой интерес вызвали грузовики для строительства Trakker. У них новые более комфортабельные кабины, во многом унифицированные с кабинами Stralis 2007 года, существенно расширено количество предлагаемых исполнений с полной массой от 18 до 72 т и двигателями мощностью от 310 до 500 л.с. Шасси с повышенной прочностью доступны с колесными формулами 4х2, 4х4, 6х4, 6х6 и 8х8. А вот капотный полстеллар Strator был представлен в виде шоу-стоппера на стенде Charles Feijts Groep.

LDV/ ГАЗ

О том, что отечественная компания «Группа ГАЗ» намерена начать широкомасштабное наступление на европейский рынок малотоннажников, можно было догадаться по огромному числу флагов с надписью «GAZ Group – Maxus», встречающих посетителей на подступах к выставочным павильонам. Но настоящей сенсацией стала демонстрация на стенде фирмы не только представителей семейства Maxus, с которыми наши читатели уже хорошо знакомы, но и грузовика «Валдай» с модернизированной кабиной с обновленным интерьером.

LDV Maxus

Представленный как концепт-трак и названный МХ100 автомобиль приобрел обновленный вид благодаря стараниям дизайнеров английской компании Ultra Motive и отличается от серийного «Валдая» не только кабиной, но и новыми силовыми агрегатами, которые предполагают применять на экспортных версиях. В частности, на модели будет установлен 3,0-литровый импортный дизель мощностью 150 л.с., удовлетворяющий нормам Euro 5 и развивающий максимальный крутящий момент 350 Н·м.

Семейство Maxus было представлено следующими модификациями – 2,8-тонный фургон с короткой базой, стандартной крышей и 95-сильным дизелем; 3,2-тонный Maxus Combi с 6-местным кузовом с высокой крышей и 120-сильным мотором; 3,5-тонная версия длиннобазного фургона с самой высокой из доступных крыш и 120-сильным мотором, модификация Maxus «скорая помощь»; бортовой грузовик Maxus Saxos с длинной базой; 3,5-тонное длиннобазное шасси с кабиной и 3,5-тонный самосвал.

MAN

MAN TGX 26.540 6x2/4BLS

Бесспорно, особое внимание посетители стенда компании проявляли к победителям конкурса «Грузовик года» – тягачам серии TGX и шасси TGS, установленным в центре экспозиции.
Особо мощный четырехосный седельный тягач MAN TGX 41.680 8x4/4 BBS пришел на смену модели TGА 41.660 с дизелем V10, которых с 2003 года изготовлено всего 180 ед., причем некоторые из них работают в России. Новинка может транспортировать полуприцепы в составе автопоезда полной массой до 250 т (!), оснащена 680-сильным дизелем V8 и автоматизированной 12-ступенчатой КП MAN TipMatic с гидротрансформатором WSK 440.

Второй интересный экспонат – специальное шасси для коммунальной техники MAN TGA Low Entry с кабиной, обеспечивающей максимально удобный вход и выход для водителя-оператора специализированных версий (например, мусоровозов). Первая ступень лестницы для входа в кабину расположена на высоте всего 345 мм от асфальта, уровень пола в кабине на высоте 700 мм от дороги. Шасси, укомплектованное двигателем D20 мощностью 320 или 360 л.с., рассчитано на допустимую полную массу 28 т. Соответствие нормам Euro 5 достигается использованием технологии SCR с применением раствора мочевины AdBlue. Колесная база – 3600, 3900, 4200 или 4500 мм. На выставке концерн MAN также представил модели семейств TGL и TGM, отныне серийно оснащаемые системами ESP.

Mercedes-Benz Econic NGT 1828

MERCEDES-BENZ

На обширной территории 3600 м2 компания Daimler A.G. представила 11 фургонов и 10 грузовиков.

Самым необычным экспонатом, учитывая девиз выставки, был новейший седельный тягач Mercedes-Benz Econic NGT 1828 с двигателем, работающим на сжиженном газе, который по сравнению с дизельным аналогом, выдает на 20% меньше СО2 в выхлопных газах и производит меньше шума при движении, что должно привлечь эксплуатантов, обслуживающих магазины в ночные и утренние часы. Представленный на выставке образец предполагается эксплуатировать в автопарке голландской компании Harry Vos, одного из крупнейших в Европе наземных перевозчиков, и по ее требованию оборудован кабиной с верхним спальным местом Top-Sleeper cab.

