<<< Назад

Volvo Trucks создает будущее в Сибири
Про­бег машин швед­ской ком­па­нии по го­ро­дам За­пад­ной Си­бири

А. Виноградов, А. Ерохин, фото автора

Когда стало известно о планах Volvo Trucks Россия проведения пробега машин шведской компании по городам Западной Сибири и презентаций в крупных областных и краевых центрах, на ум сразу пришла фраза о могуществе, коему надлежало «...прирастать Сибирью». Похоже, Volvo Trucks взяла на вооружение это высказывание гениального русского ученого. И решило «нарастить свое могущество Сибирью»... и Уралом – двумя последними пунктами маршрута стали Екатеринбург и Уфа.

Предложение участвовать не только в презентациях, но и в пробеге машин, для всех «ездящих» сотрудников редакции оказалось более чем заманчивым: что-то еще всплывет по ходу столкновения западной техники с российской реальностью, да еще в рамках традиционного противостояния «славянистов» и «западников»! Забегая вперед, заметим, что всплыло немало интересного. Например, выяснилось, что почти все участники пробега на каком-то этапе имели довольно смутное представление о состоянии дорожной сети в Российской Федерации и смысле понятия «трасса федерального значения». Смех смехом, но пробуксуй хоть один из магистральных автопоездов на асфальте, который почему-то вдруг стал жидким, и не до смеха стало бы всем и надолго. Впрочем, мы здесь уж слишком сильно забежали вперед.

Всего из нашей редакции на участие в пробеге соблазнились трое: шеф-редактор Алексей Виноградов, шеф-испытатель Константин Ушанов и сотрудник отдела испытаний Александр Ерохин. И каждый из них получит слово.

Поначалу, при взгляде на приглашение, казалось, что пробег охватывает едва ли не всю Россию-матушку (о школьные годы чудесные, как же давно вы были!) Однако при ближайшем знакомстве с изъятым у ребенка-школьника атласом выяснилось, что почти все города расположены (по сибирским меркам, где тысяча верст – не расстояние) почти в одном месте. Зато каком! Два города с населением более миллиона человек, административный центр Кузбасса, да еще демонстрация в краевом центре Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса, еще недавно стройке века, а теперь – топливной опоре страны...

Volvo FM12 : с кем тягаться?

Полностью маршрут выглядит так: Омск (04.06) – Новокузнецк (10.06) – Красноярск (14.06) – Новосибирск (17.06) – Екатеринбург (21.06) – Уфа (24.06).

Автомобили

Прежде всего, нужно назвать флагман модельного ряда компании 610-сильный Volvo FH16, собранный в Гетеборге. Он был практически постоянно сцеплен с тентовым трехосным полуприцепом Schmitz Cargobull, загруженным бетонными блоками так, чтобы полная масса автопоезда составляла максимально разрешенные в России 38 т. Седельный тягач Volvo FH12 и трехосный самосвал Volvo FM12 собраны в подмосковном Зеленограде. При этом тягач на демонстрациях выступал «соло», а на перегонах буксировал одноосный полуприцеп-фургон, служивший передвижным офисом. Четвертым участником пробега стал рефрижератор Volvo FL6 бельгийской сборки.

FH16 укомплектован почти по максимуму: от самого дорогого варианта его отделяло только отсутствие коробки передач I-Shift. Все остальное подробно перечислять не будем, поскольку этой машине уже была посвящена не одна публикация. FH12 оснащен не столь пышно: и пассажирское сиденье поскромнее, и «баранка» без кнопочек... Любопытно, что все участники тест-драйвов во всех городах дружно полагали, что на нем и подвеска кабины проще, чем на флагмане. Но штатные водители этих машин такое мнение опровергали: подвеска кабин на обоих автомобилях одинаковая, просто флагман идет груженым, а Volvo FH12 участвует в тест-драйвах даже без полуприцепа...
На этом перейдем к личным впечатлениям участников пробега.

