Полёт к победе
Когда в редакцию пришло приглашение на презентацию команды «КАМАЗ-Мастер», то выбор пал на меня, как на человека, проведшего за рулём КамАЗа большую часть своей водительской жизни. Короткие сборы, самолёт, и вот я уже в челнинском аэропорту «Бегишево», где меня, вместе с другими журналистами, встречал представитель команды «КАМАЗ-Мастер» Алексей Шилободин.
А дальше получилось, как говорится, с корабля на бал. Прямо из аэропорта, «заскочив» в гостиницу и бросив там вещи, мы поехали на трассу, где «обкатывала» новые машины и тренировалась заводская команда: Семён Семёнович Якубов – руководитель команды и штурман Владимира Чагина, сам Чагин, Ильгизар Мордеев, механики. В рядок со «штабной» палаткой стояли три КамАЗа, но каких! Серийный двухосный КамАЗ-4911, новая дакаровская техничка КамАЗ-49115 и «боевой» КамАЗ Ильгизара Мордеева.
После короткого знакомства нам предложили очень интересную и насыщенную программу: во-первых, Ильгизар Мордеев «прокатит» всех желающих на своей «боевой» машине, во-вторых, дадут возможность проехать за рулём серийного 4911, и напоследок Мордеев покажет, как КамАЗы умеют «летать».
А тем временем Якубов вместе с Чагиным ответят на все интересующие журналистов вопросы.
Желающих «прокатиться» с Мордеевым на самом деле оказалось немного. Но я не мог упустить такую возможность и через некоторое время уже сидел в кабине, пристёгнутый с помощью механиков 4-точечными ремнями. Ильгизар порекомендовал шлем застегнуть потуже, потому что будет немножко «тряско», и ноги держать на специальных площадках.
И мы стартанули!!! Я ездил в своей жизни на многих машинах, и быстро ездил, но это ни с чем несравнимо! Участок очень плохой проселочной дороги с тремя трамплинами, «стиральной доской», грязью и очень вязким песком длиною в 18 км мы пролетели примерно за 12 минут. И это несмотря на то, что, как мне сказал Мордеев, была команда: «Журналистов катать процентов на шестьдесят от того, что можем».
Тряска и удары были такой силы, что говорить на ходу оказалось практически невозможно (чего не скажешь о Мордееве). Так, как я сидел на штурманском месте, то попытался сымитировать работу штурмана – результат... нулевой. А ведь от работы штурмана зависит многое. Но водительское мастерство пилота, именно пилота – по-другому не скажешь, управляемость машины, мощность мотора, были на высоте. В этом я убедился, что называется на своей шкуре.
Участок этого проселка пролегает между двумя асфальтированными дорогами, съезды с которых устроители на время заездов перекрыли. Но когда мы находились на трассе, в закрытом повороте, вдруг откуда ни возьмись появился джип, который очень медленно полз по колее. Ситуация «аховая», скорость около сотни, колея одна, слева овражек, справа лес, почти вплотную к дороге.
И вот здесь проявились все лучшие качества пилота и машины. Резкое торможение, больше похожее на очень сильное замедление, руль вправо, КамАЗ вылетает из колеи в сторону леса, Ильгизар машину удержал и, работая рулём и газом, пролетел мимо ошалевшего джипа, вернулся на дорогу и резко ускорился. Спокойствию и выдержке Ильгизара можно только позавидовать.
Когда мы вернулись на стоянку, я спросил у Якубова: «А, где джип»? На что он с усмешкой ответил: «Думаю, что он здесь больше ездить не будет». И вот, что я подумал после этой прогулки по проселку: «Выигрывать гонки, лежа на диване, смотря трансляцию по телевизору, проще простого».
Часто слышал такую фразу: «А чего там сложного, топи и топи, кругом пустыня, только не заблудись...» Могу сказать только одно. Теперь я понимаю, почему ребята из команды «КАМАЗ-Мастер» приезжают к концу гонки на анаболиках... После 15 минут «гонки» плечи от ремней болели, а грудная клетка стонала до утра.
Резюме первое... Сказать, что для этого нужно иметь лошадиное здоровье, значит, не сказать ничего.
...И второе. Сколько же здоровья и нервов экипажи оставляют на трассе!!!
