<<< Назад

Вторым рядом

К. Закурдаев, фото автора и фирм-производителей

До сих пор отчетливо помню жалость, которую в далеком детстве довелось испытать к работягам, ехавшим под фанерным навесом, сооруженным в передней части кузова видавшего виды «газона». Через ветровое стекло таксомотора я хорошо видел, как несколько человек съежи-лись под порывами шквалистого ветра, который буквально засыпал их снегом. Через несколько лет на улицах стали встречаться ГАЗ-53 и ЗИЛ-130, у которых стандартная кабина была «самопально» удлинена и оборудована дополнительным рядом сидений. В последнее десятилетие минувшего века и автозаводы освоили двухрядные кабины, которые устанавливают на шасси разной грузоподъемности. А сегодня рынок таких автомобилей можно считать сложившимся.

Созданный на УАЗе «Фермер»: пять мест, три двери

Маленькие, да удаленькие

Появившийся в 1994 году УАЗ-«головастик» в версии с двухрядной пятиместной кабиной стал первым серийным оте-чественным автомобилем такого рода. Его выход на рынок вызвал немалый ажиотаж. Интересно, что создал эту модификацию не Ульяновский автозавод, а компания «Псковавто». Но по прошествии двух лет и в Ульяновске сделали грузовичок с двухрядной кабиной УАЗ-39094, располагающей тремя дверьми. Не знаю, нарекали ли официально ульяновцы его «Фермером» по примеру своих псковских коллег или нет, но это название прочно приклеилось ко всем грузопассажирским «уазикам» с открытой бортовой платформой независимо от того, кто, где и когда их произвел.

Существенно ли «Фермер» дороже обычного ульяновского «головастика»? Если последний продают в Москве по цене 130...150 тыс., то за УАЗ-39094 просят уже 174...178 тыс. руб.

В Москве допотопные грузовые УАЗы последние несколько лет берут неохотно. Здесь правит бал «Газель». Кстати, догадайтесь, под каким названием дилеры предлагают ее вариант с удлиненной двухрядной, но уже шестиместной кабиной? Правильно, «Фермер»! Этим именем ее называют даже на официальном заводском сайте. Здесь надо отметить, что в создании грузопассажирской версии нижегородской полуторки компания «Псковавто» обошла ГАЗ так же, как и УАЗ. Псковская шестиместная «Газель» с укороченной бортовой платформой появилась в продаже в 1995 году.

У «Газели-Фермера» второй ряд сидений есть, а второго ряда дверей нет

Примерно тогда же за выпуск аналогичных машин взялся и Семёновский опытно-экспериментальный завод «СЕМАР». А ГАЗ запустил в серию грузопассажирскую модель 33023 на год-полтора позже. Причем в ее кабине не были предусмотрены отдельные двери для пассажиров второго ряда сидений. Это ухудшило удобство посадки и высадки, но зато снизило себестоимость. Именно меньшая цена ГАЗ-33023 по сравнению с ценами на псковский и семеновский аналоги привела к постепенному сворачиванию выпуска последних.

Грузопассажирский ГАЗ-33023 не только современнее и комфортабельнее УАЗа, но и способен перевозить почти в два раза больше груза. Проигрывает «Газель» в проходимости (что естественно) и в стоимости. Ее различные модификации с двухрядной кабиной и бортовым кузовом в зависимости от установленного двигателя дилеры продают за 213...253 тыс. руб. Кстати, цена машины с обычной кабиной на 10...15 тыс. руб. меньше – разница совсем незначительна! Но все это относится к моделям на стандартном шасси. Дело в том, что в последнее время завод освоил производство модификаций «полуторок» с увеличенной колесной базой, у которых за двухрядной кабиной устанавливают не укороченную, а стандартную грузовую платформу. Таким образом, грузовместимость автомобиля сохраняется на прежнем уровне, но слегка уменьшается его грузоподъемность и увеличивается цена (на 20...25 тыс. руб.). Тут уж кому что важней.

