Опубликовано: ГП 07-2004
И оба из Павлово

Автобусы ПАЗ-4230 «Аврора» и ПАЗ-32053

А. Ерохин, фото К. Ушанова

В конце апреля на автополигоне в Дмитрове появились два автобуса Павловского завода: ПАЗ-4230 «Аврора» и ПАЗ-32053. Учитывая интерес читателей, мы заручились согласием компании «Русские автобусы» и взяли эти машины для редакционных тестов. Поскольку пришлось вписываться в программу заводских испытаний, тестирование автобусов удалось провести только с полной нагрузкой.

Итак, начнем по порядку. Экстерьер ПАЗ-4230 «Аврора» по сравнению с прежней моделью ПАЗ-32053 выглядит более привлекательно, но по поводу некоторых вещей, показавшихся не совсем удачными, скажем несколько слов. Как известно, павловские автобусы традиционно работают не только на дорогах с твердым покрытием, но и там, где кончается асфальт. В последнее время в некоторых городах они нашли широкое применение в качестве маршрутного такси. Наличие больших свесов у «Авроры» сильно ограничивает сферу ее применения, и рассматривать эту машину в качестве преемницы старого доброго ПАЗика нельзя. Для движения по грунтовым дорогам она явно не так хорошо приспособлена, как ПАЗ-32053.

Салон «Авроры» рассчитан на 31 посадочное место. Кресла для пассажиров имеют тканевую обивку с приятным рисунком. При расположении дверей спереди и сзади в салоне получился очень длинный проход. Хорошо, что он не такой узкий, как у некоторых других пригородных автобусов. Нам кажется, что оптимальное место для задней двери – ближе к задней трети салона, как у большинства немецких автобусов, хотя при такой базе и свесах она окажется почти в середине салона.

Салон старого ПАЗика короче, чем у «Авроры» и оборудован одной основной дверью. Вторая, задняя дверь является запасным выходом. Из-за меньшей длины пассажировместимость ПАЗика несколько меньше.

Дверные проёмы в обоих автобусах без нареканий
Дверные проёмы в обоих автобусах без нареканий
Дверные проёмы в обоих автобусах без нареканий
Дверные проёмы в обоих автобусах без нареканий
Салон ПАЗ-32053 более просторный, чем у «Авроры», зато менее комфортабелен
Салон ПАЗ-32053 более просторный, чем у «Авроры», зато менее комфортабелен
Салон ПАЗ-32053 более просторный, чем у «Авроры», зато менее комфортабелен
В старом ПАЗе есть за что люк открыть и закрыть
Краткая техническая характеристика ПАЗ-4230 «Аврора»
Снаряженная масса, кг 6 400
Полная масса, кг 10 500
Емкость топливного бака, л 105
Двигатель ММЗ-245.9
Номинальная мощность, кВт (л.с.) при мин–1 100 (136) при 2 400
Максимальный крутящий момент, Нм при мин–1 460 при 1 300–1 400
Система наддува Турбокомпрессор ТКР-9
Коробка передач Механическая 5-ступенчатая
Размер шины, дюймы 8,25R20
Шины КИ-111
Краткая техническая характеристика ПАЗ-32053
Снаряженная масса, кг 5 170
Полная масса, кг 8 155
Колесная формула 4х2
Двигатель Карбюраторный
Модель двигателя ЗМЗ-523400
Карбюратор К-135 МУ
Система зажигания Бесконтактная
Топливо Бензин АИ-76
Максимальная мощность, кВт 96 при 3 200 мин–1
Максимальный крутящий момент, Н·м 314 при 2 200 мин–1
Тип и модель коробки передач Механическая ГАЗ-3307
Передаточное число:
  • высшей передачи
  • главной передачи

1,00
5,86

Сиденье водителя в обеих машинах с помощью имеющегося набора регулировок позволяет расположиться на рабочем месте достаточно удобно. Наличие подрессоривания кресла делает посадку более комфортной. Конечно, современное сиденье на пневмоподвеске и с более полным набором регулировок было бы комфортабельнее, но все это сказывается, к сожалению, на цене. Для удобной посадки хотелось бы иметь и регулируемую рулевую колонку.

Рабочее место водителя в «Авроре» достаточно удобно
Садиться в ПАЗ-32053 не удобно: нет поручня под правую руку
Радиаторный блок «Авроры»

Контрольные лампы на панели приборов расположены в зоне видимости и не перекрываются рулем. Но при ярком освещении панели, например, в солнечный день, горящую контрольную лампу заметить весьма трудно. То же самое можно сказать и о МАЗ-32053. Кстати, это болезнь многих отечественных автомобилей.

Пользование педалями не вызывает затруднений на обеих машинах.

Привод переключения передач на «Авроре» выполнен далеко не лучшим образом. При пользовании рычагом у нас возникали проблемы с выбором передач. На «32053» проблем с выбором и переключением передач тоже хватает, при этом вызывают удивление очень короткие ходы переключения. Догадаться о включении передачи можно на уровне скачкообразного изменения усилия на рычаге КП.