«Старая» CTO Volvo в Новосибирске – довольно крупный техцентр

Александр Ерохин

Мне достался первый этап пробега. Маршрут: Омск – Новокузнецк через Новосибирск и Кемерово. Сибирская жара – прогноз погоды обещал температуру воздуха в городе днем до +37оС – после московской прохлады сначала показалась даже приятной. Впрочем, это продолжалось не долго, ведь после короткого отдыха в гостинице в тот же день приехал на «День Volvo в Омске» работать.

На широкую асфальтовую площадку, где организаторы этого праздника предполагали проведение тест-драйва, выехали друг за другом флагманский автопоезд и три автомобиля. Честно говоря, лично меня здесь интересовал в первую очередь 610-сильный тягач, предназначенный для работы в составе автопоезда полной массой до 60 т. С удовлетворением узнал, что полуприцеп этого силача забалластирован бетонными блоками общей массой 25 т.

После официального открытия на тест-драйв собралось довольно много участников. Впечатления от представленных автомобилей у большинства из них очень хорошие. Особенно отмечался отличный комфорт рабочего места водителя, на что собственно и нацелена (добавим еще надежность) политика фирмы.

К концу дня выяснилось, что мы трогаемся в путь сегодня же, в 20-00 по местному времени. К этому времени мы с вещами собрались у машин и определились кто на чем едет. Мое место оказалось в тягаче Volvo FH16. Поскольку грузовое движение по городу запрещено, выезжая из него, в центр не попали и примечательного места для съемки колонны в Омске не нашли. День выдался напряженным, а сон накануне был очень коротким, поэтому в ночь садиться за руль этой шикарной машины я не рискнул.

На тест-драйвах многие не верили, что едут на гружённой машине

В кабине Volvo FH16 очень тихо, шумоизоляция выполнена отлично, разговаривать с водителем можно не повышая голоса. Аэродинамических шумов от ветра практически не слышно, сиденья водителя и пассажира аналогичны. Пассажирское сиденье также снабжено пневмоподвеской с регулируемым амортизатором и имеет достаточное количество регулировок. Кроме того, подвеска кабины необычайно комфортна. С точки зрения шумо- и виброизоляции это, пожалуй, один из лучших автомобилей в своем классе.

Машина оборудована климат-контролем и очень хорошим фильтром для очистки воздуха, поступающего в кабину. В момент отъезда колонны разыгралась сильнейшая пыльная буря, поэтому сидя в кабине с температурой 22 градуса, мягко покачиваясь в кресле пассажира и наблюдая за тем, что творится снаружи (вспомним еще необычайно жаркий день), я испытывал настоящее блаженство.

Сильное впечатление произвело и то, что тягач оснащен мостами с необслуживаемыми подшипниками, не смазываемыми карданными шарнирами и централизованной системой смазки, в качестве которой используется экологически безопасная, разлагающаяся под действием микроорганизмов (заправляется 1 раз в 6 месяцев).

Первым в колонне шел груженый автопоезд Volvo FH16 c полуприцепом, за ним порожний самосвал Volvo FM12, рефрижератор Volvo FL6 и замыкал колонну автопоезд Volvo FH12 с офисным полуприцепом без груза.

CTO Volvo в Красноярске: небольшая, но клиенты не переводятся

Несколько слов о дорогах. От Омска до Новосибирска это равнинная трасса, большей частью «бетонка» в довольно приличном по российским меркам состоянии с одной полосой в каждом направлении. Интенсивность движения не очень велика, поэтому колонна шла спокойно, затруднений при обгонах почти не было. С обочинами дело обстоит хуже. Специальных стоянок на дороге практически нет, и каждая остановка колонны у нас вызывала небольшие проблемы. Очень часто приходилось проезжать километры, чтобы найти место для остановки, так как при попытке остановиться машина начинала медленно крениться вправо, продавливая колесами покрытие обочины. Приходилось двигаться дальше до тех пор, пока автопоезд не найдет достаточно твердую опору под колесами.