А как обстоят дела с грузопассажирскими грузовичками за рубежом? Практически у всех мало-мальски известных европейских или азиатских малотоннажников есть модификации с удлиненной двухрядной кабиной. Но в нашу страну поставки таких автомобилей единичны. Их ввозят разве что в комплекте со специальными кузовами, когда без дополнительных посадочных мест не обойтись. Например, на одной из выставок компания IVECO демонстрировала «техничку», которая должна перевозить бригаду ремонтников. Для этого фургон-мастерскую установили на длиннобазное шасси с удлиненной шестиместной кабиной.

«Егерь» с бортовой платформой напоминает гигантский внедорожник-пикап

Средний класс повышенной пассажировместимости
Девяносто процентов всех используемых в стране среднетоннажных грузовиков с двухрядной кабиной (полная масса от 3,5 до 12 т) – это «Бычки» ЗИЛ-5301ГА или ЗИЛ-5301ТО. Несмотря на разные буквы в аббревиатуре, речь идет об одной и той же машине, в первом варианте выполненной в качестве «голого» шасси, а во втором – оборудованной бортовой платформой. В нашей стране широкие продажи этих автомобилей начались в 1995 году. Их семиместные кабины установлены на шасси «Бычка» с увеличенной колесной базой (4250 мм). Именно эти грузопассажирские среднетоннажники наконец-то отправили в небытие прежде широко распространенные ужасные полукустарные будки в кузовах и удлиненные в условиях автотранспортных предприятий стандартные кабины. В 1990-х годах, по общему мнению, «зиловская» кабина по эргономике и комфортабельности считалась чуть ли не лучшей в стране, так что «Бычки» повышенной пассажировместимости на порядок облегчили жизнь рабочим из мобильных ремонтных бригад.

По сравнению с обычными «Бычками», укомплектованными короткой трехместной кабиной, семиместная модификация стоит существенно дороже. Ценовой разрыв между ними может составлять от 50 до 90 тыс. руб. Например, в прайс-листе одного из московских дилеров завода напротив бортового грузовичка ЗИЛ-5301АО указана цена в 392 тыс., а напротив грузовичка с удлиненной кабиной – 447 тыс. руб.

Более тяжелый «капотник» семейства ЗИЛ-4331 практически с такой же, как у «Бычка», двухрядной кабиной стоит дороже – в пределах 500...520 тыс. руб. при стоимости модификации со стандартной кабиной в среднем 450 тыс. руб. Но этих автомобилей на улицах не так много. И не случайно. Во-первых, спектр монтируемого оборудования для них неширок; во-вторых, и это главное, завод оснащает большие среднетоннажные ЗИЛы давно устаревшими, шумными и прожорливыми бензиновыми двигателями, малоинтересными для заказчиков. Правда, есть модификации, оснащенные минскими дизелями, но цена на них гораздо выше.

Часто «Егерю» приходится переквалифицироваться в буровика

Среднетоннажный «газон» с двухрядной кабиной до недавнего времени проигрывал соревнование грузопассажирскому «Бычку». Но с появлением в арсенале ГАЗа увеличенного по базе шасси и началом поставок с Минского моторного завода дизелей в дополнение к устанавливаемым со времен царя Гороха заволжским бензиновым моторам нижегородские «капотники» с удлиненной кабиной стали потихоньку теснить московских конкурентов. В варианте со стандартной колесной базой такие автомобили используют главным образом под установку подъемников, кузовов-«техничек», компрессоров и буровых установок. Видимо, все среднетоннажники с удлиненной кабиной прямо с завода отправляют к установщикам спецоборудования, а у дилеров подобные автомобили в модификации с бортовой платформой или просто без какого-то специализированного кузова не сыскать. Впрочем, это логично – рядовому покупателю они не очень нужны, поскольку на шасси с обычной базой за двухрядной кабиной мало свободного пространства для груза, а длиннобазные версии выпускают под заказ.