Кстати, после очередной «покатушки» одному из журналистов стало плохо...
Затем наступил мой черед занять место за рулём серийного КамАЗ-4911. Эта машина практически такая же, как и «дакаровский» КамАЗ, с незначительными отличиями. Мотор мощностью «всего» 730 л.с. Подвеска чуть мягче, ну и раскрас обычный. Машина выпускается малыми партиями. Собирают ее в НТЦ «КАМАЗа» под особым контролем. Данный автомобиль предназначен как для гонок, так и для повседневной работы в условиях тяжелого бездорожья. Грузоподъёмностью и надежностью этот «проходимец» не обижен, да и не только. Но об этом чуть позже.
Мой путь за рулём этого автомобиля пролегал по проселку, но уже другому, вдоль реки. Дорога местами была чуть заболочена, но это никак не сказалось на движении автомобиля. Мотор очень тяговитый, особенно на «низах». Подвеска работает мягче, чем у «старшего брата», правда, и скорость куда ниже, чем в предыдущем заезде. 16-ступенчатая коробка передач ZF переключается четко, без каких-либо усилий (может, потому, что машина новая?).
Обзор обычный, как у всех КамАЗов, разве что сидишь повыше. Правда, в кабину забираться высоковато, надо бы конструкторам приставную лесенку придумать. Кабина довольно спартанская, да и мотор шумноват. А, в общем, впечатление приятное.
Под вечер, наконец-то, наступил кульминационный момент. Гвоздь программы. И этот «гвоздь» вбил все тот же Ильгизар Мордеев. Да как вбил! По самую шляпку!!! По толпе журналистов пронеслось: «Мордеев будет прыгать на серийном КамАЗе». И действительно, Ильгизар сел в машину, на которой я только что ездил, и укатил по проселку в ту сторону, где нам встретился джип. Все журналисты подошли поближе к эстакаде высотой метра полтора и приготовили съёмочную аппаратуру.
И вот, вдалеке послышался рёв мотора, затем показалась сама машина, короткий подъём на эстакаду, прыжок – полёт – приземление и по толпе (журналистов) пробежал вздох... не впечатлило! Машина пролетела в воздухе метров 5–6, не больше.
«Либо мотор слабоват, либо машину бережет», – пробежал по толпе шепоток.
Затем те же действия повторились еще несколько раз, и после последнего прыжка Мордеев поставил машину на стоянку и пересел на свой «боевой» КамАЗ. Правда, несколько минут с ним, перед этим о чем-то говорил Чагин, а потом и Якубов. Видимо в команде поняли: «журналистская братия» недовольна столь малым эффектом. Хотя факт, как говорится, налицо. Машина действительно прыгает и даже немного «летает». Знающие люди говорили, что «боевой» КамАЗ может пролететь в воздухе до 40–50 м... Опять взревел мотор, и машина умчалась.
И вот тут-то свершилось то, чего все с нетерпением ждали. Ильгизар разогнал машину и прыгнул так, что в воздухе она буквально просвистела метров 20–25. Некоторые журналисты даже не успели нажать кнопку затвора фотоаппарата вовремя, зато аплодисменты были более чем бурные. После этого прыжка Мордеев развернулся и с тем же успехом повторил на «бис» еще несколько раз. Честно говоря, я такое зрелище вживую видел первый раз в своей жизни. Как-то все нереально: машина пролетает в воздухе 20–25 м, отрыв колёс от земли составляет метра 2,5–3, при приземлении происходит сильный удар о землю (могу себе представить ощущения пилота) и машина несется дальше. Чума!!!
После вышеописанных событий был проведен короткий разбор полётов, и нам предложили сделать общий осмотр представленных машин в более спокойной обстановке. Я же заинтересовался новой трехосной техничкой, которая должна участвовать в предстоящем «Дакаре». Тем более что, как сообщил Якубов, на нее должны поставить удлиненную четырехместную кабину, в которой механикам команды предстоит проделать весь путь. По новым правилам, механики всех команд должны прибывать на бивак не самолётом, свежими и отдохнувшими после бессонной ночи, а сопровождать своих подопечных на техничках. Потому-то камазовцы и разработали новую техничку, в которой, ни много, ни мало, размещены: мастерская и небольшой склад запчастей, душевая кабина, квадрицикл для коротких перемещений по пустыне и даже бочонок с пивом для вечернего отдыха... В общем, продумано всё до мелочей.