Когда стемнело, появилась возможность по достоинству оценить ксеноновые фары машины. Эффект улучшения освещенности дороги особенно заметен, когда двигаешься по мокрому асфальту.

До места планируемой ночёвки (гостиница и охраняемая стоянка) добрались около полуночи по местному времени. Поужинав и разместив машины, а также убедившись в отсутствии мест в гостинице, легли спать в автомобилях.

Утром, наконец-то, я оказался за рулем Volvo FH16. Первое, что порадовало – легкость и удобство регулировки рулевого колеса. Впрочем, другие регулировки оказались не хуже. Настроить под себя и рабочее место, и зеркала оказалось очень просто. Все рычаги и клавиши находятся в зоне досягаемости рук водителя, любыми из них можно воспользоваться, не меняя рабочей позы. Обзорность панели приборов отличная, руки и рулевое колесо ничего не закрывают. Обзорность вперед и назад с помощью зеркал – достаточная. Рычаг переключения передач работает четко и легко, расположен удобно.

«Трасса федерального значения», вот только асфальт жидкий...

Динамические качества машины выше всяких похвал. При массе 38 т подъемы практически не ощущаются. Обгоны – просто прелесть, причем переключаться на пониженную передачу необязательно, поскольку максимальный крутящий момент у двигателя развивается уже с 1 000 мин-1. Прекрасно настроен гидроусилитель руля. Набрав чуть больше 80 км/ч, включаю круиз-контроль и убираю ногу с педали подачи топлива. На высшей передаче при 1 200 мин-1 спокойно движемся по трассе. В кабине практически тишина, климат-контроль поддерживает температуру +22оС, из динамиков звучит приятная музыка с компакт-диска. Одним словом лепота!

На перегоне Кемерово – Новокузнецк рельеф дороги стал холмистым, с длинными подъемами и спусками. При выключенной системе поддержания скорости на спусках автопоезд на высшей передаче спокойно разгоняется до 120 км/ч, при этом управляется великолепно. Включив упомянутую систему и задав порог +3 км/ч, убеждаюсь в ее эффективности: крутизна затяжного спуска меняется, а скорость автопоезда остается постоянной. Очень удобно, и никакого износа тормозных накладок.

На развязке заходим несколько быстрее, чем надо, в левый поворот, и ... машина плавно сбрасывает подачу топлива, слегка притормаживает левые колеса, крен уменьшается, скорость уменьшается до величины, допустимой системой, затем подача топлива возобновляется. Прекрасно. Это работает система ESP (стабилизации курсовой устойчивости).

Впечатления от знакомства с этой машиной очень хорошие. Возможно, что 610 «лошадей» и многовато для 38 т, но при движении по дорогам с подъемами средняя скорость получается заметно выше, чем у автопоезда с 420-сильным двигателем.

Тест-драйв в Красноярске

Дорога от Кемерово до Новокузнецка была, пожалуй, лучшей на всем протяжении пробега. Две полосы в каждом направлении с разделителем в виде газона.

В Новокузнецком Дворце спорта металлургов с 8 по 11 июня проходила 11-я Международная специализированная выставка технологий горных разработок «Уголь России и майнинг». На ней и были представлены автомобили Volvo. Разумеется, о тест-драйве речи быть не могло, но горняки попросили показать самосвал в работе. Дело в том, что уголь с шахт на погрузку в железнодорожные вагоны доставляется самосвалами, которые работают круглосуточно. При этом расстояние перевозки составляет 20–35 км по карьерным дорогам с приличными подъемами и спусками.

Представители угольного разреза «Киселевский» предложили опробовать машину прямо в карьере. В первую очередь их интересовала вместимость кузова. Ведь уголь, добываемый на разных шахтах, имеет разную плотность. Самый легкий (0,7 т/м3) добывается на шахте «Ульяновская» этого разреза. Ее от погрузочной площадки на железной дороге отделяют 20 км.