Изготовлением среднетоннажных «газонов» с двухрядной кабиной занимается нижегородская компания «Чайка-Сервис». Такие кабины могут быть как двух-, так и четырехдверными. ГАЗ-3309 со стандартной колесной базой в вариантах с двух- или четырехдверной кабиной стоит соответственно 330 и 350 тыс. руб., с увеличенной базой – 380 и 360 тыс. руб. (это с бортовой платформой, а без нее – на 12 тыс. руб. дешевле). Цены на оснащенные бензиновыми моторами бортовой грузовик и шасси с увеличенной колесной базой и двухрядной кабиной автор этих строк обнаружил в прайс-листе на сайте компании «СЕМАР». Цена первого указана 328 200 руб., второго – 318 200 руб. Это примерно на 80 тыс. руб. больше, чем просят за серийные ГАЗ-3307 в вариантах соответственно грузовик и шасси официальные дилеры Горьковского автозавода.

В отличие от «Егеря» полноприводный ЗИЛ-432730 с «большой» кабиной по сей день остается экспериментальным образцом

Похожая история с ГАЗ-3308 «Садко»: со спецоборудованием этот автомобиль в модификации с удлиненной кабиной продается, а с грузовым кузовом его найти сложно. Но все же проще, чем дорожный грузопассажирский среднетоннажник. Потому что ГАЗ-3308 с двухрядной кабиной позиционируется в качестве самостоятельной модели, гордо несущей индивидуальную товарную марку «Егерь». Видимо, по замыслам маркетологов, «Егерь» – эдакий увеличенный в размерах аналог популярного во всем мире пикапа-внедорожника с дубль-кабиной. Сколько просят за этого грузопассажирского переростка? «Чайка-Сервис», к примеру, предлагает «Егеря» в варианте с бортовой платформой, оборудованной тентом, за 470 тыс. руб.

Кто же одержит верх в конкурентной борьбе между московскими и нижегородскими среднетоннажниками с удлиненной двухрядной кабиной? Несмотря на то, что выпускаемый ГАЗом грузопассажирский «капотник» стоит дешевле аналогичного «Бычка» и спрос на него растет, вряд ли он сумеет вытеснить последнего с рынка. Хотя бы потому, что вмещает на два человека меньше. Правда, в самое ближайшее время Горьковский автозавод бросит в бой свежий резерв – грузопассажирский вариант «Валдая». Это машина современная и важно, что изначально сконструирована она для работы в городе, а не в сельской местности, как ГАЗ-3307/3309. Но и этот козырь вряд ли побьет все карты «Бычка» – по цене оба автомобиля будут вполне сопоставимы. Это ясно уже сейчас, поскольку дилеры просят за «Валдай» в исполнении с обычной кабиной примерно 420 тыс. руб. (на 150 тыс. больше, чем за ГАЗ-3309), а за версию с двухрядной кабиной придется накинуть еще тысяч пятнадцать–двадцать. Кроме того, удлиненная шестиместная кабина «Валдая» заимствована у грузопассажирской «Газели» (во всяком случае, таковой она была на экспериментальном образце), а значит, располагает не четырьмя дверьми, а лишь двумя, что вряд ли обрадует задних пассажиров.

В цеху – бескапотные Mitsubishi Canter с двухрядными кабинами

Тяжелый класс. «Галерка» здесь редкость

Вы когда-нибудь видели МАЗ, КамАЗ или близкие им по классу европейские аналоги с удлиненной двухрядной кабиной? Скорее всего, нет, хотя пожарные и прочие автомобили с подобной кабиной, несомненно, пришлись бы ко двору, а выпускают их МАЗ и КАМАЗ в больших количествах. Так в чем же дело? А дело тут в бескапотной компоновке таких грузовиков. При необходимости ремонта двигателя откинуть тяжелую кабину непросто, а если она будет в два раза длиннее и тяжелее... Что же делать? Отечественные заводы, если заказчик просит изготовить грузопассажирский вариант грузовика, находят выход в установке пассажирского отсека, объединенного с грузовой платформой. Конечно, он куда более комфортабелен, чем изготавливаемые в былые времена всевозможные навесы и будки, но с кабиной автомобиля, естественно, не имеет общего пространства. А вот иностранцы иногда идут на установку двухрядных четырехдверных кабин на шасси бескапотных тяжелых грузовиков. Автор этих строк сам видел подобную красно-белую пожарную Scania, правда, не в России, а в Швеции.