Поле ознакомления с машинами и небольшой импровизированной пресс-конференции с Якубовым, все отправились на «большую» пресс-конференцию с руководством ОАО «КАМАЗ»: генеральным директором С.А. Когогиным, директором по информационной политике ОАО «КАМАЗ» В.А. Самойловым и руководством команды «КАМАЗ-Мастер». Вечером, после пресс-конференции команда «КАМАЗ-Мастер» пригласила всех пообщаться в неформальной обстановке.
А на следующее утро «гонка» возобновилась! Поехали на базу команды, где собирают и ремонтируют гоночные машины. Всё это происходит в Научно-техническом центре «КАМАЗа». Так сказать, в «святая святых» завода, где и можно было увидеть в действии всю работу техников и механиков команды. Там же, в цеху, С. Якубов и И. Мордеев рассказали и показали много интересного. Например, как борются за «похудение» «боевой» машины. Ведь КамАЗ весит на 2 т больше своего главного конкурента DAF. Будет облегчена подвеска машины за счет уменьшения количества рессорных листов. Скорее всего, будет применен новый кузов, про который рассказали очень мало, так как это ноу-хау КАМАЗа. Но левую сторону каркаса кузова я приподнял от пола буквально двумя пальцами... На вопрос «что за материал?», ответа не получил.
Зато было заявлено, что на машине Чагина будет установлен модернизированный и облегченный примерно на 50 кг двигатель, усовершенствована система забора топлива из баков, из-за чего можно заливать на 100 л топлива меньше. А так же будут установлены новые, более легкие и прочные топливные баки. Что в сумме с перечисленными модернизациями позволит машине «похудеть» на 600–650 кг. Вроде бы немного, но когда борешься за каждый килограмм веса...
В связи с тем, что организаторы ралли ограничили скорость грузовиков 150 км/ч, появилась возможность сделать мягче подвеску, это должно благотворно повлиять на машину и здоровье экипажа (о чем днём раньше, во время «покатушек», я подумал). И еще, о чем я с удивлением узнал: хваленой системой замены резины без снятия колеса с машины камазовцы в гонке не пользуются. Дело в том, что резина на жаре от скорости «пригорает» так, что снять ее быстро невозможно.
С. Якубов привел пример. Дафовцам, для того, чтобы снять поврежденный баллон, пришлось сделать с десяток кругов на одном месте, прежде чем колесо немного «разбортовалось». А наши ребята меняют колесо за 9,5 минут, включая: полную остановку машины, отстегивание ремней безопасности и, соответственно, все работы по замене колеса.
Напоследок нам показали здание, в котором в ближайшем будущем разместится штаб-квартира команды. Там будут офисные помещения, тренажерные залы, реабилитационный центр (на заводе заботятся о здоровье своих гонщиков и механиков).
Собственно говоря, на этом программа посещения завода закончилась. А ведь хотелось побывать в цехах, посмотреть, как собирают серийные КамАЗы. Но как сказал Алексей Шилободин, это пожелание будет учтено руководством завода, и в следующий раз можно будет увидеть всё производство. Ведь команда «КАМАЗ-Мастер» – верхушка айсберга. А смотреть надо в корень.
И уже, как говорится, «под занавес», организаторы решили порадовать журналистов «маленькой гоночной драчкой». Чтобы мы не только могли вообразить, но и почувствовали себя в шкуре гонщика. Всех отвезли на картодром, где нам предоставили 24-сильные карты. Вот тут-то мы и оторвались...
Все было устроено на высшем уровне, начиная с подъёма флага и небольшого праздничного шоу, и заканчивая дорогими призами от команды и прощальным словом С. Якубова и В. Чагина. Кстати, награждал сам Чагин! Знаете, как приятно принимать награды от трёхкратного чемпиона мира по ралли-рейдам.
Потом наступило прощание. Стало немного грустно. Ведь я познакомился со столькими хорошими и любящими своё дело людьми. И уже в самолёте я подумал о «летающих» КамАЗах и африканских песках. И название статьи родилось само собой: «Полёт к победе».