Проехав по трассе на шахту, оценили всю прелесть этой дороги. Жара под 35 градусов, огромное количество пыли и хорошие перепады высот с уклонами до 16%. На участке работают до 70 самосвалов КамАЗ-65115 и -55111. Погрузка ведется экскаватором с ковшом 5,5 м3. Два ковша и кузов КамАЗа полон. По весу – это около 11 т при надставленных бортах.

«День Volvo» в Новосибирске

На затяжных подъемах КамАЗы идут на второй пониженной передаче. В общем, идеальные условия для демонстрации самосвала Volvo FM12. Загрузив четырьмя ковшами полностью кузов, взвесили машину. Получилось 19 т самого легкого угля. А дальше в дело вступили 420-сильный мотор и превосходная подвеска. На те же подъемы машина шла на пятой повышенной передаче, а скорость была такой, что ехавший следом на «Тойота Ленд-Круизер» потенциальный покупатель довольно быстро отстал и потерял самосвал из виду...

В итоге теста выяснилось, что один Volvo FM12 заменяет на этой трассе почти пять КамАЗов. На следующий же день началось оформление в лизинг нескольких самосвалов, укомплектованных кондиционером и автоматической коробкой передач. Впрочем, понравился самосвал Volvo и руководителям еще двух разрезов, но те решили посмотреть, как пойдут дела с иномарками у соседа.

Алексей Виноградов

Красноярск встретил солнышком и умеренным теплом. Город красивый и знаменитый. На часовню, изображенную на 10-рублевой купюре, мы любовались из окна гостиницы, а по мосту, нарисованному на ней же, ехали на микроавтобусе, отправляясь на «День Вольво». Он, судя по всему, во всех городах проходил почти по одному сценарию, но из-за местной специфики каждый раз получалось отдельное событие. Общая канва такая: открытие праздника, небольшое сообщение о машинах и тест-драйв. Одновременно для тех, кто не катается, культурная программа, разгадывание кроссворда, в котором выявлялись ключевые слова, складывавшиеся в девиз пробега: «Volvo Trucks. Создавая будущее», викторина для победителей.

«День Volvo» в Омске

Из красноярских особенностей праздника отмечу не только большой интерес к шведским автомобилям всех собравшихся, но и то обстоятельство, что среди желающих прокатиться и посидеть в кабине оказалось очень много женщин. И еще красноярцы порадовали тем, что многие из них пришли на «День Вольво» с нашим журналом. Его здесь, как оказалось, знают и уважают.

По ходу праздника съездил на станцию техобслуживания Volvo. Она здесь сравнительно небольшая: одна длинная осмотровая канава, позволяющая поставить полноразмерный автопоезд, четырехстоечный грузовой подъемник. Правда, СТО располагается на территории камазовского техцентра, поэтому по части мойки и шиномонтажа тот всегда помогает. Несмотря на небольшие ремонтные площади, на сервисе стоят две машины: FH12 первого поколения (явно секонд-хенд) и новенький FM9, убитый эксплуатационниками (на нем пытались ехать с пробитым масляным поддоном двигателя). Когда уже собрался уезжать обратно, на праздник, к воротам сервиса подкатил еще один клиент на полноразмерном автопоезде. Судя по всему, услугами красноярского сервисного центра народ пользуется охотно.

Выезжаем в 5-00 по местному времени. И перегон до Новосибирска оказался, пожалуй, самым насыщенным и интересным из всех. Мне довелось ехать на FH12, замыкавшему колонну. Как уже говорилось, он укомплектован скромнее флагмана. Но нельзя сказать, что это вызывало хоть какой-нибудь дискомфорт. Кондиционер прекрасно справлялся со своими функциями, пассажирское кресло предоставляет достаточно удобств, а что касается вынесенного на руль управления мобильным телефоном, то почти весь маршрут все равно не было сигнала. Так что путешествие началось и продолжалось вполне комфортно, пока...

