Спирт во благо, а не во вред...
Спирт – магическое химическое соединение, которое может вернуть человека к жизни, а может и погубить в одночасье. Спирт служит медицине и в то же время составляет основу вредных для здоровья, но крайне популярных напитков. Но не будем о печальном. Ведь спирт можно использовать и как топливо для двигателей внутреннего сгорания, применяемых, например, на автобусах Scania.
Раньше городские автобусы Scania с двигателями DS19 E01 Euro 3, работающие на этаноле, производились только в Бразилии. Кстати, в этой стране 50% автомобильного транспорта (даже личного) работает на спирту. Автобусы, собранные на родине дона Педро, успешно эксплуатируются в столице Швеции. Однако в будущем стокгольмский «спиртовой» автопарк будут пополнять аналогичные машины уже с российским паспортом. Дело в том, что на заводе «ООО «Скания-Питер» начато производство автобусов на этаноле, полностью ориентированное на экспорт. Генеральный директор «Скания-Питер» Харри Суоминен особо отметил, что данная продукция не предназначена для российского рынка, и все автомобили будут отправляться в Швецию.
Из Питера до столицы Финляндии Хельсинки автобусы пойдут своим ходом, затем на пароме их доставят в Стокгольм. В этом году 75 автобусов должны отправиться по этому маршруту в столицу Швеции.
Как сказал Харри Суоминен, в шведской столице сегодня эксплуатируется 200 автобусов на этиловом спирте. Удовольствие это, надо сказать, недешевое, поскольку литр этанола стоит 0,75% от стоимости литра бензина. Власти шведской столицы одобряют использование спиртовых двигателей скорее из экологических (читай – политических) соображений, а не экономических. Правительства многих европейских стран поощряют владельцев спиртовых автомобилей, например, в Лондоне, Хельсинки, Осло и Стокгольме для таких машин созданы бесплатные парковки.
«В России, – продолжил Харри Суоминен, – к сожалению, есть одна очень серьезная проблема – отношение россиян к спирту». Законы России и ответственность за их нарушение в полной мере соответствуют этому отношению. Как только автобусный завод «ООО «Скания-Питер» приступил к производству машин с двигателями, работающими на этаноле, сразу начались проверки предприятия со стороны органов внутренних дел и других контролирующих организаций. И хотя этаноловое топливо – это смесь спирта со специальными присадками, из-за которых абсолютно невозможно выделить из горючего даже мало-мальски пригодный для употребления спирт, проверки предприятия проводятся, и милиция периодически посещает завод.
Кстати, из разговора с генеральным директором питерского автобусного завода выяснилось, что специалисты Scania отслеживают российский рынок автобусов и грузовиков. Анализ показал, что этаноловые двигатели могли бы успешно конкурировать с газовыми и тем более с дизельными в России, а особенно в Украине, поскольку в этих странах цена спирта почти равна цене газа. Но менталитет...
Девятилитровые двигатели питерских городских автобусов Scania, работающие на этаноле, ничем не отличаются от своих собратьев, потребляющих дизельное топливо. Отличается система подачи топлива, а в моторный отсек устанавливается мощная противопожарная система. Кстати, в пакет присадок топлива входит рапсовое масло. Это очень важный компонент, поскольку этанол не имеет смазывающих свойств, как дизтопливо.
В принципе и сам автобус не очень отличается от тех, которые эксплуатируются в России. В стандартную комплектацию входят откидывающийся пандус для детских и инвалидных колясок в средней двери, внутри салона есть кнопки открывания и специальные приспособления для оплаты проезда (в Стокгольме кондукторов нет).
А самое главное – выхлоп автобуса спиртом совсем не пахнет. Зря милиция автобусный завод обхаживает.