Система питания, удовлетворяющая нормам Еuro 5, позволяет эксплуатировать машину как на сжиженном, так и на сжатом природном газе. В первом случае дальность хода после заправки составит 350 км, во втором – 800 км. Учитывая европейскую цену на сжиженный природный газ, в диапазоне от 60 до 90 евроцентов за 1 кг и на 10% большую, чем обычный дизель, экономичность газового двигателя, затраты на топливо могут быть снижены на 30–60%, при условии если цена на баррель нефти в ближайшие 10 лет превысит отметку $200.

Mercedes-Benz Axor 1824

Кроме этого любопытного автомобиля внимание посетителей стенда привлекал шоу-трак Actros 2660 LS 6х4, разрисованный сценами из вестернов в окружении лихих cow-girls. Назвали экспонат тоже своеобразно – Actros Truck'n'Roll Edition.

Среди других примечательных экспонатов нельзя не отметить грузовик серии Axor с 12-ступенчатой автоматизированной трансмиссией Power Shift, выпуск которых уже освоен; грузовик Atego с двигателем, удовлетворяющим требованиям стандарта Euro 5; уже серийные модели новейшего семейства Unimog U20; особо комфортабельную и динамичную версию Viano «X-clusive» с дизельным двигателем V6 мощностью 204 л.с. (в качестве альтернативы предлагается бензиновый V6 с рабочим объемом 3,5 л, развивающий 258 л.с.) и новые полноприводные версии в семействе Vito и Vario.

NISSAN

Nissan Atleon 80.19 + Fiault

Специалисты, знакомые с весенней новинкой 2006 года – грузовиком Cabstar, выпускаемым на конвейере испанского завода компании в г. Авила, все внимание обратили на другую, относительно новую модель того же завода Atleon, представленную осенью 2006 года, но еще не «засветившуюся» в экспозиции крупных международных автосалонов. Nissan Atleon – типичный городской развозной автомобиль, выпускаемый в виде шасси, бортового грузовика, самосвала и в версии седельного тягача.

Полная масса шасси ограничена 3,5 т, грузоподъемность в зависимости от типа надстроек колеблется от 1,95 до 2,45 т. Вариантов по величине колесной базы три (2800, 3200 и 3600 мм), двигатель один – 4-цилиндровый 3-литровый дизель, развивающий мощность 150 л.с. при 3400 мин-1 и максимальный крутящий момент 350 Н·м при 1600 мин-1. Система питания дизеля с общей топливной магистралью, впрыск осуществляется непосредственно внутрь камеры сгорания, применен турбокомпрессор с промежуточным охлаждением воздуха. Покупатель имеет право выбора на установку 5- или 6-ступенчатой механической КП.

Тяжелый класс на подъеме

Лидеры европейского рынка тяжеловозов не первый год демонстрируют положительную динамику продаж новых машин. Никому не угнаться за Германией, которой по сути никто на пятки не наступает. Положение Франции тоже стабильно – ее второму месту также никто не угрожает. А вот Великобритания может уступить свою «бронзу» дышащей в затылок Испании. Дело в том, что динамика ежегодных продаж островного государства практически вдвое ниже испанской.

Местами могут поменяться и Польша с Австрией, показывающие помимо всего прочего снижение деловой активности перевозчиков по приобретению нового подвижного состава. Дания, Чехия и Швеция практически идут в одной связке: ежегодные объемы продаж у них практически одинаковы. Впрочем, статус-кво в середине «турнирной таблицы» не так принципиален, как на ее вершине. Из близких по объемам продаж стран, способных совершить рокировку, назовем Ирландию и Португалию, Швейцарию и Финляндию, Словению и Люксембург. Для Греции это правило скорее не работает: вместо того, чтобы догонять Латвию, она вот-вот сдастся под мощным натиском Эстонии. И только скромная Исландия, похоже, ни на что глобальное не претендует: с ее объемами рассчитывать на любое место, кроме замыкающего, просто не приходится.