Новокузнецк: встреча земляков

Дальше, наверное, лучше процитировать пресс-релиз. «Проезжая город Ачинск, услышали тревожное сообщение: «Сегодня на федеральной трассе Новосибирск – Иркутск взорвался грузовик КрАЗ, перевозивший компоненты для производства взрывчатых веществ. Как сообщили в ГУ по делам ГО и ЧС Кемеровской обл., инцидент произошел в 5-50 по местному времени в одном километре от деревни Усманка Чебулинского района Кемеровской обл. По данным спасателей, во время движения грузового автомобиля загорелся его двигатель, после чего последовал взрыв. КрАЗ перевозил из Кемерово в Ачинск эмульсию для производства взрывчатых веществ, которые используются при горных работах. Взрывом разрушено полотно дороги – на ней образовалась воронка длиной 16, шириной 10 и глубиной 3 м»... Предстояло сделать нелегкий выбор: ехать по направлению к месту происшествия и застрять надолго в пробке, так как дорожное полотно впереди полностью разрушено, либо искать объезд, чтобы успеть добраться до Новосибирска в назначенное время.

Для объезда выбрали дорогу, которая в атласе значилась «трассой федерального значения». Асфальт постепенно становился все уже, потом скрылся под слоем песка. Дальше дорога стала очень похожа на банальный грейдер, местами изрядно побитый то ли самосвалами, то ли тракторами, то ли природными катаклизмами.

Всякий дальнобойщик скажет, что в России подобное встречается хоть и не на каждом шагу, но частенько. Но, правда и то, что магистральные тягачи с их противоподкатными брусьями спереди и сзади и полуприцепы с низко висящими «ногами» для таких ситуаций просто не предназначены. Тем не менее, они благополучно, без потерь и, честно говоря, не слишком напрягаясь, проблемные участки преодолели. Хуже пришлось городской FL: длинная база, малый диаметр колеса, да еще противоподкатные брусья здорово осложняли жизнь ее водителю. Несколько раз эта машинка начинала буксовать, однако выбиралась из затруднений самостоятельно. Нужно ли говорить, что самосвал всех этих дорожных трудностей даже не заметил: ехал себе и ехал.

Красноярск-Новосибирск: «Ребята, как вы сюда попали?»

На заправке, куда заехали, выйдя на трассу, все удивлялись: «Ребята, откуда вы взялись? С той стороны никто не едет...». Жаль только, что за всеми этими приключениями мне так и не удалось проехать за рулем FH12.

Новосибирск – крупный центр. А еще это опорный пункт ЗАО «Вольво Восток» в регионе, именно здесь располагается представительство фирмы в Сибири. И станций технического обслуживания в городе целых две. Любопытно, что у каждого из владельцев сервисов Volvo есть станции также в Омске – другом сибирском городе с населением более миллиона человек.

«День Вольво» проходил в аэропорту «Северный», а для тест-драйва использовали рулежные дорожки аэродрома. И еще новосибирские участники праздника сильно отличались от тех, кто присутствовал на нем в Красноярске. Здесь был все больше народ солидный, которому скорей подходит словосочетание «сибирский промышленник». Или может все дело в том, что в Красноярске мероприятие проходило в выходной, а в Новосибирске в рабочий день?

 

Наибольший интерес в обоих городах вызывали магистральники. Примечательно, что цена в 140 тыс. евро за тягач Volvo FH16 никого не удивила. Правда, демонстрацию самосвала в карьере в Новосибирске провели.

Репутация машин Volvo в регионе очень высокая. Сибиряки их охотно покупают. Замечу, что это еще и высокая оценка расположенных в городе сервисных центров.

Из Новосибирска автомобили Volvo отправились на Урал, я же самолетом в Москву.

Рассказ о пробеге шеф-испытателя нашей редакции читайте в следующем номере.

Комментировать ... >>
Loading...