К сожалению, сказать что-либо об отоплении салона, а тест проводился в хороший весенний денек, на улице было +15 градусов, мы ничего не можем.

Размещение рычагов управления и переключатель света на ПАЗ-32053 оригинальностью не отличаются

Максимальной скорости в 88,4 км/ч – эту величину мы получили при замерах, тестируя «Аврору», вполне достаточно для автобуса пригородного сообщения на российских дорогах, хотя заявленная максимальная скорость выше. Динамика разгона с полной нагрузкой находится на приемлемом уровне. На ровных покрытиях претензий к 5-ступенчатой коробке передач у нас не появилось, а вот при движении по дорогам с небольшими подъемами очень хотелось иметь под рукой «половинки» передач. Возможно, это связано с тем, что не хочется лишний раз пользоваться таким непослушным рычагом с тросовым приводом управления коробкой.

Подбор передаточных чисел трансмиссии «Авроры» более характерен для пригородного автобуса, на ПАЗ-32053 он, пожалуй, аналогичен.

Знать бы как на «Авроре» люк открыть Место для аптечки очень удобное На ПАЗ-32053 слишком доступный блок предохранителей Без комментариев

Показатели топливной экономичности у «Авроры» находятся на весьма неплохом уровне, а вот скоростные – выглядят заметно хуже. Видимо, это связано с неверной регулировкой привода управления подачей топлива. В самом деле, максимальная мощность двигателя достигается при 2 400 мин-1, а на нашей машине ограничение оборотов наступает уже при 1 900 мин-1.

В комбинации приборов «053-го» ПАЗика нас приятно удивило наличие тахометра. Насколько нам известно, на машинах, где применяются двигатели ЗМЗ-523400 (ЗМЗ-53 прежнее название мотора), тахометров никто не ставил.

Старый знакомый ЗМЗ-523400

Топливная экономичность автобуса ПАЗ-32053 существенно хуже. На эту тему можно ничего не говорить, поскольку карбюраторный двигатель на такой машине уже давно никто (кроме павловчан, естественно) не ставит.

Результаты испытаний ПАЗ-4320 «Аврора» с полной нагрузкой
Расход топлива, л/100 км, при скорости, км/ч:
   40 12,7
   60 15,9
   80 21,4
   максимальной 21,4
   в режиме ИГД (средняя скорость, км/ч) 23,7 (40,6)
   в магистральном цикле (средняя скорость, км/ч) 19,3 (60,6)
Максимальная скорость, км/ч 88,4
Время разгона с места, с:
   до 60 км/ч 32,5
   до 80 км/ч 63,5
Время разгона на пути 1 000 м с места, с 65,4
Выбег с 50 км/ч, м 735
Примечание. Масса автобуса при испытаниях 10 500 кг.
Результаты испытаний ПАЗ-32053 с полной нагрузкой
Расход топлива, л/100 км, при скорости, км/ч:
   40 17,8
   50 18,9
   60 20,9
   70 22,5
   80 27,2
   максимальной 33,4
   в режиме ИГД (средняя скорость, км/ч) 33,0 (38,7)
Максимальная скорость, км/ч 89,6
Время разгона до 60 км/ч с места, с 34,2
Время разгона с места, с:
   на пути 400 м 35,3
   на пути 1 000 м 66,3
Выбег с 50 км/ч, м 628
Примечание. Масса автобуса при испытаниях 8 155 кг.
Атмосферные условия
ПАЗ-4320 «Аврора» ПАЗ-32053
Температура, °С +15 +13
Скорость ветра, м/с 1–3 1–3
Давление, гПа 996 988
Относительная влажность, % 61 77
Плотность воздуха, кг/м3 1,21 1,21
Отклонение плотности от стандартной, % 1,51 1,52
Испытания проводились на динамометрической дороге автополигона в соответствии с методикой, изложенной в ГОСТ 20306-90 и ГОСТ 22576-90.

Если сравнивать расходы топлива автобусов, то, несмотря на большую массу (почти на 2 350 кг) и почти одинаковую максимальную скорость (разница в скорости 1,2 км/ч), у «Авроры» он на 8,7 л/100 км меньше, чем у ПАЗ-32053. Это 26%. Солидное преимущество, не правда ли? С точки зрения динамики «Аврора» также несколько лучше ПАЗ-32053. В самом деле, средняя скорость на стандартном маршруте имитации городского движения у нее почти на 2 км/ч выше.

ПАЗ-32053: АКБ размещено на выдвижной платформе Электрический блок «Авроры»

Приятно, что на обоих автобусах в стандартном исполнении установлена антиблокировочная система тормозов, что существенно повышает пассивную безопасность машин. Но жаль, что нет противобуксовочной системы, которая тоже была бы не лишней на автобусах, особенно зимой.

Подводя итоги, можно сказать следующее: новая модель лучше прежней и существенно экономичней в эксплуатации. В целом, учитывая большой дефицит автобусов, машины нам понравились, и мы уверены, что они обязательно найдут, точнее, уже нашли свое место на рынке.

Комментировать ... >>