Увеличение автопарка неизбежно

Рост благосостояния европейцев как в зеркале отражается в количестве эксплуатируемого автомобильного транспорта. Увеличивается не только парк личных машин, государственных и сдаваемых в аренду, но и количество единиц автобусов. И если численный прирост общественного транспорта является довольно умеренным, то обновление парка грузовых автомобилей происходит самыми впечатляющими темпами. Положительная динамика касается как машин тяжелого класса, так и более скромных перевозчиков грузов среднего и малого класса.

Если по числу персональных легковых и коммерческих грузовых автомобилей первую строчку прочно удерживает Германия, то по количеству фургонов лидирует Франция, а по автобусам – Великобритания. Наличие в транспортных компаниях Германии и Италии более миллиона грузовиков делает автоперевозчиков этих стран более конкурентоспособными перед их коллегами из других стран. В то же время именно этот факт обусловливает и жесткую конкуренцию между собой. Борьба по ставкам фрахта идет в полном смысле этого слова за каждый евроцент.

MITSUBISHI FUSO

Японская фирма, полностью интегрированная в структуру Daimler Truck Group на уровне дочерней компании, представила на выставке десяток модификаций грузовика Canter полной массой 3,5–7,5 т и колесной базой 2500–7500 мм, подчеркивая свое желание серьезнее закрепиться в Европе в секторе малотоннажников.

OPEL

Серийной новинкой на стенде фирмы был грузовой фургон на базе внедорожника Antara, интерес вызвала демонстрация новой автоматизированной механической КП Tecshift, применение которой в условиях городского движения позволяет снизить расход топлива на 6%. Коробка рекомендована при покупке любого из многочисленных фургонов фирмы, разработанных на базе легковых моделей.

Opel Vivaro L2H1 2.5 CDTi VPC

Повышенное внимание посетителей вызвала демонстрация спортивной версии Opel Vivaro Perfomance Concept, адресованной любителям активного отдыха. Полное название модели, которая будет выпущена ограниченной серией 100 экз. – Opel Vivaro L2H1 2.5 CDTi VPC. В ее комплектацию, перечень которой занимает страницу, входит 146-сильный дизель, навигационная система, кондиционер, аудиосистема, различные спойлеры и др. Автомобиль создан на базе 6-местного комби.


Структура грузоперевозок автомобильным транспортом в ЕС

Лидеру внутренних перевозок грузов автомобильным транспортом в Европе – Германии принадлежит фактически пятая часть рынка. На втором месте по объемам доставки товаров находится Франция, и в ближайшее время ни ей, ни Германии поступиться своим местом, похоже, не придется. А вот далее картина может измениться в любой момент. Сразу три страны – Италия, Испания и Великобритания идут практически наравне друг с другом. Разница в показателях настолько невелика, что смена места может произойти в любом квартале. Зато шестому месту Польши ничто пока не угрожает.

Далее вновь следуют страны, дышащие друг другу в затылок. Это в полной мере справедливо в отношении Нидерландов и Швеции, Греции и Бельгии, Португалии и Чехии, Ирландии и Австрии, далее – по списку.

По международным перевозкам в странах Евросоюза картина несколько иная. Здесь по-прежнему безоговорочно доминирует Германия, а Испания пока безуспешно (но не безнадежно) выполняет роль догоняющего. Активность голландцев на рынке транспортных услуг приносит свои плоды: Нидерланды прочно удерживают третье место. И, действительно, в какой уголок Европы вы ни заглянете, всюду найдете грузовики с номерами NL, подчеркивающими их национальную принадлежность Нидерландам.

А вот Франция здесь далека не только от второго места, но и от условного подиума и занимает не самое почетное шестое место. Наиболее скромные результаты, как и следовало ожидать, принадлежат небольшим странам. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Греция, Мальта и Кипр находятся внизу рейтинга международных автоперевозчиков. В конце концов, это не их бизнес...