Из отечественных автопроизводителей серийной двухрядной кабиной для «тяжелого класса» располагает исключительно автомобильный завод «Урал». Два моста, полный привод, четыре двери, шесть мест, компоновка, естественно, капотная – эта модификация «Урала» получила индекс 43206-0551. Впрочем, аналогичную удлиненную кабину можно установить и на трехосный вариант внедорожника. А вот на четырехосный нельзя – у него нет капота, а значит, возникает все та же проблема с откидыванием кабины.

У КамАЗа нет удлиненной многоместной кабины, поэтому пассажирский отсек приходится делать на грузовой платформе

Для «Урала» появление двухрядной кабины всегда было более первостепенно, чем для МАЗа, КАМАЗа или КРАЗа. Ведь внедорожники этого завода в своем большинстве работают в сложнейших дорожных и климатических условиях. Что представляет собой «Урал-43206-0551»? Его шасси практически не отличается от шасси базовой модели с обычной кабиной. Конструкторам даже удалось сохранить без изменений габариты бортовой платформы. Правда, из-за этого «Урал» с двухрядной кабиной стал примерно на 0,4 м длиннее, а запасное колесо было «выдавлено» из-за кабины кузовом. Для данной модификации применяется и укороченная бортовая платформа, позволяющая установить за кабиной кран-манипулятор.

Цена оснащенного ярославской «шестеркой» (Еurо 2) двухосного «Урала» с двухрядной кабиной составляет порядка 960...970 тыс. руб. Это на полсотни тысяч рублей больше, чем дилеры просят за бортовой «Урал-43206» с обычной кабиной.

Сейчас автозавод «Урал» осваивает в производстве модернизированные «капотники» с новым оперением и кабинами, выпускаемыми по лицензии IVECO. Уже появились укомплектованные ими седельный тягач, самосвал, шасси. Видимо, впереди и создание модификации с удлиненной многоместной кабиной. А поскольку такие же кабины используют и на бескапотных «Уралах», возможно, в Миассе появится первый в России тяжелый грузовик с опрокидываемой двухрядной кабиной? Или первым все же будет КамАЗ?



Эта Scania с двухрядной кабиной несет службу в шведских пожарных частях

Почти внедорожник

За рубежом популярность полноприводных пикапов с удлиненной многоместной кабиной, по комфорту и вместимости максимально приближенной к внедорожникам, растет год от года. Пятиместная, а иногда и шестиместная четырехдверная кабина стала для них сильным козырем в привлечении покупателя! А в нашей стране популярность таких пикапов абсолютна – импортные модели продаются исключительно в двухрядном четырехдверном исполнении. За примером далеко ходить не надо.

Взять хотя бы наиболее успешные на отечественном рынке Mitsubishi L200, Ford Ranger и Mazda B-series – их классические версии с короткой кабиной у нас неизвестны почти никому. Продажи этих авто невелики, но стабильно растут, что подтолкнуло и отечественных производителей предложить собственные модели с увеличенной четырех- и пятиместной кабиной.

Экспериментальные разработки на всевозможных выставках показывал УАЗ (это модель 2362 с неопределенной пока перспективой), АЗЛК (четырехдверный фургон, который некоторое время выпускал один из филиалов завода) и ГАЗ («Атаман» с пятиместной кабиной стал последней из трех модификаций этого экспериментального пикапа).

Все три указанные разработки сегодня серийно не выпускают, так что получается, что реально на рынке смогла закрепиться лишь грузопассажирская «Нива», причем не с четырехдверным, а с двухдверным кузовом. Впрочем, закрепиться – громко сказано. Такой автомобиль делают тольяттинские компании «ВАЗинтерСервис» и «Лада-Тул». Но даже если суммировать объемы их производства, то на фоне миллионных тиражей АВТОВАЗа выпуск грузопассажирских «Нив» с удлиненной кабиной кроме как каплей в море не назовешь.

Видимо, вся энергия наших покупателей, желающих приобщиться к легким многоместным грузовичкам, ушла на приобретение нижегородских и ульяновских «Фермеров». Конечно, владеть ими не столь престижно, как навороченным импортным пикапом, но зато такие авто куда дешевле их и практичней!

Комментировать ... >>
Loading...