Стоимость дизтоплива будет расти

Больная тема для европейских перевозчиков – стоимость дизельного топлива. Не плата за дороги, не денежный эквивалент нормо-часа на фирменных сервисных станциях и даже не цена оригинальных запчастей, а именно стоимость топлива. Это, пожалуй, главная составляющая в затратах на грузоперевозки. И именно от стоимости топлива пляшут текущие ставки фрахта.

В 2004–2005 годах цена на солярку в Европе была более-менее стабильна. Затем цены на автомобильное горючее пошли вверх и увлекли за собой цены фрахта. Лишь стоимость услуг экспедиторских компаний поднялась с некоторой задержкой. Она была вызвана не медлительностью игроков рынка, а желанием не испортить сложившийся паритет и подстраховаться.

Как только европейские перевозчики стали увеличивать ставки фрахта из-за роста цен на топливо, дорогу им перебежали белорусские, украинские и российские коллеги. Спрос на их более доступные по ценам услуги был настолько велик, что ряд фирм отказались от поиска партнеров по старым схемам и переключились на новые. Привлекательность делового партнерства для перевозчиков СНГ оказалась столь высокой, что эксплуатанты начали гонять в Европу порожние автопоезда под загрузку. Дело не только в «штрейкбрехерском» отношении наших перевозчиков. Те же голландцы постоянно портят конъюнктуру немцам, у которых топливо стоит дороже. Голландцы заправляют баки своих фур под завязку, транзитом идут через Германию, разгружаются и загружаются в другой стране Евросоюза и возвращаются домой, не потратив по пути на ДТ ни цента. В ближайшее время ситуация на рынке изменится. И, по мнению экспертов, главной причиной этому станут возросшие цены на дизельное топливо.

RENAULT

Renault Maxity 130.35/L3

Центральное место на стенде компании по праву заняли представители нового семейства Kangoo Express с короткой (Express Compact) и длинной колесными базами. Новинки разработаны на платформе модели Scenic, что дало положительный толчок для повышения эффективности производства и этих семейных мини-вэнов. Благодаря существенному увеличению объемов производства есть возможность снизить себестоимость автомобилей как семейства Kangoo, так и Scenic. Kangoo выглядят значительно солиднее старых версий и намного комфортабельнее для водителя. У короткой версии (габаритные размеры 3830х1820х1800 мм) длина грузового отсека 1340 мм, которую можно увеличить до 2540 мм, сложив кресло пассажира.

Полезный объем кузова составляет в первом случае 2,3, во втором – 2,9 м3. Грузоподъемность автомобиля – 500 кг. Удлиненный вариант крупнее (габаритные размеры 4210х1820х1820 мм), рассчитан на перевозку от 650 до 800 кг груза, а вместимость от 3 до 3,6 м3 (при длине грузового отсека 1730–2920 мм). Автомобили были представлены с 1,5-литровыми дизельными двигателями мощностью 70 и 85 л.с. и с бензиновым 1,6-литровым, развивающим 90 л.с., агрегатированными с 5-ступенчатыми КП.

Scania R440 Topline XPI Euro 5

Самым интересным для специалистов экспонатом стенда этого французского концерна, входящего в Volvo Group, бесспорно стал концепт-трак Hybrys с гибридной силовой установкой (подробный рассказ о ней можно найти на с. 56).

SCANIA

На стенде фирмы демонстрировались последние достижения инженеров-двигателистов компании, которым удалось (как и их коллегам из фирмы MAN) поставить на конвейер дизели, отвечающие требованиям стандарта Euro 5 и не применяющие с этой целью системы SCR с раствором мочевины. На фирме Scania проблему удалось решить, совместив результаты экспериментальных исследований, которые велись по двум направлениям: создание уникальной системы охлаждения для EGR (системы рециркуляции выхлопных газов) и серьезной модернизации системы впрыска топлива XРi, включающей разработку оригинального агрегата турбокомпрессора. Перевод двигателей стандарта Euro 5 на усовершенствованную систему циркуляции вместо SCR с восторгом встречен эксплуатационниками, которых теперь избавили от множества хлопот.

Scania G420

Каким образом был достигнут отличный результат – предмет особого рассказа. Экспозиция фирмы познакомила и с изменениями в модельной гамме компании. Увеличив семейство кабин внедрением новой серии G, занявшей место между сериями P и R, фирма довела число предлагаемых версий до 14, что расширило круг потенциальных покупателей, которые могут выбрать оптимальный вариант кабины для грузовика. Кроме того, среди экспонатов выставки специалисты впервые увидели новый вариант кабины P Highline, рассчитанной на удовлетворение требований международных грузоперевозчиков.

Кабина P Highline обеспечивает прекрасные условия работы экипажа и при этом, благодаря сравнительно низкому расположению на раме, облегчает доступ к рабочему месту и выход из нее. Кабины серии G, по мнению разработчиков, должны найти широкое применение в первую очередь на машинах для строительства.

TERBEG

Terberg 6х6

Голландская компания Terberg в последние годы увеличила выпуск тяжелых многоосных шасси для установки на них строительных надстроек, в том числе самосвальных кузовов. Так, если в 1992 г. фирма предложила покупателям всего 200 автомобилей, в 2005 г. объем производства вырос до 750 ед., а в 2007 г. впервые превысит 1000 экз. Опираясь на агрегатную базу Volvo Trucks, компания с октября 2006 г. устанавливает на свои модели кабины серии FM и 400-сильные дизели Volvo D13A в исполнении Euro 4. КП ZF Ecosplit с тросовым управлением.

Что ждать от дорожной сети

Первое место по суммарной протяженности автомобильных дорог в Старом Свете занимает Франция (около 893 тыс. км). За ней следуют Испания (более 663 тыс. км) и Италия (почти 480 тыс. км). В списке стран, где дорожная сеть насчитывает свыше четверти миллиона километров, находятся также Великобритания (без малого 372 тыс. км), Польша (около 365 тыс. км) и Турция (более 382 тыс. км). Пять лет назад в это число не входили Германия (свыше 231 тыс. км), Швеция и Венгрия (в каждой – более 212 тыс. км).

Подробная расшифровка структуры дорожной сети говорит о том, в каком состоянии находятся основные транспортные артерии. Например, лидер по протяженности скоростных магистралей – Германия (12 037 км), на втором месте Франция (10 223 км), на третьем – Испания (9910 км). А вот по протяженности автодорог национального значения пальма первенства принадлежит Великобритании (свыше 48 тыс. км). Вслед за ней идут Италия (46 тыс. км) и Германия (более 41 тыс. км). По расстоянию региональных дорог никто не сравнится с Францией (355 тыс. км!). Для сравнения: сеть шоссе такого же уровня в следующей на втором месте Испании составляет всего 139,6 тыс. км, а у догоняющих Италии и Великобритании – почти 115 тыс. км и более 113 тыс. км соответственно.

Дорог местного значения опять-таки больше во Франции – полмиллиона километров. Чуть меньше (без малого 490 тыс. км) в Испании. Далее плотной группой следуют Турция (319,4 тыс. км), Польша (318,2 тыс. км) и Италия (312,1 тыс. км). Еще более интересная картина по плотности дорог на квадратный километр. С результатом 4,86 км/км2 список возглавляет Бельгия, что вполне объяснимо: страна-то маленькая. На втором месте Нидерланды (3,12 км/км2), на третьем – Венгрия (2,27 км/км2). Замыкают первую пятерку Люксембург и Швейцария с результатом 2,01 и 1,71 км/км2 соответственно. Ниже по списку располагаются: Дания (1,66 км/км2), Франция (1,63 км/км2), Италия и Австрия (по 1,59 км/км2). И замыкает десятку Великобритания (1,52 км/км2).

Volkswagen Transporter T1

С момента проведения исследования ситуация, конечно, изменилась, но не коренным образом. Дело в том, что ряд стран имеет достаточно развитую дорожную сеть. Поэтому в ряде случаев речь идет не столько о прокладке новых магистралей, сколько о расширении, реконструкции и поддержании в надлежащем состоянии имеющихся автомобильных артерий. Исключение в списке составляют, пожалуй, новые члены Евросоюза и транзитные государства. Взять, например, Польшу.

Поскольку возведение новых дорог стоит огромных денег, страна не может справиться с решением проблемы в одиночку. И чтобы снять остроту проблемы, Европарламент выделил внушительные средства на реконструкцию (в первую очередь на расширение проезжей части и укрепление обочин) на главных направлениях. Кто-кто, а европейцы отлично понимают, что без такой помощи некоторые страны справиться с задачей просто не в состоянии. А от скорейшего улучшения автодорог все будут только в выигрыше.

VOLKSWAGEN

Volkswagen Crafter

Новое семейство Caddy Maxi с колесной базой, увеличенной до 3002 мм, включает 2-местный фургон с полезным объемом грузового отсека 4,2 м3, 5-местный вариант комби с возможностью трансформации объема багажного отделения в пределах 1,6–3,9 м3, а также 7-местный пассажирский мини-вэн с 530-литровым багажником. Габаритные размеры Caddy Maxi – 4823х1794х1841 мм. Гамма применяемых двигателей включает 1,6-литровый 102-сильный бензиновый, а также 1,9- и 2,0-литровые дизели (105 и 140 л.с. соответственно). Грузоподъемность фургона – 900 кг, комби – 500–750 кг в зависимости от исполнения.

На стенде Volkswagen на вращающемся подиуме красовался VW Transporter type 29 1947 года выпуска. В 2007 г. на фирме торжественно отмечали 60-летие появления этого универсального транспортного средства, начало производства которого открыло новую страницу в истории марки. Среди других экспонатов большой интерес вызвали недавно обновленные модели VW Touran Van, VW Touareg Van, VW Touran Сross Van и др.

VOLVO

Volvo FM 480 Euro 5 8x4

С большим интересом посетители знакомились с системой Fuelwatch, позволяющей правильно размещать заказ и выбрать спецификации грузовика, курс специального обучения водителя наиболее экономичному стилю вождения. Результаты 4-месячного испытания системы превзошли ожидания разработчиков: в условиях одного автохозяйства экономия топлива вместо планируемых 2,5–5% достигла 7%, что сэкономило 2229 евро (в эксперименте участвовало два магистральных автопоезда). В пересчете на год это соответствует экономии 6686 евро.

В качестве альтернативных источников энергии специалисты Volvo Trucks рекомендуют биогаз и более широкое применение биодизелей на грузовиках. Через 2–3 года компания начнет выпуск автомобилей с гибридными силовыми установками. Здесь же можно было увидеть экспериментальные грузовики, работающие на альтернативных видах топлива: тягач Volvo FH16 6x2T из юбилейной серии, посвященной 80-летию выпуска первого автомобиля Volvo, тяжеловоз с 660-сильным дизелем Volvo FH16 8x4, ряд спецавтомобилей. Среди представленных агрегатов интерес вызывали автоматизированная коробка передач I-Shift, устанавливаемая теперь и на машины для строительства, моторный тормоз VEB+, дизельные двигатели, удовлетворяющие нормам Euro 5 и применяющие с этой целью технологию SCR.

Volvo D13A с КП I-SMFT

Успеть бы за нормами Euro...

Мнение о том, что вся Европа ездит едва ли не на машинах экологического стандарта Euro 3, не более чем миф. Заблуждением является и мысль о том, что сплошь и рядом на трассах бегают автомобили норм Euro 4 и Euro 5. Конечно, в каждой стране, входящей в состав ЕС, свои пропорции по данному показателю на коммерческом транспорте. Однако до идеальной картины довольно далеко, и статистические данные по автопарку Нидерландов – наглядное тому подтверждение.

Согласно новым сведениям, почти каждый второй грузовик соответствует стандартам Euro 2, которые были введены еще в 1996 году. Каждый десятый зарегистрированный коммерческий автомобиль вообще отвечает требованиям Euro 0. Треть грузовиков отвечает параметрам Euro 3 и только 1% зарегистрирован по нормам Euro 4. В свете удорожания подвижного состава и его дефицита на европейском рынке автопарк в ближайшие годы будет стареть.





Комментировать ... >>
Loading...